Управление качеством как фактор успеха предприятия в конкурентной борьбе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 21:55, контрольная работа

Описание

В последние годы мир бизнеса чрезвычайно усложнился, стал невероятно изменчивым, повысился уровень конкуренции, обстановка в целом стала непредсказуемой, быстро изменяющейся. Для выживания и развития предприятий в реальных условиях им необходимо приспосабливаться к динамично меняющимся условиям окружающей среды. Для этого каждый предприниматель, каждая фирма должны иметь свою хозяйственную стратегию, находить главное звено для победы в острой конкурентной борьбе. Без «стратегического видения» будущего, без поиска долговременных конкурентных преимуществ невозможно достичь эффективного функционирования бизнеса.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1. Управление качеством как фактор успеха предприятия в конкурентной борьбе ……………………………………..………………………5
1.1Сущность управления качеством……………………………………6
1.2 Инструменты управления качеством…………………………..……11
2. Управление качеством и суть стандартов семейства ISO 9000……..14
2.1Область применения стандартов ISO 9000………………………….16
2.2Требования к системам управления качеством и требования к продукции………………………………………………………………………….17
Заключение ……………………………………………………………......28
Список использованной литературы…………………………………….

Работа состоит из  1 файл

Менеджмент Качесива.docx

— 51.48 Кб (Скачать документ)

Министерство образования  и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный  технологический университет»

Факультет: Экономического направления МИППС

Контрольная работа

По дисциплине: Менеджмент качества

Вариант  4:

 

  1. Управление качеством как фактор успеха предприятия в конкурентной борьбе
  2. Управление качеством и суть стандартов семейства ISO 9000

 

Выполнил студент третьего курса группы 10-ЗЭс-ГУ1

Луняка Кирилл Константинович

Специальность 080504

Рецензент                                                                  Веселова Н.Ю. 

Защита_______________                                      Оценка_____________

«____»___________________2013 г.                    Подпись____________

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

1. Управление качеством как фактор успеха предприятия в конкурентной борьбе ……………………………………..………………………5

1.1 Сущность управления качеством……………………………………6

           1.2 Инструменты управления качеством…………………………..……11

2.  Управление качеством и суть стандартов семейства ISO 9000……..14

  2.1 Область применения стандартов ISO 9000………………………….16

            2.2 Требования к системам управления качеством и требования к продукции………………………………………………………………………….17

Заключение ……………………………………………………………......28

Список использованной литературы…………………………………….29

 

Введение

В последние годы мир бизнеса  чрезвычайно усложнился, стал невероятно изменчивым, повысился уровень конкуренции, обстановка в целом стала непредсказуемой, быстро изменяющейся. Для выживания  и развития предприятий в реальных условиях им необходимо приспосабливаться  к динамично меняющимся условиям окружающей среды. Для этого каждый предприниматель, каждая фирма должны иметь свою хозяйственную стратегию, находить главное звено для победы в острой конкурентной борьбе. Без  «стратегического видения» будущего, без поиска долговременных конкурентных преимуществ невозможно достичь  эффективного функционирования бизнеса.

Одним из важнейших факторов роста эффективности производства является улучшение качества выпускаемой  продукции или предоставляемых  услуг. Качество продукции является главным условием «выживаемости» и  ключом к успеху на рынке в условиях жесткой конкуренции. Представление  о качестве постоянно изменяется. Качество, удовлетворяющее потребителя  год назад, может уже не отвечать его требованиям в этом году. Поэтому  каждый руководитель должен отслеживать  ситуацию в мире, быть в курсе  всех событий, предугадывать вкусы, мнения и требования людей. Быстро изменяющиеся предпочтения и вкусы людей заставляют производителей искать новые пути для  создания более совершенного продукта или услуги. Повышение качества выпускаемой  продукции расценивается в настоящее  время, как решающее условие её конкурентоспособности  на внутреннем и внешнем рынках. Конкурентоспособность продукции  во многом определяет престиж страны и является решающим фактором увеличения её национального богатства.

В условиях рыночных отношений  в любых организациях и на предприятиях актуальность управления качеством  определяется его направленностью  на обеспечение такого уровня качества продукции и услуг, который может полностью удовлетворять все запросы потребителей. Высокое качество продукции и услуг является самой весомой составляющей, определяющей их конкурентоспособность. Без обеспечения стабильного качества, соответствующего требованиям потребителей, невозможно рационально интегрировать национальную экономику в мировое хозяйство и занять в ней достойное место. Процессы интеграции в современных условиях развития мирового сообщества объективно необратимы, поэтому современная концепция управления качеством продукции и услуг при достижении всех целей и задач функционирования предприятий и организаций предполагает ее обязательный приоритет среди других направлений управления.

Поэтому, чтобы продукция  была конкурентоспособной необходима постоянная, целенаправленная, кропотливая  работа товаропроизводителей по повышению  качества, систематически осуществляемый контроль качества, другими словами  можно сказать, что любое предприятие  желающее укрепить свои позиции в  жесткой конкуренции и максимизировать  свою прибыль должно уделять большое  внимание процессу управления качеством. Все вышесказанное и обуславливает  актуальность изучения темы «управление  качеством на предприятии» в современных  условиях. 
1. Управление качеством как фактор успеха предприятия в конкурентной борьбе

Конкуренция – это основа рыночных отношений. Соперничество между субъектами и объектами рынка способствует появлению нового качества продуктов и услуг. С конкуренцией тесно связаны понятия конкурентоспособность товара и конкурентоспособность предприятия. Первый термин – отражает характеристику товара относительно аналогичного продукта конкурента, второй – характеризует способность компании расширять рынок сбыта за счет совершенствования выпускаемого продукта и т.п. Эти термины взаимосвязаны: предприятие нельзя назвать конкурентоспособным, если ее продукт не имеет сбыта, с другой стороны – производство конкурентоспособного продукта не означает, что перед нами успешная компания. Структура конкурентоспособности предприятия значительно сложнее конкурентоспособности продукции, поскольку объект ее приложения – вся производственно-экономическая деятельность предприятия. Существует две группы факторов, которые влияют на конкурентоспособность компании: внешние и внутренние. К внешним относится государственное регулирование, системы коммуникаций, предпосылки, определяющие потребности рынка и т.д. Данные факторы имеют объективное воздействие на бизнес и не могут быть изменены. Вторая группа – внутренние факторы: организация управления, технология, техническая оснащенность, производственные показатели. На конкурентоспособность предприятия можно повлиять путем регулирования именно внутренних факторов. Стоит отметить, что в данном случае, наиболее эффективным будет воздействие на организацию управления производственно-сбытовой деятельностью компании, поскольку это не требует больших капиталовложений.

 Внедренная система  менеджмента качества может стать  мощным инструментом повышения  конкурентоспособности предприятия. 

 Чтобы разработать  эффективную систему менеджмента  качества, необходимо ориентироваться  на международные стандарты. Международный стандарт ISO 9000 был разработан Международным агентством по стандартизации почти 60 лет назад, получил международное признание и используется компаниями во всем мире. Стандарт опирается на восемь основных принципов TQM: ориентация на потребительские запросы, лидерство руководства, системный подход, процессный подход, постоянное улучшение, взаимовыгодные отношения с поставщиками, вовлечение персонала, принятие решений, основанных на фактах.

Эффективный менеджмент качества может значительно повысить конкурентоспособность  предприятия, решить его внутренние проблемы и обнаружить и устранить  недостатки бизнес-процессов.

 

 

1.1 Сущность управления качеством

Управление качеством - действия, осуществляемые при создании, эксплуатации или потреблении продукции в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества.

Сущность всякого управления заключается в выработке управляющих  решений и последующей реализации предусмотренных этими решениями  управляющих воздействий на определенном объекте управления. При управлении качеством продукции непосредственными  объектами управления являются процессы, от которых зависит качество продукции. Они организуются и протекают  на допроизводственной и на производственной и послепроизводственной стадиях жизненного цикла продукции.

Управляющие решения вырабатываются на основании сопоставления информации о фактическом состоянии управляемого процесса с его характеристиками, заданными программой управления. Нормативную документацию, регламентирующую значения параметров или показателей качества продукции (технические задания на разработку продукции, стандарты, технические условия, чертежи, условия подставки), следует рассматривать как важную часть программы управления качеством продукции.

Основной задачей каждого  предприятия (организации) является качество производимой продукции и предоставляемых  услуг. Успешная деятельность предприятия  должна обеспечиваться производством  продукции или услуг, которые:

· отвечают четко определенным потребностям, сфере применения или  назначения;

· удовлетворяют требованиям  потребителя;

· соответствуют применяемым  стандартам и техническим условиям;

· отвечают действующему законодательству и другим требованиям общества;

· предлагаются потребителю  по конкурентоспособным ценам;

· направлены на получение  прибыли.

Управление качеством  продукции должно осуществляться системно, т.е. на предприятии должна функционировать  система управления качеством продукции, представляющая собой организационную  структуру, четко распределяющую ответственность, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые  для управления качеством.

В последние годы широкое  распространение получили стандарты ISO серии 9000, в которых отражен международный опыт управления качеством продукции на предприятии. В соответствии с этими документами выделяется политика в области качества - непосредственно система качества, включающая обеспечение, улучшение и управление качеством продукции.

Политика в области  качества может быть сформулирована в виде принципа деятельности предприятия  или долгосрочной цели и должна включать:

· улучшение экономического положения предприятия;

· расширение или завоевание новых рынков сбыта;

· достижение технического уровня продукции, превышающего уровень  ведущих предприятий и фирм;

· ориентацию на удовлетворение требований потребителя определенных отраслей или регионов;

· освоение изделий, функциональные возможности которых реализуются  на новых принципах;

· улучшение важнейших  показателей качества продукции;

· снижение уровня дефектности  изготавливаемой продукции;

· увеличение сроков гарантии на продукцию;

· развитие сервиса.

Наряду с системами  управления качеством продукции  важная роль в изучении и реализации программ качества принадлежит и  кружкам качества (или группам  качества). Как показывает зарубежный опыт, кружки качества - это форма  демократизации капитала, она создает  заинтересованность рабочих в качестве, изменяет психологический климат на предприятии. Принципы организации  кружков качества:

· добровольность участия;

· стремление к коллективным формам поиска правильных решений, их оперативное рассмотрение, внедрение  в производство принятых предложений;

· моральное и материальное удовлетворение достигнутыми успехами, стимулирование результатов творческой деятельности;

· поддержка инициативы руководством и общественными организациями  на всех уровнях управления предприятием;

· обеспечение гласности  и пропаганды их деятельности всеми  формами и средствами массовой информации, обобщение и распространение  опыта работы.

Кружки качества первоначально  возникли в США, однако существенный импульс этому движению дали японские фирмы, где произошел и качественный, и количественный рост кружков. Затем  они охватили страны Европы, Америки  и Азии.

Кружки качества помогают предприятиям решать как технико-экономические, так и социально-психологические  задачи предприятия.

Кружки качества распространены во всем мире. Они представляют собой  важный элемент общественного участия  в управлении качеством наряду с  обществами потребителей.

 Управлению качеством  продукции во всех странах  уделяется достаточно много внимания. В последние годы сформировался  новый подход, новая стратегия  в управлении качеством. Она  характеризуется рядом моментов:

· обеспечение качества понимается не как техническая функция, реализуемая  каким-то одним подразделением, а  как систематический процесс, пронизывающий  всю организационную структуру  фирмы;

· новому понятию качества должна отвечать соответствующая организационная  структура предприятия;

· вопросы качества актуальны  не только в рамках производственного  цикла, но и в процессе разработок, конструирования, маркетинга и послепродажного  обслуживания;

· качество должно быть ориентировано  на удовлетворение требований потребителя, а не изготовителя;

· повышение качества продукции  требует применения новой технологии производства, начиная с автоматизации  проектирования и кончая автоматизированным измерением в процессе контроля качества;

· всеобъемлющее повышение  качества достигается только заинтересованным участием всех работников.

Все это осуществимо только тогда, когда действует четко  организованная система управления качеством, направленная на интересы потребителей, затрагивающая все подразделения  и приемлемая для всего персонала.

Только непониманием проблемы качества можно объяснить такие  заявления руководителей, как «управление  качеством продукции означает ужесточение  приемки продукции», «управление  качеством продукции означает более  активное внедрение стандартизации», «управление качеством представляет собой статистику», «управление  качеством на практике представляется весьма трудоемким процессом», «пусть вопросами управления качеством  продукции занимается отдел приемки  или контроля», «успехи предприятия  в управлении качеством продукции  исключают выполнение дополнительных мероприятий», «управление качеством не имеет отношения к администрации предприятия или отделу реализации».

В условиях острой конкурентной борьбы фирмы смогут успешно развиваться, лишь внедряя системное управление качеством продукции. Растущая требовательность к повышению качества изделий в настоящее время - одна из характерных черт мирового рынка.

Системы разработки новых  изделий должны содержать три  основных положения:

Информация о работе Управление качеством как фактор успеха предприятия в конкурентной борьбе