Управление качеством как фактор успеха предприятия в конкурентной борьбе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 21:55, контрольная работа

Описание

В последние годы мир бизнеса чрезвычайно усложнился, стал невероятно изменчивым, повысился уровень конкуренции, обстановка в целом стала непредсказуемой, быстро изменяющейся. Для выживания и развития предприятий в реальных условиях им необходимо приспосабливаться к динамично меняющимся условиям окружающей среды. Для этого каждый предприниматель, каждая фирма должны иметь свою хозяйственную стратегию, находить главное звено для победы в острой конкурентной борьбе. Без «стратегического видения» будущего, без поиска долговременных конкурентных преимуществ невозможно достичь эффективного функционирования бизнеса.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1. Управление качеством как фактор успеха предприятия в конкурентной борьбе ……………………………………..………………………5
1.1Сущность управления качеством……………………………………6
1.2 Инструменты управления качеством…………………………..……11
2. Управление качеством и суть стандартов семейства ISO 9000……..14
2.1Область применения стандартов ISO 9000………………………….16
2.2Требования к системам управления качеством и требования к продукции………………………………………………………………………….17
Заключение ……………………………………………………………......28
Список использованной литературы…………………………………….

Работа состоит из  1 файл

Менеджмент Качесива.docx

— 51.48 Кб (Скачать документ)

· качество рассматривается  наравне со всеми техническими новшествами  с самого начала разработки изделия;

· планирование научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ  организуется таким образом, чтобы  не ограничивать проектирование вариантов  изделия с наилучшими характеристиками;

· ускорение разработки изделия  должно стать основным критерием  эффективности системы разработки.

Система методов управления качеством продукции – совокупность управленческих и групповых решений  сотрудников в одном способе, направленном на принятие, обеспечение  и поддержание высокого уровня качества продукции.

 

 

 

1.2 Инструменты контроля качества

Контрольные листы – бланки, заполняемые непосредственно на рабочем месте при наступлении событий, учет которых производится. Контрольные карты предназначаются для контроля наличия установленных нормативных признаков, описания периодичности появления отдельных вопросов (дефект, брак), описания частоты наступления измеряемой величины в определенных границах измерения.

Диаграмма Парето – простой, но очень эффективный инструмент для наглядного изображения имеющихся вопросов и проблем. Значения частоты наступления событий распределяются по величине, и сразу же становится понятно, к решению каких вопросов нужно приступить в первую очередь. Это будут те отклонения и дефекты, на которые приходится максимальная доля расходов в процессе производственной деятельности. Причем можно утверждать, что приблизительно на 20 % всех внутренних проблем качества доведется 80 % расходов на выявление и устранение дефектов.

Диаграмма причинно—следственных связей, называемая также диаграммой Исикавы или диаграммой «рыбьего скелета», вводится для структурированного рассмотрения и анализа задачи в рабочей группе. Такая диаграмма показывает отношение между показателем качества и влияющими на него обстоятельствами. Раскрытие факторов, воздействующих на качество, может быть совершено либо в процессе обсуждения, либо методом «мозгового штурма». Важно регулярно обновлять сведения диаграммы с появлением новых очевидных причин, несовершенства качества и в ходе ликвидации ранее имевшихся причин.

Гистограммы служат для визуализации сортирования измеряемых величин в границах одного процесса (например, число недочетов в качестве за i дней). При помощи гистограммы можно определить, отвечает ли частота появления измеряемых величин стандартному распределению или частота распределения высока. Гистограммы позволяют соотнести отдельные измеряемые величины с пределами допуска (например, постоянное соблюдение норм времени может свидетельствовать о наличии резервов времени).

Контрольная карта – инструмент, позволяющий наблюдать за изменением во времени параметров, от которых зависит качество. В контрольную карту записываются итоги вычислений или непосредственно измеряемые черты качества из выборки текущего процесса работы. Через определенный период времени делается возможным отделить системные ошибки, возникшие в результате помех компонента процесса, от случайных.

Диаграмма рассеивания – инструмент, с помощью которого проверяют и контролируют предполагаемую связь между двумя показателями. Если сведения о них вносить в диаграмму в течение определенного периода времени, то получится некоторое число точек, образуемое «облако точек». Если это «облако точек» выстраивается в прямую, то анализируемые показатели коррелируют между собой, т. е. между двумя признаками имеется связь. Очень редко точки представляют собой прямую линию.

Метод стратификации  данных – инструмент, с помощью которого можно совершить отбор сведений, отображающих необходимую информацию о процессе. Данные группируют в зависимости от условий их приобретения, а затем каждую группу анализируют по отдельности.

 

 

2. Управление качеством и суть стандартов семейства ISO 9000

Семейство стандартов ISO 9000 ведет свою историю с 1987 года, когда  Международная Организация по Стандартизации (International Organization for Standardization или ISO) утвердила первую версию универсальных стандартов сертификации систем качества: ISO 9000 /87. За основу при разработке стандартов ISO 9000 были приняты стандарты, использовавшиеся министерством обороны США для оценки систем обеспечения качества поставщиков оборонной продукции. Методологической базой стандартов стал подход Управления комплексным качеством (Total Quality Management).

Для успешного руководства  организацией и ее функционирования необходимо направлять ее и управлять  систематически и прозрачным способом. Успех может быть достигнут в результате внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы управления качеством, разработанной для постоянного улучшения деятельности с учетом потребностей всех заинтересованных сторон. Управление организацией включает менеджмент качества наряду с другими аспектами менеджмента.

 Восемь принципов управления  качеством были определены для  того, чтобы высшее руководство  могло руководствоваться ими  с целью улучшения деятельности  организации.

а) Ориентация на потребителя

 Организации зависят  от своих потребителей, и поэтому  должны понимать их текущие  и будущие потребности, выполнять  их требования и стремиться  превзойти их ожидания.

б) Лидерство руководителя

 Руководители обеспечивают  единство цели и направления  деятельности организации. Им  следует создавать и поддерживать  внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач организации.

в) Вовлечение работников

 Работники всех уровней  составляют основу организации,  и их полное вовлечение дает  возможность организации с выгодой  использовать их способности.

г) Процессный подход

 Желаемый результат  достигается эффективнее, когда  деятельностью и соответствующими  ресурсами управляют как процессом.

д) Системный подход к  менеджменту

Выявление, понимание и  менеджмент взаимосвязанных процессов  как системы содействуют результативности и эффективности организации  при достижении ее целей.

е) Постоянное улучшение

 Постоянное улучшение  деятельности организации в целом  следует рассматривать как ее  неизменную цель.

ж) Принятие решений, основанное на фактах

 Эффективные решения  основываются на анализе данных  и информации.

и) Взаимовыгодные отношения  с поставщиками

 Организация и ее  поставщики взаимозависимы, и отношения  взаимной выгоды повышают способность  обеих сторон создавать ценности.

 Эти восемь принципов  управления качеством образуют  основу для стандартов на системы  менеджмента качества, входящих  в семейство ИСО 9000.

 

 

2.1 Область применения стандартов ISO 9000

 Несмотря на то, что  первоначально стандарты ИСО  9000 предполагались как средство  для согласования большого числа  национальных и международных  стандартов, они могут быть использованы  также как в контрактной, так  и во вне контрактной ситуациях. В "Руководящих указаниях по выбору и применению" поясняется, что в обоих этих случаях желательно, чтобы предприятие-поставщик установило и поддерживало Систему Качества, что позволит повысить его конкурентоспособность и достигнуть требуемого качества продукции при минимальных затратах.

 Стандарты ИСО 9000 имеют  своей целью оказать помощь  в определении потенциальных  поставщиков, обладающих эффективной  Системой Качества. Стандарт помогает  уменьшить затраты на качество, так как у предприятия появляется  доверие и уверенность в качественной  деятельности поставщика. Соответствие  стандартам ИСО 9000 создаёт предпосылки  для заключения договорных соглашений  между покупателем и поставщиком.  Предприятия, сертифицированные  по ИСО 9000, воспринимаются потребителем  как жизнеспособные поставщики.

 Каждое предприятие  заинтересовано в формальной  регистрации соответствия с положениями  стандартов, т.к. регистрационный  номер ИСО 9000 становится важным  элементом при выборе компании  в качестве поставщика.

 Стандарты ИСО 9000 определяют  минимальные требования, которые  поставщик должен выполнить для  того, чтобы гарантировать потребителю  получение продукции, соответствующей  его требованиям. Введение этих  стандартов оказало значительное  влияние на предприятия во  всём мире, так как поставщики  теперь могут быть оценены  последовательно и единообразно.

 Таким образом, требования  современного рынка подталкивают  поставщика продукции (товаров  и услуг) к внедрению систем  качества. Однако, внедряя на предприятиях  систему качества в соответствии  с ИСО 9000, предприниматель получает  и выгоду:

    • за счет перераспределения затрат сокращается та их доля, которая шла на обнаружение и исправление дефектов, общая сумма затрат снижается и появляется дополнительная прибыль;
    • повышается исполнительская дисциплина на предприятии, улучшается мотивация сотрудников, снижаются потери, вызванные дефектами и несоответствиями;
    • предприятие становится более "прозрачным" для руководства, в связи с этим повышается качество управленческих решений.

 

 

2.2 Требования к системам управления качеством и требования к продукции

 Семейство стандартов  ИСО 9000 проводит различие между  требованиями к системам управления  качеством и требованиями к продукции.

 Требования к системам  управления качеством установлены в ГОСТ Р ИСО 9001. Они являются общими и применимы к организациям в любых секторах промышленности или экономики независимо от категории продукции. ГОСТ Р ИСО 9001 не устанавливает требований к продукции.

 Требования к продукции  могут быть установлены потребителями  или организацией, исходя из предполагаемых  запросов потребителей или требований  регламентов. Требования к продукции  и в ряде случаев к связанным  с ней процессам могут содержаться,  например, в технических условиях, стандартах на продукцию, стандартах  на процессы, контрактных соглашениях  и регламентах.

Подход к системам управления качеством

 Подход к разработке  и внедрению системы управления  качеством состоит из нескольких ступеней, включающих:

 а) установление потребностей  и ожиданий потребителей и  других заинтересованных сторон;

 б) разработку политики  и целей организации в области  качества;

 в) установление процессов  и ответственности, необходимых  для достижения целей в области  качества;

 г) установление и  определение необходимых ресурсов и обеспечение ими для достижения целей в области качества;

 д) разработку методов  для измерения результативности  и эффективности каждого процесса;

 е) применение данных  этих измерений для определения  результативности и эффективности  каждого процесса;

 ж) определение средств,  необходимых для предупреждения  несоответствий и устранения  их причин;

 и) разработку и  применение процесса для постоянного  улучшения системы управления  качеством.

 Такой подход также  применяется для поддержания  в рабочем состоянии и улучшения  имеющейся системы менеджмента  качества.

 Организация, принимающая  указанный выше подход, создает  уверенность в возможностях своих  процессов и качестве своей  продукции, а также обеспечивает  основу для постоянного улучшения.  Это может привести к возрастанию  удовлетворенности потребителей  и других заинтересованных сторон  и успеху организации.

Процессный подход

Любая деятельность или комплекс деятельности, в которой используются ресурсы для преобразования входов в выходы, может рассматриваться  как процесс.

 Чтобы результативно  функционировать, организации должны  определять и управлять многочисленными  взаимосвязанными и взаимодействующими  процессами. Часто выход одного  процесса образует непосредственно  вход следующего. Систематическая  идентификация и менеджмент применяемых  организацией процессов и прежде  всего обеспечения их взаимодействия  могут считаться "процессным  подходом".

 Назначение настоящего  стандарта - побуждать принятие  процессного подхода к менеджменту  организации.

Стандарт ИСО 9001

 Для создания системы  управления качеством требуется стратегическое решение организации. На разработку и внедрение системы управления качеством организации влияют изменяющиеся потребности, конкретные цели, выпускаемая продукция, применяемые процессы, размер и структура организации. Настоящий стандарт не предполагает единообразия в структуре систем менеджмента качества или документации.

 Требования к системе  менеджмента качества, установленные  в настоящем стандарте, являются  дополнительными по отношению  к требованиям к продукции. 

 Настоящий стандарт  может использоваться внутренними  и внешними сторонами, включая  органы по сертификации, с целью  оценки способности организации  выполнять требования потребителей, регламентов и собственные требования.

 При разработке настоящего  стандарта были учтены принципы  управления качеством, установленные  в ГОСТ Р ИСО 9000 - 2001 и ГОСТ Р ИСО 9004 - 2001.

Процессный подход

 Настоящий стандарт  направлен на применение "процессного  подхода" при разработке, внедрении  и улучшении результативности  системы управления качеством  с целью повышения удовлетворенности  потребителей путем выполнения  их требований.

Информация о работе Управление качеством как фактор успеха предприятия в конкурентной борьбе