Управление качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 20:29, курсовая работа

Описание

Качество - «путеводная звезда» современного предприятия. Поднимая планку своей стратегической цели от «выжить в рыночных условиях» до «стать лучшим в своей области», предприятие продвигается от систем обеспечения качества к системам менеджмента качества, интегрированным системам менеджмента качества, промышленной безопасности.

Работа состоит из  1 файл

Управление рисками в менеджменте качества.doc

— 317.00 Кб (Скачать документ)

Заказ № 270

Контрольная работа

Тема: Управление рисками в менеджменте качества

Предмет: управление менеджмент

    ФИО разработчика   Мотовилова О.С.                                                                                 

Дата 22.02.2007 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оглавление 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

       Качество - «путеводная звезда» современного предприятия. Поднимая планку своей  стратегической цели от «выжить в рыночных условиях» до «стать лучшим в своей области», предприятие продвигается от систем обеспечения качества к системам менеджмента качества, интегрированным системам менеджмента качества, промышленной безопасности.

       В последние годы все большее число российских предприятий принимают стратегическое решение о создании системы менеджмента качества (СМК) по стандарту ISO 9001, более того, можно смело прогнозировать возрастание интереса к получению международного сертификата в ближайшем будущем.

       Работающая  система менеджмента качества может  стать реальным инструментом непрерывного совершенствования деятельности предприятия  и источником экономических выгод. За счет документированности, контроля, анализа и периодического пересмотра ключевых производственных и управленческих процессов в соответствии с требованиями международного стандарта обеспечивается прозрачность, лучшая управляемость и непрерывное совершенствование деятельности предприятия. Но при всех положительных моментов существует ряд отрицательных, которые могут не только снизить эффект от внедрения данной системы, но и значительно ухудшить состояние предприятия. Для того чтобы избежать таких последствий,  необходима четко выстроенная система управления рисками.

       На развитие риск менеджмента в европейских странах оказывают влияние как ужесточение требований регуляторов и законодательств и возрастание ответственности директоров перед акционерами, так и то, что в сознании менеджеров риск перестает быть синонимом угрозы, теперь он представляет скорее угрозу и возможность. Заметным трендом в практике управления рисками становится переход от соблюдений компаниями установленных требований к действиям, выгодным самому менеджменту.

       Риск-менеджмент становится отдельной деятельностью  компаний, одним из первых вопросов, который компания решает. Структура предприятий меняется с тем, чтобы быстрее реагировать на угрозы. Все больше распространяется практика составления карт рисков. Под управлением принимаются и такие риски как потеря интеллектуальной собственности и ущерб репутации компаний. В практике европейских компаний происходит переход от изолированного управления рисками в отдельных подразделениях к интегральной системе управления рисками. При этом за управление рисками отвечают все сотрудники, а риск менеджер выступает как координатор действий. Таким образом, риск менеджмент становится неотъемлемой частью системы управления качеством.

      Таким образом, целью данной работы определяется исследование управления рисками в  системе менеджмента качества. Для  достижения поставленной цели, необходимо выделить и решить ряд задач, среди которых целесообразно выделит следующие:

  1. Исследовать сущность системы управления рисками и понятие менеджмента качества на современном предприятии
  2. Определить роль системы менеджмента качества в общей системе управления предприятием
  3. Выявить возможные риски при управлении качеством, а  так же способы их снижения

       При решении поставленных задач использовалась литература отечественных и зарубежных авторов, а так же ряд нормативных  актов, соответствующих выбранной теме. 
 
 
 
 
 

       Глава 1. Сущность системы  управления рисками

       и менеджмента качества 

       1.1. Система управления  рисками 

       В настоящее время риск-менеджмент — одна из наиболее динамично развивающихся  наук из всего спектра направлений  финансового менеджмента.

       В терминах риск - менеджмента можно сказать, что бизнес есть сознательное принятие риска за адекватное вознаграждение в виде прибыли. Каждая организация вынуждена принимать на себя риски для достижения своих целей, и риск-менеджмент призван оптимизировать набор рисков.

       Основными задачами системы управления рисками  в организации является повышение  финансовой устойчивости (т.к. основная опасность финансовых рисков заключается  в неустойчивости денежных потоков  во времени) и совершенствование механизмов управления.

       Создание  инфраструктуры риск - менеджмента невозможно без осознания высшим руководством существующих рисков и необходимости их рационального принятия. Отражением отношения топ - менеджмента к рискам управляемого бизнеса служит общеорганизационная политика управления рисками.

       Политика  управления рисками должна четко  определять круг сознательно принимаемых  компанией рисков. В современной  литературе часто обсуждается вопрос классификации рисков. Авторы предлагают самые разнообразные варианты выделения разновидностей рисков, сопровождающих деятельность на финансовом рынке, но до настоящего времени в отрасли не сложилось единого мнения по этому вопросу.

       Считается наиболее полной и универсальной классификация, разработанная аудиторской группой Coopers & Lybrand и изложенная в Общепринятых принципах управления рисками (Generally Accepted Risk Principles — GARP). GARP выделяют 6 групп риска: рыночные, кредитные, риски концентрации, риски ликвидности, операционные риски и риски бизнес - события. Потери, вызываемые действием этих факторов риска, могут быть очень существенными для организации. При этом зачастую компании не проводят интегральных оценок, анализа, мониторинга указанных рисков, что говорит о высокой степени уязвимости к их воздействию.

       Рекомендуется, отталкиваться от классификации GARP, разрабатывать специфическую для каждой компании карту рисков, вид и содержание которой будут зависеть от масштабов и сложности бизнеса, развитости инфраструктуры, стиля руководства и других индивидуальных особенностей. Разработанная классификация будет являться частью политики по управлению рисками, принятой в компании.

       Управление  рисками — это сложный многоступенчатый процесс идентификации, оценки, управления, мониторинга и контроля за рисками. Таким образом, риск-менеджмент охватывает весь внутриорганизационный процесс принятия решений, исполнения решений и контроля за исполнением.1

       В рамках каждой из групп выделяются следующие инструменты риск-менеджмента  (см. табл. 1).  
 
 
 
 
 
 
 

       Таблица 1

       Инструменты риск-менеджмента

  

       Подчеркнем, что построение эффективной системы  управления рисками в компании возможно только с применением всех описанных  инструментов в совокупности.

       Управление  рисками в компании осуществляет специальное подразделение —  Группа управления рисками (Risk Management Group — RMG). RMG призвана производить продукт, потребляемый всеми подразделениями  ИК, относящимися как к фронт-офису, так и выполняющими поддерживающие функции.

       BRP оперирует рядом базовых понятий.  Для более четкого понимания  дадим их определения. Бизнес-процесс  — это упорядоченная во времени  и пространстве совокупность  взаимосвязанных работ, направленных  на получение определенного результата, с указанием начала и конца и точным определением входов и выходов. 2

       Бизнес-модель представляет собой совокупность организационно-функциональной модели, функционально-технологической  модели, ролевых моделей процессов. Схема бизнес-модели представлена на рис.1.

  

       Рисунок 1. Схема бизнес-модели

        Задачи и  функции RMG, закрепляемые Положением, вытекают из определенной на первом этапе политики управления рисками. На наш взгляд, наибольший интерес представляет собой задача описания взаимодействия RMG с другими подразделениями. Продемонстрируем, каким образом эта задача может быть решена — построим модель информационных потоков (dataflow), порождаемых в процессе рассматриваемого взаимодействия (см. рис. 2).

    
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок  2. Модель информационных потоков риск-менеджмента 

       Представляется, что в России риск-менеджмент как  специфический вид деятельности будет способствовать решению двух важных задач: во-первых, работа управляющих рисками позволит выработать стимулы к более взвешенному отношению к рискам со стороны генерирующих риски департаментов. Риск-менеджмент способен стать философией организации, элементом ее организационной культуры, доступной каждому сотруднику. Во-вторых, использование потенциала системы управления рисками на макроуровне способно решить общероссийскую проблему — обеспечить прозрачность компаний и рынка в целом. 3 

       1.2. Система менеджмента  качества 

       Достаточно  много российских предприятий, изначально формально подходя к построению системы менеджмента качества и закономерно не получив позитивного эффекта, разочаровываются в самой идее менеджмента качества, и транслируют другим предприятиям свое негативное отношение к данной системе. Действительно, если предприятие ставит целью получение сертификата, а не выстраивание системы менеджмента качества (например, когда наличие сертификата является требованием законодательства), то практически наверняка под видом системы качества предприятие получит лишь дополнительную бюрократическую нагрузку к основной деятельности. Между тем, повторим, что система менеджмента качества - это инструмент, который можно применить с разной эффективностью: с его помощью можно выстроить систему непрерывного совершенствования деятельности предприятия, а можно и "замусорить" систему управления излишними инструкциями и регламентами, затруднив деятельность сотрудников и не получив какого-либо положительного эффекта.

       Далее в статье будут сформулированы ключевые факторы успеха проекта по разработке и внедрению системы менеджмента качества, основанные на опыте консультантов BKG, которые помогут предприятию избежать угрозы превращения СМК в формальную бюрократическую настройку к основной деятельности. А пока рассмотрим, какие именно возможности предоставляет руководителю предприятия эффективно выстроенная система менеджмента качества.

       Основной  целью создания стандартов серии ISO 9000 была разработка требований к деятельности организации, выполнение которых свидетельствовало  бы о способности производить продукцию в точном соответствии с требованиями клиентов. Стандарты содержат ряд требований, которые организация наиболее приемлемым для себя способом реализует в своей деятельности. Таким образом, система качества выстраивается индивидуально под конкретную организацию в соответствии с ее целями и задачами, спецификой внешнего окружения и внутренними особенностями деятельности.

       Разработанная в соответствии со стандартом серии ISO 9000:2000 система менеджмента качества - это управленческая подсистема, в основе которой лежит структурированный набор документов, регламентирующих основные аспекты деятельности предприятия. Документация системы менеджмента качества должна описывать деятельность предприятия, особенно те процессы, которые существенно влияют на качество производимой продукции. Документальное описание ключевых процессов деятельности обеспечивает их прослеживаемость, четкое понимание, управление и постоянное улучшение.

       Система менеджмента качества содержит еще  несколько встроенных механизмов самосовершенствования (внутренние аудиты, анализ со стороны руководства, обратная связь от потребителей, др.), которые в совокупности обеспечивают, во-первых, своевременное изменение системы в ответ на изменения внешней и внутренней среды, а во-вторых, постоянное улучшение деятельности предприятия.

       Внедрение системы менеджмента качества предполагает вовлечение персонала в деятельность по улучшению качества, что дает возможность предприятию более  полно и эффективно использовать способности, знания, умения и навыки своих сотрудников. Вовлечение персонала в деятельность по управлению качеством и специально выстроенная система стимулирования повышают удовлетворенность сотрудников, и соответственно, позитивно влияют на результаты их деятельности; планирование карьерного роста и обучение персонала также направлены на повышение эффективности использования трудовых ресурсов предприятия.

Информация о работе Управление качеством