Управление качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 20:29, курсовая работа

Описание

Качество - «путеводная звезда» современного предприятия. Поднимая планку своей стратегической цели от «выжить в рыночных условиях» до «стать лучшим в своей области», предприятие продвигается от систем обеспечения качества к системам менеджмента качества, интегрированным системам менеджмента качества, промышленной безопасности.

Работа состоит из  1 файл

Управление рисками в менеджменте качества.doc

— 317.00 Кб (Скачать документ)

       Выстраивание  системы менеджмента качества позволяет  снизить затраты предприятия  на обнаружение и исправление  дефектов, а также внешние и внутренние потери, вызванные дефектами и несоответствиями. Эффективная система менеджмента качества позволяет также снизить затраты на управление: документированность ключевых процессов деятельности компании обеспечивает их лучшую управляемость; контроль, анализ и пересмотр процессов обеспечивает их непрерывное совершенствование; распределение полномочий и ответственности персонала дает механизмы контроля исполнения обязанностей и меры предупреждения отрицательных результатов. Как результат, предприятие становится более прозрачным для ее руководителей и (при необходимости) для внешнего окружения, повышается точность, качество и оперативность принятия управленческих решений.

       Выстраивание  деятельности предприятия в соответствии с процессным подходом подразумевает наличие документально сформулированных результатов деятельности процессов, а также инструментов определения эффективности каждого процесса, что делает возможным оценку выгодности покупки результатов некоторых подпроцессов на стороне, т.е. применение аутсорсинга. Услуги сторонних организаций могут использовать с целью снижения затрат при условии сохранения текущего качества продукции либо для максимизации качества продукции при заданном уровне расходов. В итоге предприятие получает возможность либо снижать цены, и за счет этого увеличивать объем продаж, либо повышать финансовую устойчивость бизнеса, либо улучшать качество продукции. Улучшение качества с точки зрения определения международного стандарта означает, что продукция производится в большем соответствии с требованиями потребителей, что ведет к росту их удовлетворенности от продукции, и, как следствие, к росту лояльности клиентов и увеличению объемов продаж.4 
 

       Глава 2. Роль и место  системы менеджмента качества в  общей системе управления предприятия 

       При организации рациональной и эффективной  работы по управлению качеством, независимо от её масштабов, форм и методов осуществления, целесообразно применить следующий алгоритм:

  1. Определение потребности и выработка требований к качеству продукции (план, программа качества);
  2. Придание исходному материалу необходимых свойств (выполнение плана, программы качества);
  3. Проверка соответствия полученного качества предъявленным требованиям  (выявление отклонений) или констатация соответствий;
  4. Воздействие для устранения отклонений полученного качества от заданного (обратная связь).

       При таком взгляде на последовательность действий по качеству обнаруживается явление, имеющее чрезвычайно важное значение для всей философии работ  по управлению качеством - это наличие единства и органического сочетания прямых и обратных связей во всех действиях, связанных с созданием и использованием (потреблением) продукции.

       Вариантов схем управлением качеством может быть несколько. В данном случае представлена универсальная схема управлением качества. (Рис. 3)  

 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  

      

    Рисунок 3. Универсальная схема управления качеством

       Она представляется состоящей из шести  блоков. К числу факторов, влияющих на качество (прямоугольник в центральной части схемы) относятся:

       станки, машины, другое производственное оборудование;

       профессиональное  мастерство, знания, навыки, психофизическое  здоровье работников.

       Обрамляющие прямоугольник факторов  условия  обеспечения качества  более многочисленны. Сюда относятся:

       характер  производственного процесса, его  интенсивность, ритмичность продолжительность;

       климатическое состояние окружающей среды и  производственных помещений;

       интерьер  и производственный дизайн;

       характер  материальных и моральных стимулов;

       морально–психологический климат в производственном коллективе;

       формы организации информационного обслуживания и уровень оснащенности рабочих  мест;

       состояние социально материальной среды работающих.

       Почему  необходимо деление на факторы и  условия? Что оно нам дает?

       Реально изменяют свойства сырья и исходных материалов до заданного уровня качества средства производства и труд. На их возможностях сказываются условия, в которых они взаимодействуют. Практика показывает, что такое деление, такой подход позволяет, не только более четко организовать работы по качеству, но и более целенаправленно и эффективно определять меры по обеспечению нужного качества.

       При возникновении отклонения от заданных параметров качества, которые обнаруживаются в блоке сравнения и принятия решения, блок сил воздействия для  устранения этих отклонений направляет усилия либо на факторы, либо на условия, либо одновременно на то и другое. Меры воздействия и их сочетания зависят от характера и величины отклонений качества и от эффективности тех или иных возможных вариантов устранения отклонений.

       По  универсальной схеме работают все, но наиболее часто рабочие, мастера, контролеры ОТК. Для них план по качеству заключен в чертежах, технологических операционных и контрольных картах. Они сами непосредственно производят сравнение фактических и заданных в технологической  документации параметров качества сами, как правило, принимают решение о том, каким способом, приемом ликвидировать отклонение. Здесь механизм управления качеством находится в руках работника, и деятельность его зависит от профессиональных навыков и знаний. Он как бы заложен в самом работнике и тех условиях, в которых ему приходится трудится.

       В данном случае универсальная схема  управления качеством выступает  в качестве первичной схемы, первичного звена всей сложной, многообразной  работы по качеству.

       Однако, чем выше уровень концентрации производства, его специализации и кооперирования, тем выше уровень системы качества, а, следовательно, сложнее механизм, обеспечивающий её функционирование. 5 
 

    Глава 3. Риски в управлении качеством  и способы их снижения 

    3.1. Классификация рисков в системе  менеджмента качества

    Для эффективной организации управления качеством продукции необходимо, не только выделение  объекта управления, но и определение категорий управления, то есть явлений, позволяющие лучше  осознать и организовать весь процесс.

    В отношении управления качеством  продукции следует выделить как  минимум следующие категории:

    Объект  управления – качество продукции. Иногда в качестве объекта выступает  конкурентоспособность,  технический  уровень или какой либо другой показатель, характеристика. Как объект управления может выступать либо вся совокупность свойств продукции, либо какая то их часть, группа или отдельное свойство.

    Цель  управления – уровень и состояние  качества продукции с учетом экономических  интересов производителя и потребителя, а также требований безопасности продукции. Речь идет о том, какую совокупность свойств и какой уровень качества следует задать, а потом достигнуть и обеспечить, чтобы данная совокупность и  данный уровень соответствовали характеру потребности. При этом возникают вопросы эффективности производства и потребления, доступности цены для потребителя, уровень себестоимости и прибыльности продукции для её разработчика и производителя. Нельзя также упускать из виду сроки разработки продукции, развертывания ее производства и доведения до потребителя, что напрямую связано с конкурентоспособностью.

    Субъект управления – управляющие органы всех уровней и лица, призванные обеспечить достижение и содержание планируемого состояния и уровня качества продукции. Таким образом, можно выделить следующие виды возникающих рисков.

       Многие  предприятия еще не умеют управлять  рисками. Поэтому банки дают только краткосрочные кредиты, причем либо под контрольные экспортные поставки, либо под готовую ликвидную продукцию. И то под очень большие проценты. Степень же риска долгосрочных капитальных вложений остается несовместимой с потенциально возможной нормой прибыли от этих вложений. Другими словами, множество (если не большинство) российских предприятий не готовы к приему инвестиций на принятых во всем мире условиях, когда инвестор требует эффективного освоения средств, финансовой "прозрачности" предприятия, передачи прав по распоряжению имуществом в рамках, адекватных объему выделенных средств, и т. д. Значительная часть руководителей предприятий по-прежнему предпочитает привлекать финансовые ресурсы со стороны и не нести за это экономической ответственности.

       Конечно, одномоментно устранить все перечисленные  причины невозможно. Но принятие сбалансированного  комплекса первоочередных мер было бы, на наш взгляд, вполне достаточным для запуска механизма инвестиций. Такие меры необходимо принимать по трем направлениям. Во-первых, государство должно активизировать свою роль в обеспечении инвестиционного процесса; во-вторых, банки и промышленники — создать организационные и институциональные предпосылки в сфере банковской и инвестиционной деятельности; в-третьих, законодатели — адекватно закрепить условия, благоприятствующие инвестициям. Причем основой взаимодействия промышленных предприятий и банков должна служить реализация законченного инвестиционного цикла. Рассмотрим этот процесс на примере автомобилестроения.

       Производственный  риск связан с выпуском продукции (автомобилей), товаров (комплектующих и оборудования) и услуг (поставки готовой продукции на рынок), а также с любыми видами деятельности, в процессе которой предприниматели могут столкнуться с проблемами неадекватного использования сырья, роста себестоимости, увеличения потерь рабочего времени, использования новых методов производства и т. п.

       Экологический риск обусловлен технологическими процессами изготовления автомобилей и повторным  использованием материалов, полученных после утилизации автомобилей.

       Рыночный  риск рассматривается с позиций  многочисленных исследований автомобильного рынка, проводимых на различных уровнях. Эти исследования показывают, что покупательная способность населения России в нынешних экономических условиях практически не повышается, т. е. остается на низком уровне.

       Коммерческий  риск возникает в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или купленных предпринимателем. Отдельно следует выделить, как одну из составляющих коммерческого риска, риски транспортные: сейчас они характерны для российского автомобилестроения, так как большое число автозаводов переходят на экспорт российской продукции.

       Финансовый, инвестиционный и инновационный  риски появляются при вложении средств  в производство новых товаров  и услуг, которые, возможно, не найдут ожидаемого спроса на рынке.6  
 

    1. Подходы к снижению рисков
 

       Системный подход к оценке и управлению рисками  реализуется в стандартизации менеджмента  рисков и разработке стандартов систем менеджмента риска. Первым международным  документом по менеджменту риска  был документ ISO/IEC Guide 73 Risk Management – Vocabulary – Guidelines for use in standards, на основе которого был создан Государственный стандарт РФ ГОСТ Р  51897-2002 "Менеджмент риска. Термины и определения". Стандарт устанавливает термины и определения понятий в области менеджмента риска.

       Вторым  важным документом является документ, известный как ISO/IEC Guide 51 Safety aspects – Guidelines for their inclusion in standards. Его аналогом на русском языке является Государственный стандарт РФ ГОСТ Р  51898-2002 “Аспекты безопасности. Правила включения в стандарты”. 
В настоящее время Международная организация по стандартизации ISO приступила к разработке стандарта ISO на систему менеджмента риска, взяв за основу Австралийско-Новозеландский стандарта AS/NZS 4360:2004 “Risk management” и сопутствующий документ HB 436, “Risk Management Guidelines – Companion to AS/NZS 4360:2004”.

       Экологический риск.

       В связи с этим Директива 2000/53/ЕС и  экологические стандарты по полному жизненному циклу требуют пересмотра всего процесса разработки новой техники. В итоге появилась концепция "Конструирование для экологии", согласно которой процесс разработки новой автомобильной техники делится на три стадии: оценка существующей конструкции и планирование необходимых ее изменений, совершенствование конструкции и технологических процессов, подготовка документации и ввод нового изделия в производство. Причем проектировать новую технику следует обязательно с учетом ее полного жизненного цикла, а экологические приоритеты должны охватывать все стадии этого цикла. И необходимо помнить, что рециклированные материалы во многих случаях, с экологической точки зрения, гораздо выгоднее вновь произведенных.

Информация о работе Управление качеством