Управление карьерой выпускника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 08:35, курсовая работа

Описание

Актуальной проблемой в настоящее время является тот факт, что к молодым специалистам в современных условиях рынка предъявляется целый ряд требований: они должны иметь не только достаточно высокий уровень теоретической и практической подготовки, но и отличаться социальной зрелостью; сохранять высокую эффективность в ситуации неопределенности и быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям рабочей среды; проявлять готовность к началу собственной карьеры в организации с относительно низкого должностного статуса.

Содержание

Введение................................................................................................................. 5
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРОЙ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ..................................................... 7
Управление конкурентоспособностью выпускника ВУЗа в современных условиях........................................................................................................... 7
Управление системой трудоустройства молодых специалистов...............10
Методические основы исследования карьеры выпускника ВУЗа…..……14

II. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ УПРАВЛЕНИЯ КАРЬЕРОЙ ВЫПУСКНИКОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ…..………………. 17
2.1 Оценка профессиональной карьеры выпускников высших учебных заведений …………………………………………………………………….…..17
2.2 Анализ удовлетворённости выпускников качеством образования, полученным в высшем учебном заведении ………………………..............….19
2.3 Оценка уровня соответствия подготовки специалистов требованиям рынка труда ………………..……………………………….……………………22
III. ПЕРСПЕКТИВЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УПРАВЛЕНИЮ КАРЬЕРОЙ ВЫПУСКНИКА ВУЗа……….....................................………………………….25
3.1 Перспективы изменения востребованности различных специальностей на рынке труда на современном этапе …...…………………….…………………25
3.2 Технологии управления профессиональной карьерой выпускника вуза.. 28
3.3 Практические рекомендации по адаптации молодых специалистов в условиях современного рынка труда ……………………………….…………32
Заключение……………………………………………………………………….36
Библиографический список……………………………………………………..38
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа (окончательный вариант).docx

— 137.48 Кб (Скачать документ)

 

     В данной работе рассмотрены теоретические основы управления профессиональной карьерой молодых специалистов. Представлен анализ особенностей управления карьерой выпускников высших учебных заведений. Полученные результаты исследования позволили разработать рекомендации по управлению карьерой выпускника ВУЗа.  Материал представляет интерес для преподавателей и студентов высших учебных заведений, выпускников вузов, а также всех лиц, заинтересованных в проблеме управления личной карьерой.

 

 

Содержание

Введение.................................................................................................................  5

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРОЙ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ.....................................................  7

    1. Управление конкурентоспособностью выпускника ВУЗа в современных условиях...........................................................................................................  7
    2. Управление системой трудоустройства молодых специалистов...............10
    3. Методические основы исследования карьеры выпускника ВУЗа…..……14

 

II. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ УПРАВЛЕНИЯ КАРЬЕРОЙ ВЫПУСКНИКОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ…..………………. 17

2.1 Оценка профессиональной карьеры выпускников высших учебных заведений …………………………………………………………………….…..17

2.2 Анализ удовлетворённости выпускников качеством образования, полученным в высшем учебном заведении ………………………..............….19

2.3 Оценка уровня соответствия подготовки специалистов требованиям рынка труда ………………..……………………………….……………………22

III. ПЕРСПЕКТИВЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УПРАВЛЕНИЮ КАРЬЕРОЙ ВЫПУСКНИКА ВУЗа……….....................................………………………….25

3.1 Перспективы  изменения востребованности различных специальностей на рынке труда на современном этапе …...…………………….…………………25

3.2 Технологии управления профессиональной карьерой выпускника вуза.. 28

3.3 Практические рекомендации по адаптации молодых специалистов в условиях современного рынка труда ……………………………….…………32

Заключение……………………………………………………………………….36

Библиографический список……………………………………………………..38

Приложения

 

 

Введение

 

Актуальной проблемой в настоящее  время является тот факт, что к молодым специалистам в современных условиях рынка предъявляется целый ряд требований: они должны иметь не только достаточно высокий уровень теоретической и практической подготовки, но и отличаться социальной зрелостью; сохранять высокую эффективность в ситуации неопределенности и быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям рабочей среды; проявлять готовность к началу собственной карьеры в организации с относительно низкого должностного статуса. Вместе с тем многие работодатели воспринимают выпускника ВУЗа как «молодого, горячего, амбициозного, но недостаточно опытного в профессиональном отношении человека, обладающего в большей степени идеалистическими представлениями о будущей профессии, которого еще необходимо воспитывать и наставлять» [1, стр. 39].

Целью данной курсовой работы является – рассмотрение факторов, влияющих на карьеру выпускника высшего учебного заведения.

Задачи данной курсовой работы заключаются в следующем:

  • Осветить теоретические аспекты управления профессиональной карьерой выпускника ВУЗа.
  • Выявить особенности управления системой трудоустройства молодых специалистов.
  • Проанализировать факторы, влияющие на развитие карьеры выпускника.
  • Рассмотреть перспективы и рекомендации по управлению карьерой выпускника.

С учетом специфики данной темы и  круга затронутых вопросов структура  работы позволяет последовательно  осветить в первой части  теоретические  вопросы управления карьерой выпускника, во второй – анализ факторов, влияющих на формирование карьеры выпускника, и в третьей – перспективы  и рекомендации по успешному построению карьеры.

     Объект исследования – выпускники высших учебных заведений.

     Предмет исследования – факторы, влияющие на управление карьерой выпускника высшего учебного заведения.

     Практическая значимость исследования заключается в рекомендациях для выпускников высших учебных заведений в области управления профессиональной карьерой.

     Научная новизна представлена анализом мнений выпускников ВУЗов г.Пензы, оценкой соответсвия образования, полученного в ВУЗе с навыками требуемыми при трудоустройстве.

 

Раздел I. Теоретические основы управления профессиональной карьерой молодых специалистов

    1. Управление конкурентоспособностью выпускника ВУЗа в современных условиях

Российские вузы ежегодно выпускают  около 900 тысяч молодых специалистов, 60% выпускников не могут реализовать себя в выбранной профессии [8, стр.10]. Современный молодежный рынок труда России как часть мирового характеризуется увеличивающимся разрывом между трудовыми притязаниями молодых и возможностями их удовлетворения. Обострились проблемы, связанные с профессиональной подготовкой, трудоустройством, занятостью молодежи, являющейся наименее социально защищенным субъектом рынка труда.

Проблема видится не только в  том, что не хватает рабочих место  для выпускников и даже не в  том, что многие становятся безработными. Реальными причинами, которые препятствуют трудоустройству молодого специалиста, могут быть: отсутствие необходимости и желания работать; отсутствие навыков поиска работы; низкая самооценка (неуверенность в себе); неконструктивная стратегия поведения. Согласно данным социологических исследований работодатели отмечают, что для успешного трудоустройства молодых специалистов необходимо наличие как профессиональных, так и личностных компетенций [5, стр. 17]. Среди причин, мешающих молодым специалистам трудоустроиться, работодатели отмечают отсутствие профессионального опыта, высокие амбиции, несоответствие уровня профессиональной подготовки требованиям рынка труда, слабую мотивацию к труду, перенасыщение рынка труда специалистами данного профиля и др. [4, стр. 5].

Современные вузы уделяют мало времени практической подготовке студентов и формированию их конкурентоспособности, чтобы после выпуска из высшего учебного заведения бывший студент, а ныне молодой специалист, был самостоятельной единицей и смог сам выживать на современном рынке труда. Так что же такое конкурентоспособность, и из чего она формируется у молодого специалиста?

Конкурентоспособность — способность  определённого объекта или субъекта превзойти конкурентов в заданных условиях [12, стр.7].

В свою очередь конкурентоспособная  личность – это личность, для которой характерны стремление и способность к высокому качеству и эффективности своей деятельности, а также к лидерству в условиях состязательности, соперничества и напряженной борьбы со своими конкурентами [12, стр. 13].

Конкурентоспособность человека в профессиональной деятельности зависит не только от наличия глубоких знаний и умений, но и, в первую очередь, от системы мотивов и ценностного отношения к выбранной профессиональной специальности. Конкурентоспособность - это сложное индивидуальное образование. Критерием конкурентоспособности выступает умение определить, а также быстро и эффективно использовать в конкретной борьбе свои преимущества, особые личные и профессиональные качества.

Показателями качественной подготовки современного специалиста можно принять следующие критерии:

- количество  времени,  необходимое  выпускнику  образовательного учреждения для адаптации на рабочем месте в соответствии со своей специальностью;

- количество «родственных» (смежных) специальностей, но которым выпускник может работать без значительных затрат времени и сил на их освоение;

- качество работы и надежность (тщательность и точность выполнения работы, ответственность; степень уверенности руководителя в том, что данный работник выполнит свое задание)[1, стр. 40];

- глубина профессиональных знаний, понимание ступеней работы;

- способности, инициатива и творчество (активная заинтересованность в выполнении работы; способность к выдвижению оригинальных идей, решений, путей; повышение культуры, расширение кругозора, развитие способностей);

- стремление к успеху, ориентация на удачу;

- знания и опыт работы;

- выдержка (способность сосредоточиться и работать с требуемой производительностью в напряженных условиях, высокая работоспособность);

- семейное благополучие работника [15, стр. 9];

- целеустремленность и наличие плана достижения целей (потребность в достижении цели, ориентация на конечный результат; освоение техники личной работы; способность жить и работать по плану и системе);

- способность к риску;

- способность к непрерывному  профессиональному росту [13, стр. 21].

   Инновационный путь развития России в последнее время предполагает соответствующую подготовку специалистов. В профессиональном учебном заведении начали не только обучать, но и приобщать студентов к научной работе и практической деятельности на самых современных предприятиях и в организациях. Не случайно за границей работодатели давно поняли, что подготовка персонала - это наиважнейшие инвестиции предприятия. Таким образом, уже сейчас ВУЗам необходимо вводить в свою практику непрерывное взаимодействие с работодателями, чтобы ещё на этапе обучения, студент прошёл все этапы вхождения в коллектив, знал как проявить себя перед работодателем с лучшей стороны, учился проявлять инициативу и стойкость к работе в стрессовом режиме [27].

   Таким образом, конкурентоспособность выпускников ВУЗов является не только профессиональной, но и, в значительной мере, индивидуально-личностной характеристикой будущего специалиста. Конкурентоспособность выпускников высших учебных заведений - это интегральное качество личности, представляющее совокупность ключевых компетенций и ценностных ориентации, позволяющих данной личности успешно функционировать в социуме и цивилизованно решать проблемы профессионального роста. Развитие конкурентоспособности носит системный характер. Это процесс, требующий создания определенных условий, среды, в которой осуществляется деятельность и происходит личностно-профессиональное развитие.

    1. Управление системой трудоустройства молодых специалистов

Известный итальянский социолог В. Парето сформулировал правило «20/80», согласно которому только 20% людей достигнут 80% успеха, остальные 80% смогут реализовать себя на 20%. Как попасть в заветную двадцатку? При современной экономической системе государство не в состоянии взять на себя обязанность по трудоустройству выпускников. Нельзя также однозначно утверждать, что данную функцию в состоянии выполнить вуз. Скорее можно говорить о том, что вуз берёт на себя значительную часть ответственности за трудоустройство выпускников, прикладывая усилия к тому, чтобы качество их подготовки соответствовало потребностям рынка труда. Актуальность данной проблемы обуславливается тем, что невостребованность выпускников ведёт к отрицательным последствиям: сокращению интеллектуального потенциала страны; снижению профессионального уровня выпускников, не получивших работу по специальности непосредственно после окончания вуза; повышению напряжённости в обществе за счет ухода нетрудоустроенных одарённых выпускников в теневой бизнес или криминальные структуры; снижению эффективности капитальных вложений в высшую школу, что вызывает периодические попытки сократить её финансирование [5, стр. 18].

В современных вузах очень мало времени уделяется практической подготовке студентов, но в некоторых ВУЗах  работают системы подготовки и трудоустройства студентов и выпускников, взаимодействие выпускающих кафедр с работодателями.

К концу обучения в вузе выпускник, чтобы не потерять себя на рынке  труда должен обладать рядом практических базовых навыков, необходимых для  успешного трудоустройства,  таких  как:

- уметь определить свое место на рынке труда;

- знать, где искать подходящую вакансию, как собирать информацию, как читать объявления о вакансиях, по каким критериям выбирать вакансию [24, стр. 73];

- знать, как подготовить профессиональное резюме, в том числе, если нет опыта работы, что такое рекомендательное письмо;

- знать, как построить телефонный разговор с потенциальным работодателем, чтобы пригласили на собеседование;

- знать, как подготовиться к собеседованию;

- знать эффективные технологии поведения в процессе интервью;

- знать что такое стресс-интервью и другие ловушки работодателя;

- владеть правовыми аспектами трудоустройства;

- знать, как провести первые рабочие дни на новом месте;

- знать, как справиться со стрессом в случае неудачного трудоустройства;

- уметь ставить профессиональные цели, планировать время;

- уметь оценить и корректировать карьерные установки, выбирать направление повышения квалификации [26, стр. 10].

Российские вузы по-разному подходят к управлению системой трудоустройства  своих выпускников. Некоторые из них представлены ниже [27].

Московский государственный университет  печати:  преподаватели вуза обеспечивают оптимальное сочетание теории и практики, при котором происходит становление специалистов-профессионалов. Университет достигает цели, чтобы все специалисты отрасли в совершенстве владели технологиями цифровой обработки информации, информационными и кросс-медиасистемами. Студенты учатся и работают на 92 производственных площадках, приобретая практические навыки в реальной производственной среде. Студенты по специальности «Журналистика» со второго курса работают на различных должностях в редакциях крупнейших СМИ: «Российская газета», «МК», «Курьер» и др.

Институт экономики и антикризисного управления предоставляет студентам  возможность начать профессиональную карьеру в период обучения. Для  этого составляется гибкое расписание занятий для учащихся старших  курсов. Институт поддерживает постоянную связь с выпускниками. В любом  районе можно встретить выпускника вуза. Ими сегодня выполняется  каждая десятая процедура банкротства. Все специальности («Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Экономика и управление предприятиями», «Менеджмент организации», «Прикладная информатика») подкреплены курсами повышения квалификации, возможностью получить второе высшее образование по смежному направлению. Регулярно формируются группы по целевым программам подготовки для Федеральной регистрационной службы, Центрального банка России, Минпромторга и других. В результате выпускники вуза востребованы на рынке труда.

Информация о работе Управление карьерой выпускника