Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 08:35, курсовая работа
Актуальной проблемой в настоящее время является тот факт, что к молодым специалистам в современных условиях рынка предъявляется целый ряд требований: они должны иметь не только достаточно высокий уровень теоретической и практической подготовки, но и отличаться социальной зрелостью; сохранять высокую эффективность в ситуации неопределенности и быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям рабочей среды; проявлять готовность к началу собственной карьеры в организации с относительно низкого должностного статуса.
Введение................................................................................................................. 5
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРОЙ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ..................................................... 7
Управление конкурентоспособностью выпускника ВУЗа в современных условиях........................................................................................................... 7
Управление системой трудоустройства молодых специалистов...............10
Методические основы исследования карьеры выпускника ВУЗа…..……14
II. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ УПРАВЛЕНИЯ КАРЬЕРОЙ ВЫПУСКНИКОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ…..………………. 17
2.1 Оценка профессиональной карьеры выпускников высших учебных заведений …………………………………………………………………….…..17
2.2 Анализ удовлетворённости выпускников качеством образования, полученным в высшем учебном заведении ………………………..............….19
2.3 Оценка уровня соответствия подготовки специалистов требованиям рынка труда ………………..……………………………….……………………22
III. ПЕРСПЕКТИВЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УПРАВЛЕНИЮ КАРЬЕРОЙ ВЫПУСКНИКА ВУЗа……….....................................………………………….25
3.1 Перспективы изменения востребованности различных специальностей на рынке труда на современном этапе …...…………………….…………………25
3.2 Технологии управления профессиональной карьерой выпускника вуза.. 28
3.3 Практические рекомендации по адаптации молодых специалистов в условиях современного рынка труда ……………………………….…………32
Заключение……………………………………………………………………….36
Библиографический список……………………………………………………..38
Приложения
В некоторых вузах работают центры по содействию трудоустройства студентов и выпускников. В задачи таких центров входит:
- заключение соглашений о сотрудничестве с предприятиями и договоров на трудоустройство выпускников в рамках программы «Стратегическое партнёрство»;
- содействие открытию малого бизнеса для студентов и выпускников;
- анализ рынка образовательных услуг и рынка труда в регионе;
- координация (информационное, целевое (стратегическое), сотрудничество, совместные семинары, конференции);
- взаимодействие с работодателями, с другими вузами, центрами содействия занятости, администрацией (презентации профессий, семинары, конференции);
- внешние контакты (другие регионы, федеральные органы власти, зарубежные контакты);
- стратегия выпуска (целевая группа работодателей, сегмент рынка образовательных услуг, специфика образовательных программ в вузе);
- профориентация (работа со студентами, дополнительные учебные курсы, предоставление информации);
- выработка рекомендаций для руководителей управлений по учебной работе (в соответствии с требованиями работодателей и перспективами развития рынка труда)[5, стр. 18];
Существует практика ряда вузов по обучению и выдаче выпускникам одновременно двух дипломов: одного российского и другого иностранного, что помогает студентам найти интересную перспективную работу и способствует карьерному росту, поскольку обучение проводилось по договору с каким-либо крупным зарубежным вузом, по его программе и с преподаванием его профессорами [27].
Молодых специалистов в возрасте до 26 лет отличает высокий уровень мотивации достижений. В этот период (этап становления деловой карьеры) только начинается процесс самоутверждения молодого специалиста как личности и как профессионала, происходит освоение выбранной профессии, приобретение необходимых профессиональных компетенций, формирование квалификации. И, хотя работодатели предпочитают нанимать людей с профессиональным опытом, с другой стороны, проявляются и другие тенденции: в некоторых сферах остро ощущается потребность в омоложении состава, замене лиц, уходящих на заслуженный отдых, или же тех, кто не дает подчас необходимой отдачи; за ту же зарплату работодателю выгоднее принять дипломированного молодого специалиста, желающего упорно осваивать специальность, не считаясь с высокими затратами труда, рассчитывающего на постоянное закрепление на работе и на дальнейший карьерный рост и повышение заработка.
Итак, различные организации и внутривузовские программы создаются с целью подготовки студентов к условиям рынка труда и помощи при трудоустройстве. Но на самом деле даже там, где такие программы существуют, не везде они работают должным образом и скорее всего не смогут предложить выпускнику высшего учебного заведения работу с достойным заработком и руководящей должностью, они помогают выпускникам сделать лишь первый шаг в своей карьере. Дальше всё зависит от того как хорошо была налажена система практической подготовки во время обучения, личных качеств выпускника, его навыков и умений.
1.3 Методические основы исследования карьеры выпускника ВУЗа
Для того чтобы выявить
Объект исследования
– выпускники высших учебных заведений.
Предмет исследования –
Анкетирование - письменная форма опроса, осуществляющаяся, как правило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом. Оно целесообразно в двух случаях:
а) когда нужно опросить большое число респондентов за относительно короткое время,
б) респонденты должны тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник [3, с.25].
Применение анкетирования для
опроса многочисленной группы
респондентов, особенно по вопросам,
не требующим глубоких
Основным (но не единственным) инструментом
этого метода является анкета,
состоящая не только из
Метод
анкетирования имеет ряд
Для исследования в рамках данной курсовой работы была составлена анкета для выпускников высших учебных заведений. Анкета состоит из четырёх блоков, включает в себя девятнадцать вопросов, направленных на выявление факторов, влияющих на карьеру выпускников высших учебных заведений. Чтобы осуществить практический анализ, был проведён опрос среди выпускников ВУЗов. Инструментом проведения исследования являлся анкетный опрос респондентов (анкета представлена в Приложении А).
Характеристика респондентов
Всего было опрошено тридцать респондентов, в возрасте от двадцати одног огода до двадцати шести лет, мужского (40%) и женского (60%) пола, закончивших обучение в ВУЗах города Пензы.
Рис 1. Пол респондентов
Рис 2. ВУЗы, которые окончили респонденты
Подводя итог разделу, следует сказать, что на базе многих высших учебных заведений создаются организации, осуществляются различные программы, которые нацелены на помощь выпускникам при дальнейшем устройстве их карьеры. Также при трудоустройсве и дальнейшем развитии, немалую роль играют и личные качества и целеустремлённость выпускника, которые также в большей степени развиваются во время обучения в высшем учебном заведении.
Раздел II. Анализ особенностей управления карьерой выпускников высших учебных заведений
2.1 Оценка профессиональной карьеры выпускников высших учебных заведений
В первой главе были рассмотрены теоретические проблемы управления карьерой выпускника высшего учебного заведения. Во второй части представлен анализ проведённого опроса.
Из данных, приведённых ниже, видно как, учитывая все факторы, развивается карьера выпускников высших учебных заведений.
60% опрошенных респондентов
Вследствие несоответствия
2.2 Анализ удовлетворённости уровнем образования, полученным в высшем учебном заведении
Как видно из рисунка 3, полностью
удовлетворены качеством
Преобладающая часть
Осведомлённость в смежных
Несмотря на вышеперечисленные
факты, которые подводят к
2.3 Оценка уровня соответствия подготовки специалистов требованиям рынка труда
Респондентами также было
Данные отображенные на
С теоретической же
Также немаловажно и
Подводя итог второму разделу,
стоит отметить, что карьера выпускника
напрямую зависит от знаний
и навыков, полученных в
Раздел III. Перспективы и рекомендации по управлению карьерой выпускника ВУЗа
3.1 Перспективы изменения востребованности различных специальностей на рынке труда на современном этапе
Мониторинг
кадрового обеспечения бизнеса
позволяет оценить расчётную
потребность в специалистах с
высшим профессиональным