Управление карьерой выпускника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 08:35, курсовая работа

Описание

Актуальной проблемой в настоящее время является тот факт, что к молодым специалистам в современных условиях рынка предъявляется целый ряд требований: они должны иметь не только достаточно высокий уровень теоретической и практической подготовки, но и отличаться социальной зрелостью; сохранять высокую эффективность в ситуации неопределенности и быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям рабочей среды; проявлять готовность к началу собственной карьеры в организации с относительно низкого должностного статуса.

Содержание

Введение................................................................................................................. 5
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРОЙ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ..................................................... 7
Управление конкурентоспособностью выпускника ВУЗа в современных условиях........................................................................................................... 7
Управление системой трудоустройства молодых специалистов...............10
Методические основы исследования карьеры выпускника ВУЗа…..……14

II. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ УПРАВЛЕНИЯ КАРЬЕРОЙ ВЫПУСКНИКОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ…..………………. 17
2.1 Оценка профессиональной карьеры выпускников высших учебных заведений …………………………………………………………………….…..17
2.2 Анализ удовлетворённости выпускников качеством образования, полученным в высшем учебном заведении ………………………..............….19
2.3 Оценка уровня соответствия подготовки специалистов требованиям рынка труда ………………..……………………………….……………………22
III. ПЕРСПЕКТИВЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УПРАВЛЕНИЮ КАРЬЕРОЙ ВЫПУСКНИКА ВУЗа……….....................................………………………….25
3.1 Перспективы изменения востребованности различных специальностей на рынке труда на современном этапе …...…………………….…………………25
3.2 Технологии управления профессиональной карьерой выпускника вуза.. 28
3.3 Практические рекомендации по адаптации молодых специалистов в условиях современного рынка труда ……………………………….…………32
Заключение……………………………………………………………………….36
Библиографический список……………………………………………………..38
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа (окончательный вариант).docx

— 137.48 Кб (Скачать документ)

В некоторых вузах работают центры по содействию трудоустройства студентов и выпускников. В задачи таких центров входит:

- заключение соглашений о сотрудничестве с предприятиями и договоров на трудоустройство выпускников в рамках программы «Стратегическое партнёрство»;

- содействие открытию малого бизнеса для студентов и выпускников;

- анализ рынка образовательных услуг и рынка труда в регионе;

- координация (информационное, целевое (стратегическое), сотрудничество, совместные семинары, конференции);

- взаимодействие с работодателями, с другими вузами, центрами содействия занятости, администрацией (презентации профессий, семинары, конференции);

- внешние контакты (другие регионы, федеральные органы власти, зарубежные контакты);

- стратегия выпуска (целевая группа работодателей, сегмент рынка образовательных услуг, специфика образовательных программ в вузе);

- профориентация (работа со студентами, дополнительные учебные курсы, предоставление информации);

- выработка рекомендаций для руководителей управлений по учебной работе (в соответствии с требованиями работодателей и перспективами развития рынка труда)[5, стр. 18];

Существует практика ряда вузов по обучению и выдаче выпускникам одновременно двух дипломов: одного российского и другого иностранного, что помогает студентам найти интересную перспективную работу и способствует карьерному росту, поскольку обучение проводилось по договору с каким-либо крупным зарубежным вузом, по его программе и с преподаванием его профессорами [27].

Молодых специалистов в возрасте до 26 лет отличает высокий уровень  мотивации достижений. В этот период (этап становления деловой карьеры) только начинается процесс самоутверждения  молодого специалиста как личности и как профессионала, происходит освоение выбранной профессии, приобретение необходимых профессиональных компетенций, формирование квалификации. И, хотя работодатели предпочитают нанимать людей с профессиональным опытом, с другой стороны, проявляются и другие тенденции: в некоторых сферах остро ощущается потребность в омоложении состава, замене лиц, уходящих на заслуженный отдых, или же тех, кто не дает подчас необходимой отдачи; за ту же зарплату работодателю выгоднее принять дипломированного молодого специалиста, желающего упорно осваивать специальность, не считаясь с высокими затратами труда, рассчитывающего на постоянное закрепление на работе и на дальнейший карьерный рост и повышение заработка.

Итак, различные организации и  внутривузовские программы создаются с целью подготовки студентов к условиям рынка труда и помощи при трудоустройстве. Но на самом деле даже там, где такие программы существуют, не везде они работают должным образом и скорее всего не смогут предложить выпускнику высшего учебного заведения работу с достойным заработком и руководящей должностью, они помогают выпускникам сделать лишь первый шаг в своей карьере. Дальше всё зависит от того как хорошо была налажена система практической подготовки во время обучения, личных качеств выпускника, его навыков и умений.

 

 

 

 

 

 

1.3 Методические основы исследования карьеры выпускника ВУЗа

       Для того чтобы выявить факторы,  влияющие на формирование карьеры выпускника высшего учебного заведения, в рамках данной курсовой работы проведено исследование с использованием метода анкетного опроса. 
       Объект исследования – выпускники высших учебных заведений.

       Предмет исследования – факторы, влияющие на построение карьеры выпускником высшего учебного заведения.

    Анкетирование - письменная форма опроса, осуществляющаяся, как правило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом. Оно целесообразно в двух случаях:

а) когда  нужно опросить большое число  респондентов за относительно короткое время,

б) респонденты  должны тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник [3, с.25].

       Применение анкетирования для  опроса многочисленной группы  респондентов, особенно по вопросам, не требующим глубоких размышлений,  не оправдано. В такой ситуации  уместнее побеседовать с респондентом  с глазу на глаз.

       Основным (но не единственным) инструментом  этого метода является анкета, состоящая не только из опросного  листа и "паспортички", но и из преамбульно-инструктивного раздела. Значимость последнего нельзя недооценивать, т.к. в условиях заочного общения с респондентом преамбула - единственное средство мотивации респондента на заполнение анкеты, формирования его установки на искренность ответов. Кроме того, в преамбуле говориться о том, кто и зачем проводит опрос, даются необходимые комментарии и инструкции по работе респондента с анкетой [3, с. 27].

   Метод  анкетирования имеет ряд преимуществ,  например:

  • анкетный опрос дает массовую представительную картину об изучаемом предмете
  • на респондента не оказывают «возмущающего» влияния личность интервьюера, его собственные установки и взгляды.
  • отсутствие интервьюера формирует у опрашиваемого ощущение большей анонимности, поэтому приводит к более обоснованным ответам
  • при заполнении анкет респондент подбирает для себя наиболее подходящее время и скорость заполнения анкеты
  • анкетирование может быть проведено кадрами, не обладающими высокой квалификацией
  • с помощью анкетирования можно собрать информацию за более короткий срок

       Для исследования в рамках  данной курсовой работы была составлена анкета для выпускников высших учебных заведений. Анкета состоит из четырёх блоков, включает в себя девятнадцать вопросов, направленных на выявление факторов, влияющих на карьеру выпускников высших учебных заведений. Чтобы осуществить практический анализ, был проведён опрос среди выпускников ВУЗов. Инструментом проведения исследования являлся анкетный опрос респондентов (анкета представлена в Приложении А).

Характеристика респондентов

       Всего было опрошено тридцать респондентов, в возрасте от двадцати одног огода до двадцати шести лет, мужского (40%) и женского (60%) пола, закончивших обучение в ВУЗах города Пензы.

 

Рис 1. Пол респондентов

 

Рис 2. ВУЗы, которые  окончили респонденты

          Подводя итог разделу, следует сказать, что на базе многих высших учебных заведений создаются организации, осуществляются различные программы, которые нацелены на помощь выпускникам при дальнейшем устройстве их карьеры. Также при трудоустройсве и дальнейшем развитии, немалую роль играют и личные качества и целеустремлённость выпускника, которые также в большей степени развиваются во время обучения в высшем учебном заведении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел  II. Анализ особенностей управления карьерой выпускников высших учебных заведений

2.1 Оценка профессиональной карьеры выпускников высших учебных заведений

     В первой главе были рассмотрены теоретические проблемы управления карьерой выпускника высшего учебного заведения. Во второй части представлен анализ проведённого опроса.

     Из данных, приведённых ниже, видно как, учитывая все факторы, развивается карьера выпускников высших учебных заведений.

     60% опрошенных респондентов работают  по специальности, полученной  в ВУЗе, остальные 40% строят карьеру  в других сферах деятельности (рис. 12). Здесь следует учесть  ещё и тот факт, что большинство  абитуриентов необдуманно выбирает  специальность и ВУЗ для дальнейшего  обучения. Естественно они не  строят карьеру по специальности,  полученной в ВУЗе, а выбирают  сферу деятельности соответствующую  их интересам.

 
Рис 12. Кол-во выпускников работающих по специальности, полученной в ВУЗе

 

 
Рис 13. Есть ли возможность карьерного роста и профессионального развития

 

     Вследствие несоответствия требованиям,  предъявляемым при трудоустройстве  и низким практическим навыкам,  большинство выпускников отмечает, что не имеет возможности карьерного  роста и профессионального развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

2.2 Анализ удовлетворённости уровнем образования, полученным в высшем учебном заведении

    

 

 
Рис 3. Удовлетворённость качеством  полученнго образования

 

     Как видно из рисунка 3, полностью  удовлетворены качеством полученного  образования чуть больше половины  опрошенных респондентов (60%). Причины  такой оценки можно выяснить  исходя из анализа следующих  вопросов.

 

 
Рис 4. Возможность поступления на работу по специальности

 

     Преобладающая часть респондентов (66,6%) низко оценивают возможность  поступления на работу по полученной  в ВУЗе специальности. Что,  скорее всего, является следствием  плохой системы практической  подготовки будущих выпускников, 43,4% опрошенных выпускников оценили  её «неудовлетворительно» и лишь 26,6% респондентов дали системе практической подготовки положительную оценку (рис. 5).

 

 
Рис 5. Практическая система подготовки специалистов в ВУЗе

 

 
Рис 6. Осведомлённость в смежных  областях полученной специальности

 

     Осведомлённость в смежных областях  специальности выпускники также  характеризуют не с лучшей  стороны (60% респондентов дали  низкую оценку).

 
Рис 7. Оценка конкурентоспособности  на рынке труда

 

     Несмотря на вышеперечисленные  факты, которые подводят к неутешительным  выводам, больше половины (53,3%) респондентов  высоко оценивают свою конкурентоспособность  на рынке труда, что видно  из рисунка 7. Скорее всего,  такая оценка является следствием  того, что конкурентоспособность  помимо уровня полученного образования,  складывается из множества факторов. Тем не менее, неоспоримым фактом  является то, что если бы образование,  полученное в ВУЗе, было более  качественное, несомненно, выпускники  оценили бы свою конкурентоспособность  гораздо выше.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Оценка уровня соответствия подготовки специалистов требованиям рынка труда

     Респондентами также было оценено  соответствие уровня подготовки, полученной в ВУЗе с требуемой при трудоустройстве.

 

 
Рис 8. Оценка практических навыков, полученных в ВУЗе

     Данные отображенные на рисунке  8 ещё раз показывают чтоуровень практической подготовки в ВУЗе крайне низкий, так решило преобладающее число респондентов (76,6%).

 

 
Рис 9. Оценка теоретической подготовки, полученной в ВУЗе

 

     С теоретической же подготовкой  дело обстоит иначе. Большинство  выпускников (63,3%) считают её достойной,  что видно из рисунка 9. Несмотря  на это, общая картина остаётся  прежней.  При трудоустройстве  выпускники нуждаются в практических  навыках, которых, как показывает  исследование, ВУЗ им предоставить  в полном объёме не может.  Это подтверждает рисунок 10, из  которого видно, что подавляющее  большинство респондентов (73,3%) крайне низко оценивает соответствие знаний полученных в ВУЗе с необходимыми при трудоустройстве.

 

 
Рис 10. Соответствие знаний полученных в ВУЗе с необходимыми при трудоустройстве

 

 
Рис 11. Формирование ВУЗом личностных качеств

 

     Также немаловажно и формирование  ВУЗом личностных качеств, таких  как трудолюбие, ответственность,  желание дальнейшего развития  и т.д. От этих качеств напрямую  зависит успех карьеры выпускника  высшего учебного заведения. Большинство  опрошеных (56,6%) оценило этот аспект положительно.

     Подводя итог второму разделу,  стоит отметить, что карьера выпускника  напрямую зависит от знаний  и навыков, полученных в высшем  учебном заведении. Как показало  исследование, ВУЗ не даёт необходимой  практической подготовки, в этой  связи выпускники обладают низкой  конкурентоспособностью и не имеют возможности желаемого карьерного роста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел  III. Перспективы и рекомендации по управлению карьерой выпускника ВУЗа

3.1 Перспективы изменения востребованности различных специальностей на рынке труда на современном этапе

 

    Мониторинг  кадрового обеспечения бизнеса  позволяет оценить расчётную  потребность в специалистах с  высшим профессиональным образованием, включая выбытие работников в  связи с выходом на пенсию, расширением или сокращением  штатной численности сотрудников. 

Информация о работе Управление карьерой выпускника