Управление карьерой выпускника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 08:35, курсовая работа

Описание

Актуальной проблемой в настоящее время является тот факт, что к молодым специалистам в современных условиях рынка предъявляется целый ряд требований: они должны иметь не только достаточно высокий уровень теоретической и практической подготовки, но и отличаться социальной зрелостью; сохранять высокую эффективность в ситуации неопределенности и быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям рабочей среды; проявлять готовность к началу собственной карьеры в организации с относительно низкого должностного статуса.

Содержание

Введение................................................................................................................. 5
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРОЙ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ..................................................... 7
Управление конкурентоспособностью выпускника ВУЗа в современных условиях........................................................................................................... 7
Управление системой трудоустройства молодых специалистов...............10
Методические основы исследования карьеры выпускника ВУЗа…..……14

II. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ УПРАВЛЕНИЯ КАРЬЕРОЙ ВЫПУСКНИКОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ…..………………. 17
2.1 Оценка профессиональной карьеры выпускников высших учебных заведений …………………………………………………………………….…..17
2.2 Анализ удовлетворённости выпускников качеством образования, полученным в высшем учебном заведении ………………………..............….19
2.3 Оценка уровня соответствия подготовки специалистов требованиям рынка труда ………………..……………………………….……………………22
III. ПЕРСПЕКТИВЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УПРАВЛЕНИЮ КАРЬЕРОЙ ВЫПУСКНИКА ВУЗа……….....................................………………………….25
3.1 Перспективы изменения востребованности различных специальностей на рынке труда на современном этапе …...…………………….…………………25
3.2 Технологии управления профессиональной карьерой выпускника вуза.. 28
3.3 Практические рекомендации по адаптации молодых специалистов в условиях современного рынка труда ……………………………….…………32
Заключение……………………………………………………………………….36
Библиографический список……………………………………………………..38
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа (окончательный вариант).docx

— 137.48 Кб (Скачать документ)

Общая схема  работы с молодыми специалистами  на предприятии:[28]

  1. Прохождение производственной и функциональной практики в подразделениях предприятия;
  2. Прием на работу молодого специалиста в отдел персонала;
  3. Собеседование с заместителем руководителя по кадрам и председателем совета молодых специалистов;
  4. Социальная адаптация молодого специалиста (1-3 месяца);
  5. Профессиональная адаптация на рабочем месте (до 3-х лет);
  • Стажировка в течение года, наставничество;
  • Составление отчета по стажировке;
  • Рассмотрение и принятие решения комиссии после завершения стажировки;
  • Выполнение заданий руководителя на рабочем месте;
  • Участие в научно-технических советах и конференциях;
  • Участие в рационализаторской и изобретательской работе;
  1. Повышение деловой квалификации (курсы — ИПК, школа менеджеров, курсы рационализаторов);
  1. Анализ профессиональной адаптации и включение в резерв;
  • Оценка потенциала специалиста
  • Оценка индивидуального вклада
  • Вхождение в трудовой коллектив
  • Возможность профессионального выдвижения

     Молодые специалисты, хорошо проявившие себя в практической работе, являются основным источником пополнения резерва кадров на выдвижение. Возможны следующие пути продвижения молодого специалиста: работник растет как специалист, последовательно повышая и углубляя знания по избранной специальности; работник на определенном этапе своей деятельности в качестве специалиста может принять на себя выполнение ряда административных функций, перейдя тем самым в группу руководителей нижнего уровня; молодой специалист продвигается по иерархии должностей линейных руководителей производства (мастер, ст. мастер, нач. участка).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

    На успешную карьеру выпускника влияет множество факторов. Одними из наиболее значимых показателей являются подготовка конкурентоспособного специалиста в рамках учебного процесса, а также система практической подготовки и трудоустройства.

    В первом разделе были изучены понятия конкурентоспособности, конкурентоспособной личности; перечислены критерии подготовки современного конкурентоспособного специалиста, главным из которых являются практические навыки выпускника. Поэтому ВУЗам необходимо как можно лучше налаживать взаимодействие с работодателями, для которых также есть ряд плюсов. Подготовка будущего персонала наиважнейшие инвестиции для предприятия.

    Во втором разделе был проведен анализ. С помощью опроса, проведённого среди выпускников высших учебных заведений г. Пензы, удалось выяснить, что хотя 60% выпускников и работают по специальности, лишь 33,3% респондентов имеют возможность для карьерного роста. Это напрямую связано с тем, что практическая система подготовки специалистов в ВУЗах и практические навыки при выпуске из ВУЗа находятся на очень низком уровне. А соответствие знаний полученных в ВУЗе с необходимыми при трудоустройстве 50% опрошенных выпускников оценивают как неудовлетворительно.

    В третьем разделе были предложены рекомендации по управлению карьерой выпускникам высших учебных заведений. Были отмечены перспективы изменения востребованности различных специальностей на рынке труда на современном этапе, которые показали, что безработица среди выпускников обусловлена перенасыщенностью некоторыми специальностями на рынке трудовых ресурсов, который продолжает тяготеть к специалистам технических отраслей. Представлена технология управления профессиональной карьерой выпускника ВУЗа, а также рекомендации по адаптации молодых специалистов в условиях современного рынка труда, чтобы ещё на этапе обучения, студент прошёл все этапы вхождения в коллектив, знал как проявить себя перед работодателем с лучшей стороны, учился проявлять инициативу и стойкость к работе в стрессовом режиме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

  1. Богдан Н., Могилёвкин Е. Карьера молодого специалиста: взгляд вуза; Отв. ред. Н.Н. Богдан – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2008. – С.38-44.
  2. Бондаренко Н.В., Красильникова М.Д., Харламов К.А. Спрос на рабочую силу – мнение работодателей: М-во образования и науки Российской Федерации Государственный университет-Высшая школа экономики, - М.: ГУ-ВШЭ, 2006. – 63 с.
  3. Брейс А. Анкетирование: Книга. – Москва: Издательство «Баланс Бизнес Букс», 2007.
  4. Ендовицкий Д.А., Титов В.Т. Компетенции и востребованность выпускников – кто нужен работодателю?//Высшее образование в России.- 2011. - №6. – с. 3-9
  5. Ерёмкин А. Система содействия трудоустройству выпускников ВУЗа в современных условиях//Вестник образования.-2008.-№6.- с.15-19 
  6. Кодорова Е.В., Шигаева Ю.М. Пути повышения эффективности работы центров содействия трудоустройству выпускников ВУЗов // Современные проблемы экономики: международная научно-техническая конференция 14-15 мая 2009 г. – Пенза, ПГУАС, с. 65.
  7. Молл Е. Современные тенденции управления карьерой //Топ-manager. – 2009.- №9(30). – с.35-40
  8. Новобранцев А. Карьера выпускника - от вуза до работодателя // "Кадровик. Кадровый менеджмент", 2008, № 11.
  9. Печерская Э.П. Концептуальные аспекты подготовки конкурентоспособного специалиста в современных условиях / М-во образования РФ; Самарская государственная экономическая академия. – Самара, - 2003, - 260 с.
  10. Повышение эффективности и содействия трудоустройству выпускников высших учебных заведений в условиях рыночной экономики: опыт и проблемы: Международная научно-практическая конференция, ноябрь 2008г.: сборник статей; под ред. Г.А. Резник. – Пенза, 2008. – 65 с.
  11. Резник С.Д., Бармотина С.Ю., Берняков И.Н, Игошина И.А. Интенсивное содействие практической подготовке и трудоустройству студентов, Пенза: ПГУАС, 2005, - 110 с.
  12. Резник С.Д. Как сделать себя конкурентноспособным: практические рекомендации для студентов ВУЗов, Пенза: Изд-во ПГУАС, 2008, - 33 с.
  13. Резник С.Д., Игошина И.А., Сочилова А.А. Карьерный менеджмент: учебное пособие, под общ. ред. С.Д. Резника. – Пенза; Изд-во ПГУАС, 2011.
  14. Резник С.Д. Коновалова Е.С. Конкурентоориентированность студентов ВУЗов России: опыт, проблемы, перспективы: монография, под общ. ред. С.Д. Резника. – Пенза; Изд-во ПГУАС, 2011.
  15. Резник С.Д. Сочилова А.А. Основы личной конкурентоспособности: учебное пособие, - Пенза; ПГУАС, 2008.
  16. Резник С.Д. Ежова Н. Практическая подготовка и трудоустройство студентов на основе системы взаимодействия выпускающей кафедры с предприятиями – работодателями: монография. – Пенза: Изд-во ПГУАС, 2007.
  17. Резник С.Д., Игошина И.А., Резник В.С. Управление личной карьерой: учебное пособие, под ред. Э.М. Короткова, С.Д. Резника. – Пенза: ПГУАС, 2004.
  18. Резник С.Д. Черницов А.Е. Управление системой трудоустройства молодёжи: региональный аспект: монография: под общ. ред. С.Д. Резника. – Пенза: Изд-во ПГУАС, 2009.
  19. Резник С.Д. Как обеспечить своё трудоустройство: практические советы и рекомендации для студентов высших учебных заведений/ - Пенза: Издательство ПГУАС, 2009.
  20. Резник С.Д. Как противостоять безработице и найти подходящую работу/ Пенза: Консульт.-исслед. и учебный центр развития предприним.
  21. Резник С.Д. Интенсивное содействие экономической самостоятельности, конкурентоспособности и трудоустройству студентов и выпускников: монография, под общ. ред. С.Д. Резника; Пенза, ПГУАС, 2010.
  22. Турчаева Р.Ю., Свергузов Р.Ш. Анализ факторов привлекательности предприятий для молодых специалистов // Проблемы устойчивого функционирования региональных отраслевых комплексов: сборник материалов международной научно-практической конференции. – Пенза, ПГУАС, 2009, с. 192-197.
  23. Фаргус П. Мотивирующая сила. // Справочник по управлению персоналом. – 2008. - №5. – с. 122-124.
  24. Фокин К. В поисках будущих руководителей // Справочник по управлению персоналом. – 2008. - №8. – с. 70-75.
  25. Хруцкий В.Е. Как добиться успеха:практические советы деловым людям : Сборник / М.: Политиздат, 1991.
  26. Яновская Ю.М. Как правильно договориться о приёме на новую работу и заключить трудовой договор // Справочник секретаря и офис-менеджера, - 2006, - №10, с. 8-18.
  27. www.career-st.ru
  28. http://www.rabota.ru
  29. http://czecho.ru/2011/08/uroven-bezraboticy-sredi-vypusknikov-vuzov-neuklonno-rastet/
  30. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение А

АНКЕТА ВЫПУСКНИКА

   Просим Вас принять  участие в исследовании по  изучению процесса формирования  факторов, влияющих на карьеру  выпускника высшего учебного  заведения и ответить на вопросы  анкеты.

Заранее благодарим!

Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

Институт экономики и менеджмента

Кафедра «Менеджмент»

Общая удовлетворенность уровнем  полученного образования в ВУЗе 

 

1

2

3

4

5

6

Удовлетворенность качеством полученного  образования 

           

Возможность поступления на работу по специальности (количество предложений  на рынке труда)

           

Практическая система подготовки специалистов в ВУЗе

           

Профессиональные навыки, полученные в ВУЗе 

           

Осведомленность в смежных  областях полученной специальности

           

Как Вы оцениваете Вашу конкурентоспособность  на рынке труда 

           

Соответствие уровня подготовки специалистов с требуемой при трудоустройстве

Практические навыки, полученные в  ВУЗе

           

Теоретическая подготовка, полученная в ВУЗе 

           

Соответствие знаний полученных в  ВУЗе с необходимыми при трудоустройстве

           

Формирование ВУЗом личностных качеств (ответственность, активность, трудолюбие, желание дальнейшего развития и  т.п.)

           

Профессиональная карьера 

Работаете ли Вы по специальности, полученной в ВУЗе?

Да     Нет

Удовлетворенность работой по специальности, полученной в ВУЗе (если ответ на предыдущий вопрос положительный)

           

Есть ли у Вас возможность для  карьерного роста и профессионального  развития?

Да     Нет

Устраивает ли Вас уровень Вашей  заработной платы?

Да     Нет

Личные данные

Возраст

 

Пол

 

ВУЗ

 

Год выпуска

 

Специальность

 



 

Приложение Б

 

Сводные результаты исследования управления карьерой выпускников  высших учебных заведений.

 

Вопрос: Удовлетворённость качеством полученного образования:

Варианты ответа

Кол-во ответивших (чел.)

Кол-во ответивших (%)

Неудовлетворительно

8

26,7%

Удовлетворительно

4

13,3%

Хорошо

14

46,7%

Отлично

4

13,3%

Итого:

30

100%


 

 

Вопрос: Возможность поступления на работу по специальности (количество предложений на рынке труда):

Варианты ответа

Кол-во ответивших (чел.)

Кол-во ответивших (%)

Неудовлетворительно

12

40%

Удовлетворительно

8

26,6%

Хорошо

5

16,7%

Отлично

5

16,7%

Итого:

30

100%


 

Вопрос: Практическая система подготовки специалистов в ВУЗе:

Варианты ответа

Кол-во ответивших (чел.)

Кол-во ответивших (%)

Неудовлетворительно

13

43,3%

Удовлетворительно

9

30%

Хорошо

4

13,3%

Отлично

4

13,3%

Итого:

30

100%


 

 

Вопрос: Профессиональные навыки, полученные в ВУЗе:

Варианты ответа

Кол-во ответивших (чел.)

Кол-во ответивших (%)

Неудовлетворительно

13

43,4%

Удовлетворительно

8

26,6%

Хорошо

5

16,7%

Отлично

4

13,3%

Итого:

30

100%


 

 

Вопрос: Осведомлённость в смежных областях полученной специальности:

Варианты ответа

Кол-во ответивших (чел.)

Кол-во ответивших (%)

Неудовлетворительно

9

30%

Удовлетворительно

9

30%

Хорошо

5

16,7%

Отлично

7

23,3%

Итого:

30

100%


 

 

Вопрос: Как Вы оцениваете Вашу конкурентоспособность на рынке труда:

Варианты ответа

Кол-во ответивших (чел.)

Кол-во ответивших (%)

Неудовлетворительно

7

23,3%

Удовлетворительно

7

23,3%

Хорошо

7

23,3%

Отлично

9

30%

Итого:

30

100%


 

 

Вопрос: Практические навыки, полученные в ВУЗе:

Варианты ответа

Кол-во ответивших (чел.)

Кол-во ответивших (%)

Неудовлетворительно

12

40%

Удовлетворительно

11

36,7%

Хорошо

4

13,3%

Отлично

3

10%

Итого:

30

100%


 

 

Вопрос: Теоретическая подготовка, полученная в ВУЗе:

Варианты ответа

Кол-во ответивших (чел.)

Кол-во ответивших (%)

Неудовлетворительно

4

13,3%

Удовлетворительно

7

23,3%

Хорошо

9

30%

Отлично

10

33,3%

Итого:

30

100%

Информация о работе Управление карьерой выпускника