Управление карьерой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 18:01, реферат

Описание

Эффективность бизнес-процессов (как в России, так и за рубежом) во все большей степени стала определяться использованием эффективных управленческих команд. Связано это, во-первых, с резко возросшей скоростью изменений внешней среды, в которой приходится работать коммерческим организациям, во-вторых, с существенно повысившейся ролью творческого труда сотрудников в самих организациях.

Работа состоит из  1 файл

кр управление карьерой.doc

— 187.00 Кб (Скачать документ)


29

 

Введение

Эффективность бизнес-процессов (как в России, так и за рубежом) во все большей степени стала определяться использованием эффективных управленческих команд. Связано это, во-первых, с резко возросшей скоростью изменений внешней среды, в которой приходится работать коммерческим организациям, во-вторых, с существенно повысившейся ролью творческого труда сотрудников в самих организациях.

Необходимость быстро реагировать на внешние изменения, накладываясь на возросшую сложность управления, вынуждает формировать группы высококлассных специалистов для эффективного управления компаниями. Наиболее продуктивно эти группы специалистов, как и их отдельные члены, работают в том случае, когда образовываются эффективные управленческие команды, а отношения внутри группы выстраиваются вокруг командного лидера.

Актуальность и объективная необходимость исследования процессов формирования и поддержания высокоэффективных команд персонала определяется тем, что для многих компаний решение этого вопроса выступает фактором выживания.

Объект исследования - процессы формирования и функционирования высокоэффективных команд.

Предмет исследования - социальные характеристики и технологии формирования эффективных управленческих команд в организациях.

Задачи:

      рассмотреть термины команд и эффективной команды;

      определение параметров командной эффективности, факторов повышающих или снижающих эту эффективность;

      выработка практических рекомендаций по использованию технологий формирования эффективных управленческих команд.

 

1.      Теоретическая часть. Формирование и поддержание высокоэффективных команд персонала

 

1.1   Формирование команд

Сегодня гораздо большее количество руководителей понимают необходимость командного взаимодействия наряду с индивидуальными действиями - для себя и других структур в организации. Есть также большая озабоченность понимание необходимости гибкого подхода к менеджерским функциям. Все большее количество руководителей сегодня могут применять командный подход с уверенностью, которая базируется на собственном опыте и успехе.

В русском языке слово «команда» имеет два базовых значения: приказ и специфичная группа. В социологии используется именно второе значение.

По «Словарю русского языка» Ожегова команда - это: 1) Отряд, воинское подразделение; 2) Личный состав, экипаж судна; 3) Спортивный коллектив во главе с капитаном; 4) Группа связанных чем-нибудь людей, чье-нибудь окружение.

Энциклопедическое определение: команда (франц. commande, от позднелат. commando — поручаю, приказываю) - временная или постоянная воинская организация численностью от 3 человек и более, предназначенная для выполнения определённых обязанностей по службе или каких-либо работ[1].

Все имеющиеся на сегодняшний день толкования термина «команда» разделяются на две части. Одна — это определения слова «команда» через её внешние проявления, через её описание. Вторая часть - структурные определения, обозначающие внутреннюю суть этого объекта.

К первым можно отнести такие определения:

Команда - в широком смысле - трудовой коллектив с высоким уровнем сплоченности, приверженности всех работников общим целям и ценностям организации.

Команда - основа организации. Можно охарактеризовать команду как определенную группу. Однако команда больше, чем группа.

Команда – небольшое количество людей с комплиментарными навыками, которые привержены общим намерениям, эффективным целям и общему подходу к работе, в рамках которого они считают себя взаимоответственными.

С точки зрения Кейси - команда социальная группа, в которой неформальные отношения между ее членами могут иметь большее значение, нежели формальные, а действительная роль и влияние конкретной личности не совпадать с ее официальным статусом и весом.
С точки зрения Майерса - Бриггса команда - трудовой коллектив с высоким уровнем сплоченности, приверженности всех работников общим целям и ценностям организации[2].
С точки зрения Э. Ларсона команда - коллектив единомышленников, сплоченных вокруг своего лидера, который одновременно является и высшим должностным лицом в данной организации[3].

Команда — 1) группа людей, призванная выполнять определенную работу, задание. Обычно команда работает на лидера, который ставит задачу и распределяет работу между ее членами; 2) приказ, указание.

К этой же группе стоит отнести и определения, употребляемые Т.П. Галкиной, автора, «Социологии управления: от группы к команде»[4]. Расположим их в порядке увеличения сложности:

Команда — несколько человек, действующих совместно при выполнении какой-либо работы или деятельности.

Команда - группа индивидов, которые распределяют между собой рабочие операции и ответственность за получение конкретных результатов.

Команда — группа людей, имеющих общие цели, взаимодополняющие навыки и умения, высокий уровень взаимозависимости и разделяющих ответственность за достижение конечных результатов.

Ко второму типу определений стоит отнести следующие:

Команда - коллектив единомышленников, сплоченных вокруг своего лидера, который одновременно является и высшим должностным лицом в данной организации.

Такое определение одновременно указывает путь к обеспечению высокоэффективной совместной деятельности в составе любой команды.

Как же создать эффективную руководящую управленческую команду? Для этого следует воспользоваться теорией командных ролей, которая была разработана в Англии, в Кембридже под руководством профессора Мередита Белбина. Как говорилось выше им выделено восемь основных командных ролей: 1) исполнитель; 2) координатор; 3) структуризатор; 4) генератор идей; 5) разведчик ресурсов; 6) наблюдатель-аналитик; 7) командный работник; 8) завершитель работ. К ним иногда добавляется и девятая роль: специалист - сотрудник, обладающий глубокими профессиональными знаниями, но способный вносить вклад только в узкой области своей специальности. Очевидно, что каждая перечисленная командная роль вносит свой вклад в общий успех дела и, следовательно, должна быть представлена в сбалансированной команде.

Фраер Морисон, лауреат Шотландской премии за достижения в области бизнеса в 1991 году, сказал, что своими успехами в работе обязан «команде и взаимному доверию». Это не просто воздаяния долга вежливости своим коллегам. По словам Хенди, «группы должны создаваться. Одиночки должны координироваться, а их способности и возможности выявляться и объединяться. Однако необходимо признавать, что истинно понять, что такой группы, вы сможете только тогда, когда убедитесь насколько трудно ими управлять».

Командный менеджмент - это способы взаимной мобилизации, когда в коллективе вы добиваетесь существенно большего по сравнению с тем, что смогли бы сделать, действуя в одиночку.

Признаки команды[5].

1

Команда состоит из двух или более человек

2

Члены команды в соответствии с отведенной им ролью

участвуют в меру своей компетентности в совместном достижении поставленных целей

3

Команда имеет свое лицо, не совпадающее с индивидуальными качествами ее членов

4

Для команды характерны сложившиеся связи как внутри нее, так и с другими командами и группами

5

Команда несет ясную, упорядоченную и экономную структуру, ориентированную на достижение поставленных целей и выполнение задач; команда периодически оценивает свою эффективность. Обычно цели и задачи, стоящие перец командой, не могут быть достигнуты отдельными ее членами в силу ограниченности по времени и ресурсам, а также невозможности обладать одному необходимыми знаниями и квалификацией. Примеры спортивных команд или оркестров наглядно подтверждают данные положения. Очевидно, что команды и группы - частично перекрывающиеся образования и между ними нет непреодолимой разницы. Каждая

из них может заниматься развитием своих членов или организации, а также управлением процессами изменений

 

А так же: это наличие:

- совместной деятельности;

- общих целей;

- общей ответственности;

- личностных неформальных взаимодействий;

- взаимодополняющий (по профессиональным и психологическим характеристикам) состав группы;

- участия всех членов команды в выработке решений;

- четко выраженного командного лидера;

- взаимного влияния;

- доверительных отношений.

1.2    Совместная трудовая деятельность

Совместная трудовая деятельность – это общественно полезный и социально значимый процесс, в ходе которого люди объединяются и регулярно взаимодействуют друг с другом для достижения определенной цели. Объектом совместной деятельности служат экономические ресурсы.

Деятельным субъектом является общность (объединение, группа, команда) людей, совместно реализующих цель по производству товаров или оказанию услуг, действующих в соответствии с определенными правилами и процедурами в рамках определенной формы собственности.

Специфическими характеристиками команды работников как субъекта совместной деятельности являются:

1)  наличие общеорганизационной цели деятельности;

2)  существование разделения труда, основанного на специализации при выполнении работ (трудовых заданий) по достижению цели;

3)  формирование структуры власти, иерархии полномочий и ответственности;

4)  установление правил и процедур, описывающих права, обязанности и функции каждого члена общности, а также правила и процедуры, касающиеся исполнения работы;

5)  функционирование развитой коммуникативной сети;

6)  распределение работников по рабочим местам в зависимости от объема и структуры человеческого капитала конкретной личности;

7)  формальные отношения между отдельными работниками в команде обусловлены должностными инструкциями, договорами, обязательствами и т.п. и носят безличный характер (т.е. не зависят от того, кто выполняет работу);

8)  господство определенной формы собственности на средства производства и результаты совместной деятельности.

С учетом сказанного выше объединения работников для осуществления совместной трудовой деятельности представляют формальные группы, т.е. являются частями организационной структуры, обусловленной существующими разделением и кооперацией труда в организации, и призваны достичь определенных целей.

В практике российских и зарубежных предприятий активно используются три типа формальных групп: команды руководителя, производственные группы, комитеты. Самой эффективной формой управления в последние годы в мировой практике признаны команды руководителя. Это одна или несколько командных соподчиненных групп, состоящих из руководителя и его подчиненных – специалистов различной квалификации.

Производственные группы – это объединения работников, имеющих определенную самостоятельность в планировании и осуществлении своей деятельности, для достижения организационной цели. Это, например, широко распространенные в российской экономике бригады станочников, маляров и т.п.

Российскими предприятиями накоплен достаточный опыт работы комитетами. Комитеты представляют выборную группу работников для решения спорных вопросов или проблем, а также координации определенных видов деятельности. Иногда они принимают форму постоянно

действующих комитетов и являются типичным средством достижения координации на долговременной основе.

Команды принято различать по нескольким основаниям. Одна из самых распространенных классификаций основана на выделении в качестве индикатора рода деятельности, которой призвана заниматься команда[6].

«Идеальная группа обладает открытостью вовнутрь и вовне, адекватным подходом к принятию новых членов, творческим подходом к ролям и нормам, сбалансированностью целей группы с целями организации и бережным отношением к каждому своему члену. Ее основные характеристики – осознание ответственности, инициативность членов группы, адекватная реакция на изменение внешних условий»[7].

Организация любого размера состоит из разного количества команд работников. По уровню кооперирования команда работников может быть структурирована на первичные (контактные) малые группы, вторичные и сложные объединения малых групп.

Первичные (или контактные) малые группы – это система взаимосвязанных между собой официальных позиций работников, занимая которые, они обладают определенными полномочиями, и неофициальных позиций, обусловленных их влиянием друг на друга. Например, первичный учебный персонал представлен кафедрой, студенческой группой; первичный производственный персонал –бюро, бригада и т.п.

Вторичные группы персонала – это объединение работников на основе сочетания нескольких малых групп (например, вторичный учебный персонал может быть представлен факультетом как объединением нескольких студенческих групп и профильных кафедр; вторичный производственный

персонал – цех, отдел и т.п.).

Сложные объединения работников (персонал в организации) – это совокупность ряда более простых образований работников, находящихся в сложных постоянных связях в рамках единой по целям и условиям деятельности.

Способы кооперирования субъекта совместной деятельности, т.е. способы создания единых организационно-экономических связей и отношений по достижению организационной цели, предусматривают технологический, функциональный, экономический, социально-психологический, формально-организационный типы совместной деятельности[8].

Информация о работе Управление карьерой