Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 20:53, курсовая работа
Целью данной работы является изучение сущности конфликтов в организации и способов управления ими.
Для выполнения этой цели были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические основы управления конфликтом в организации;
- рассмотреть мероприятия по управлению конфликтной ситуацией в организации.
Введение……………………………..........................................................3
Глава 1. Сущность конфликта в организации. ……………………….…4
1.1 Типы конфликтов. ………………………………………….…..4
1.2 Основные причины конфликтов……………………………….10
Глава 2. Мероприятия по управлению конфликтами в организации…...13
2.1. Подходы к диагностике конфликта. …………………………13
2.1. Стратегия вмешательства в конфликт…………………………17
Глава 3. Рассмотрение конфликта в печатном издании «Новый курс»...22
3.1. Начало конфликта в организации и его развитие. ……………22
3.2. Исследование конфликта и возможные методы разрешения. 24
Заключение…………………………………………………………………28
Библиографический список………………………………………………..29
Можно выделить несколько общих основных причин конфликтов в организациях.
Таким образом, существование перечисленных источников, или причин, конфликтов увеличивает вероятность их возникновения, однако даже при большой возможности конфликта стороны могут не захотеть вступить в конфликтное взаимодействие. Иногда потенциальные выгоды от участия в конфликте не стоят затрат. Вступив же в конфликт, как правило, каждая сторона делает все, чтобы была принята ее точка зрения, достигнута ее цель, и мешает другой стороне делать то же самое. Здесь необходимо управление взаимодействием в конфликте. В зависимости от того, насколько эффективным оно будет, последствия конфликта станут функциональными или дисфункциональными. Это, в свою очередь, повлияет на вероятность возникновения последующих конфликтов.
Конфликт – это отсутствие согласия между двумя и более сторонами (участниками, оппонентами). При этом каждая из сторон стремится утвердить свою точку зрения по поводу предмета спора и не допустить утверждения противоположной стороны. Предмет конфликта - это его источник, сердцевина; предметом конфликтов являются интересы, позиции, ценности, взгляды.
2. Мероприятия по управлению конфликтами в организации.
2.1. Подходы к диагностике
Любая организация в своей
жизнедеятельности связана с
неизбежностью возникновения
Эффективное использование инструмента возможно в том случае, если есть знание того, что представляет собой этот инструмент. Определим, что же такое конфликт, какова его природа и механизмы протекания. Рассматривая проблему конфликта, важно выделить следующие моменты:
- предмет конфликта;
- причины конфликта;
- участники конфликта;
- динамика или фазы развития конфликта[5, с. 87].
Поиск ответов на эти вопросы
можно назвать диагностикой конфликта.
Если конфликт является неизбежным спутником
развития организации, то для создания
в организации социально-
Исследования по проблеме конфликта позволили выделить два основных подхода к его сущности, использование которых может помочь лицу, проводящему диагностику.
Первый подход рассматривает конфликт как явление, которому присущи столкновение, противоборство различных взглядов, позиций, интересов сторон в силу их несовместимости.
Второй подход рассматривает конфликт как систему отношений, процесс развития взаимодействия субъектов по поводу различия их интересов, ценностных ориентаций.
С точки зрения первого подхода, конфликт начинается с возникновения конфликтной ситуации в силу различий, существующих у субъектов, участвующих в совместной деятельности. Схема динамики конфликта включает в себя латентную и явную фазы. Для латентной стадии характерны следующие моменты:
- осознание сторонами специфики своих интересов;
- осознание сторонами
угрозы для себя и своих
интересов со стороны
Далее конфликт может развиваться по одному из следующих вариантов. Либо стороны так и не вступят во взаимодействие, либо осознание сторонами конфликтной ситуации может побудить стороны к вступлению во взаимодействие по поводу различий в своих позициях или интересах (начало явной стадии развития конфликта), которое может пойти по двум основным путям: столкновение (борьба) или сотрудничество (переговоры).
Этот подход несет в себе определенные рекомендации по способам работы с конфликтом, основанные на ликвидации конфликта как такового или использовании возможности предотвратить конфликт.
С точки зрения второго подхода, конфликт имеет свое начало в момент вступления сторон во взаимодействие по поводу различия в своих интересах. Это взаимодействие может осуществляться в нескольких формах. Согласно одной из концепций развития конфликта, формы взаимодействия соответствуют трем фазам развития конфликта[15, с. 163]:
- конфронтационной фазе – форма борьбы (столкновения);
- переговорной – форма ведения переговоров;
- коммуникативной – форма сотрудничества.
Конфликт может развиваться по одному из двух сценариев:
- развитие коммуникации между сторонами через перевод их взаимодействия из конфронтационной фазы через переговорную в коммуникативную;
- взаимодействие сторон в рамках одной фазы без поступательного перехода от одной фазы к другой, где период задержки процесса развития конфликта на уровне конфронтационной или переговорной фаз именуется "кризисом" конфликта.
Такое понимание конфликта, представленное в ряде современных исследований по конфликтологии, позволило разработать новые подходы в его разрешении и профилактике, ориентированные на смену типа взаимодействия между его участниками.
Говоря об участниках конфликта, следует сказать, что выбор одного из подходов к пониманию конфликта может определить восприятие сторонами друг друга либо как оппонентов, либо как партнеров, от которого зависит процесс урегулирования конфликта. Можно использовать сознательный перевод восприятия оппонента от противника к партнеру в качестве одного из конструктивных способов разрешения (развития) конфликта.
Важным моментом при подходе
к диагностическому исследованию конфликта
является выбор лицом, его проводящим,
своей позиции в конфликте. Диагностику
можно вести с позиции
Проведение диагностического исследования конфликта в организации, с точки зрения одного из этих подходов, может определить в дальнейшем выбор соответствующей технологии преодоления конфликта. Одна из них следует развитие конфликта через оптимизацию взаимодействия сторон и перевод этого взаимодействия от конфронтационной фазы взаимоотношений через переговорную к коммуникативной. Другая – разрешение конфликта в рамках какой-либо одной фазы взаимоотношений, конструктивность которой не всегда отрицается и теми, кто придерживается первого подхода.
Таким образом, ориентация на определенное понимание конфликта, технологию его преодоления и выбор определенной позиции по отношению к конфликтующим сторонам с учетом знания особенностей организационной культуры может помочь в наиболее эффективном проведении диагностических и управленческих мероприятий по преодолению конфликта, возникшего или возможного в данной организации.
2.2. Стратегия вмешательства в конфликт.
Диагностика видов конфликтов,
выбор подхода к его разрешению
с последующим подбором методов
вмешательства – это
Далее описана стратегия эффективного вмешательства, осуществляемого консультантом. Стратегическое вмешательство определяется несколькими постулатами, то есть основными условиями урегулирования конфликта.Данные постулаты будут рассмотрены как своеобразные пункты, где должны определяться и приниматься существенные решения – о целесообразности вмешательств, их видах.
Стороны должны стремиться к
позитивному разрешению конфликта
и действовать соответствующим
образом с помощью
Консультант должен:
- установить на ранней
стадии взаимоотношения с
- разъяснить свои намерения
относительно данной
- обеспечить себе поддержку.
Если одна из сторон не видит никакого смысла в урегулировании конфликта, то целесообразность дальнейшей деятельности консультанта вызывает сомнения.
Консультант должен ясно представлять себе структуру сторон – участников конфликта.
Неясное лидерство, внутренняя силовая борьба, острое соперничество между фракциями и другие факторы могут стать значительным препятствием к разрешению конфликта. Очень важно познакомиться с формальными и неформальными лидерами и знать не только их мнение, но и степень их готовности к активному соучастию в процессе урегулирования конфликта.
Широко распространенным методом при этом является интервью с представителями обеих сторон как способ получения необходимой информации. С помощью этих интервью консультант определяет следующие моменты:
- степень своего авторитета;
- разграничение и внутреннюю структуру сторон;
- возможный состав группы, который может оказать ему поддержку [4, с. 113].
Кроме того, интервью обеспечивают консультанта информацией о следующих решающих моментах, рассматриваемых позднее:
- интенсивность конфликта;
- уровень симметрии и силовой баланс;
- природа, характер конфликта [4, с. 118].
Наличие групп, оказывающих поддержку, и интервью предоставляют консультанту благоприятную возможность разрабатывать индивидуальную программу исследования данной ситуации. Главная ориентация исследования – это создание предварительных условий, предназначенных для регулирования напряженности, интенсивности конфликта.
Без определенной симметрии в отношениях между сторонами консультант не сможет выполнять свои обязанности.
Консультант должен проявлять
активность, прежде всего, при наличии
безвыходных ситуаций, в которых
стороны более или менее