Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 15:36, курсовая работа
В организациях конфликты могут иметь конструктивные и деструктивные начала. Многое зависит от того, как конфликтом управляют. Разрушительные последствия возникают, когда конфликт либо очень мал, либо очень силен. Когда конфликт мал, то чаще всего он остается незамеченным и не находит тем самым своего адекватного разрешения. Различия кажутся очень незначительными, чтобы побудить участников провести необходимые изменения. Однако они остаются и не могут не влиять на эффективность общей работы. Конфликт, достигший сильного состояния, сопровождается, как правило, развитием у его участников стресса. Это ведет к снижению морали и сплоченности. Разрушаются коммуникационные сети. Решения принимаются в условиях сокрытия или искажения информации и не обладают достаточной мотивирующей силой. Организация может «распадаться на глазах».
ведение..................................................................................................................3
1. Структура конфликта..........................................................................................5
1.1. Основные понятия конфликта.....................................................................5
1.2. Функции конфликтов................................................................................. 8
1.3. Причины возникновение конфликтов.......................................................9
1.4. Виды конфликтов. ....................................................................................13
1.5. Последствия конфликта............................................................................21
2. Управление конфликтами................................................................................24
2.1. Методы разрешения конфликта...............................................................24
3. Разрешение конфликтной ситуации с позицией руководителя и подчиненного........................................................................................................31
Заключение...........................................................................................................35
Список литературы..............................................................................................36
Кроме того, исследования показывают, что всех работников по приверженности к конфликтам можно подразделить на три группы:
Численность последней
группы составляет где-то
Танки абсолютно уверены в том, что их советы самые компетентные. Единственное, чего они не любят - это агрессивных реакций со стороны тех, с кем они общаются. Чтобы добиться в споре с танками каких-либо успехов, надо дать им возможность "выпустить пар", и тогда, они не редко становятся даже ручными.
Снайперы стреляют в людей различными колкостями и остротами и тем самым вносят расстройство в коллективные действия персонала. Самый эффективный прием воздействия на них - это потребовать подробно объяснить, что он мыслит под той или иной своей остротой. Но при этом снайпер не должен терять своего лица, иначе он "взрывается" или затаивается "с камнем за пазухой". Взрывники - типы, которые обрушиваются на оппонентов с бранью, при этом так артистично выходят из себя, что создается впечатление у окружающих, будто их, сильно обидели. Им нужно дать выплеснуть из себя накопившиеся эмоции.
1.4. Виды конфликтов
Состояние неудовлетворенности человека каким-либо обстоятельствами его жизни, связанное с наличием у него противоречащих друг другу интересов, стремлений, потребностей, порождающих аффекты и стрессы.
Внутриличностный конфликт можно определить как острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающие принятие решения.
Существуют определенные показатели внутриличностного конфликта.
1. Когнитивная сфера: снижение
самооценки, осознание своего состояния
как психологического тупика, задержка
принятия решения, глубокие
2. Эмоциональная сфера: психоэмоциональное напряжение, частые и значительные отрицательные переживания.
3. Поведенческая сфера:
снижение качества и
4. Интегральные показатели:
ухудшение механизма адаптации,
Существует совершенно четкая классификация внутриличностных конфликтов. В ее основе — дифференциация структур внутреннего мира человека, вступающих во Внутренний мир человека.
Она включает следующие компоненты:
· мотивы;
· ценности;
· самооценку.
Мотивы можно характеризовать словом «хочу», ценности — словом «надо», самооценку— словом «могу».
В общей группе внутриличностных конфликтов можно выделить две подгруппы:
· конфликты, возникающие как результат перехода объективных противоречий во внутренний мир (моральные конфликты, адаптационные);
· конфликты, возникающие из противоречий внутреннего мира личности (мотивационные, неадекватной самооценки). Они отражают отношение личности к окружающей среде.
В основе внутриличностного конфликта лежит переживание. Что это такое? Переживание — форма активности личности, в которой осознается противоречие и идет процесс его разрешения на субъективном уровне.
Как и любые другие конфликты, внутриличностные конфликты могут быть конструктивными и деструктивными.
Одним из серьезных последствий внутриличностного конфликта является суицид.
Трудноразрешимое противоречие, возникающее между людьми и вызванное несовместимостью их взглядов, интересов, целей, потребностей. Межличностный конфликт очень тесно связан с внутриличностным.
Отличительные особенности межличностного конфликта:
1. Противоборство
людей происходит
2. Проявляется весь спектр известных причин: общих и частных, объективных и субъективных.
3. Межличностные конфликты для субъектов конфликтного взаимодействия являются своеобразным полигоном проверки характеров, темпераментов, проявления способностей, интеллекта, воли и других индивидуально-психологических особенностей.
4. Отличаются
высокой эмоциональностью и
5. Затрагивают интересы окружения.
В организациях данный тип
конфликта проявляется по-
Противоборство, в котором хотя бы одна сторона представлена малой социальной группой. В зависимости от участников выделяют два типа групповых конфликтов: «личность-группа» и «группа-группа».
Производственные группы устанавливают нормы поведения и выработки. Каждый должен их соблюдать, чтобы быть принятым неформальной группой и тем самым удовлетворить свои социальные потребности. Однако, если ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности, может возникнуть конфликт. Между отдельной личностью и группой может возникнуть конфликт, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы.
Конфликты между личностью и группой возникают в среде групповых взаимоотношений и отличаются некоторыми особенностями, которые необходимо учитывать при столкновении с такого рода конфликтом.
Первая особенность связана со структурой конфликта. Субъектом в нем, с одной стороны, выступает личность, а с другой — группа. Группа обладает дополнительной мощностью и немобильностью. Поэтому в таком конфликте субъекты, включенные в группу, проявляют большую жестокость, чем обыкновенно могут себе позволить.
Вторая особенность отражает
специфику причин конфликта. Такие
причины связаны
· Позиция — официальное, определяемое должностью положение.
· Статус — реальное положение личности в системе внутригрупповых отношений, степень ее авторитетности. Статус может быть высоким, средним и низким (относительно положения).
· Внутренняя установка — субъективное восприятие личностью своего статуса.
· Роль — нормативно заданный или коллективно одобряемый образец поведения личности.
· Групповые нормы — общие правила поведения, которых придерживаются все члены группы.
Причины конфликта между личностью и группой всегда связаны:
· с нарушением ролевых ожиданий;
· с неадекватностью внутренней установки статусу личности (особенно конфликтность личности с группой наблюдается при завышении у нее внутренней установки);
· с нарушением групповых норм.
Третья особенность отражается в форме проявления конфликта. Это применение групповых санкций, ограничение или прекращение неформального общения, эйфория.
Организации состоят из множества групп, как формальных, так и неформальных. Даже в самых лучших организациях между такими группами могут возникать конфликты.
К сожалению, частым примером
межгруппового конфликта служат
разногласия между линейным и
штабным персоналом. Штабной персонал
обычно более молодой и образованный,
чем линейный, и при общении
любит пользоваться техническим
жаргоном. Эти отличия приводят к
столкновению между людьми и затруднениям
в общении. Линейные руководители могут
отвергать рекомендации штабных
специалистов и выражать недовольство
по поводу своей зависимости от них
во всем, что связано с информацией.
В экстремальных ситуациях
Противоборствующие стороны — группы (малые, средние и микрогруппы). В основе такого типа конфликтов лежит столкновение противоположно направленных групповых мотивов. Происхождение объясняется враждебностью к «чужим» и привязанностью к «своим».
Образ конфликтной ситуации (и без того всегда субъективный) носит характер групповых взглядов, мнений, оценок. Характеристика типичного субъективного содержания конфликтной ситуации межгруппового конфликта сводится к следующим явлениям:
· Деиндивидуализация взаимного восприятия. Члены конфликтующих групп воспринимают друг друга по схеме «Мы — Они».
. Неадекватное социальное, групповое сравнение. В групповых мнениях своя группа всегда оценивается выше.
· Групповая атрибуция. Позитивное поведение своей группы и негативное поведение чужой группы объясняется внутренними причинами, а соответственно негативное поведение своей группы и позитивное поведение чужой группы объясняются внешними обстоятельствами.
· Агрессия. В межгрупповых конфликтах индивид склонен вести себя более агрессивно, нежели в случае, когда от него требуется принятие индивидуального решения. Причины заключаются в так называемом эффекте толпы, который, с одной стороны, обеспечивает «заразительность агрессии», а с другой — заметно снижает чувство персональной ответственности за происходящее. В группе всегда существует лидер, на которого, по мнению рядовых сотрудников, в случае наказания и будет направлена энергия. К межгрупповым конфликтам относятся трудовой конфликт, межэтнический конфликт и внутриполитический конфликт.
Причины трудового конфликта:
· неудовлетворительные условия труда;
· система распределения ресурсов;
· выполнение договоренностей.
Формы трудового конфликта:
· забастовка;
· демонстрация;
· обращение к общественности через СМИ;
· пикеты и т.д.
Условия межэтнических конфликтов:
· заниженный или завышенный уровень национального самосознания;
· наличие в обществе «критической массы» проблем, оказывающих давление на все стороны национального бытия;
· наличие политических сил, способных использовать в борьбе за власть два первых фактора.
Особенность внутриполитического
конфликта — борьба того или иного
слоя общества за свой политический интерес.
Среди внутриполитических конфликтов
выделяют классовые конфликты, конфликты
между политическими партиями, конфликты
между политическими
Первым в классификации
по уровням идет горизонтальный конфликт:
«равный против равного». Типичные
горизонтальные конфликты — конфликт
между функционально связанными
отделами, например, сбытом и производством,
между отдельными компаниями в концерне,
между партнерами при слиянии, между
двумя учредителями. Механизм борьбы
на начальном этапе разворачивания
конфликта — «выиграть —