Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 15:36, курсовая работа
В организациях конфликты могут иметь конструктивные и деструктивные начала. Многое зависит от того, как конфликтом управляют. Разрушительные последствия возникают, когда конфликт либо очень мал, либо очень силен. Когда конфликт мал, то чаще всего он остается незамеченным и не находит тем самым своего адекватного разрешения. Различия кажутся очень незначительными, чтобы побудить участников провести необходимые изменения. Однако они остаются и не могут не влиять на эффективность общей работы. Конфликт, достигший сильного состояния, сопровождается, как правило, развитием у его участников стресса. Это ведет к снижению морали и сплоченности. Разрушаются коммуникационные сети. Решения принимаются в условиях сокрытия или искажения информации и не обладают достаточной мотивирующей силой. Организация может «распадаться на глазах».
ведение..................................................................................................................3
1. Структура конфликта..........................................................................................5
1.1. Основные понятия конфликта.....................................................................5
1.2. Функции конфликтов................................................................................. 8
1.3. Причины возникновение конфликтов.......................................................9
1.4. Виды конфликтов. ....................................................................................13
1.5. Последствия конфликта............................................................................21
2. Управление конфликтами................................................................................24
2.1. Методы разрешения конфликта...............................................................24
3. Разрешение конфликтной ситуации с позицией руководителя и подчиненного........................................................................................................31
Заключение...........................................................................................................35
Список литературы..............................................................................................36
1. Распределение задач
и ответственности. Очень
2. Разные цели и интересы
отделов с различными
3. Зависимость от общих служб и ресурсов. Возникает тенденция создавать «дубликаты» — свои собственные службы, к примеру, могут иметь свою бухгалтерию и самостоятельно осуществлять подбор персонала.
4. Различия в престижности работы. Внутри фирмы одни отделы более одобряются, другие — менее. Как можно изменить систему «равный — равный», чтобы уменьшить потенциальные конфликты?
1. Изменение отношений:
· Явно и определенно разграничить отделы и провести «демаркационную линию».
· Усилить роль центральной власти в вопросах разграничения отделов.
· Установить равновесие отделов относительно статуса или знаний путем перераспределения ответственности или усиления «самого слабого» звена.
· Объединить отделы во главе с одним управляющим.
2. Улучшение координации задач:
· Разделить задачи между отделами.
· Улучшить процедуры координации между ними.
· Создать буферные запасы, чтобы подразделения сами планировали деятельность.
3. Структурирование общения и переговоров:
· Добиться формулирования своих условий для сотрудничества.
· Обучить технике ведения конструктивных переговоров.
· Подключить
третью сторону для ведения
4. Улучшение межличностных отношений:
· Провести обучение и тренинг.
· Проводить ротацию кадров: обмен персоналом между отделами.
Как правило, вертикальный конфликт
(«высший против низшего») возникает
между руководителем и
Как можно изменить систему «высший — низший», чтобы уменьшить потенциальные конфликты?
1. Руководитель должен
использовать разные стили
2. Замена личной власти
обезличенной через введение
организационного порядка,
3. Личная власть может быть подменена корпоративной культурой.
«Средний» (мастер, начальник
отдела, иногда менеджер по персоналу)
в этом конфликте выступает в
роли буфера. «Высший» приказывает, а
«низший» сопротивляется. Это двусмысленное
положение «среднего» между двух
огней — основная причина стресса
и благодатная почва для
Как можно изменить систему «высший — средний — низший», чтобы уменьшить потенциальные конфликты?
Следует установить более открытую коммуникацию между всеми:
· более четко определить задачи и распределить полномочия;
· обсуждать расхождение во мнениях;
· соблюдать дистанцию в системе «средний — низший».
1.5. Последствия конфликта
В зависимости от того насколько будет эффективным управление конфликтами, его последствия станут функциональными или дисфункциональными, что в свою очередь повлияет на возможность будущих конфликтов (устранит причины конфликтов или создаст их).
1. Проблема может быть решена таким, путем, который приемлем для всех сторон, и в результате люди будут чувствовать свою причастность к решению проблемы, что является мотивирующим фактором. Это в свою очередь сводит к минимуму или устраняет трудности в осуществлении решений, а именно враждебность, несправедливость и вынужденность поступать против воли.
2. Стороны будут больше
расположены к сотрудничеству, а
не к антагонизму в будущих
ситуациях чреватых
3. Конфликт может уменьшить
возможности синдрома
4. Это приводит к улучшению
процесса принятия решений, т.
5. Через конфликт члены
группы могут проработать
Если не найти эффективного способа управления конфликтами, могут образоваться следующие дисфункциональные последствия, т.е. условия, которые мешают достижению целей.
1. Неудовлетворенность, плохое
состояние духа, рост текучести
кадров и снижение
2. Меньшая степень
3. Сильная преданность
своей группе и больше
конкуренции с другими группами организации.
4. Представление о другой
стороне как о "враге"; представление
о своих целях как о
отрицательных.
5. Сворачивание взаимодействия и общения между конфликтующими
сторонами.
6. Увеличение враждебности
между конфликтующими
7. Смещение акцента: придание
большего значения "победе" в
конфликте, чем решению
2. УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ
2.1. Методы разрешение конфликтов
Среди управляющих воздействий
по отношению к конфликту
Разрешение конфликта
– это совместная деятельность его
участников, направленная на прекращение
противодействия и решения
Существует достаточно много методов управления конфликтами. Их можно представить в виде нескольких групп, каждая из которых имеет свою область применения:
1) Внутриличностные методы заключаются в умении правильно организовать свое собственное поведение, высказать свою точку зрения, не вызывая защитной реакции со стороны другого человека. Некоторые авторы предлагают использовать способ «Я - высказывание», т.е. способ передачи другому лицу вашего отношения к определенному предмету, без обвинений и требований, но так, чтобы другой человек изменил свое отношение.
Этот способ помогает человеку удержать свою позицию, не превращая другого человека в своего врага. «Я - высказывание» может быть полезно в любой обстановке, но оно особенно эффективно, когда человек рассержен, раздражен, недоволен. Следует сразу оговориться, что применение данного подхода требует навыков и практики, но это бывает оправданным в дальнейшем. «Я - высказывание» построено так, чтобы позволить высказать личности свое мнение о создавшейся ситуации, выразить свои положения.
2) Структурные методы, т.е. методы воздействия преимущественно на организационные конфликты, возникающие из-за неправильного распределения полномочий, организации труда, принятой системы стимулирования и т.д.
К таким методам относятся:
В управлении конфликтной
ситуацией полезны методы, которые
применяются для интеграции
3) Межличностные методы разрешения конфликта.
В этом методе существует пять способов разрешения конфликта:
4) Переговоры представляют широкий аспект общения, охватывающий многие сферы деятельности индивида. Как метод решения конфликтов переговоры представляют собой набор тактических приемов, направленных на поиск взаимоприемлемых решений для конфликтующих сторон.
Для того, чтобы переговоры стали возможными, необходимо выполнение определенных условий:
- существование
- отсутствие значительного различия в возможностях (силе) субъектов конфликта;
- соответствие стадии
развития конфликта
- участие в переговорах
сторон, которые реально могут
принимать решения в
Каждый конфликт в своем развитии проходит несколько этапов. На некоторых из них переговоры могут быть не приняты, так как еще рано, а на других будет уже поздно их начинать и тогда возможны только ответные агрессивные действия.
Считается, что переговоры целесообразно вести только с теми силами, которые имеют власть в сложившейся ситуации и могут повлиять на исход события. Можно выделить несколько групп, чьи интересы затрагиваются в конфликте:
- первичные группы –
затронуты их личные интересы,
они сами участвуют в
- вторичные группы –
затронуты их интересы, но эти
силы не стремятся к открытому
проявлению своей
Правильно организованные переговоры проходят последовательно несколько стадий:
1. Подготовка к началу переговоров. Перед началом любых переговоров крайне важно хорошо к ним подготовиться: провести диагностику состояния дел, определить сильные и слабые стороны участников конфликта, спрогнозировать расстановку сил, выяснить, кто будет вести переговоры и интересы какой из групп они представляют.