Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 16:04, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – исследовать теоретические и методологические основы логистической деятельности.
Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие, сущность логистической деятельности, функции логистики, ее виды;
- исследовать процесс, этапы, методы управления логистической деятельностью;
- рассмотреть конкретный пример организации логистической деятельности на предприятии.
Для написания работы были использованы следующие информационные источники: учебники, учебные пособия, предназначенные для студентов, обучающихся по специальностям «Экономика» и «Менеджмент»; статьи из научных экономических журналов и газет; информационные ресурсы сети Интернет.
Методологию данной курсовой работы составляют методы индукции и дедукции, анализа и синтеза имеющейся информации, обобщения в виде выводов по рассматриваемой теме.
Введение 3
1. Теоретические основы логистической деятельности 5
2. Методологические основы логистической деятельности 15
3. Практический аспект изучения логистической деятельности на примере конкретного предприятия республики Татарстан или Российской Федерации
26
Заключение 32
Список использованных источников 34
Помимо перечисленных выделяют также следующие виды логистики: закупочную (снабженческую), производственную, распределительную (сбытовую), транспортную, складскую и информационную.
Выделение функции закупок определяется экономической целесообразностью специализации и разделения труда. Содержание функции закупок состоит в приобретении необходимых для фирмы факторов производства. Функции логистики в области снабжения следующие:
- определение потребностей предприятия в материально-технических ресурсах;
- установление рациональных хозяйственных связей с поставщиками;
- организация закупок и завоза материально-технических ресурсов;
- организация хранения материалов и подготовка их к производственному потреблению;
- управление производственными запасами на складах предприятия;
- разработка программ экономии материальных ресурсов и контроль за их выполнением;
- контроль за кредиторской задолженностью поставщиков;
- соблюдение требований производства по качеству сырья и комплектующих изделий.
Управление производственными процедурами, или операционный менеджмент, как принято называть его на Западе, представляет собой ключевую логистическую функцию. С позиций логистики задачей операционного менеджмента является управление материальными потоками на стадиях переработки предметов труда в готовую продукцию. При этом решаются задачи объемно-календарного планирования, минимизации уровня материальных ресурсов, сокращения продолжительности производственного цикла и т. п. Выделяют следующие функции логистики в области производства:
- планирование и диспетчеризация производства на основе прогноза потребности в готовой продукции и имеющихся заказов потребителей;
- разработка планов-графиков производственных заданий подразделениям предприятия;
- разработка графиков запуска-выпуска продукции, согласованных со службами снабжения и сбыта;
- установление нормативов незавершенного производства и контроль за их соблюдением;
- оперативное управление производством и организация выполнения производственных заданий;
- контроль за количеством и качеством готовой продукции;
- контроль за себестоимостью производства готовой продукции.
Сбытовая логистика, или логистика распределения, - неотъемлемая часть логистики, обеспечивающая наиболее эффективную организацию распределения производимой продукции. Она охватывает всю цепь системы распределения - складирование, транспортировку, продажи. В целостной стратегии сбыта продукции (работ, услуг) фирмы можно выделить две основополагающие стороны. Во-первых, это изучение потребностей рынка, чем собственно занимается маркетинг, и, во-вторых, это методы наиболее полного удовлетворения указанных потребностей путем организации распределительной сети. В настоящее время углубление интеграции маркетинга и распределительной логистики может послужить одним из наиболее эффективных путей для совершенствования сбытовой деятельности фирм и увеличения объема продаж.
Основная цель логистической системы распределения - доставить товар в нужное место и в нужное время. Выделяют следующие функции логистики в области сбыта:
- стратегическое, текущее и оперативное планирование сбыта;
- выбор каналов товародвижения готовой продукции;
- нормирование запасов готовой продукции и организация их хранения;
- разработка планов перевозки (отпуска) готовой продукции и организация их выполнения;
- организация работы собственной товаропроводящей сети;
- заключение договоров поставки с покупателями и контроль за их выполнением;
- участие в разработке планов-графиков запуска-выпуска готовой продукции;
- разработка сметы затрат по сбыту и контроль за ее соблюдением.
Перемещение материальных потоков в логистических системах невозможно без концентрации в определенных местах необходимых запасов. Места хранения этих запасов называют складами. Движение товаров через склад связано с затратами живого и овеществленного труда, что увеличивает стоимость товаров. В связи с этим рационализация складских затрат оказывает значительное влияние на величину общих логистических издержек:
Современный склад - это сложное техническое сооружение, которое состоит из многочисленных взаимосвязанных элементов и выполняет ряд функций по накоплению, переработке и распределению товаров между потребителями. Основное назначение склада - концентрация запасов, их хранение и обеспечение бесперебойного и ритмичного выполнения заказов потребителей. К основным функциям склада можно отнести:
- преобразование производственного ассортимента в потребительский в соответствии со спросом;
- хранение, выравнивание временной разницы между выпуском продукции и ее потреблением;
- объединение небольших партий грузов до полной загрузки транспортных средств;
- предоставление дополнительных услуг (подготовка товаров для продажи - фасовка, распаковка и т. д.; входной контроль; транспортно-экспедиторские услуги и т. п.).
Для идеальной работы всех звеньев логистической системы необходимо организовать действенную систему физического перемещения товарно-материальных ценностей от поставщика к потребителю. Стратегия развития транспортных систем должна базироваться на следующих принципах:
- гибкость - транспортные организации должны гарантировать круглосуточную доставку грузов различными партиями в различные районы;
- интегрированность - взаимосвязь с другими транспортными фирмами для осуществления смешанных перевозок (воздушные - морские - железнодорожные - автомобильные);
- оказание дополнительных услуг - экспедирование грузов, охрана, временное складирование и т. д.
Еще
несколько лет назад под
Наличие развитой информационной структуры производства обеспечивает две стороны общего логистического процесса. Во-первых, эта система позволяет органично связать товарно-материальные потоки с общей системой планирования и управления на уровне фирмы. Наличие подобной связи в идеальном случае дает возможность добиться того, чтобы ни одно решение о производственном процессе не могло быть принято и реализовано без соотнесения его с общей стратегией и целями производства. Во-вторых, она охватывает все уровни как прямыми (сверху вниз), так и обратными (снизу вверх) связями, позволяя верхнему уровню иметь достаточную информацию о состоянии отдельных звеньев производства и оперативно реагировать на происходящие изменения. Подобная система может быстро влиять на производственные процессы с целью:
- обеспечения выпуска на рынок продукции, необходимой в настоящий момент;
- реализации в кратчайшие сроки целевых заказов потребителей;
- поддержания стабильно высокого качества продукции.
Что касается российской экономики, то основные трудности, имеющиеся на пути развития логистики в России, это:
- нерациональное развитие систем распределения товаров и услуг (отсутствие продуманной стратегии развития систем распределения в промышленности и торговле, недостаток организованных товарных рынков на уровне крупного и среднего опта);
- слабый уровень развития современных систем электронных коммуникаций, электронных сетей, систем связи и телекоммуникаций;
- отсталая инфраструктура транспорта, прежде всего в области автомобильных дорог; недостаточное количество грузовых терминалов, а также их низкий технико-технологический уровень;
- отсутствие практически на всех видах транспорта современных транспортных средств, отвечающих мировым стандартам; высокая степень физического и морального износа подвижного состава транспорта;
- низкий уровень развития производственно-технической базы складского хозяйства; недостаток современного технологического оборудования по переработке продукции; слабый уровень механизации и автоматизации складских работ;
- недостаточное развитие промышленности по производству современной тары и упаковки и т.п.
Таким
образом, назначение логистической
деятельности – обеспечить рациональное
и эффективное движение материальных
ресурсов с минимальными затратами
трудовых, материальных, финансовых ресурсов
и времени. В связи с многоплановостью
производственной деятельности целесообразно
подразделение логистики на различные
виды, которым присущи
2.
Методологические основы
Логистический менеджмент определяется как управление сквозными интегрированными бизнес-процессами, связанными с продвижением продукции и сопутствующих ему потоков от момента возникновения потребности в продукции до момента удовлетворения данной потребности с целью повышения эффективности деятельности компании.
Объектом логистического менеджмента является все то, что может быть индивидуально описано и рассмотрено специалистом по логистике, например, потоки, любые процессы, связанные с перемещением сырья, материалов, незавершенной продукции и товара.
Система логистического менеджмента компании включает, в общем случае, такие подсистемы, как:
- управление информационным обеспечением и документооборотом;
- управление товародвижением;
- управление логистической инфраструктурой;
- управление логистическими затратами;
- управление обслуживанием клиентов.
В системе логистического менеджмента компании рассматриваются вопросы:
- управления логистической системой компании;
- управления координацией деятельности структурных подразделений компании, начиная от формирования службы логистики компании и заканчивая вопросами обеспечения планомерной работы логистического подразделения компании;
- управления логистическим бизнес-процессом, под которым понимается процесс выполнения заказов, обслуживания внутренних и внешних клиентов компании;
-управления обслуживанием клиентов;
- управления логистическим персоналом. Здесь выделяется такая составляющая, как разработка должностных инструкций специалистов по логистике (складского персонала, специалистов по транспортировке и поставкам);
- управления учетом и логистической отчетностью;
- управления логистическими затратами.
Рассмотрим основные компоненты системы логистического менеджмента компании.
Управление информационным обеспечением и документооборотом включает в себя три составляющих:
- управление информационным обеспечением;
- управление документооборотом (те виды документации, затрагивающие процесс обслуживания клиентов);
- управление программным обеспечением.
Управление товародвижением - это та компонента системы логистического менеджмента компании, которая чаще всего интересует руководство компании. Рассматриваются следующие компоненты системы управления товародвижением: