Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 21:17, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - проанализировать существующие системы управления мотивацией трудовой деятельности в магазине и на основе рассмотренных теоретических положений разработать некоторые рекомендации по их усовершенствованию.
2. Управление по целям. Эта система широко используется в США и предусматривает установление для личности или группы цепи целей, способствующих решению главной задачи организации (достижение определенных количественных или качественных уровней, повышение квалификации персонала и т.п.). Достижение каждой цели автоматически означает повышение уровня зарплаты или другую форму поощрения.
3. Обогащение труда - эта система в большей степени относится к неэкономическим методам и означает предоставление людям более содержательной, перспективной работы, значительной самостоятельности в определении режима труда, использовании ресурсов. Во многих случаях к этому добавляется и рост оплаты труда, не говоря уже о социальном статусе.
4. Система участия - в настоящее время существует в многообразных формах: от широкого привлечения коллектива к принятию решений по важнейшим проблемам производства и управления до соучастия в собственности путем приобретения акций собственного предприятия на льготных условиях.[5,с. 87]
1.3.Основные звенья механизма мотивации
Мотивы существуют в системном взаимодействии с другими психологическими явлениями, образуя сложный механизм мотивации. Положительный результат выбранной формы деятельности (удовлетворение потребности) откладывается в памяти человека и заставляет его действовать таким же образом в аналогичной ситуации. С другой стороны, негативный результат ведёт к тому, что в будущем человек стремится избегать той деятельности, которая ведёт к недостаточному удовлетворению либо отсутствию удовлетворения вообще. Этот цикл постоянно присутствующий и повторяющейся в жизни каждого человека по поводу удовлетворения любой из его потребностей, получил название закона результата. Исходным звеном механизма является потребность, выражающая необходимость в тех или иных материальных, культурных благах, социальных и духовных ценностях. В психологии под потребностью понимается особое состояние психики индивида, отражающее несоответствие между его внутренними и внешними условиями деятельности, являющееся причиной осознания человеком эмоциональной напряжённости или неудовлетворённости, оказывающее влияние на формирование внутренних мотивов его деятельности.[3,с. 431]
Реальными, соотносимыми со средой формами проявления потребности выступают притязания и ожидания. Они являются следующим после потребности звеном механизма мотивации. Притязания представляют собой привычный, детерминирующий поведение человека уровень удовлетворения потребности.
Центральное место в теории мотивации занимает понятие «мотив». Мотив – это феномен сознания, это осознанное индивидуумом побуждение к деятельности. Вместе с тем он однозначно не определяет содержание, особенности и структуру деятельности человека, так как потребность может быть удовлетворена различными способами в форме различных видов деятельности. Если, пройдя через сознание индивида, потребности осознаются в качестве необходимости, то есть происходит соединение внутреннего (со стороны сознания человека) и внешнего (со стороны необходимости удовлетворения потребности) побуждения, то осуществляется деятельность по реализации потребности субъекта, реализации мотива в действие.[11,с. 343]
Очевидно, что связь мотивации и результатов труда опосредована природными способностями и приобретенными навыками труда, но именно мотивация − источник трудовой деятельности личности.
К духовным мотивам относятся:
- стадность (потребность быть в коллективе). Данный мотив особенно характерен для восточного (японского) стиля управления персоналом: групповая мораль, отсутствие индивидуального соревнования, корпоративная культура;
- мотив самоутверждения характерен для многих работников, преимущественно молодого и зрелого возраста;
- мотив самостоятельности присущ работникам с "хозяйской" мотивацией, которые готовы жертвовать стабильностью, а иногда и более высокими заработками взамен установки "быть хозяином и самостоятельно вести свой бизнес";
- мотив надежности (стабильности) − предпочтение отдается стабильности бытия и деятельности;
- мотив приобретения нового лежит в основе многих элементов рыночного менеджмента, и прежде всего маркетинга. На нем построена система создания материально-вещественного мира в экономически развитых странах;
- мотив справедливости пронизывает всю историю развития человеческой цивилизации. В каждом обществе устанавливается свое понимание справедливости, несоблюдение которой ведет к демотивации работников, а порой и к катаклизмам;
- мотив состязательности является одним из сильнейших мотивов, действующих во все времена. Определенная степень выражения состязательности генетически присуща каждому человеку. При малых затратах он дает ощутимый экономический эффект.[11,с. 356]
При этом важно учитывать следующие принципы:
− дифференциация соревнующихся по группам, близким по условиям, характеру производства и так далее;
− одинаковая система показателей;
− определение мест занятых всеми соревнующимися;
− строго дифференцированное поощрение победителей;
− при занятии призовых мест зарплата должна увеличиваться не менее, чем на треть.
При соблюдении этих принципов система "норма труда − оплата труда" − заменяется системой "норма труда − соревнование − оплата труда", что существенно мотивирует работников.
В мире существует много типов мотивации работника, основные из которых следующие:
"Инструментально" мотивированный работник ориентирован на "голый" заработок, желательно наличными и незамедлительно. Он противник других форм поощрения, индифферентен к форме собственности и работодателю. Профессионально мотивированный работник считает важнейшим условием деятельности реализацию своих профессиональных способностей, знаний и возможностей. Его волнуют содержание труда и характер работы, для него типично развитое профессиональное достоинство.
"Патриот" (социалистическая мотивация) характеризуется тем, что основа его мотивации к труду - высокие идейные и человеческие ценности: построение социалистического общества, достижение равенства, социальной гармонии.
"Хозяйская" мотивация основана на достижении и приумножении собственности, богатства, материальных благ. Для такого работника почти не нужна внешняя мотивация, ему достаточно этой внутренней идеи постоянного увеличения материальных благ. Потребности таких работников практически не ограничены.[5, с. 133]
Люмпенизированный работник предпочитает уравнительное распределение материальных благ. Его постоянно преследует чувство зависти и неудовлетворенности порядком распределения благ в обществе, но он не любит ответственности, индивидуальных форм труда и распределения.
Мотивационная сфера личности представляет собой совокупность взаимосвязанных и структурированных мотивов человека, обусловленных смыслообразующим мотивом его жизнедеятельности и являющихся внутренней доминантой его поведения. Внешнее побуждение находит своё отражение в категории «стимул», который является вторым «полюсом» механизма мотивации и представляет собой основной инструмент управления человеческими ресурсами компании, являющийся внешним побуждением к деятельности. В рамках этих групп методов сегодня разрабатываются отдельные методики и системы стимулирования персонала.
Выводы к первой главе: мотивация – это процесс побуждения человека к определенной деятельности с помощью внутриличностных и внешних факторов. Задача менеджера – формирование ответственных работников, нацеленных на результат, высокоорганизованных и стремящихся к трудовой самореализации личности.
Существуют различные способы мотивации: нормативная мотивация, принудительная мотивация, стимулирование. Мотив – это, как правило, осознанное внутреннее побуждение личности к определенному поведению и порождается определенной потребностью.
2.АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ МОТИВАЦИЕЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «SAVAGE»
2.1. Организационно-экономическая характеристика
Объектом исследования является ИП Носальчук Е.Л. предприятие «SAVAGE». Период исследования 2011-2012 гг.
Индивидуальный предприниматель Носальчук Елена Леонидовна начала свою деятельность в декабре 2006 года, с момента получения Свидетельства о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе. В соответствии с законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
ИП Носальчук – является фирменным магазином розничной сети «SAVAGE». Системный подход в организации работы компании, применение новейших технологий, изучение мировых трендов – все эти составляющие отлично работают на успешный результат благодаря профессионалам, которые их реализуют.
Генеральным директором компании является Александр Фридман, HR- директором - Мария Ляховченко, руководителем конструкторского отдела – Нина Шелеп, руководителем отдела визуального мерчендайзинга – Мария Замотаева, экспертом по стилю – Ксения Собчак.
Основной вид деятельности – розничная торговля непродовольственными товарами, специализируется на продаже женской и мужской фирменной одежды марки «SAVAGE». Основной целью предприятия является получение прибыли, удовлетворение запросов потребителей и рост материального благосостояния своих сотрудников.
Местом нахождения и почтовым адресом организации является: Белгородская обл., г. Старый Оскол, мкр. Олимпийский 63, ТЦ «Оскол», 3 этаж. Торговое предприятие располагается на арендованных площадях ТЦ «Оскол», находящегося в центральной части города. Общая площадь торгового предприятия составляет 200 кв. м.
Поставки производятся из г. Москва, где расположен склад и главный магазин торговой марки. Поставки по договорам производятся прямым назначением силами магазина и поставщиков. Это дает возможность снизить продажную цену от 10 до 25%, что делает этот магазин более привлекательным.
Численность работающих 12 человек: 1 – директор, 9 - продавцов-консультантов, 2 – продавцов-кассиров.
В магазине действует линейно-функциональная структура управления и контроля (рис.1).
Кассиры Продавцы-
Рис. 1. Организационная структура управления
В её основе положена линейная вертикаль управления и специализация управленческого труда по функциональным подсистемам организации. За конечный результат отвечает директор.
Преимущества данной структуры:
- централизованный контроль;
- функциональная специализация;
- высокий уровень использования потенциалов сотрудников;
Недостатки структуры:
- ответственность за общие результаты несёт линейный руководитель;
- недостаточная реакция на изменения внешних факторов;
- увеличение времени принятия решения.
Трудовые отношения в организации регулируются Законодательством РФ, Трудовым кодексом РФ и должностной инструкцией сотрудников, которая даёт описание функциональным обязанностям, ответственности и прав сотрудников «SAVAGE».
ИП Носальчук Е.Л. является не только непосредственным директором организации, выполняющим функции управления и контроля деятельности организации, но и бухгалтером по совместительству.
На правах управляющего она самостоятельно осуществляет при необходимости наём сотрудников по результатам анкетирования и собеседования. Размер заработной платы, вознаграждений и прочих выплат также определяет Елена Леонидовна.
Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Руководитель применяет упрощенную систему учета хозяйственных операций. Движение в целом документов небольшое. Исключением является прием и оформление поступающих товаров, и ежедневная сдача выручки продавцами в кассу.
Задолженности перед бюджетом, внебюджетными органами нет, заработная плата выдается вовремя.
Товарооборот (объём продаж) и прибыль предприятия являются основными показателями предприятия розничной торговля, по которому оценивается его хозяйственная деятельность (приложение 1).
Одной из задач комплексного исследования коммерческой деятельности «SAVAGE» является анализ расходов и доходов предприятия (табл. 1).
Таблица 1. Основные финансово - экономические показатели деятельности «SAVAGE»
Показатели | Период, год | Динамика, %
| Отклонение (+/-)
| |
2010 | 2011 | |||
Выручка предприятия (объем продаж), руб | 15 000000 | 19 000 000 | 127 | + 4 000 000 |
Себестоимость (закупки), руб | 9 000 000 | 11 400 000 | 127 | + 2 400 000 |
Валовая прибыль ( выручка - себестоимость = прибыль), руб | 6 000 000 | 7 600 000 | 127 | + 1 600 000 |
Расходы предприятия, руб | ||||
Зарплата, руб | 58 800 | 67 000 | 114 | + 8 200 |
Реклама, руб | 170 000 | 180 000 | 106 | + 10 000 |
Аренда, руб | 2 160 000 | 2 400 000 | 111 | + 240 000 |
Транспортировка товара, руб | 180 000 | 200 000 | 111 | + 20 000 |
Налоги (УСН), руб | 540 000 | 684 000 | 127 | + 144 000 |
Хозяйственные расходы, руб | 30 000 | 30 000 | - | - |
Прибыль предприятия, руб | 3 610 450 | 4 039 000 | 111,9 | + 428 550 |
Списочная численность работников, чел | 11 | 11 | - | - |
Производительность труда, руб | 1 363 636 | 1 727 273 | 127 | + 363 636 |
Среднемесячная заработная плата, руб. | 5345 | 6090 | 114 | + 745 |
Общая сумма расходов, руб | 2 389 550 | 3 561 000 | 149 | + 1 171 450 |
Информация о работе Управление мотивацией трудовой деятельности