Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 10:07, курсовая работа
Цель курсовой работы анализ кадровой политики ОАО «Удмуртнефть»
Для раскрытия темы курсовой работы предстоит решить ряд задач:
1) Сделать общую характеристики ОАО «Удмуртнефть», выявить его основные цели и задачи;
2) Проанализировать основные экономические показатели деятельности предприятия и сделать анализ основных финансовых результатов деятельности;
3) Проанализировать теоретические источники отражающие вопросы кадровой политики предприятия.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО УДМУРТНЕФТЬ» 5
1.1.Краткая характеристика предприятия 5
1.2 Характеристика основных технико-экономических показателей 9
1.3 Анализ рентабельности ОАО «Удмуртнефть» 11
2. ОРГАНИЗАЦИЯ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРЕДПРИЯТИИ 13
2.1. Цели и задачи кадровой политики предприятия 13
2.2 Опыт отечественных и зарубежных организаций в кадровой политике 16
3. АНАЛИЗ ПОЛИТИКИ УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО «УДМУРТНЕФТЬ» И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕРСОНАЛА 20
1.2. Структура управления ОАО «Удмуртнефть» 20
3.1 Анализ персонала и оплаты труда на ОАО «Удмуртнефть» 24
3.3 Политика повышения квалификации на ОАО «Удмуртнефть» 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
Себестоимость реализуемой предприятием продукции на протяжении исследуемого периода также растет соответственно в 2009 году, по сравнению с 2008 на 996110 тыс. рублей, а в 2010 году по сравнению с 2009 годом на 933933 тыс. руб.
Темп роста валовой прибыли предприятия в 2009 году составил 88% (328609/371953*100=88%), т.е. сократился на 12%, а в 2010 году его уровень по отношению к 2009 году составил 113% (371953/328609*100=113%). Данный показатель прибыли предприятия не объективен, если его взять за конечный результат деятельность предприятия. Сумма данного показателя уменьшается на размер налоговых и других вычетов, в частности по данному предприятию размер валовой прибыли уменьшается на коммерческие расходы, другие расходы и налоговые расходы.
Налоговые отчисления еще уменьшили сумму валовой прибыли, и в итоге чистая прибыль предприятия составила в 2008 году – 164214 тыс. руб., в 2009году – 114826 тыс. руб., а в 2010 году ее размер вырос и составил 152402 тыс.руб.
Размер чистой прибыли предприятия за исследуемый период сократился на 7% или на 11812 тыс.р.
Расчет показателей рентабельности характеризует ОАО «Удмуртнефть» как предприятие с рентабельным производством и структурой капитала показан в таблице 2
Таблица 2
Анализ показателей рентабельности ОАО «Удмуртнефть», %
Наименование показателя | 2008г. | 2009г. | 2010г. |
1.Рентабельность продаж, стр.050/стр.010ф.№2 | 10,3 | 7,3 | 6,6 |
2.Рентабельность деятельности, стр.050/стр.010ф.№2 | 11,6 | 7,8 | 7,2 |
3.Рентабельность собственного капитала по балансовой прибыли, стр.029ф.№2/стр.490. ф.№1 | 6,9 | 6,2 | 6,9 |
4. Рентабельность собственного капитала по чистой прибыли, стр.190ф.№2/стр.490ф.№1 | 3,1 | 2,2 | 2,8 |
5.Экономическая рентабельность активов по чистой прибыли, стр.190/ стр.300 | 2,9 | 2,0 | 2,6 |
6. Рентабельность реализации (коммерческая маржа), ((стр.190№2)/стр.010ф№2) | 4,6 | 2,5 | 2,8 |
7. Период окупаемости собственного капитала, 490ср./стр.140ф.№2 | 24,9 | 37,2 | 28,3 |
Рентабельность продаж указывает, что на рубль реализованной продукции в 2008 г. приходится 10 к. валовой прибыли так как коэффициент был равен 10,3, в 2009 году – 7 к. и в 2010 году она была еще ниже на 0,7 к. и составляла 6,6. Снижение данного показателя обусловлено большим ростом затрат при меньшем росте объема добычи нефти.
Показатель рентабельности собственного капитала по чистой прибыли в динамике 2008-2010гг составил соответственно 6,8; 6,2 и 6,9.
Экономическая рентабельность активов по чистой прибыли в динамике 2008-2010 гг составила соответственно 2,9; 2,0 и 2,6%. Произошло понижение экономического показателя в 2009 году по сравнению с 2008 годом на 0,9 и показывает, что на рубль всего капитала (всех активов) предприятия приходится 6,9 к. чистой прибыли в 2010 году.
Рентабельность основной деятельности показывает, что на рубль затрат за хозяйственную деятельность предприятие получает 4,6 коп. прибыли в 2008 году расчетный коэффициент составил 4,6%. В 2009 году экономический показатель был равен всего 2,5, а в 2010 году он составил 2,8
Период окупаемости собственного капитала показывает, что при данной величине получаемой прибыли собственный капитал по состоянию на 2010г. окупится через 28 лет. В динамике 2008-2010 года он составлял соответственно 24,9; 37,2 и 28,3.
Кадровая политика организации – генеральное направление кадровой работы, совокупность принципов, методов, форм, организационного механизма по выработке целей и задач, направленных на сохранение, укрепление и развитие кадрового потенциала, на создание квалифицированного и высокопроизводительного сплоченного коллектива, способного своевременно реагировать на постоянно меняющиеся условия рынка с учетом стратегии развития организации[2].
Назначение кадровой политики – своевременно формулировать цели в соответствии со стратегией развития организации, ставить проблемы и задачи, находить способы и организовывать достижение целей[3].
Для достижения поставленных целей особенно важно обеспечить требуемое организации производственное поведение каждого из ее сотрудников. Как и стратегия развития организации в целом, кадровая политика разрабатывается с учетом ресурсов и традиции организации и возможностей, предоставляемых внешней средой. Кадровая политика является частью политики организации и должна полностью соответствовать концепции ее развития[4]
Главной целю кадровой политики организации, является обеспечение этих функциональных подсистем системы управления и производственной системы организации необходимым количеством работников, с определенными качествами.
Следует учитывать, что не только организация имеет цели. Свои собственные, у каждого индивидуальные, цели имеет и каждый работник организации. Если организация рассчитывает на продолжительный и стабильный срок деятельности, то необходимо учитывать главный принцип кадровой политики – принцип соответствия индивидуальных целей работников целям организации. Он заключается в том, что одинаково необходимо достижение индивидуальных и организационных целей. Это означает, что при возникновении конфликтов нужно искать честные компромиссы, а не отдавать предпочтения целям организации. Правильное понимание сущности кадровой политики возможно лишь в том случае, если в полной мере учитывается это обстоятельство[5]
При формировании кадровой политики, для всестороннего определения направления деятельности в организации, необходимо учитывать основные принципы отдельных направлений кадровой политики, а именно:
А) Управление персоналом организации:
- принцип одинаковой необходимости достижения индивидуальных и организационных целей – определяет необходимость искать честные компромиссы между администрацией и работниками, а не отдавать предпочтение интересами организации;
Б) Подбор и расстановка персонала:
- принцип соответствия – определяет необходимость соответствия объема заданий, полномочий, ответственности возможностям человека;
- принцип профессиональной компетенции – определяет необходимость наличия уровня знаний, соответствующего требованиям должности;
- принцип практических достижений – определяет наличие определенного уровня опыта;
- принцип индивидуальности – определяет наличие индивидуальных качеств работника, черт характера для выполнения необходимой работы;
В) Формирование и подготовка резерва для выдвижения на руководящие должности:
- принцип конкурсности – определяет необходимость отбирать кандидатов на конкурсной основе;
- принцип ротации – определяет необходимость планомерной смены должности по вертикали и горизонтали;
- принцип индивидуальной подготовки – определяет необходимость подготовки резерва на конкретную должность по индивидуальной программе;
Г) Оценка и аттестация персонала:
- принцип отбора показателей оценки – определяет необходимость составления системы показателей, включающей в себя цель оценок, критерии и частоту оценок;
- принцип оценки выполнения заданий – определяет необходимость оценки результатов деятельности по выбранным критериям;
Д) Развитие персонала:
- принцип повышения квалификации – определяет необходимость периодического обучения персонала в соответствие с индивидуальной стратегией развития сотрудника;
- принцип самовыражения – определяет необходимость наличия самостоятельности, влияния на формирование методов исполнения (для руководителей);
- принцип саморазвития – определяет необходимость развития при наличии способности к этому;
Е) Мотивация и стимулирование персонала:
- принцип соответствия оплаты труда объему и сложности выполняемой работы – определяет необходимость наличия эффективной оплаты труда сотрудников;
- принцип соразмерного сочетания стимулов и санкций – определяет необходимость конкретного описания задач, обязанностей и показателей;
- принцип мотивации – определяет необходимость установления побудительных факторов, влияющих на индивидуальное стремление выполнения поставленных задач. [2,40]
Анализируя существующие в конкретных организациях кадровые политики, можно выделить два основания для их группировки.
Первое основание может быть связано с уровнем осознанности тех правил и норм, которые лежат в основе кадровых мероприятий и, связанным с этим уровнем, непосредственного влияния управленческого аппарата на кадровую ситуацию в организации. По данному основанию можно выделить следующие типы кадровой политики:
пассивная;
реактивная;
превентивная;
активная.
Пассивная кадровая политика. Само представление о пассивной политике кажется алогичным. Однако мы можем встретиться с ситуацией, в которой руководство организации не имеет выраженной программы действий в отношении персонала, а кадровая работа сводится к ликвидации негативных последствий. Для такой организации характерно отсутствие прогноза кадровых потребностей, средств оценки труда и персонала, диагностики кадровой ситуации в целом. Руководство в ситуации подобной кадровой политики работает в режиме экстренного реагирования на возникающие конфликтные ситуации, которые стремится погасить любыми средствами, зачастую без попыток понять причины и возможные последствия.
Реактивная кадровая политика. В русле этой политики руководство предприятия осуществляет контроль за симптомами негативного состояния в работе с персоналом, причинами и ситуацией развития кризиса: возникновение конфликтных ситуаций, отсутствие достаточно квалифицированной рабочей силы для решения стоящих задач, отсутствие мотивации к высокопродуктивному труду. Руководство предприятия предпринимает меры по локализации кризиса, ориентировано на понимание причин, которые привели к возникновению кадровых проблем. Кадровые службы таких предприятий, как правило, располагают средствами диагностики существующей ситуации и адекватной экстренной помощи. Хотя в программах развития предприятия кадровые проблемы выделяются и рассматриваются специально, основные трудности возникают при среднесрочном прогнозировании.
Превентивная кадровая политика. В подлинном смысле слова политика возникает лишь тогда, когда руководство фирмы (предприятия) имеет обоснованные прогнозы развития ситуации. Однако организация, характеризующаяся наличием превентивной кадровой политики, не имеет средств для влияния на нее. Кадровая служба подобных предприятий располагает не только средствами диагностики персонала, но и прогнозирования кадровой ситуации на среднесрочный период. В программах развития организации содержатся краткосрочный и среднесрочный прогнозы потребности в кадрах, как качественный, так и количественный, сформулированы задачи по развитию персонала. Основная проблема таких организаций — разработка целевых кадровых программ.
Активная кадровая политика. Если руководство имеет не только прогноз, но и средства воздействия на ситуацию, а кадровая служба способна разработать антикризисные кадровые программы, проводить постоянный мониторинг ситуации и корректировать исполнение программ в соответствии с параметрами внешней и внутренней ситуацией, то мы можем говорить о подлинно активной политике.
Но механизмы, которыми может пользоваться руководство в анализе ситуации, приводят к тому, что основания для прогноза и программ могут быть как рациональными (осознаваемыми), так и нерациональными (мало поддающимися алгоритмизации и описанию).
В соответствии с этим мы можем выделить два подвида активной кадровой политики: рациональную и авантюристическую.
При рациональной кадровой политике руководство предприятия имеет как качественный диагноз, так и обоснованный прогноз развития ситуации и располагает средствами для влияния на нее. Кадровая служба предприятия располагает не только средствами диагностики персонала, но и прогнозирования кадровой ситуации на среднесрочный и долгосрочный периоды. В программах развития организации содержатся краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный прогнозы потребности в кадрах (качественной и количественной). Кроме того, составной частью плана является программа кадровой работы с вариантами ее реализации.
При авантюристической кадровой политике руководство предприятия не имеет качественного диагноза, обоснованного прогноза развития ситуации, но стремится влиять на нее. Кадровая служба предприятия, как правило, не располагает средствами прогнозирования кадровой ситуации и диагностики персонала, однако в программы развития предприятия включены планы кадровой работы, зачастую ориентированные на достижение целей, важных для развития предприятия, но не проанализированных с точки зрения изменения ситуации. План работы с персоналом в таком случае строится на достаточно эмоциональном, мало аргументированном, но, может быть, и верном представлении о целях работы с персоналом.