Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 10:14, контрольная работа
Цель данной работы – исследовать систему стимулирования труда на предприятии, а также разработать предложения по ее совершенствованию
В условиях рыночной экономики отношения между наемным работником и предпринимателем строятся на новой основе. Цель предпринимателя - это успех на рынке и, соответственно, получение прибыли. Цель наемных работников - получить материальное вознаграждение и удовлетворение от работы. Предприниматель старается получить максимум прибыли при минимуме издержек (в т.ч. и на персонал). Наемные работники стараются получить большее материальное вознаграждение при меньшем объеме выполняемых работ. В нахождении компромисса между ожиданиями наемного работника и предпринимателя и состоит суть стимулирования работников в рыночной экономике.
Для
предпринимателя люди являются наиболее
ценным ресурсом, так как именно
люди могут постоянно
С развитием социальных отношений в обществе меняются и потребности работников. В современной экономике помимо материального фактора большое значение имеют моральные стимулы и социальные льготы. Эволюционируют и материальные формы стимулирования наемных работников. В материальном вознаграждении увеличивается доля выплат по результатам хозяйственной деятельности предприятия, большее значение придается развитию у наемных работников корпоративного мышления, развивается система социальных льгот.
В
то же время в условиях изменения
форм собственности необходим
Цель данной работы – исследовать систему стимулирования труда на предприятии, а также разработать предложения по ее совершенствованию. Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:
Сущность и содержание стимулирования
В специальной литературе по вопросам управления персоналом и мотивации трудовой деятельности разделяются понятия мотивации и стимулирования. Мотивация направлена на изменение отношения работника к труду, а стимулирование - на поддержание заданного уровня производительности труда, то есть результатом мотивации будет изменение среды осуществления трудовой деятельности или местоположения самого индивида, а результатом стимулирования - закрепление положения индивида, упрочение его положения, обеспечение выполнения им трудовых норм или повышение производительности труда и качества работы без существенного изменения его условий труда. Стимулирование является ориентацией на фактическую структуру ценностных устремлений и интересов работника, на более полную реализацию имеющегося трудового потенциала. И хотя мотивация и стимулирование дополняют друг друга, они, как уже упоминалось, противоположны по направленности: первое ориентировано на изменение существующего положения; второе - на его закрепление.
Стимулирование - метод воздействия на трудовое поведение с помощью поощрения и санкций, которые призваны обеспечивать либо повиновение человека вообще, либо целенаправленность его действий путем ограничения или, наоборот, улучшения возможностей удовлетворения потребностей.
Стимулирование может иметь манипулятивный характер и быть направлено на устранение последствий и профилактику негативного воздействия или на мотивацию позитивного поведения. При этом оно бывает актуальным (текущим), которое осуществляется с помощью заработной платы, и перспективным, которое осуществляется с помощью возможности карьеры, участия в собственности.
Стимулирование
труда является частью процесса мотивации
работников, значение которой для
российских предприятий и организаций
в настоящее время очень
Стимулирование выполняет экономическую, социальную и нравственную функции.
Экономическая функция заключается в том, что стимулирование труда содействует повышению эффективности производства, которое выражается в повышении производительности труда и качества продукции.
Социальная функция обеспечивается формированием социальной структуры общества через различные уровни доходов, которые в значительной степени зависят от того, как стимулы воздействуют на различных людей.
Нравственная функция определяется тем, что стимулы к труду формируют активную жизненную позицию, высоконравственный климат в обществе. При этом важно обеспечить правильную и обоснованную систему стимулов с учетом традиций и исторического опыта.
Исследователями на основе обобщения опыта практической деятельности определен ряд требований к организации стимулирования труда:
Можно выделить следующие цели системы стимулирования труда персонала:
Не унижайте достоинство подчиненных, особенно публично.
4.
Принимайте взвешенные меры. Наказание
должно соответствовать
5.
Корректируйте дисциплинарные
6.
Индивидуальный подход при
7.
Объясняйте свои действия. Работник
должен точно знать, за что
он наказан и что его ждет
в случае дальнейших нарушений.
Обращение к наиболее значимым для работника ценностям. Восприимчивость людей к действующей в организации системе стимулирования всегда неодинакова из-за индивидуальных различий, которые существуют в системах ценностей, которые определяют их рабочее поведение. Способность руководителя воздействовать на мотивацию работника, с учетом наиболее значимых для данного работника стимулов, возможна лишь в том случае, если руководитель достаточно хорошо разбирается в людях, т.е. является хорошим психологом.
Среди ценностей, которые оказывают определяющее влияние на поведение людей на работе, основными являются:
1. Самоуважение.
2. Финансовое благополучие.
3.
Ответственность перед
4. Интересы компании.
5. Карьерные перспективы.
6. Интересы семьи и др.
Таким
образом, рыночная организация стимулирования
эффективности и качества труда
не ограничивается только мерами материального
вознаграждения, но и учитывает социально-
Для того чтобы руководители использовали данные стимулы нематериального вознаграждения, нужны определенные условия:
-
готовность первых лиц
-
наличие в компании
-
создание в компании такой
системы оценки труда, когда
умение руководителя
Подводя итоги первой главы, можем сделать следующие выводы:
Стимулирование - метод воздействия на трудовое поведение с помощью поощрения и санкций, которые призваны обеспечивать более полную реализацию имеющегося трудового потенциала.
Стимулирование
выполняет экономическую, социальную
и нравственную функции. Экономическая
функция заключается в том, что
стимулирование труда содействует
повышению эффективности
Можно выделить следующие цели стимулирования труда персонала: