Управление персоналом в условиях кризиса организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 01:31, курсовая работа

Описание

Любая организация в зависимости от ее размеров и характера деятельности это более или менее сложная система, состоящая из отдельных элементов. Каждый из таких элементов может, в свою очередь, рассматриваться как имеющее внутреннюю структуру подразделение и, следовательно, быть подсистемой, также состоящей из ряда присущих именно ей элементов. Сложность технологических, организационных и экономических взаимосвязей между элементами систем и подсистем предопределяет необходимость учитывать в процессе исследования закономерностей и особенностей деятельности фирм специфические особенности методологических принципов системных исследований.
В данной работе, я постараюсь рассмотреть причины возникновения кризисных ситуаций и управления персоналом в условиях возникшего кризиса организации. А также, возможные варианты выхода из сложившейся ситуации.

Содержание

Введение. Роль организации в жизни современного общества 3
Глава 1. Организация и её персонал: связь систем управления
персоналом с целями организации 7
Глава 2. А) Соответствие систем управления персоналом состоянию
внешней среды и культуре организации 17
Б) Особенности управления персоналом в экстремальных условиях 20
Глава 3. Эффективное управление персоналом организации как
необходимое условие выхода организации из кризиса, преодоление
сопротивления изменениям 25
Заключение. Участие руководства организации в процессе
управления персоналом, формирование устойчивой мотивации
работников к сотрудничеству и кооперации 31
Список использованной литературы 34

Работа состоит из  1 файл

Братяков курсовик редактир.doc

— 186.00 Кб (Скачать документ)

9.     Осознание времени, отношение к нему и использование (существует ли
строгий временной регламент, поощряется или наказывается внеурочная
работа и т.д.);

10.    Взаимоотношения между людьми (приняты ли равноправные отношения
или статус в организации влияет на тип взаимодействия, принципы
формирования групп, значимых и близких друг для друга);

11.      Процесс развития работников (как организация относится к развитию персонала, считает ли это важным или ориентирована на привлечение новых профессионалов извне, процесс обучения и развития регламентируется нормами и правилами или делегируется самому сотруднику, зависит от его активности);

12.    Трудовую этику и мотивирование (какое отношение к работе ожидается, что и как наказывается или поощряется, какая система оценки и
стимулирования принята, а какая реально реализуется).

Как уже отмечалось, одна из существенных проблем на стадии
интенсивного роста организации — удержание и укрепление корпоративной
культуры, преодоление тенденции ее размывания новыми сотрудниками.
Чтобы этого не произошло, необходимо выполнять следующие требования: принимать на работу новых сотрудников, способных воспринять
корпоративную культуру; формализовать правила, символы и нормы поведения; наказывать и увольнять сотрудников, отклоняющихся от норм
корпоративной культуры.

Особое место в деятельности организации занимает разработка
стратегии, или стратегическое планирование - одна из основных функций
управления, представляющая собой процесс определения целей организации,
а также путей их достижения. Разработка и реализация стратегии -
важнейшая функция руководителей высшего звена управления организации.

Стратегическое планирование формирует основу для всех
управленческих решений. Функции организации, мотивации и контроля
менеджмента ориентированы на разработку и реализацию стратегических
планов (рис. 1.).

 

 

Рис. 1. Процесс стратегического планирования

Стратегическое планирование определяет характер стратегического
управления. Реализация стратегических планов, стратегический контроль и
выявление возникающих проблем относятся к сфере оперативного
управления организацией (рис. 2).

 

 

Рис. 2. Внутрифирменное планирование

Важный фактор стратегического планирования - стратегия,
разработанная руководителями высшего звена управления, должна быть
поддержана руководителями среднего звена и всеми работниками.
Последние должны четко представлять свою роль в деятельности фирмы и
достижении долговременных и краткосрочных целей. Для этого они должны
быть соответствующим образом проинформированы. Без ясной
формулировки целей нет возможности объединить усилия всех работников
для их достижения.

 

Аспектом управления организацией является изучение и анализ внешней среды и внутренних проблем организации. Анализ внешней среды позволяет ответить на следующие конкретные вопросы:

Где в настоящее время находится предприятие?

Где, по мнению руководства, оно должно находиться в будущем?

Что должны сделать менеджеры, чтобы организация из того положения, в котором она находится сейчас, перешла в позицию, на которой её хотело бы видеть руководство?

Диагноз внутренних проблем определяется в рамках управленческого
обследования. В рамках обследования обычно рассматриваются: маркетинг;
финансы; операции (производство); человеческие ресурсы (персонал);
образ организации. Очень важно тщательно проанализировать следующие
условия работы организации: - циклы ее деловой активности; - изменения конъюнктуры; - наличие рабочей силы; - источники материальных и финансовых ресурсов; - взаимодействие с государственными и другими предприятиями отрасли; - основные конкуренты организации и другие факторы.

Для изучения деятельности фирм наибольшее значение имеет анализ
организационно-управленческой и экономико-технологической структур
фирм на основе соответствующих моделей (рис.4).

Атрибуты современной организации:

Видение - это картина представления будущего, которого хочет
достигнуть организация. Видение выражает чувства сотрудников и
формулируется так, как будто бы оно уже началось (утверждающая
формулировка). Видение для организации должно быть единственным и
неповторимым.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФАКТОРЫ УСПЕХА

ПРОГНОЗЫ

ожидания изменений
ограничения
интересы
препятствия

область деятельности
рынки
конкуренты
социальные факторы
политические факторы

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ

•         в производстве

•         на рынке

•         в экономике

•         в управлении

•         в ресурсах

ОЖИДАНИЯ
СВЯЗАННЫХ ГРУПП

■—клиентура             

кадры

руководство предприятия

собственники

государственная власть

финансисты

компаньоны

РИСК

область деятельности
рынки
конкуренты
социальные факторы
политические факторы

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ

•        в производстве

•         на рынке

•         в экономике

•        в управлении

•         в ресурсах

 

ВОЗМОЖНОСТИ

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ

реагирование на прогнозы

реагирование на ожидания связанных групп

использование возможностей

предотвращение опасностей

укрепление сильных сторонник использование

усиление слабых сторон

РЕЗУЛЬТАТ

•         стратегические планы

•         оперативные планы

 

 

 

 

Рис. 4. Анализ исходной позиции в работе организации
 

Миссия - показывает, для чего существует организация? В чем состоит
ее задача в рамках общества? Какую роль выполняет организация своей
деятельностью? Миссия детализирует статус предприятия, обеспечивает основное направление и ориентиры для определения целей, стратегических
подходов на различных организационных уровнях. Формулировка миссии
предприятия содержит следующие моменты:

1.        Главная задача предприятия с точки зрения его основных услуг или
изделий, его важнейших рынков и преимущественных технологий.

2.         Характеристика по отношению к фирме среды, которая определяет
основные принципы деятельности предприятия на рынке.

3.     Культура и психологический климат организации.

Правильный выбор миссии имеет колоссальное значение. Организация, это открытая система, способная выжить на рынке, если только окажется
способной удовлетворять какую-то потребность внешней среды.

Пример миссии:  а) быть членом промышленного сообщества; б) в изобилии изготавливать и продавать качественное электронно-
вычислительное оборудование.

Образцовая модель организации (философия организации). В понятии
"образцовая модель" заключается представление о ценностях, позициях и
способах поведения, которые отличают эту организацию от других.
Представления о ценностях могут быть заимствованы у других организаций.
Они затрагивают скорее рациональный уровень, но могут содержать и
качественную информацию. Хорошо управляемые организации почти всегда
отличаются солидной системой ценностей.

Образцовые ценности:

1)    каждый человек заслуживает уважения;

2)      каждый покупатель имеет право на самое лучшее обслуживание, какое
только возможно;

3)    следует добиваться совершенства во всем.

Идеал - содержит информацию о состояниях и событиях, которых
организация желает приобрести. Идеал - это скорее утопия.

Культура организации - совокупность норм, представлений о ценностях и направлениях мыслей, отражающих поведение сотрудников всех ступеней и, тем самым, облик организации, который она являет миру. В понятии "организационная культура" могут определяться также основные принципы управления, которые составляют управленческое кредо организации.

Цели организации - включают в себя измеримые результаты и величины. Цели могут иметь количественную и качественную природу и служат тому, чтобы делать наглядными результаты работы организации или руководящих работников, сотрудников, коллективов. Они, как правило, используются для оценки деятельности.

Базовые цели звучат следующим образом:

1)   рост благодаря взаимной выгоде для компании и потребителей;

2)     получение прибыли путем служения обществу;

3)     честная конкуренция на рынке;

4)     взаимная выгода для компании и поставщиков, посредников, акционеров;

5)    участие в управлении всех работающих в компании.

Рекламный лозунг. Самая эффективная реклама - это реклама торгового знака, марки, имиджа, которая носит функцию не только информативную, как рекламирование просто товара, но и создает на перспективу рынки потребителей, отдающих предпочтение рекламируемой марке или знаку. Реклама "сырого" товара, которую эксплуатировали и некоторые до сих пор эксплуатируют большинство российских производителей, если и имеет, то очень краткосрочный, "пустой" эффект. Рекламный лозунг - это своеобразная внешняя (ориентированная на потребителя) миссия.

Наиболее общий принцип выживаемости организации любого профиля
гласит: организация должна непрерывно развиваться, вкладывать
значительную часть своих финансовых ресурсов в развитие и расширение
производства. Остановка развития, застой неизбежно приведут организацию
к экономическому краху и ликвидации.

Из сказанного вытекает, что на любой стадии существования
организации в ее составе могут быть выделены подразделения,
выполняющие определенный круг функций. Если организация достаточно
велика по своим размерам, то эти подразделения выделяют и в
организационном плане. Каждое в той или иной мере наделяется в этом
случае административно-хозяйственной самостоятельностью, т.е. правом
принимать и обеспечивать выполнение соответствующих управленческих решений в пределах своей компетенции (прав и ответственности),
определяемой для каждого подразделения органом общего управления
организацией в целом. В зависимости от размеров организации таким
органом общего управления может быть индивидуальный владелец, наемный
руководитель-менеджер, дирекция, правление и т.д.

Сложная, разветвленная и многоступенчатая структура и система
управления организацией выдвигает перед ее высшим руководством одну из
важнейших задач - оценку эффективности функционирования как системы
управления в целом, так и ее отдельных относительно самостоятельных
звеньев. Вышестоящее звено управления формулирует, как правило, в
количественной форме (в виде показателей) набор подлежащих достижению
целей. Оценка степени их достижения дается тем или иным методом, путем
сравнения целей с фактически достигнутых результатов. Неодинаковая
важность отдельных целей учитывается при помощи весовых коэффициентов
(коэффициентов значимости), а экономическое содержание конкретных
целей (увеличить прибыль, сократить потери от простоев) - при помощи
оценок типа "лучше" или "хуже" (достигается учетом знаков при
отклонениях фактических значений от эталонных).

Информация о работе Управление персоналом в условиях кризиса организации