Управление поведением в конфликтных ситуациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 17:53, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение возникновения, развития и разрешения конфликта при помощи системного подхода и анализа на примере частного предприятия «Галактика-Пресс».
Задачи:
1. Дать определение конфликту;
2. Изучить типологию и структуру конфликтов;
3. Охарактеризовать причины, функции и динамику конфликтов;
4. Описать организацию предприятия «Галактика-Пресс» и разработать систему предупреждения и решения конфликтов.

Содержание

Глава 1. Теоретическая часть 5
1.1. Понятие конфликта, его объект и предмет 5
1.2. Классификация конфликтов 7
1.3. Элементы конфликта 10
1.4. Причины конфликта 11
1.5. Функции конфликта 12
1.6. Динамика конфликта 14
1.7.1. Предконфликтная ситуация 15
1.7.2. Зарождение конфликта (инцидент) 16
1.7.3. Развитие конфликта (эскалация) 16
1.7.4. Завершение конфликта (разрешение) 17
1.7.5. Послеконфликтный период 17
1.8. Способы исследования конфликтов 18
Глава 2. Объект исследования 23
Глава 3. Практическая часть 32
3.1. Предконфликтная ситуация, характеристика противоречий между сотрудниками организации 32
3.2. Начало (зарождение) конфликта в организации 33
3.3. Развитие конфликта в организации 34
3.4. Исследование конфликта и возможные методы разрешения 35
Заключение 40
Список источников литературы 42

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа Корниенкова Т.А. 2 курс.docx

— 72.77 Кб (Скачать документ)

Директор отличался флегматическим, волевым характером. Он стойко переносил  многочасовую ненормированную работу, осваивал незнакомые ему ранее сферы  деятельности. Природный педантизм  и эктравертивность способствовали тщательному ведению финансовых дел, а значит и экономической эффективности работы предприятия, налаживанию стабильных деловых отношений с редактором, клиентами и предоставителями услуг. Его целью было расширение издания, его рентабельность, чего он и достиг. При этом он старался максимально придерживаться своих моральных ценностей, не противоречить им.

Редактор, обладая схожими  чертами характерами, а также  большим творческим потенциалом  и креативным подходом к обязанности  гармонично дополнил его. Сумел создать  имидж для газеты, сделать ее читаемой и популярной в городе и регионе.

Безусловно, в их отношениях случались некоторые разногласия, но они не обострялись до такой  степени, чтобы привести к конфликту.

Через четыре года встал  вопрос об расширении штата. Партнеры единогласно пришли в мнению, что требования к кандидатом должны быть высокими, и нельзя доверять их любимое дело людям «с улицы».

Претенденты должны были иметь  хотя бы среднее специальное образование, высокие моральные ценности, адекватные поведенческие нормы, отсутствие вредных  привычек, коммуникабельность, трудолюбие и покладистость.

Их выбор падал в  первую очередь на молодых людей, женского и мужского пола, проявляющих  на первый взгляд все эти качества. Проводилось тестирование участников на профессиональные знания и навыки. Изначально оно мобилизовало претендентов, но заставляло их чувствовать неловкость и напряженность.

Некоторые из них, как первый рекламный агент или уволившийся  журналист не могли преодолеть его  и в дальнейшем. В то время, как, первый мастер по компьютерной верстке, второй журналист и первый секретарь быстро освоились, приспособились к требованиям администрации и плодотворно трудились.

Администрация в свою очередь  старалась создать хорошие условия  труда, обеспечить материально-техническую  базу, достойную заработную плату  и социальные гарантии для своих  сотрудников.

Но вместе с тем, постепенно завышали требования к ним, заставляли выполнять сверхурочную работу. Директор и редактор единодушно полагали, что  их мотивация и интересы, должны совпадать с мотивациями и  интересами других работников. Забывая, при том, что они никак не могут  совпадать.

Периодически нарастали  предконфликтные ситуации даже между этими подчиненными а администрацией. Но они быстро исчерпывались, так как директор благоразумно находил мирное решение наметившихся проблем. Он чутко следил за сотрудниками, их потребностями и желаниями, стараясь максимально их удовлетворить, но иногда и умышленно их игнорировал, считая неуместными или нереалистическими.

В 2004 году относительно устоявшиеся  взаимоотношения вновь деформировались.

Директор переложил большую  часть обязанностей на менеджера  ЧП «Галакти-Пресс». Сам же начал проявлять больше нетерпимости к старым и новым сотрудникам. Временные финансовые и юридические осложнения и приход еще шести новых работников только усугубили этот процесс. Наметилась гендерная и возрастная дискриминации.

Появилась тенденция кулуарного обсуждения проблем между директором и редактором без привлечения  менеджера и начальника отдела компьютерных заданий. И наметились противоречия в потребностях сотрудников издания, возросли разногласия и скрытое  недовольство многих работников. В  конце 2007 года наметилось зарождение конфликта.

 

Глава 3. Практическая часть

3.1. Предконфликтная ситуация, характеристика противоречий между сотрудниками организации

 

На начало 2008 года в организации  ЧП «Галактика-Пресс» наметилась конфликтная  ситуация, вернее даже несколько.

Предконфликтный период имел место еще в конце 2008 года.

Секретарь, заступивший на должность в 2004 году стала допускать больше ошибок и несобранности в работе, чаще брать больничные листы. Замешать ее приходилось рекламным агентам, что также мешало им нормально выполнять свои обязанности. Клиенты, чьи объявления или рекламные формы выходили не в срок и с допущенными неточностями проявляли недовольство. Издание начало нести убытки.

В компьютерном отделе вследствие неслаженной работы амбициозного начальника отдела и подчиненных, в особенности, графического дизайнера, также случались сбои в работе. Начальник отдела упрекала графического дизайнера в несобранности, медлительности. Также ее не устраивала чрезмерная религиозность дизайнера и ее вероисповедание.

Дизайнер в свою очередь  вел агитационные речи среди остальных  работников, чем раздражала и отвлекала  их от выполнения поставленных обязанностей.

Менеджер и начальник  отдела компьютерной верстки постоянно  обращались к директору с просьбой четко разграничить их обязанности, сферу влияния и ответственности.

Наметился ряд неудач, финансового  и правого характера. Директор стал часто отсутствовать в командировках. Редактор пыталась заместить его, осваивая незнакомые ей работы, устанавливая заново, уже налаженные и контакты.

У второго рекламного агента, как и секретаря, наметились нервные срывы, переходящие иногда в плач или неадекватное нервное поведение. Остальные работники пытались сохранять спокойствие и режим работы.

3.2. Начало (зарождение) конфликта  в организации

 

Поводом для начала конфликта  в организации ЧП «Галактика-Пресс» стал следующий инцидент: секретарь  допустила ошибку при приеме рекламного текста у заказчика. Тот в свою очередь, после выхода газеты пришел в редакцию и в ультимативной  форме потребовал компенсации за ущерб, при этом сильно завысив размер компенсации. В противном случае, он угрожал обращением в суд. Директор в грубой форме переложил все  притязания на секретаря. Та, в свою очередь, возмутилась ненормированной  продолжительностью дня и тяжелыми условиями труда (работа с компьютерной техникой старого образца сказывалась  на здоровье).

Таким образом, мы видим зарождение межличностного конфликта, причиной которого стала потребность секретаря  в адекватном отдыхе и нормальных условиях труда. Это пример столкновения потребностей, внутренних неантогонистических противоречий, важный для конкретного работника, приводящий к реальному конфликту.

Объективными элементами конфликта выступают злоупотребления  администрацией свободным временем работника, а субъективными –  слабость его нервной системы, подверженность стрессам, быстрая утомляемость и  высокая потребность в отдыхе.

Основными участниками стали  директор организации, его подчиненный  – секретарь (инициатор) и заказчик, выступивший организатором. Остальные специалисты, присутствовавшие при этом происшествии стали косвенными его участниками, третей стороной.

Данный конфликт может  иметь в перспективе как конструктивные, так и деструктивные последствия.

Первым деструктивным  последствием стало разрастание  конфликта и образование нового – межгруппового.

Рекламные агенты и менеджер (пособники первой стороны) примкнули  к требованиям секретаря, поддержав  ее в столкновении. На строну администрации же встали начальник компьютерного отдела и редактор (пособники второй стороны). Мастера по компьютерной верстке, как и графический дизайнер, журналист и остальные работники предпочти удерживать нейтралитет (посредники). При этом у оппонентов не вполне соответствует ранг.

Причинами разрастания конфликтов стали объективные и субъективные противоречия, вызванные непродуманной  политикой администрации по отношению  к распределению обязанностей в  системе управления, личностные качества участников.

Цель первой стороны является улучшении условий труда и  распределения обязанностей, а целью  второй стороны сохранение сложившихся  порядков и угнетение оппозиционных  настроений, поддержание нормальной работы и существования организации.

3.3. Развитие конфликта  в организации

 

Динамика конфликта стремительная. Его эскалация происходит быстро и не прогнозировано. При этом открываются  в большей мере его деструктивные  функции на межгрупповом и личностном уровне.

Директор и редактор угрожают несогласным работникам штрафными  санкциями вплоть до увольнения. При  этом они не готовы пойти на такой  решительный шаг, нежелание потерять компетентных сотруднков и подвергнуть опасности все предприятие еще больше усиливает эмоциональное напряжение. Секретарь обращается к юристу, обнародует конфликт.

Между двумя группами структурных  подразделений устанавливается  «война» от открытых скандалов, до причинения скрытых неприятностей. Нейтральные  участники пытаются наладить контакт  между сторонами конфликта, но на данном этапе это ни к чему не приводит. У самых незащищенных, как секретарь, второй мастер по компьютерной верстке, второй рекламный агент развиваются тревожность, пессимум, неуверенность в собственных силах и мысли об увольнении по собственному желанию.

Но нужно отметить и  положительную функцию конфликта  – информационную. Теперь администрация  обратила внимание на проблемы.

3.4. Исследование конфликта  и возможные методы разрешения

 

В первую очередь обязанность  исследовать конфликт ложиться на менеджера  и администрацию. На системной основе, объединив разные методы, она должна определить причины, функции, динамику конфликту, а затем разработать  меры по его разрешению.

Благодаря эмпирическому  и ситуативному подходу путем  наблюдения, опросов и анализирую результаты деятельности организации на период конфликта менеджер подбирает классификацию конфликта и составляет приблизительный прогноз.

В случае с ЧП «Галактика-Пресс» необходимо найти индивидуальный подход к каждому из сотрудников и  воздействуя на них устранить  причины возникновения конфликта. Заставить администрацию пойти на уступки, а подчиненных согласится на компромисс, и пересмотреть свои взаимоотношения.

Менеджер в первую очередь  обязан отбросить все свои эмоции и составить схему описанных  ранее личностных качеств, вывести  условный тип работников и составить  план мероприятий для разрешения конфликта.

Так директор относится к  типу «паровой каток». Если предмет  конфликта принципиально не играет роли для вас, то лучше уклониться от него или проявить гибкость. Уйти с пути или уступить этому сотруднику в чем-то, чтобы успокоить его. Сторонник иного подхода, должен начать с того, чтобы дать такому человеку «выпустить пар», разрядиться  и вернуться в нормальное расположение духа.

К типу «Скрытый агрессор» («снайпер») – принадлежат редактор и начальник  компьютерного отдела. Они стараются  причинять окружающим неприятности, навязать ощущение дискомфорта, прибегая к закулисным махинациям, сплетням и другим скрытым проявлениям  агрессии.

В случае, если принято решение не уклоняться и не терпеть такого индивида — то самый подходящий вариант — выявить конкретный факт причинения ущерба, а затем скрытые причины. После чего дать понять агрессору, что вы, как руководитель выше этого, употребив фразу наподобие: «Чего вы добиваетесь этим?». Если он начнет отрицать факты, следует предъявить доказательства.

Секретарь, как и первый рекламный агент относятся к типу «разгневанный ребенок» («взрывной человек»). Такой тип поведения характерен для работника беспомощного, эмоционального неустойчивого и незащищенного. А агрессия лишь способ удержать ситуацию под контролем.

Главный принцип, которого следует  придерживаться для того, чтобы избежать развития конфликта (если принято решение  не уклоняться от него совсем), дать человеку возможность накричаться, дать выход его эмоциям. Затем следует убедить его в том, что вы внимательно слушаете его. Необходимо также дать ему понять, что он контролирует ситуацию, и тем самым умиротворить сотрудника.

Сама менеджер принадлежит  к типу «сверхпокладистого». Работника. Весьма выгодный тип работника, но даже они временами способны спровоцировать значительный конфликт в организации

Директор, разрядившись обязан знать истинное мнение менеджера  и его реальные способности, его  силы и потенциал. Следует сообщить, что больше всего он недоволен  не невыполнением работы, вследствие конфликта, а непоследовательностью  и неправдивой информацией, отсутствием  доверия.

Графического дизайнера  можно отнести к категории  Тип «жалобщик» - Человек часто  поглощен некоторой идеей и обвиняет остальных (кого-то конкретно или  весь мир в целом) во всех неприятностях.

Сначала необходимо выслушать  жалобщика. В независимости от его  правоты. Главная цель подобных жалоб  – желание быть услышанным, обратить внимание на себя. Недостаток внимания вызывает ощущение ущемления собственных  прав, постоянное недовольство такого сотрудника. Возможно претензии –  результат чувства вины, разочарования  или незащищенности. Выслушать «жалобщика», означает вернуть ему значимость и весомость в глазах окружающих. Теперь он может выразить свои эмоции. Формулировки и претензии этого  человека лучше повторить еще  раз вслух, перефразировав и дав  понять, что Вы вникли в суть проблемы. После поощрения работника, лучше  всего перевести его внимание на другую тему.

Информация о работе Управление поведением в конфликтных ситуациях