Управление рисками. Развитие менеджмента как науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 19:21, реферат

Описание

При изучении истории всегда сложно выделить этапы развития того или иного явления, идеи, научной концепции. Но без определения этапов невозможно представить и изучить тенденции развития. Вся история – это бесконечный поток событий, претерпевающих качественные изменения. Грани этих качественных изменений характеризуют этапы развития, учитывая которые и можно определить исторические тенденции.

Содержание

Введение 3
1.Управление рисками 4
1.1. Общие понятия управления рисками 4
1.2. Системный подход в управлении рисками. 7
1.3. Классификация решений управления рисками. 9
1.4. Финансовое управление рисками. 10
2. Развитие менеджмента как науки 13
2.1 Исторические периоды 14
2.2 Подходы на основе выделения различных школ. 20
2.3.Процессный подход. 21
2.4.Системный подход. 22
2.5.Ситуационный подход. 23
Заключение 25
Список литературы: 26

Работа состоит из  1 файл

!!!!!!!!!!!Менеджмент.docx

— 57.45 Кб (Скачать документ)
  • Независимость и обязательность решений.
  • Исполнение обязанностей.
  • Регулирование вопросов иерархии власти.
  • Организация труда работников на поле.
  • Регулирование товарно–денежных отношений.
  • Установление минимальной заработной платы.

       В качестве основных элементов  контроля, Хаммурапи предложил использование  свидетелей и письменных документов.

       В 1491 году до н.э. евреями  были сформулированы такие важнейшие  концепции, как организация, планирование, руководство и контроль.

       В 1100 году до н.э. в Китае  в качестве важнейших функций  управления признаются планирование, руководство, контроль и организация. 

     Нововавилонский царь Навуходоносор II посвятил себя вопросам контроля за производствам и стимулирования работников через заработную плату, а в 500 году до н.э. Менциус занимался  вопросами, связанными с системами  и стандартами. В этот же период в  Китае признаётся принцип специальности, а также необходимости такой  функции управления, как организация.

      400 год до н.э. был связан  с именами таких философов,  как Сократ, Ксенофонт, Кир. Они  занимались вопросами государственного  и социального обустройства. В  этот период был сформулирован  принцип универсальности управления, а менеджмент получает признание  как особый вид искусства, при  этом, процесс коммуникации считается  необходимым. 

       В 350 году до н.э. в Греции  уже используется научный метод  труда и рабочего ритма. В  этот же период Платон сформулировал  принцип специализации. 

       Период с 325 по 20 гг. до н.э. был  связан с такими именами, как  Александр Великий. Катон, Варрон, Иисус Христос. Это было время  в которое решались вопросы  иерархии управления, организации  управления, единоначалия и человеческих  отношений. 

     С 284 по 1100 года н.э. Диоклетиан, Альфараби, Газали рассматривали вопросы, связанные  с практической частью менеджмента, а именно: делегирование полномочий, требования к руководителю и менеджеру.

     В период с 1340 по 1436 гг. приоритетными  вопросами управления стали счетоводство, учёт издержек, обработка статистической отчётности, контроль материальных запасов.

     В период с 1500 по 1767 гг., который явился завершением данного хронологического этапа управления, охарактеризовался  исследованиями Сэра Томаса Мора, который  занимался вопросами усиления специализации, анализа проблем руководства; Николо Макиавелли, посвятивший себя исследованиям  принципов массового согласия, целеустремлённости в организации и определение  качеств руководителя; Сэр Джеймс Стюарт, занимавшийся вопросами истоков власти, исследованием влияния автоматизации.

     2) Период индустриализации

     Индустриальный  период ознаменован появлением трудов А. Смита, который проанализировал  различные формы разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства; Р. Оуэна, провозгласившего гуманизацию управления производством, необходимость обучения, улучшение  условий труда.

       По сути, то, что мы сегодня  называем менеджментом, зародилось  во времена промышленной революции  в XIX в. Возникновение фабрики  как первичного типа производства  и необходимость обеспечения  работой больших групп людей  привели к тому, что сами владельцы  уже не могли контролировать  деятельность всех работников. Появилась  необходимость в управленцах,  которые бы могли представлять  интересы владельца на местах. Для этих целей обучали лучших  работников. Они и стали первыми  менеджерами. 

     Индустриальный  период характеризуется заменой  ручного труда, а также фабричной  системой производства.

     Фабричная система  – система производства, широко внедренная после промышленной революции и характеризующаяся  созданием все более крупных  предприятий, позволяющая применять  новые природные источники энергии, расширять разделение труда и  вводить более полный контроль над  процессом труда.

     Разделение  труда – один из главных принципов  организации производственных процессов, предполагающий дифференциацию и специализацию  трудовой деятельности, выделение специализированных устойчивых трудовых функций и функциональных областей, а также профессионализацию работников и их групп, специализирующихся в определенной области, обособление  и организационное оформление структурных  подразделений.

     Массовое  производство – крупносерийное поточное производство, ставшее возможным  в результате замены ручного труда  машинами, специализации производственных операций и разделения труда.

     В 1776 году Адам Смит провёл анализ различных  форм разделения труда, а также дал  характеристику обязанностей государя и государства. Также А. Смит занимался  вопросами контроля и расчёта  оплаты труда.

     В 1785 году Томас Джефферсон первым обратил  внимание на концепцию взаимозаменяемости частей.

     Эли (Илай) Уитни в 1799 году заложил основы организации массового производства в машиностроении. Его научными и  практическими интересами стали  также вопросы, связанные с исчислением  себестоимости, контролем качества, взаимозаменяемостью частей, а также  признание интервала менеджмента.

       В 1800 году Джеймс Уатт и Маттеус  Бултон Сохо обратили внимание  на вопросы, связанные со стандартными  операциями, стандартное время и  данные. Сфера социальных отношений  также была ими принята во  внимание, что отразилось в Рождественских  праздниках для служащих, премиях,  страховых обществах. 

       В 1810 году Роберт Оуэн использует  на практике личный опыт, внедряет  систему ответственности за подготовку  рабочего, а также решает проблемы  с жильём для рабочих. 

     Джеймс  Милл первым обобщил опыт человеческой мотивации.

       Математик Чарльз Беббидж в  1833 году разработал проект "аналитической  машины" - прообраз современной  цифровой вычислительный техники,  с помощью которой уже тогда  принимались управленческие решения. 

       Признание и обсуждение относительной  важности и функций менеджмента  было в области интересов Маршалла  и Логлина.  

       Генри Пур в 1855 году сформулировал  принципы организации, связи и  информации применительно к железным  дорогам, а в 1856 году Даниэль  Мак-Каллум использовал организационные  схемы для демонстрации структуры менеджмента. Он же применил статистический менеджмент на железнодорожном транспорте.

     Практическое  использование мотивационного исследование Джевонсом в 1871 году позволило определить степень воздействия каждого  из факторов на продуктивность рабочего. А в 1881 году Джозеф Вартон разработал для американского колледжа курс предпринимательского менеджмента.

     3) Период систематизации

       Наука об управлении находится  в постоянном движении. Формируются  новые направления, школы, течения,  изменяется и совершенствуется  научный аппарат, наконец, меняются  сами исследователи и их взгляды.  С течением времени менеджеры  изменили ориентиры от потребностей  своей конкретной организации  на изучение сил управления, действующих  в их окружении. 

     На  рубеже XIX–XX вв. в промышленном производстве развитых стран произошли серьезные  сдвиги. Так, резко возросли его масштабы и концентрация, что выразилось в  появлении предпрятий-гигантов, на которых численность занятых  составляла тысячи и десятки тысяч  рабочих и инженеров, применялись  дорогостоящее оборудование и сложные  технологические процессы, основанные на последних достижениях научно-технической  мысли.

       Изменившиеся условия потребовали  столь же коренного изменения  управления производством, тем  более, что необходимые предпосылки  для обновления организации производства  в значительной степени уже  имелись – это опыт индустриального  управления, накопленный в XIX столетии, и достижения в таких отраслях  знания, как экономика, социология, психология.

     Наука конца ХIХ в. была подготовлена к  широким теоретическим обобщениям огромного фактического материала, накопленного в течение предшествующих веков и в начале ХХ в. Аккумулирование  накопленного в предшествующий период времени теоретического материала  создало условия для того, чтобы  менеджмент приобрел профессиональный статус.

     В дальнейшем наука об управлении развивалась  параллельно с развитием мировой  экономики и, в конечном счете, мы можем представить это развитие в виде последовательно-параллельного  доминирования различных школ.

     В сущности, то, что мы сегодня называем менеджментом, зародилось во времена  промышленной революции в XIX в. Возникновение  фабрики как первичного типа производства и необходимость обеспечения  работой больших групп людей  означали, что индивидуальные владельцы  больше не могли наблюдать за деятельностью  всех работников. Для этих целей  обучали лучших работников - обучали  для того, чтобы они могли представлять интересы владельца на рабочих местах. Это и были первые менеджеры.

     Этот  период связан с такими именами, как  Фредерик Халси, Фредерик Тейлор, Френк  и Лилиан Гилбреты, Хьюго Эмерсон, Томас Эдисон, Анри Файоль, Элтон  Мэйо и многими другими.

     В этот период и сформировались основные школы менеджмента, которые занимались вопросами организации производства, управления людьми и процессами.

     4) Информационный период

     Данный  период представлен количественной школой управления.

     Информационный  период связан с повсеместным внедрением компьютеров и применением математики в теории управления.

     В это время разрабатывается идея системной теории, заключающаяся  в том, что ни одно действие не предпринимается  в изоляции от других. Системный  подход в решении позволяет избежать ситуаций, когда решение в одной  области превращается в проблему для другой.

     В 70-е гг. появилась идея открытой системы, согласно которой, организация имеет  тенденцию приспосабливаться к  весьма многообразной внутренней среде.

       Этот же период ознаменовался  появление ситуационного подхода,  суть которого состоит в том,  что формы, методы, системы, стили  управления должны существенно  варьироваться в зависимости  от сложившейся ситуации, т.е.  центральное место должна занимать  ситуация.

2.2 Подходы на основе выделения различных школ.

     В первой половине двадцатого века получили развитие четыре четко различаемые школы управленческой мысли. Хронологически они могут быть перечислены в следующем порядке: школа научного управления, административная шкала, школа человеческих отношений и школа науки управления (или количественная школа). Самые убежденные приверженцы каждого из этих направлений полагали в свое время, что им удалось найти ключ к наиболее эффективному достижению целей организации. Более поздние исследования и неудачные попытки применить теоретические открытия школ на практике доказали, что многие ответы на вопросы управления были лишь частично правильными в ограниченных ситуациях. И тем не менее, каждая из этих школ внесла значительный и ощутимый вклад в данную область. Даже самые прогрессивные современные организации до сих пор используют определенные концепции и приемы, возникшие в рамках данных школ.

    Школа классического научного управления.     1900          Тейлоризм – научное управление предприятием с применением инженерных наук в  управлении
    1920     Фойлеризм – принципы управления, ориентированные  на построение организационных структур.
    Школа неоклассицизма и человеческих отношений.     1940     Неоклассицизм – теория организации как социальная система, как наука управления с  учётом психологических аспектов человека (человеческое поведение).
    Школа количественного и системного подходов.     1950     Привлечения систематизирующих и инженерных принципов – разработка и применение теории систем ЭММ и компьютеризации.
    1970     Ситуационный  подход во взаимосвязях внутренней и  внешней сред организации.
    Школа системного и инновационного подходов.     1980     Культура  управления – метод воздействия  на людей как мощный инструмент (организационная  структура).
    1990     Инновационные и международные процессы: синтез деятельности людей и высоких  технологий; демократизация управления, участие работающих в прибылях.

Информация о работе Управление рисками. Развитие менеджмента как науки