Управление рисками. Развитие менеджмента как науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 19:21, реферат

Описание

При изучении истории всегда сложно выделить этапы развития того или иного явления, идеи, научной концепции. Но без определения этапов невозможно представить и изучить тенденции развития. Вся история – это бесконечный поток событий, претерпевающих качественные изменения. Грани этих качественных изменений характеризуют этапы развития, учитывая которые и можно определить исторические тенденции.

Содержание

Введение 3
1.Управление рисками 4
1.1. Общие понятия управления рисками 4
1.2. Системный подход в управлении рисками. 7
1.3. Классификация решений управления рисками. 9
1.4. Финансовое управление рисками. 10
2. Развитие менеджмента как науки 13
2.1 Исторические периоды 14
2.2 Подходы на основе выделения различных школ. 20
2.3.Процессный подход. 21
2.4.Системный подход. 22
2.5.Ситуационный подход. 23
Заключение 25
Список литературы: 26

Работа состоит из  1 файл

!!!!!!!!!!!Менеджмент.docx

— 57.45 Кб (Скачать документ)
 

     Во  второй половине XX в. в менеджменте  сложились и получили большое  распространение такие подходы  к управлению, как процессный (с конца 50-х гг.), системный (с середины 70-хгг.) и ситуационный (80-е гг.)

2.3.Процессный  подход.

     Процессный  подход рассматривает управление как  непрерывную серию взаимосвязанных  управленческих функций.

     Эта концепция, означающая крупный поворот  в управленческой мысли, широко применяется  и в настоящее время. Процессный подход был впервые предложен  приверженцами школы административного  управления, которые пытались описать  функции менеджера. Однако эти авторы были склонны рассматривать такого рода функции как не зависимые  друг от друга. Процессный подход, в  противоположность этому, рассматривает  функции управления как взаимосвязанные.

     Управление  рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других — это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций.

     Анри  Файоль, которому приписывают первоначальную разработку этой концепции, считал, что  существует пять исходных функций. Пo его  словам, «управлять означает предсказывать  и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать».

     Процесс управления состоит из следующих  функций: планирование, организация, мотивации  и контроля. Эти четыре первичных  функции управления объединены связующими процессами коммуникации и принятия решения. Руководство предполагает возможность влияния на отдельных  работников и группы работников таким  образом, чтобы они работали в  направлении достижения целей, что крайне существенно для успеха организации.

     Процесс управления подчеркивает взаимозависимость  функций управления, это отличается от системного подхода, где подчеркивается взаимозависимость отдельных частей организации, а также взаимозависимость  организации и окружающей среды.

2.4.Системный  подход.

     Системный подход рассматривает все процессы и явления  в виде определённых целостных систем, обладающих новыми качествами и функциями, не присущими  составляющим ее элементам. В виде систем можно рассматривать все объекты  неживой, живой и социально-организованной материи (атомы, организмы, предприятия  и т.д.). Все системы имеют устойчивую внутреннюю структуру и состоят  из взаимосвязанных элементов (подсистем), обладающих специфическими функциями.

     Системы делятся на закрытые, функционирующие  независимо от изменений внешней  среды (например, часы) и открытые, связанные  с внешним миром (все социально-экономические  объекты – предприятия, организации, бригады и т.д.).

     Простая система ориентирована на достижение одной цели. Сложная система стремится  к достижению нескольких взаимосвязанных  целей. Управление системой будет эффективным, если в процессе преобразований внутри организации соотношение количества и качества потребляемых ресурсов на выходе-входе будет увеличиваться. В противном случае управление организацией не является, эффективным.

     В настоящее время системный подход можно считать универсальной  методологией менеджмента, суть которой - формирование образа мышления, рассматривающего в единстве все явления внешней  и внутренней среды. Важнейшие принципы системного подхода:

  1. процесс принятия решений должен начинаться с выявления и четкого формулирования конкретных целей
  2. необходимо рассматривать всю проблему как целое, как единую систему и выявлять все последствия и взаимосвязи каждого частного решения;
  3. необходимы выявление и анализ возможных альтернативных путей достижения целей;
  4. цели отдельных подсистем не должны вступать в конфликт с целями всей системы;
  5. восхождение от абстрактного к конкретному;
  6. единство анализа и синтеза, логического и исторического;
  7. выявление в объекте разнокачественных связей и их взаимодействие и др.
 
               Внешняя среда прямого  воздействия.
               Внешняя среда косвенного воздействия.      Внутренняя  среда: структура, культура, ресурсы.      Политика, право, экономика, технология, социально-культурные, организационно-технические, географические условия
               Акционеры, конкуренты, поставщики, потребители, местные органы, правительственные органы.

2.5.Ситуационный  подход.

     Ситуационный, или кейсовый (от англ. case - ситуация), подход к управлению, так же, как и системный, является скорее способом мышления, чем набором конкретных действий. Метод был разработан в Гарвардской школе бизнеса (США) и предлагает будущим менеджерам быстро решать проблемы в конкретной ситуации. Ситуационный подход как разновидность научного метода направлен на выработку у человека ситуативного мышления (приближенного к практике) и непосредственное приложение полученных теоретических знаний к анализу реальных процессов.

     Ситуационный  подход требует принятия оптимального решения, зависящего от соотношения  имеющихся факторов. Если процессный и системный подходы более  целесообразно применять в спокойной  обстановке и в процессе планомерной  деятельности менеджера, то ситуационный подход чаще используют в нестандартных  и непредвиденных ситуациях. Именно в такие моменты, когда за 1 - 2 мин. необходимо правильно оценить ситуацию и принять верное решение, проявляются  особые качества.

     Ситуационный  подход носит не шаблонный характер, а воспитывает у менеджеров, имеющих  различные личностные качества, умение контролировать ситуацию. Различные  управленцы в одинаковой ситуации будут  предпринимать разные действия, стремясь, однако, достичь близкие цели. Поэтому  в процессе обучения или переподготовки менеджеров используются не стандартные, а самые непредвиденные ситуации (землетрясение, взрыв близлежащего химического предприятия, отключение электроэнергии, массовое заболевание  работников и др.), в ходе которых  моделируется весь ход действий и  их последствия. Таким образом, ситуационный подход заранее подготавливает менеджера  к запрограммированным решениям в нестандартных ситуациях. 

 

Заключение

     Управление  рисками – это одна из составляющих общеорганизационного процесса производства, поэтому оно должно быть интегрировано в этот процесс, должно иметь свою стратегию, тактику, оперативную реализацию. При этом важно не только осуществлять управление рисками, но и периодически пересматривать мероприятия и средства такого управления.

     Высокая эффективность расходования ресурсов при выполнении программы управления рисками может быть обеспечена только в рамках системного подхода. Этот подход в риск-менеджменте является самым распространённым.

     Одной из важной составляющих системы управления рисками является управление финансовыми  рисками, с которыми сталкивается всякое производство в ходе своей деятельности. При этом важным моментом является ограниченность в финансовых ресурсах. Однако существует страхование от финансовых рисков, которое довольно распространено в развитых странах.

     Зарождение и развитие управленческой мысли может быть представлено как взаимопереплетенная цепь трех различных философий: классическая (научная и административная школы); философия человеческих отношений или бихевиоральное направление и математическая школа. В тот или иной исторический период каждому звену цепи придавалось преобладающее значение.

       Эволюция управленческой мысли  доказала, что все три звена  взаимосвязаны и необходимы для  формирования научно-обоснованной  концепции управления информационной  деятельностью библиотек, значение  которой возрастает в условиях  трансформации общественно-экономических  отношений.

 

Список  литературы:

  1. Балабанов И.Т. «Риск-менеджмент» - М.: Финансы и статистика, 1996 .
  2. Бляхман Л.С. «Основы функционального и антикризисного менеджмента» - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999 .
  3. Валовой Д. В. История менеджмента: Учебное пособие /Ред. Валовой Д. В. - М: ИНФРА-М, 2000 .
  4. Глущенко В.В. «Управление рисками. Страхование» - Железнодорожный, 1999 .
  5. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учеб. Пособие - М.: Новое знание, 2002.
  6. «Менеджмент в АПК», под ред. Королёва Ю.Б. – М.: Колос, 2000.
  7. Уткин Э.А. История менеджмента. – М: ЭКМОС,1997.

Информация о работе Управление рисками. Развитие менеджмента как науки