Управление рисками в системе менеджмента предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 19:01, курсовая работа

Описание

Целью написания данной работы является анализ, рассмотрение процесса принятия решений для более глубокого понимания его сущности.
В работе будут рассмотрены типы решений, принимаемых управляющими, используемые способы, научные методы повышения эффективности этого процесса и основные факторы, которые необходимо учитывать при принятии управленческих решений.

Содержание

Введение
1 Сущность процесса принятия решений
1.1 Принятие решения в управлении
1.2 Модели и процесс принятия управленческих решений
1.3 Организационные решения
2 Эффективность процесса принятия решений на примере
ОАО «Газпром»
3 Совершенствование процесса принятия управленческих решений
3.1 Применение научного подхода в процессе принятия
управленческих решений
3.2 Методы и модели оптимизации управленческих решений
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая, Совершенствование процесса принятия управленческих решений 1.doc

— 214.50 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство образования Российской Федерации

Воронежский государственный технический университет 

Инженерно-экономический  факультет

Кафедра экономики, производственного менеджмента  и организации машиностроительного  производства 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

По дисциплине «Менеджмент предприятия»

Тема: «Управление рисками в системе менеджмента предприятия» 
 
 

  

                  Выполнила студентка       МП-052                                          Сергеева Е.С.

                                                группа                       подпись, дата                 инициалы, фамилия 

Руководитель                                                                              Кривякин К.С.

                                                                         подпись, дата                инициалы, фамилия 
 
 

Защищена  _________________________                   Оценка  ____________ 
 
 
 
 
 

Воронеж

2008 

Содержание 

Введение

1  Сущность процесса принятия решений 

   1.1 Принятие решения в управлении

    1.2  Модели и процесс принятия управленческих решений

    1.3  Организационные решения

2 Эффективность  процесса  принятия  решений  на  примере         

    ОАО  «Газпром»

3 Совершенствование процесса принятия управленческих решений

    3.1 Применение научного подхода в процессе принятия   

    управленческих решений

    3.2 Методы и модели оптимизации управленческих решений

Заключение

Список литературы

5 

6

7

15 

19 
 

25

32

41

42 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Замечания руководителя 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

            Принятие решений - составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решения пронизывает все, что делает управляющий, формулируя цели и добиваясь их достижения. Поэтому понимание природы принятия решений чрезвычайно важно для всякого, кто хочет преуспеть в искусстве управления.

      Принятие решения представляет  собой сознательный выбор среди  имеющихся вариантов или альтернатив  направления действий, сокращающих  разрыв между настоящим и будущим  желаемым состоянием организации. Таким образом, данный процесс включает в себя много различных элементов, но непременно в нем присутствуют такие элементы, как проблемы, цели, альтернативы и решения - как выбор альтернативы. Данный процесс лежит в основе планирования деятельности организации. План - это набор решений по размещению ресурсов и направлению их использования для достижения организационных целей.

      В управлении организацией принятие  решений осуществляется менеджерами  различных уровней и носит  более формализованный характер, чем это имеет место быть в частной жизни. Дело в том, что здесь решение касается не только одной личности, чаще всего оно относится к части или к целой организации, и поэтому повышается ответственность за принятие организационных решений. В этой связи выделяют два уровня решений в организации: индивидуальный и  организационный. Если в первом случае управленца больше интересует сам процесс, его внутренняя логика, то во втором - интерес сдвигается в сторону создания соответствующей среды вокруг этого процесса.

      Принятие решений является центральным  элементом управленческой деятельности, по отношению к которому все  остальные могут рассматриваться  как вспомогательные. Далее под  принятием решений мы будем  понимать особый вид человеческой  деятельности, направленный на выбор лучшей из имеющихся альтернатив. Это определение указывает на три необходимых элемента процесса выбора:

    - проблема, требующая разрешения;

    - человек или коллективный орган,  принимающий решение;

    - несколько альтернатив, из которых  осуществляется выбор.

      Целью написания данной работы  является анализ, рассмотрение процесса  принятия решений для более  глубокого понимания его сущности.

      В работе будут рассмотрены  типы решений, принимаемых управляющими, используемые способы, научные  методы повышения эффективности этого процесса и основные факторы, которые необходимо учитывать при принятии управленческих решений.

           

       

       

         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1  Сущность процесса принятия решений

        1.1 Принятие решения в управлении 

    Принятие  решений является важной частью любой  управленческой деятельности. Образно говоря, принятие решений можно назвать" центром ", вокруг  которого вращается жизнь организации.

    Принятие  решения представляет собой сознательный выбор среди имеющихся вариантов  или альтернатив направления действий, сокращающих разрыв между настоящим и будущим желаемым состоянием организации. Таким образом, данный процесс включает в себя много различных элементов, но непременно в нем присутствуют такие элементы, как проблемы, цели, альтернативы и решения - как выбор альтернативы. Данный процесс лежит в основе планирования деятельности организации. План - это набор решений по размещению ресурсов и направлению их использования для достижения организационных целей.

      В управлении организацией принятие решений осуществляется менеджерами различных уровней и носит более формализованный характер, чем это имеет место быть в частной жизни. Дело в том, что здесь решение касается не только одной личности, чаще всего оно относится к части или к целой организации, и поэтому повышается ответственность за принятие организационных решений. В этой связи выделяют два уровня решений в организации: индивидуальный и организационный. Если в первом случае управленца больше интересует сам процесс, его внутренняя логика, то во втором - интерес сдвигается в сторону создания соответствующей среды вокруг этого процесса (рис.1).

      Отличительными чертами принятия  решений в организации являются  следующие: сознательная и целенаправленная  деятельность, осуществляемая человеком; поведение, основанное на фактах и ценностных ориентирах; процесс взаимодействия членов организации; выбор альтернатив в рамках социального и политического состояния организационной среды; часть общего процесса управления; неизбежная часть ежедневной работы менеджера; важность для выполнения всех других функций управления.

    

    Рис.1  Два уровня принятия решения в  организации 
 

    1.2 Модели и процесс принятия управленческих решений  
 
 

    Модели  принятия решения 

      С точки зрения организационно-поведенческих  аспектов в принятии решения важно то, как этот процесс воспринимается и интерпретируется на различных уровнях (индивидуальном или организационном). В зависимости от этого можно выделить три модели принятия решений (рис.2). Так, рациональная модель связывается с тем, когда в процессе принятия решения выбираются альтернативы, специально направленные на то, чтобы принести максимум выгоды для организации. В рамках такого подхода требуется всестороннее определение проблемы, поиск альтернатив и тщательный подбор данных и их углубленный анализ. Оценочные критерии в этом случае обычно определяются в начале процесса. Обмен информацией должен происходить беспристрастно и с учетом индивидуальных предпочтений, но на основе выбора лучшей альтернативы для организации в целом. Модель ограниченной рациональности в принятии решений предполагает, что менеджер в своем желании быть рациональным зависит от познавательных ограничений, привычек и предубеждений в восприятии и в зависимости от преобладания первого или второго модель может иметь две разновидности : личностно ограниченная рациональность; организационно ограниченная рациональность. Определение проблемы при этих подходах происходит упрощенным образом, и поиск альтернативы осуществляется в начале процесса, в известных для менеджера областях. Анализ данных также упрощается, сдвигаясь с долгосрочных ориентиров на краткосрочные.

      Обмен информацией не очень  точен и отражает во многом  индивидуальные предубеждения, основанные  на целях отдельных подразделений.  Оценочные критерии сводятся до уровня прошлого опыта. Первая из альтернатив, превысившая этот уровень кладется в основу убеждения, кладется в основу выбора.

      Следовательно, можно сделать вывод, что люди преследуют цели удовлетворенности, а не максимизации. Удовлетворенность при этом может трактоваться как курс действий, который достаточно хорош для организации в целом и требует минимум усилий со стороны членов организации. Например, очень часто инвестиции в организациях направляются туда, где можно получить удовлетворительную прибыль без попытки найти лучший вариант из всех имеющихся.

    

      Рис.2 Модели принятия решений  в организации. 

      Процесс принятия решений в управлении

      Существует много подходов к  выделению различных этапов и  стадий процессов принятия решения.  Большинство различий возникает по вопросу о включении в процесс стадии, связанной с выполнением решения. На мой взгляд, выполнение решения является частью процесса принятия решения. Во многих иностранных источниках весь процесс принятия решения в организации рассматривается как функция проблемы, альтернатив и выполнения решения (рис.3).

      Первая стадия рассматриваемого  процесса состоит в признании  необходимости решения и включает  следующие этапы: признание проблемы; формулирование проблемы; определение критериев успешного решения. Каждое новое решение в управлении возникает на основе ранее сделанного решения, действие по которому либо завершилось, либо отклонилось от первоначально выбранного варианта. Отклонение ситуации от заданного состояния в процессе принятия решения обнаруживается менеджером не сразу. На практике это отклонение представляет собой разрыв между целями организации и  способами их достижения.

    

      Рис.3 Процесс принятия решения 

     Быстрота выявления этого расхождения зависит от двух факторов:

    1) способности системы управления делать это в режиме саморегулирования;

    2) опытности и индивидуальных характеристик  менеджера. 

    Если  исходить из того, что решение - это  организационная реакция на возникшую  проблему, то этап изучения ситуации направлен  на признание или не признание существующей в организации проблемы.

      Процесс здесь будет проистекать  по-разному для структурированных  и неструктурированных проблем  (рис.4). В первом случае признание  проблемы будет происходить достаточно  прямолинейно. Если производственное  задание выполнено на 70%, то для 

Информация о работе Управление рисками в системе менеджмента предприятия