Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 19:01, курсовая работа
Целью написания данной работы является анализ, рассмотрение процесса принятия решений для более глубокого понимания его сущности.
В работе будут рассмотрены типы решений, принимаемых управляющими, используемые способы, научные методы повышения эффективности этого процесса и основные факторы, которые необходимо учитывать при принятии управленческих решений.
Введение
1 Сущность процесса принятия решений
1.1 Принятие решения в управлении
1.2 Модели и процесс принятия управленческих решений
1.3 Организационные решения
2 Эффективность процесса принятия решений на примере
ОАО «Газпром»
3 Совершенствование процесса принятия управленческих решений
3.1 Применение научного подхода в процессе принятия
управленческих решений
3.2 Методы и модели оптимизации управленческих решений
Заключение
Список литературы
Типы проблем Организационные
Типы решений
Рис.4 Природа
проблем и решений в
ее руководителя совершенно очевидно, что проблема существует и проблему надо решить. Во втором случае признание проблемы само становится проблемой. Это случается тогда, когда имеется неясная и неадекватная информация о развитии и тенденциях в организации и в ее внешнем окружении. Примером такого решения может быть введение новой продукции на рынок на основе информации, полученной из отдела маркетинга. Признание или не признание проблемы во многом зависит от уровня ее восприятия. При этом возможны ошибки, связанные со следующими обстоятельствами:
- проблема вам дана кем-то
- желательно быстрое решение возникшей проблемы и не остается достаточно времени на ее признание;
- допустимо низкого качества
решение и выше названная
- проблема хорошо знакома и
к ней вероятней всего
- эмоции развиваются до высокого уровня и ведут к "аббревиатурному" поиску в признании проблемы;
- нет предыдущего опыта по проблеме и ее признание может не состояться;
- проблема является очень
Признание проблемы является необходимым условием для ее решения, так как если проблема не существует для того, кто принимает решение, то принятие решения не состоится. Раз проблема признана, то следующий этап в рассматриваемом процессе - это интерпретация и формулирование проблемы.
Интерпретация проблемы - это придание
значения и определение той
проблемы, которая признана. Проблема
может быть определена как
возможность, как кризис или
как рутинная. Первый тип проблемы
необходимо обнаружить и
Рутинные (повторяющиеся) проблемы относятся к категории структурированных, а возможности и кризис к неструктурированным. Соответственно каждое из них будет требовать разного типа решений: структурированные - програмированных, а неструктурированные -непрограмированных.
Изучение этих факторов
Так, может не оказаться ни
одного работника,
Относительно критерия "мы хотим" рассматриваются те цели, которые желательны, но по ним не обязательно должны рассматриваться какие-либо альтернативы. Например, работник хочет выполнить обязанности, перечисленные в описании должности, но это не означает, что ему должна быть предложена данная должность. Критерий "мы хотим" заставляет менеджера думать о всех возможных вариантах, не исключая идеальных. Стадия выработки решения состоит из этапов разработки, оценки и выбора альтернатив. Как только определены факторы, ограничивающие решение, менеджер начинает работу по поиску альтернатив или возможных направлений действий для решения проблемы. Так, можно рассмотреть возможность занятие должности кем-то из своих кандидатов, принять на работу кого-то со стороны и т.д. Многие из альтернативных решений легко обнаружить. Они обычно известны из предыдущего опыта, стандартны и легко вписываются в критериальные границы лучшего решения.
Однако нередко возникают
Выбор альтернативы является
своего рода вершиной в
Привлечение прошлого опыта
Эксперимент как метод выбора
альтернативы основан на том,
что берется одна или
Исследование и анализ
Организация выполнения
Данный этап состоит из
Менеджер должен проявить
Следующий этап - это встраивание
в решение механизма получения
информации о ходе выполнения
решения. Т.е. должна осуществляться функция
контроля - установление стандартов и
измерение показателей в отношении этих
стандартов. При этой системе отслеживания
отклонений проблемы могут быть предотвращены
до того, как они проявятся. Полученная
в ходе отслеживания информация необходима
для осуществления корректировки действий.
Отслеживание и обратная связь занимают
в работе менеджера много времени. При
этом менеджеру лучше непосредственно
контролировать ситуацию. Это доказывается
несколькими аспектами. Во-первых, всегда
лучше информация из первых рук. Во-вторых,
это позволяет показать подчиненным интерес
менеджера к выполняемому решению, что
немаловажно для лидерского поведения.
1.3
Организационные решения
Для
более четкого понимания
Процесс принятия решений отражается на всех аспектах управления. Принятие решений – часть каждодневной работы управляющего. Как говорит профессор Фрэнк Харрисон: «Принятие решений – это интегральная часть управления организацией любого рода. Более чем что-либо другое компетентность в данной области отличает менеджера и, что ещё важнее, эффективно работающего менеджера от его неэффективно работающего коллеги» [5, С.218].
Организационное решение – это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью. Цель организационного решения – обеспечение движения к поставленным перед организацией задачам. Поэтому наиболее эффективным организационным решением явится выбор, который будет на самом деле реализован и внесёт наибольший вклад в достижение конечной цели.
Организационные решения можно квалифицировать как запрограммированные и незапрограммированные.
Запрограммированные решения
Незапрограммированные решения требуются в ситуациях, которые в определённой мере новы, внутренне не структурированы или сопряжены с неизвестными факторами. К числу незапрограммированных можно отнести решения следующего типа: какими должны быть цели организации, как улучшить продукцию, как усилить мотивацию подчинённых. В каждой из подобных ситуаций руководитель располагает множеством вариантов выбора.
На практике немногие управленческие решения оказывают запрограммированными или незапрограммированными в чистом виде.
Важно отметить, что практически во всех случаях для руководителя было бы затруднительным, если вообще возможным, принятие решения, не имеющего отрицательных последствий. Как специалист по изучению проблем управления Роберт Кац указывает, что каждое решение должно «уравновешивать настолько противоречивые ценности, цели и критерии, что с любой точки зрения оно будет хуже оптимального. Каждое решение или выбор, затрагивающие всё предприятие, будут иметь негативные последствия для каких-то его частей». Вот почему следует рассматривать организацию с позиций системного подхода и учитывать возможные последствия управленческого решения для всех частей организации. Эффективно работающий руководитель понимает и принимает как факт то, что выбранная им альтернатива может иметь недостатки, возможно, значительные. Он принимает данное решение, поскольку с учётом всех факторов оно представляется наиболее желательным с точки зрения конечного эффекта.
Информация о работе Управление рисками в системе менеджмента предприятия