Управление социально-экономическими системами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 19:32, курсовая работа

Описание

Управление обычно рассматривается как процесс потому, что работа по достижению целей с помощью других мероприятий – это не какое-то единовременное действие, а серия взаимосвязанных непрерывных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, называют управленческими функциями:
организация
планирование
стимулирование
контроль
оценка результатов труда

Содержание

Введение
Структурный и управленческий инструментарий
Первичные и вторичные классификаторы менеджмента
Объективные законы и процессы управления
Стратегическое управление
Управление маркетингом
Управление организацией
Управление персоналом
Управление производством
Заключение

Работа состоит из  1 файл

Управление социально-экономическими системами.doc

— 190.50 Кб (Скачать документ)

План

Введение

Структурный и управленческий инструментарий

Первичные и вторичные классификаторы менеджмента

Объективные законы и процессы управления

Стратегическое  управление

Управление  маркетингом

Управление  организацией

Управление  персоналом

Управление  производством

Заключение

Введение

 

     Управление  в широком смысле - это совокупность распоряжений, указаний, регулирующих воздействий с целью достижения данной организацией поставленных перед ней целей.

     В этом смысле “управление” - это синоним понятия менеджмент. Однако под менеджментом понимается также:

     - умение добиваться поставленных  целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей;

     - вид деятельности по руководству  людьми в самых разнообразных организациям;

     - собирательное понятие, характеризующее  определенную категорию людей, социальный слой тех, кто  осуществляет работу по управлению.

     Управление  обычно рассматривается как процесс  потому, что работа по достижению целей  с помощью других мероприятий  – это не какое-то единовременное действие, а серия взаимосвязанных непрерывных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, называют управленческими функциями:

    • организация
    • планирование
    • стимулирование
    • контроль
    • оценка результатов труда

    Процесс управления – общая сумма всех этих функций. 

    Возникновение и объективная необходимость  управления как самостоятельного вида деятельности обусловлена общественным разделением труда, развитием кооперации и увеличение масштабов производства. В индивидуальных, малых предприятиях управление может быть сосредоточено в руках его собственника. Напротив, при увеличении масштабов предприятия исполнение этой функции поручается специально нанимаемым лицам - менеджерам.

    Структурный и управленческий инструментарий

 

    Все процессы социально-экономической  системы, как в живом организме  взаимообусловлены. Функционирование частей определяет характер функционирования целого и наоборот. Важнейшей характеристикой  целостной системы является её структура. Под структурой понимают совокупность элементов и связей, определяющих внутреннее строение и организацию объекта как целостной системы.

    Структура – относительно устойчивая связь между элементами системы обеспечивающая сохранение её основных свойств (качеств) при различных внешних и внутренних изменениях.

    С понятием «структура» связано понятие  «элемент». Под элементом понимают наименьшее звено в структуре  системы. В соответствии с изменяющимися  условиями система меняет свою структуру, корректирует цели развития и содержание деятельности её частей, т.е. происходит целенаправленная самоорганизация системы, которая реализует способность к саморазвитию. Чем лучше и быстрее система реагирует на изменение условий существования, чем выше её адаптивность, тем совершеннее механизм самоорганизации и следовательно, выше эффективность управления.

    Различают несколько видов структур системы. Основными считаются структуры  экономической и организационной  систем.

    Структура экономической системы – совокупность отношений и связей между подсистемами и элементами системы, а также состав этих подсистем и звеньев, каждому из которых соответствует определенная функция и цель.

    Структура экономической системы обычно подвижна и формируемся применительно  к возникшим условиям и ситуациям. В отличие от структуры экономической системы структура организационной системы складывается из самостоятельных структурных подразделений, звеньев и управляющих ячеек.

    На  решение задач управления организационными системами полностью ориентирован системный анализ. Организация его процедур полностью определяется задачам конкретного исследования и особенностями объекта с целью поиска наилучшей альтернативы управления. Каких-либо универсальных схем здесь выработать невозможно. Разработка каждой практической процедуры – это творческий акт, в котором присутствуют опыт, интуиция и индивидуальность исследователя.

    Самостоятельное структурное подразделение  аппарата управления представляет собой его административно обособленную часть, выполняющую одну или несколько функций управления. Объединение структурных по принципу однородности выполняемых работ или их целенаправленности, образует службу управления (например служба главного технолога, служба главного экономиста и т.д.).

    Звено управления – это одно или несколько подразделений, которые не обязательно объединены административно, но выполняют определенную функцию управления, как правило, заключающуюся в планировании, регулировании и координации деятельности нескольких служб, или аппарата управления в целом.

    Управляющая ячейка – это отдельный работник управления или самостоятельное структурное подразделение, на которое возложено осуществление одной или нескольких специальных функций управления.

    Основными элементами организационной структуры  управления являются состав и структура функция управления, численность функциональных и линейных работников управления, состав самостоятельных структурных подразделений, количество уровней управления и распределение работников между ними.

    Для того чтобы добиться успеха, результативности в работе, нужно эффективно управлять этими процессами организации. Следует также различать управлени сложным техническим комплексом и управление коллективом работников в процессе сознательной, направленной, производственной деятельности. Если первое представляет собой чисто техническое управление, то второе – организационное управление, т.е управление производственным коллективом предприятия.

    Различают ряд инструментов управления касающихся способов воздействия на людей:

    • иерархию, организацию, где основное устройство воздействия власти заключается в подчинении и давлении на человека сверху, с помощью принуждения, контроле над распределяем материальных благ, и т.п.
    • культуру, т.е. вырабатываемые и признаваемые обществом, организацией, моральные и социальные нормы, установки, ценности, шаблоны поведения, которые заставляют человека вести себя так, а не иначе.
    • рынок, т.е. равноправные отношения по горизонтали, основанные на купле-продаже продукции и услуг, отношениях собственности, равновесии интересов продавца и покупателя.
 

     При формировании структур управления учитывают  следущие аспекты:

    • стратификацию, т.е. сколько может потребоваться уровней управления для нормального функционирования предприятия.
    • формализацию, т.е насколько формальным должно быть взаимодействие. Чем бюрократичнее стиль руководства, тем более формальной и системной должна быть внутренняя структура организации.
    • централизацию, т.е иерархию доведения принятых решений, а также определение круга вопросов, которые должно решать руководство.
    • сложность организационной структуры, т.е. насколько сложным должно быть управление с организационной точки зрения.
 

      Для эффективной работы организации  важно четко и ясно определить функциональные обязанности и полномочия сотрудников. Каждый из них должен понимать что ожидают от него, какими полномочиями он обладает, какими должны быть его взаимоотношения с другими служащими. Это достигается с помощью схемы организации и распределения обязанностей.

      Такая схема дает  лишь общие контуры  структуры организации и отражает реальную структуру фирмы. Если же схему составить трудно, то скорее всего сама организация дефектна, в таком случае анализ её структуры поможет обнаружить «слабые места»: накладки полномочий и недостаточно управляемые звенья производственного процесса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Первичные и вторичные классификаторы менеджмента

 

       Для упорядочения и систематизации организационно-управленческих критериев в менеджменте применяют первичные и вторичные классификаторы. Всякая классификация менеджмента должна содержать многие критерии, но увеличение их численности быстро лишает анализ четкости и эффективности. Их описание представлено в схемах 1и 2. 

Схема 1. 

Первичные классификаторы менеджмента 

    

    

Классификатор                                  Классификатор                                 Классификатор

компонентов                                   процесса принятия                         систем обеспечения 

менеджмента                                решений в управлении                            менеджмента

    

    

Менеджмент                                   Процесс принятия                    Система обеспечения 

  компании                                              решений                                    менеджмента

    

    

     Структура                                   Сбор информации                       Методики обучения 

    

     Финансы                                      Выработка решений                   Управленческий

                                                                                                                       консалтинг

     Учет                                             Реализация

                                                                                                                 Документооборот

    

     Маркетинг,                                  Учет                               

     бизнес-план                                                                                       Коммуникации

    

                                                           Контроль          

     Макроэкономика                                                                               Прикладное

                                                                                                                 обеспечение

                                                            Анализ

     Организация,

     Логистика                                                                                            Системное

                                                           Регулирование                             обеспечение

                                                                                                                        

     Труд и зарплата

                                                                                                                   Персонал 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Управление социально-экономическими системами