Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 19:32, курсовая работа
Управление обычно рассматривается как процесс потому, что работа по достижению целей с помощью других мероприятий – это не какое-то единовременное действие, а серия взаимосвязанных непрерывных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, называют управленческими функциями:
организация
планирование
стимулирование
контроль
оценка результатов труда
Введение
Структурный и управленческий инструментарий
Первичные и вторичные классификаторы менеджмента
Объективные законы и процессы управления
Стратегическое управление
Управление маркетингом
Управление организацией
Управление персоналом
Управление производством
Заключение
Схема
2.
Вторичные классификаторы менеджмента
Структуры
Организационная
структура
Положение об организационной структуре
Положение о должностных обязанностях
Штатное расписание
отдела (службы)
Финансовая структура
(схема управления)
Заработная
плата
Финансы
Основой всякой целесообразной деятельности, в том числе и управленческой являются объективные законы природы общества и мышления. Законы мышления – это составная законов общества. Общество, будучи составной частью природы, принадлежит ей и подчиняется её законам в своем развитии (как прогрессивном, так и регрессивном).
Законы природы вскрывают наиболее общие основы бытия и развития объективного мира. Если умело ими пользоваться, то в конечном итоге они ведут человечество к прогрессу. Однако, если ими пренебрегать, они могут стать источником разрушительных противоречий в развитии общества и мышления. Законы, принципы, методы цели, функции, и другие категории управления входят в механизм управления (см. схему 3), который характеризует многообразие связей субьективно-обьективных отношений управления. В механизм управления частично входят и субъект и объект управления (см. схему 4).
В теории управления объекты и субъекты управления определяются по их отношения к управленческим воздействиям. Субъект – это источник управленческого воздействия, а объект – приемник исполнитель всего или части управленческого воздействия, представленного в виде набора функций и задач.
Так, например, функция «организация» относится к общим функциям управления (см. введение) Она входит в состав всех конкретных функций управления. Вместе с тем эта функция может быть разделена на ряд подфункций: прогнозирование, планирование, финансирование, организация, активизация, координация, информирование, контроль, и т.д.
Процесс
управления любыми социально-экономическими
системами в конечном итоге сводится
к управлению поведением людей, мотивацией
и стимулированием их поступков,
деятельности, причем сама деятельность
имеет исключительно вероятностный характер.
Схема 3.
Законы природы
Законы управления
Принципы управления
Цели управления
Задачи управления
Методы управления
Функции управления
Социально-экономические
системы
и процессы.
Схема 4.
Механизмы управления
Субъект
Специалисты выделяют
пять групп функциональных процессов,
которые охватывают деятельность любой
организации и являются объектами
управления:
Стратегическое управление
Стратегическое управление - понятие, введенное в обиход на стыке 60-70 годов. Важнейший фактор - стремление к выживанию в конкурентной борьбе. Связано с выработкой линии поведения предприятия с учетом изменений внешних условий его деятельности, характеризующихся неопределенностью. Это означает:
-
вовремя распознать возможные
проблемы в деятельности
- полностью использовать возможности предприятия;
-
повышать устойчивость
Стратегическое управление на предприятии входит в прерогативу высших эшелонов менеджмента: собрание акционеров; правление акционерного общества; дирекция; ведущие специалисты по главным направлениям деятельности (сбыт и маркетинг, производства, финансы, кадры, инновации).
Стратегия - генеральная программа действий предприятия, устанавливающая приоритеты проблем, ресурсы и последовательность шагов для достижения стратегических целей. Происходит от греческого “стратегос” - военноначальник, руководитель.
Cтратегическая ориентация - это ориентация на будущее в сочетании с поэтапным процессом реализации. Однако стратегии не обязательно связаны с решением долгосрочных перспективных задач, которые могут быть и нестратегическими, не требующими концентрации сил и определенного рывка. Они могут быть и долгосрочными, и среднесрочными, и текущими. Главное то, что они обеспечивают взаимную увязку различных действий предприятия для достижения целей при имеющихся ресурсах.
Однако стратегическое управление, как правило, не дает точной и детальной картины будущего, выраженной в четких количественных измерителях. Это в большей мере качественное пожелание разработчиков стратегии. Что касается технологии, то стратегическое управление не сводится к набору рутинных схем и процедур. Это скорее философия и идеология бизнеса и менеджмента.
Стратегическое
управление на предприятии может
быть представлен в виде определенного
сценария.
Философия и предпринимательская политика фирмы.
Философия - это кредо, верховные принципы деятельности фирмы. Включает описание высших ориентиров, условий движения к ними, в том числе набор ограничений.
Философия поведения фирмы - категория динамичная. На стадиях промышленного развития произошли существенные изменения в ее содержании.
Предпринимательская политика - принципы сбалансированного поведения фирмы в отношении своих клиентов, поставщиков, кредиторов, собственников капитала (акционеров), государства, общественности. Это - своего рода линия на достижение допустимого консенсуса с окружающей средой без ущерба для целей собственного бизнеса.
Предпринимательская политика действующих российский предприятий в сложившейся экономической обстановке выражается в следующих подходах:
1. Модель консервативного поведения
Поведение предприятия во многом инертно: сохранение сложнейших связей; традиционные формы решения проблем; надежда на государственную поддержку; затратные формы в ценообразовании.
2. Модель активного приспособления
Ориентир - самостоятельное выживание. Ставка на собственные силы, прогнозы, ресурсы. Принятие рисковых решений, вера в шанс. Свертывание неэффективных программ и производств.
3. Смешанная модель
Сочетание опоры на помощь государства (льготные кредиты) и активного использования собственных сил.
Миссия (стратегический облик) фирмы. Отражает смысл существования фирмы, ее предназначения; содержит описание реальных контуров фирмы (структура производства; сбыта; концепции качества и ценообразования; целевые группы потребителей). Оформляется в виде документа.
Анализ - это не только следующий этап сценария, но и исходный процесс стратегического управления. Включает в себя анализ:
-
макроокружения (состояние экономики
в целом, научно-технический
-
непосредственное окружение (
-
внутренняя среда (кадры,
В широком смысле - это предвосхищение в создании менеджера некоторого результата, на достижение которого направлено действие.
В зависимости от выполняемой роли цели классифицируются:
1. По масштабу действия:
- функциональные (ранее достигавшиеся данной организацией);
-
цели-аналоги (технология их
- новые цели - стратегические.
Стратегические цели отражают масштабные намерения предприятия, ведущие к принципиально новым экономическим результатам.
2. По времени действия: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные.
3. По объекту действия: рыночные, экономические, финансовые, социальные, властные.
Целевые ориентиры российских предприятий переходного периода - курс на “выживание”. Причины: общий спад производства, нестабильность экономических условий.
В центре стратегического управления выработка и реализация стратегий.
Три основные области выработки стратегии поведения фирмы на рынке:
1.
Область, связанная с
2.
Область, Связанная со
3.
Область фиксации
Различают общие (базовые) и частичные (функциональные) стратегии.
Общая (базовая) стратегия - модель стратегического поведения фирмы в целом или ее отдельной части, представляющей собой стратегическую хозяйственную единицу (СХЕ).
Общие стратегии обычно привязаны к той или иной фазе жизненного цикла предприятия. Фазы ЖЦ: зарождение (рост), стабилизация, скачок (достижение новых рубежей), кризис, банкротство (ликвидация).
Стратегические проблемы современных российских предприятий - реже достижение новых рыночных высот, чаще проблемы антикризисного менеджмента, в том числе:
- санация (оздоровление);
- инвестирование (собственное, иностранное);
- ликвидация (как лучше распорядиться имуществом);
- продажа предприятия (кому и каким образом).
Функциональные
стратегии - это программы развития
отдельных функциональных сфер и подразделений
предприятий, обеспечивающих выполнение
той или иной общей стратегии. Носят подчиненное
значение.
Информация о работе Управление социально-экономическими системами