Управление социально-экономическими системами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 19:32, курсовая работа

Описание

Управление обычно рассматривается как процесс потому, что работа по достижению целей с помощью других мероприятий – это не какое-то единовременное действие, а серия взаимосвязанных непрерывных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, называют управленческими функциями:
организация
планирование
стимулирование
контроль
оценка результатов труда

Содержание

Введение
Структурный и управленческий инструментарий
Первичные и вторичные классификаторы менеджмента
Объективные законы и процессы управления
Стратегическое управление
Управление маркетингом
Управление организацией
Управление персоналом
Управление производством
Заключение

Работа состоит из  1 файл

Управление социально-экономическими системами.doc

— 190.50 Кб (Скачать документ)

    Схема 2. 

Вторичные классификаторы менеджмента

      

     Структуры 

       Организационная структура  

        Положение об организационной структуре

        Положение о  должностных обязанностях

        Штатное расписание отдела (службы) 

          Финансовая структура (схема управления) 

          Заработная  плата 

     Финансы 
 
 

     Объективные законы и процессы управления

 

    Основой всякой целесообразной деятельности, в том числе и управленческой являются объективные законы природы  общества и мышления. Законы мышления – это составная законов общества. Общество, будучи составной частью природы, принадлежит ей и подчиняется её законам в своем развитии (как прогрессивном, так и регрессивном).

    Законы  природы вскрывают наиболее общие  основы бытия и развития объективного мира. Если умело ими пользоваться, то в конечном итоге они ведут человечество к прогрессу. Однако, если ими пренебрегать, они могут стать источником разрушительных противоречий в развитии общества и мышления. Законы, принципы, методы цели, функции, и другие категории управления входят в механизм управления (см. схему 3), который характеризует многообразие связей субьективно-обьективных отношений управления. В механизм управления частично входят и субъект и объект управления (см. схему 4).

    В теории управления объекты и субъекты управления определяются по их отношения к управленческим воздействиям. Субъект – это источник управленческого воздействия, а объект – приемник исполнитель всего или части управленческого воздействия, представленного в виде набора функций и задач.

    Так, например, функция «организация»  относится к общим функциям управления (см. введение) Она входит в состав всех конкретных функций управления. Вместе с тем эта функция может  быть разделена на ряд подфункций: прогнозирование, планирование, финансирование, организация, активизация, координация, информирование, контроль, и т.д.

    Процесс управления любыми социально-экономическими системами в конечном итоге сводится к управлению поведением людей, мотивацией и стимулированием их поступков, деятельности, причем сама деятельность имеет исключительно вероятностный характер. 
 
 

    Схема 3.

    

    

Законы природы                                     Законы общества                            Законы мышления

 
 

Законы управления 

Принципы  управления

 

Цели  управления

Задачи  управления

 

Методы  управления

Функции управления

 
 

Социально-экономические 

системы и процессы. 
 
 
 

Схема 4.

Механизмы управления

 
 

Субъект                                                   Объект

                                     управления                                            
 
 
 
 
 
 

          Специалисты выделяют пять групп функциональных процессов, которые охватывают деятельность любой  организации и являются объектами  управления: 

    
  • Стратегическое  управление
  • Управление маркетингом
  • Управление организацией
  • Управление персоналом
  • Управление производством

    Стратегическое  управление

 

    Стратегическое  управление - понятие, введенное в обиход на стыке 60-70 годов. Важнейший фактор - стремление к выживанию в конкурентной борьбе. Связано с выработкой линии поведения предприятия с учетом изменений внешних условий его деятельности, характеризующихся неопределенностью. Это означает:

    - вовремя распознать возможные  проблемы в деятельности предприятия;

    - полностью использовать возможности предприятия;

    - повышать устойчивость деятельности  предприятия.

    Стратегическое  управление на предприятии входит в  прерогативу высших эшелонов менеджмента: собрание акционеров; правление акционерного общества; дирекция; ведущие специалисты по главным направлениям деятельности (сбыт и маркетинг, производства, финансы, кадры, инновации).

    Стратегия - генеральная программа действий предприятия, устанавливающая приоритеты проблем,  ресурсы и последовательность шагов для достижения стратегических целей. Происходит от греческого “стратегос” - военноначальник, руководитель.

    Cтратегическая  ориентация - это ориентация на будущее в сочетании с поэтапным процессом реализации. Однако стратегии не обязательно связаны с  решением  долгосрочных перспективных задач, которые могут быть и нестратегическими, не требующими концентрации сил и определенного рывка. Они могут быть и долгосрочными, и среднесрочными, и текущими. Главное то, что они обеспечивают взаимную увязку различных действий предприятия для достижения целей при имеющихся ресурсах.

    Однако  стратегическое управление, как правило, не дает точной и детальной картины  будущего, выраженной в четких количественных измерителях. Это в большей мере качественное пожелание разработчиков стратегии. Что касается технологии, то стратегическое управление не сводится к набору рутинных схем и процедур. Это скорее философия и идеология бизнеса и менеджмента.

    Стратегическое  управление  на предприятии может  быть представлен в виде определенного сценария. 

    Философия и предпринимательская политика фирмы.

    Философия - это кредо, верховные принципы деятельности фирмы. Включает описание высших ориентиров,  условий движения к ними, в том  числе набор ограничений.

    Философия поведения фирмы - категория динамичная. На стадиях промышленного развития произошли существенные изменения в ее содержании.

    Предпринимательская политика - принципы сбалансированного поведения фирмы в отношении своих клиентов, поставщиков, кредиторов, собственников капитала (акционеров), государства, общественности. Это - своего рода линия на достижение  допустимого консенсуса с окружающей средой без ущерба для целей собственного бизнеса.

    Предпринимательская политика действующих российский предприятий  в сложившейся экономической  обстановке выражается в следующих подходах:

    1. Модель консервативного  поведения

    Поведение предприятия во многом инертно: сохранение сложнейших связей; традиционные формы решения проблем; надежда на государственную поддержку; затратные формы в ценообразовании.

    2. Модель активного  приспособления

    Ориентир - самостоятельное выживание. Ставка на собственные силы, прогнозы, ресурсы. Принятие рисковых решений, вера в шанс. Свертывание неэффективных программ и производств.

    3. Смешанная модель

    Сочетание опоры на помощь государства (льготные кредиты) и активного использования собственных сил.

    Миссия (стратегический облик) фирмы. Отражает смысл существования фирмы, ее предназначения; содержит описание реальных контуров фирмы (структура производства; сбыта; концепции качества и ценообразования; целевые группы потребителей). Оформляется в виде документа.

    Анализ - это не только следующий этап сценария, но и исходный процесс стратегического  управления. Включает в себя анализ:

    - макроокружения (состояние экономики  в целом, научно-технический прогресс, правовое регулирование, политические процессы и ограничения, природная среда и т.п.);

    - непосредственное окружение (покупатели, конкуренты, поставщики, рынок рабочей силы, мода, демографический фактор, тенденции спроса и т.п.);

    - внутренняя среда (кадры, организация, техника и технология, экономический и финансовый потенциал, состояние маркетинга и т.п.)

    Стратегические  цели:

    В широком смысле - это предвосхищение в создании менеджера некоторого результата, на достижение которого направлено действие.

    В зависимости от выполняемой роли цели классифицируются:

    1. По масштабу действия:

    - функциональные (ранее достигавшиеся  данной организацией);

    - цели-аналоги (технология их достижения  данной организации известна);

    - новые цели - стратегические.

    Стратегические  цели отражают масштабные намерения предприятия, ведущие к принципиально новым экономическим результатам.

    2. По времени действия: краткосрочные,  среднесрочные, долгосрочные.

    3. По объекту действия: рыночные, экономические,  финансовые, социальные, властные.

    Целевые ориентиры российских предприятий переходного периода - курс на “выживание”. Причины: общий спад производства, нестабильность экономических условий.

    Типы  стратегий
 

    В центре стратегического управления выработка и реализация стратегий.

    Три основные области выработки стратегии поведения фирмы на рынке:

    1. Область, связанная с лидерством  в минимизации издержек производства  и реализации продукции. Завоевание  доли рынка за счет более  низких цен. Путь - совершенствование  организации,  технологии, НИОКР, маркетинга.

    2. Область, Связанная со специализацией  производства. Отражает стремление к лидерству в производстве именно своей  продукции. Упор на специализацию. Клиенты выбирают именно данную марку продукции. Для этого необходим на фирме высокий потенциал НИОКР, качество, дизайн.

    3. Область фиксации определенного  сегмента рынка и концентрации усилий фирмы на выбранном сегменте. Здесь фирма снижает издержки или проводит специализацию.

    Различают общие (базовые) и частичные (функциональные) стратегии.

    Общая (базовая) стратегия - модель стратегического поведения фирмы в целом или ее отдельной части, представляющей собой стратегическую хозяйственную единицу (СХЕ).

    Общие стратегии обычно привязаны к  той или иной фазе жизненного цикла предприятия. Фазы ЖЦ: зарождение (рост), стабилизация, скачок (достижение новых рубежей), кризис, банкротство (ликвидация).

    Стратегические  проблемы современных российских предприятий - реже достижение новых рыночных высот, чаще проблемы антикризисного менеджмента, в том числе:

    - санация (оздоровление);

    - инвестирование (собственное, иностранное);

    - ликвидация (как лучше распорядиться  имуществом);

    - продажа предприятия (кому и  каким образом).

    Функциональные  стратегии - это программы развития отдельных функциональных сфер и подразделений предприятий, обеспечивающих выполнение той или иной общей стратегии. Носят подчиненное значение. 

Информация о работе Управление социально-экономическими системами