Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 10:27, курсовая работа
Задача курсовой работы.
- Дать полную характеристику понятию стресса.
- Выявить насколько часто и по каким причинам возникают стрессовые ситуации на рабочем месте.
- Изучить способы управления персоналом в условиях стресса.
- Изучить методы предупреждения стресса и «борьбы» с ним.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы конфликтов в организациях 6
1.1. Сущность и виды конфликтов в организации 6
1.2. Этапы и методы управления конфликтами в организации 13
Глава 2. Анализ конфликтных ситуаций и практические рекомендации по управлению конфликтами в ЗАО «Банк Русский Стандарт» 20
2.1. Анализ конфликтных ситуаций в ЗАО «Банк Русский Стандарт» 20
2.2. Практические рекомендации конфликтных ситуаций в ЗАО «Банк Русский Стандарт» 24
Заключение 30
Список литературы 31
1.2 Виды и формы проявления стресса
Многоаспектность явления стресса у человека столь велика, что потребовалось осуществить разработку целой типологии его проявлений. В настоящее время принято разделять стресс на два основных вида: системный (физиологический) и психический. Поскольку человек является социальным существом и в деятельности его интегральных систем ведущую роль играет психическая сфера, то чаще всего именно психический стресс оказывается наиболее значимым для процесса регуляции.
Некоторые авторы разделяют факторы, вызывающие психический стресс, на две большие группы. Поэтому и психический стресс они условно делят на два вида: информационный и эмоциональный.
Информационный
стресс возникает в ситуациях
значительных информационных перегрузок,
когда человек не справляется
с задачей переработки
Возникновение эмоционального стресса большинство авторов связывают с ситуациями угрозы, опасности, обиды и т.д. С этой точки зрения принято выделять три формы эмоционального стресса: импульсивный, тормозной и генерализированный2.
При эмоциональном
стрессе отмечаются определенные изменения
в психической сфере, в том
числе изменения протекания психических
процессов, эмоциональные сдвиги, трансформация
мотивационной структуры
Следует подчеркнуть, что деление психического стресса на информационный и эмоциональный весьма условно. Данная классификация исходит из основных характеристик факторов, вызывающих стресс. На практике же очень редко удается разделить информационные и эмоциональные стрессоры и определить какие из стрессоров являются ведущими. Чаще всего в стрессовой ситуации информационные и эмоциональные стрессоры неразделимы, поскольку формирование чувств всегда связано с переработкой информации. Очень часто в ситуации ошибочной оценки ситуации у человека возникает чувство обиды или гнева3. В свою очередь, так называемый информационный стресс, всегда сопровождается высоким эмоциональным возбуждением и определенными чувствами. Однако, возникающие при этом чувства могут встречаться и в других ситуациях, не связанных с переработкой информации. В большинстве работ психологический и эмоциональный стресс отождествляются.
Психологический
стресс может проявляться в изменениях
различных функциональных систем организма,
а интенсивность нарушений
Существует несколько
способов классификации стрессорных
реакций, но для психологов наиболее
эффективным является на разделение
их на поведенческие, интеллектуальные,
эмоциональные и
Нарушения поведенческих реакций могут проявляться в следующем.
Нарушение психомоторики (избыточное напряжение мышц (особенно часто лица и "воротниковой" зоны; дрожание рук; изменение ритма дыхания; уменьшение скорости сенсомоторной реакции; дрожание голоса и нарушение речевых функций и т.д.).
Изменение образа жизни (изменение режима дня; нарушение сна).
Профессиональные
изменения (снижение производительности
труда; повышении утомляемости; ухудшении
согласованности движений, их точность,
соразмерность требуемых
Нарушение социально-ролевых функций. Это выражается в уменьшении времени, которое уделяется на общение с близкими и друзьями, повышении конфликтности, снижении сензитивности во время общения, появление различных признаков антисоциального поведения; потере внимания к своему внешнему виду.
При стрессе обычно
страдают все стороны интеллектуальной
деятельности, в том числе такие
базовые свойства интеллекта, как
память и внимание. Нарушение показателей
внимания в первую очередь обусловлено
тем, что в коре больших полушарий
головного мозга человека формируется
стрессорная доминанта, вокруг которой
формируются все мысли и
Несколько меньше
страдает функция памяти. Тем не
мене, постоянная загруженность сознания
обсуждением причин стресса и
поиском выхода из него снижает емкость
оперативной памяти, а измененный
при стрессе гормональный фон
вносит нарушения в процесс
Интеллектуальным признаком стресса является также нарушение логики мышления, спутанное мышление, трудность принятия решений, частые сбои в вычислениях, снижение творческого потенциала.
Эмоциональные проявления стресса затрагивают различные стороны психики. В первую очередь это касается характеристик общего эмоционального фона, который приобретает негативный, мрачный, пессимистический оттенок. При длительном стрессе человек становится более тревожным по сравнению с его нормальным состоянием, теряет веру в успех и в случае особо затяжного стресса может впасть в депрессию.
На фоне такого измененного настроения у человека, испытывающего стресс, отмечаются более сильные эмоциональные вспышки, чаще всего – негативного характера. Это могут быть эмоциональные реакции раздражительности, гнева, агрессии, вплоть до аффективных состояний.
Длительный или повторяющийся кратковременный стресс может приводить к изменению всего характера человека, в котором появляются новые черты или усиливаются уже имеющиеся: интроверсия, склонность к самообвинениям, заниженная самооценка, подозрительность, агрессивность.
Таким образом, психологический стресс можно охарактеризовать, как состояние организма, возникающее в процессе взаимодействия индивида с внешней средой, сопровождающееся значительным напряжением в условиях, когда нормальная адаптивная реакция оказывается недостаточной.
1.3 Стадии стресса
Разработав теорию стресса, Селье выделил в нем три фазы (стадии)
Первая фаза -
стадия тревоги. Эта фаза мобилизации
защитных сил организма, повышающая
его устойчивость по отношению к
конкретному травмирующему
Вслед за первой наступает вторая фаза - сбалансированного расходования адаптационных резервов организма (стадия стабилизации, сопротивления). Все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне. При этом обеспечивается мало отличающиеся от нормы реагирование, все как будто бы налаживается.
Однако, если стресс продолжается долго, в связи с ограниченностью резервов организма неизбежно наступает третья фаза - истощения. На второй и третьих стадиях организм, исчерпав свои функциональные резервы, включает механизмы структурной перестройки. Когда их не хватает, появляется истощение. 5
1.4 Причины возникновения стресса
Специалисты считают,
что любая ситуация, на которую
человек реагирует сильным
Автор теории стресса Ганс Селье определяет его как совокупность стереотипных запрограммированных реакций, первично подготавливающих организм к физической активности (к сопротивлению, борьбе, бегству). Это, в свою очередь, обеспечивает условия наибольшего благоприятствования в борьбе с опасностью. Слабые воздействия не приводят к стрессу, он возникает только тогда, когда влияние тех или иных факторов (стрессоров) превосходит приспособительные возможности человека. При стрессовых воздействиях в кровь начинают выделяться определённые гормоны, вледствие чего изменяется режим работы многих органов и систем организма (изменяются его защитные свойства, учащается ритм сокращений сердца, повышается свертываемость крови). Организм подготовлен к борьбе, готов справиться с опасностью, приспособиться к ней - в этом и состоит основное биологическое значение стресса.
Различают физиологические
и биологические стрессоры. К
физиологическим относятся
Стрессоры могут
быть как реально действующими, так
и вероятными. Наиболее разрушительны
для организма психологические
стрессы, которые подразделяются на
информационные (возникают в условиях
информационных перегрузок) и эмоциональные
(проявляются в конфликтных
2. Стресс в трудовом коллективе мебельного салона
2.1 Общая характеристика профессионального стресса
Стресс, связанный с работой, - это возможная реакция организма, когда к людям предъявляются требования, не соответствующие уровню их знаний и навыков6. Специалисты в области стресса считают, что длительный стресс, связанный с хроническим воздействием негативных факторов, даже если их интенсивность невелика, переносится человеком значительно тяжелее, чем сильные, но однократные стрессоры.
Профессиональный стресс – многообразный феномен, выражающийся в психических и физических реакциях на напряженные ситуации трудовой деятельности человека. Развитие стресс-реакций возможно даже в прогрессивных, хорошо управляемых организациях, что обусловлено не только структурно-организационными особенностями, но и характером работы, личностными отношениями сотрудников, их взаимодействием. В литературе отмечается, что профессиональный стресс возникает и у сотрудников недостаточно загруженных работой, а также у тех людей, которые полагают, что не реализуют в полной мере свой профессиональный потенциал и способны на большее.
Причиной сильного
нервного перенапряжения могут служить
условия труда: плохое освещение
и вентиляция, тесное помещение и
др. К факторам прямо или косвенно
способствующим профессиональным стрессам,
можно также отнести отсутствие
информации и отсутствие времени. Эти
факторы являются фоном, на котором
стрессом может стать любое
Что же такое стресс? Первооткрыватель стресса Г. Селье7 дал ему следующее определение: «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование». Проводя свои исследования, он случайно обнаружил явление, которое назвал синдромом общей адаптации, а десять лет спустя в его работах появился сам термин «стресс».
Классическая модель синдрома общей адаптации включает три стадии развития стресса (тревога, сопротивление, истощение) и отражает физиологически ориентированный подход к стрессу. Современные исследования стресса уделяют внимание также и другим аспектам стресса: психологическому (например, изменение настроения, отрицательные эмоции и чувство беспомощности) и поведенческому (например, непосредственная конфронтация с факторами стресса или попытка получить сведения о них). Все три аспекта важны для понимания стресса на рабочем месте и методов управления стрессом в современных организациях.
Но самый сильный стресс переживают, конечно, те, на ком лежит наибольшая ответственность – руководители коммерческих структур и компаний. В то время, как им завидуют их подчиненные, полагая, что продвижение по карьерной лестнице освободит их от напряжений, интенсивность стресса, переживаемого директором или президентом фирмы только возрастает. Не зря в психологии даже введено понятие «стресс руководителя», что отличает его от стресса обычного работника. Впрочем, другой термин – «стресс менеджера» также указывает на всеобщность этого явления. Так обстоит дело не только у нас, но во всем мире.
Трем стадиям стресса (тревога, борьба, истощение) подвержены не только отдельные люди, но и целые компании, фирмы. Ведь не зря в теории менеджмента существует биологический подход к развитию организации, которую сравнивают с живым организмом, проходящим стадии детства, юности, зрелости, старости (иногда количество стадий увеличивают). В некоторых случаях психологи пытаются ставить диагноз степени стрессового состояния всей компании. Если персонал компании в течение более или менее длительного времени испытывает обеспокоенность своей судьбой и перспективами, если люди в значительной степени недовольны зарплатой, условиями труда и друг другом (что легко выявляется с помощью анонимных опросников), то можно говорить о первой стадии корпоративно-организационного стресса. Если несмотря на директивные приказы руководства и попытки сопротивления стрессу путем закручивания гаек или игнорирования недовольства многих работников, ощущение усталости и раздраженности работой остается в течение довольно долгого времени, то организация находится на второй стадии стресса и близка к третьей. Когда выводы из происходящего руководством так и не делаются, то наступает третья стадия, и организация входит в серьезный кризис. Раздражение становится всеобщим, усиливаются конфликты, люди начинают чаще болеть, вместо работы идет непрерывное обсуждение провала фирмы. И, наконец, из организации начинается бегство кадров, утративших веру в перспективу.