Управление стрессами в трудовых коллективах предприятий на примере мебельного салона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 10:27, курсовая работа

Описание

Задача курсовой работы.
- Дать полную характеристику понятию стресса.
- Выявить насколько часто и по каким причинам возникают стрессовые ситуации на рабочем месте.
- Изучить способы управления персоналом в условиях стресса.
- Изучить методы предупреждения стресса и «борьбы» с ним.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы конфликтов в организациях 6
1.1. Сущность и виды конфликтов в организации 6
1.2. Этапы и методы управления конфликтами в организации 13
Глава 2. Анализ конфликтных ситуаций и практические рекомендации по управлению конфликтами в ЗАО «Банк Русский Стандарт» 20
2.1. Анализ конфликтных ситуаций в ЗАО «Банк Русский Стандарт» 20
2.2. Практические рекомендации конфликтных ситуаций в ЗАО «Банк Русский Стандарт» 24
Заключение 30
Список литературы 31

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 63.98 Кб (Скачать документ)

Таким образом, в  контексте данной работы, стресс можно  определить как адаптивную реакцию  на внешнюю ситуацию, которая приводит к физическим, психологическим и / или поведенческим изменениям у  работников организации.

Конечно работа – это стресс. Особенно, когда  работаешь над серьёзным проектом, и вдруг выключается компьютер, когда остаешься после рабочего дня, доделать работу за коллег, которые  ушли в отпуск, когда сотрудники и начальник не дают спокойно жить и прочее.

Хотя не весь стресс – это плохо. Положительный  стресс улучшает производительность труда. Установленные сроки сдачи проекта  стимулируют и организовывают. Адреналин, выделяющийся перед устным докладом, позволяет выступить более эмоционально, и доклад звучит живее. Положительный  стресс обеспечивает чувство удовлетворенности, делая работу увлекательной.8

Обратите внимание на продолжительность стресса. Слишком  длительный стресс приводит к повышенной утомляемости, депрессии и снижает продуктивность. Стресс короткого действия, к примеру, такой как интервью, собеседование, доклад или переговоры, улучшает презентативность.

Таким образом, нужно  найти тот комфортный индивидуальный уровень стресса, а не исключить  стресс вовсе. Если стресса не будет  вообще, потеряется интерес к труду, снизится концентрация и исчезнет мотивация. Когда стресс очень сильный, о  результате говорить не приходится. И  так оптимальный уровень стресса  индивидуален для каждого.

 

2.2 Причины возникновения  стресса на рабочем месте

 

Факторы, вызывающие стресс, или так называемые стрессоры, воздействующие на работников в наши дни, включают:

факторы стресса  вне организации;

групповые факторы  стресса;

факторы стресса, связанные с организацией;

Факторы стресса  вне организации

Стресс на работе нельзя ограничивать событиями и  условиями, имеющими место непосредственно  на рабочем месте. Любая организация  является открытой социальной системой, и на ее элементы – работников –  естественно воздействуют внешние  факторы, такие как изменения  в обществе, экономические и финансовые условия, изменения в их личной жизни.

Так, можно сказать, что неудовлетворительное финансовое положение может побуждать людей  брать дополнительную работу, в результате чего сокращается время отдыха и  усиливается стресс. Серьезным фактором стресса работников являются и семейные кризисы. Имеются также данные9 о том, что в семьях, где работают оба супруга, находящийся в стрессовых условиях муж может «передать» свой стресс жене.

Групповые факторы  стресса

К групповым факторам стресса можно отнести следующие:

1) отсутствие  групповой сплоченности – отсутствие  возможности для работника чувствовать  себя членом коллектива вследствие  специфики рабочего места, из-за  того, что руководитель не допускает  или ограничивает эту возможность,  или потому, что другие члены  группы не принимают его в  свои ряды, может явиться источником  сильного стресса, особенно для  работников с высоким стремлением  к аффилиации;

2) наличие внутриличностных, межличностных и внутригрупповых  конфликтов – наличие серьезных  противоречий или несовместимости  отдельных характеристик личности  работника, например, его личных  целей, нужд, ценностей, с социально  одобряемыми в группе, где он  работает, а значит, вынужден постоянно  находиться, общаться, взаимодействовать,  также является серьезным стрессогенным  фактором.

Факторы стресса, связанные с организацией

Причины связанного с работой стресса исследуются  уже немалое время, и перечень потенциальных факторов, вызывающих стресс, весьма длинен. В нем можно  найти физические факторы, превращающие рабочее место во враждебную среду (повышенная температура, шум, многолюдность  и т.д.), а также массу психосоциальных  факторов, обусловленных конкретной комбинацией трудовых, организационных  и социальных особенностей рабочего места.

К наиболее точно  установленным стрессорам, связанным  с производственной средой, относятся:

неуверенность в  завтрашнем дне – для многих работников постоянным стрессором является боязнь потерять свою работу из-за сокращения, неадекватных трудовых показателей, возраста или по другой причине;

невозможность влиять на свою работу – как отмечают многие исследователи, то, в какой степени  человек влияет на свою работу, может  быть связано со стрессовым состоянием. Монотонная механическая работа и ответственность  за вещи, на которые люди не могут  влиять, являются особенно стрессовыми  факторами для некоторых работников;

характер выполняемой  работы – сложность решаемых задач, самостоятельность в работе, степень  ответственности, условия труда: степень  опасности при выполнении работы, уровень шума и т.п., как показывают результаты многочисленных исследований, могут быть также отнесены к факторам, нередко провоцирующим стресс у  работников;

ролевая двусмысленность  и ролевой конфликт – оба эти  условия в большинстве случаев  воспринимаются как стрессоры. Здесь  под ролевой двусмысленностью подразумевается  неопределенность в отношениях с  человеком, исполняющим ту или иную роль, а под ролевым конфликтом – различные несовместимые ожидания в отношении значимых людей на работе;

специфическая организационная  структура – например, матричная  структура организации, предполагающая двойное подчинение, нередко является источником стресса для работника, вынужденного одновременно выполнять  распоряжения двух руководителей;

стрессогенный стиль  управления – частое использование  методов неоправданного давления и  угроз является одним из самых  сильных факторов стресса для  подчиненных;

давление рабочего графика – сменная работа, а  в особенности работа по скользящему  графику, часто создает потребность  в ряде психологических и связанных  с внерабочей жизнью изменений, являющихся потенциальными стрессорами. С другой стороны, очень напряженный рабочий  график, который делает затруднительным  либо невозможным одновременное  удовлетворение производственных и  личностных потребностей, может также  являться сильным стрессором для  людей в самых разных трудовых ситуациях.

Все вышеперечисленные  условия являются потенциальными стрессорами, а не факторами, которые автоматически  вызывают стресс10. Реакции на эти стрессогенные факторы индивидуальны. На чувствительность (сензитивность) или стрессоустойчивость (толерантность) влияет ряд ситуативных и личностных переменных.

Наиболее существенными  глобальными факторами возникновения  стресса являются:

- развитие научно-технического  прогресса;

- увеличение  темпа жизни;

- рост плотности  населения в мегаполисах, который  ведет к изменению размеров  транспортных потоков, росту необходимых  контактов и усиливающемуся шуму.

Реструктуризация  компаний и сокращения штатов приводят к тому, что меньшее количество людей выполняет больший объем  работ. Необходимость выдерживать  конкуренцию, отвечать предъявляемым  требованиям, а иногда и опасение постоянного контроля приводят к  эмоциональному перенапряжению сотрудников. Это усиливают неблагоприятная  обстановка в офисе, конфликты в  коллективе и нестабильность.

Во многом стресс зависит и от рода занятий человека. Стрессам больше всего подвержены люди, чья работа связана с:

- высокой степенью  ответственности (топ-менеджеры);

- постоянным  общением с людьми (сотрудники  отделов продаж);

- проявлением  заботы о людях (медицинский  персонал);

- дефицитом времени;

- монотонностью  (массовое обслуживание, производство, конвейер);

- нестабильностью;

- тяжелыми условиями  труда. 11

Исследование, проведенное  в коллективе мебельного салона, показывает, что, именно, проблемы на работе являются основной причиной жалоб на здоровье. Даже в большей степени, чем материальные проблемы или неприятности в семье. Несмотря на то, что стресс это нормальная составляющая любой трудовой деятельности, некоторые люди начинают ассоциировать понятия стресс и работа.

На первопричину возникновения стресса существует несколько взглядов.

Одна из точек  зрения выделяет личностные характеристики. Индивидуальность характеров и, следовательно, способов справляться со стрессом определяет подверженность человека к стрессу. То, что вызывает огромный стресс у  одного человека, не будет казаться даже проблемой для другого.

Таким образом, стресс на работе возникает как из-за личных характеристик сотрудника, так и  предоставленных условий труда.

Стресс на работе приводит к ухудшению состояния  и самочувствия. Кроме нарушения сна, перепадов настроения, расстройства желудка и головных болей, проблем в общении со своими домашними и друзьями постоянный стресс ухудшает течение хронических заболеваний, таких как язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, болезни сердечно-сосудистой системы, различные гормональные нарушения, психологические состояния.

Данное исследование также выявило глобальное невнимание начальства к эмоциональному состоянию своих подчиненных, что еще больше подкрепляет психические заболевания работников.

 

2.3 Факторы влияющие  на стрессоустойчивость

 

Вышеупомянутые  факторы в определенном смысле проявляются  на уровне индивидуума. Исследования также  показывают, что на развитие стресса  оказывают воздействие как индивидуальные ситуационные факторы, так и характер и особенности личности.

В качестве факторов, способствующих восприимчивости к  стрессу исследователи называют также такие индивидуальные черты  характера, как авторитарность, жесткость, неуравновешенность, эмоциональность, возбудимость, психологическая устойчивость и потребность в достижениях.

Другим важным личностным свойством является индивидуальное восприятие контроля над ситуацией. Хотя контроль над ситуацией на рабочем  месте часто задается организационно, нельзя игнорировать такие явления, как предрасположенность личности брать ответственность на себя и  так называемый «синдром приобретенной  беспомощности», основополагающее исследование которого было проведено Селигманом.

Важными факторами  являются также:

Характер стрессора  – один из наиболее важных ситуативных  факторов, определяющих реакции людей; страх потерять работу, вероятно, является большим стрессором, чем, например, назначение в нежелательную смену. Но этот фактор не представляет собой  какую-то исключительную угрозу, обусловливающую  возникновение стресса; к стрессу  может с таким же успехом привести и набор различных факторов. Небольшие  повседневные неприятности, накладываясь друг на друга, могут привести к такому же результату, как и в случае какого-то одного серьезного события.

Комбинация наличных и отсутствующих стрессоров также  важна при определении индивидуальных реакций. Плохие отношения с коллегами  и другими людьми на работе, например, – потенциальный источник стресса, но в то же время не раз отмечалось12 и то, что хорошие отношения могут помочь в уменьшении негативных реакций на другие стрессоры.

Продолжительность воздействия стрессора – еще  один ситуативный фактор, влияющий на индивидуальную чувствительность. Ежедневное отсутствие возможности  влиять на требования, предъявляемые  работой, скорее приведет к стрессу, чем временная перегруженность  на работе, вызванная, к примеру, болезнью коллеги. Наконец, как указывают  исследователи, важна и предсказуемость  стрессора: непредсказуемые стрессоры  скорее вызовут негативные реакции.

 

 

3. Методы управления  стрессом в мебельном салоне

 

Существует достаточно много способов и методов «борьбы  со стрессом», как индивидуального, так и организационного применения. Большинство из них общеизвестны.

Так, к индивидуальным методам можно отнести:

1) регулярный  активный отдых;

2) релаксация (занятия  йогой, медитация, аутотренинг);

3) тренинг навыков  самоконтроля поведения;

4) планирование  собственного времени;

4) обеспечение  достаточной продолжительности  сна;

5) когнитивная  терапия и др.

В зарубежных организациях практикуются такие методы, как включение  в социальный пакет работника  оплаты занятий в спортивном зале, бассейне. Некоторые из них стараются  обеспечить доведение до сведения работников конкретных простых методик, помогающих справиться со стрессом. Так, руководители компании «Би-би-си» издали дорогостоящий  буклет, в котором персоналу объясняется, как нужно сидеть на стульях. Эта 57-страничная брошюра, посвященная  тому, как снизить количество стрессов на рабочем месте, содержит массу  и другой ценной информации. В частности, там есть подробная схема того, как, в случае совсем безнадежного состояния  сложить из бумаги самолетик. Если и  это не помагает справиться с возникшими трудностями, то тогда сотрудникам  рекомендуется понюхать цветок лаванды  и долго вглядываться в фотографию с альпийским пейзажем.

Информация о работе Управление стрессами в трудовых коллективах предприятий на примере мебельного салона