Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 10:27, курсовая работа
Задача курсовой работы.
- Дать полную характеристику понятию стресса.
- Выявить насколько часто и по каким причинам возникают стрессовые ситуации на рабочем месте.
- Изучить способы управления персоналом в условиях стресса.
- Изучить методы предупреждения стресса и «борьбы» с ним.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы конфликтов в организациях 6
1.1. Сущность и виды конфликтов в организации 6
1.2. Этапы и методы управления конфликтами в организации 13
Глава 2. Анализ конфликтных ситуаций и практические рекомендации по управлению конфликтами в ЗАО «Банк Русский Стандарт» 20
2.1. Анализ конфликтных ситуаций в ЗАО «Банк Русский Стандарт» 20
2.2. Практические рекомендации конфликтных ситуаций в ЗАО «Банк Русский Стандарт» 24
Заключение 30
Список литературы 31
Таким образом, в контексте данной работы, стресс можно определить как адаптивную реакцию на внешнюю ситуацию, которая приводит к физическим, психологическим и / или поведенческим изменениям у работников организации.
Конечно работа
– это стресс. Особенно, когда
работаешь над серьёзным
Хотя не весь
стресс – это плохо. Положительный
стресс улучшает производительность труда.
Установленные сроки сдачи
Обратите внимание на продолжительность стресса. Слишком длительный стресс приводит к повышенной утомляемости, депрессии и снижает продуктивность. Стресс короткого действия, к примеру, такой как интервью, собеседование, доклад или переговоры, улучшает презентативность.
Таким образом, нужно
найти тот комфортный индивидуальный
уровень стресса, а не исключить
стресс вовсе. Если стресса не будет
вообще, потеряется интерес к труду,
снизится концентрация и исчезнет мотивация.
Когда стресс очень сильный, о
результате говорить не приходится. И
так оптимальный уровень
2.2 Причины возникновения стресса на рабочем месте
Факторы, вызывающие стресс, или так называемые стрессоры, воздействующие на работников в наши дни, включают:
факторы стресса вне организации;
групповые факторы стресса;
факторы стресса, связанные с организацией;
Факторы стресса вне организации
Стресс на работе нельзя ограничивать событиями и условиями, имеющими место непосредственно на рабочем месте. Любая организация является открытой социальной системой, и на ее элементы – работников – естественно воздействуют внешние факторы, такие как изменения в обществе, экономические и финансовые условия, изменения в их личной жизни.
Так, можно сказать,
что неудовлетворительное финансовое
положение может побуждать
Групповые факторы стресса
К групповым факторам
стресса можно отнести
1) отсутствие
групповой сплоченности –
2) наличие внутриличностных,
межличностных и
Факторы стресса, связанные с организацией
Причины связанного с работой стресса исследуются уже немалое время, и перечень потенциальных факторов, вызывающих стресс, весьма длинен. В нем можно найти физические факторы, превращающие рабочее место во враждебную среду (повышенная температура, шум, многолюдность и т.д.), а также массу психосоциальных факторов, обусловленных конкретной комбинацией трудовых, организационных и социальных особенностей рабочего места.
К наиболее точно установленным стрессорам, связанным с производственной средой, относятся:
неуверенность в завтрашнем дне – для многих работников постоянным стрессором является боязнь потерять свою работу из-за сокращения, неадекватных трудовых показателей, возраста или по другой причине;
невозможность влиять
на свою работу – как отмечают многие
исследователи, то, в какой степени
человек влияет на свою работу, может
быть связано со стрессовым состоянием.
Монотонная механическая работа и ответственность
за вещи, на которые люди не могут
влиять, являются особенно стрессовыми
факторами для некоторых
характер выполняемой работы – сложность решаемых задач, самостоятельность в работе, степень ответственности, условия труда: степень опасности при выполнении работы, уровень шума и т.п., как показывают результаты многочисленных исследований, могут быть также отнесены к факторам, нередко провоцирующим стресс у работников;
ролевая двусмысленность
и ролевой конфликт – оба эти
условия в большинстве случаев
воспринимаются как стрессоры. Здесь
под ролевой двусмысленностью подразумевается
неопределенность в отношениях с
человеком, исполняющим ту или иную
роль, а под ролевым конфликтом
– различные несовместимые
специфическая организационная структура – например, матричная структура организации, предполагающая двойное подчинение, нередко является источником стресса для работника, вынужденного одновременно выполнять распоряжения двух руководителей;
стрессогенный стиль управления – частое использование методов неоправданного давления и угроз является одним из самых сильных факторов стресса для подчиненных;
давление рабочего графика – сменная работа, а в особенности работа по скользящему графику, часто создает потребность в ряде психологических и связанных с внерабочей жизнью изменений, являющихся потенциальными стрессорами. С другой стороны, очень напряженный рабочий график, который делает затруднительным либо невозможным одновременное удовлетворение производственных и личностных потребностей, может также являться сильным стрессором для людей в самых разных трудовых ситуациях.
Все вышеперечисленные условия являются потенциальными стрессорами, а не факторами, которые автоматически вызывают стресс10. Реакции на эти стрессогенные факторы индивидуальны. На чувствительность (сензитивность) или стрессоустойчивость (толерантность) влияет ряд ситуативных и личностных переменных.
Наиболее существенными
глобальными факторами
- развитие научно-технического прогресса;
- увеличение темпа жизни;
- рост плотности
населения в мегаполисах,
Реструктуризация компаний и сокращения штатов приводят к тому, что меньшее количество людей выполняет больший объем работ. Необходимость выдерживать конкуренцию, отвечать предъявляемым требованиям, а иногда и опасение постоянного контроля приводят к эмоциональному перенапряжению сотрудников. Это усиливают неблагоприятная обстановка в офисе, конфликты в коллективе и нестабильность.
Во многом стресс зависит и от рода занятий человека. Стрессам больше всего подвержены люди, чья работа связана с:
- высокой степенью
ответственности (топ-
- постоянным общением с людьми (сотрудники отделов продаж);
- проявлением заботы о людях (медицинский персонал);
- дефицитом времени;
- монотонностью (массовое обслуживание, производство, конвейер);
- нестабильностью;
- тяжелыми условиями труда. 11
Исследование, проведенное в коллективе мебельного салона, показывает, что, именно, проблемы на работе являются основной причиной жалоб на здоровье. Даже в большей степени, чем материальные проблемы или неприятности в семье. Несмотря на то, что стресс это нормальная составляющая любой трудовой деятельности, некоторые люди начинают ассоциировать понятия стресс и работа.
На первопричину
возникновения стресса
Одна из точек зрения выделяет личностные характеристики. Индивидуальность характеров и, следовательно, способов справляться со стрессом определяет подверженность человека к стрессу. То, что вызывает огромный стресс у одного человека, не будет казаться даже проблемой для другого.
Таким образом, стресс на работе возникает как из-за личных характеристик сотрудника, так и предоставленных условий труда.
Стресс на работе приводит к ухудшению состояния и самочувствия. Кроме нарушения сна, перепадов настроения, расстройства желудка и головных болей, проблем в общении со своими домашними и друзьями постоянный стресс ухудшает течение хронических заболеваний, таких как язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, болезни сердечно-сосудистой системы, различные гормональные нарушения, психологические состояния.
Данное исследование также выявило глобальное невнимание начальства к эмоциональному состоянию своих подчиненных, что еще больше подкрепляет психические заболевания работников.
2.3 Факторы влияющие на стрессоустойчивость
Вышеупомянутые
факторы в определенном смысле проявляются
на уровне индивидуума. Исследования также
показывают, что на развитие стресса
оказывают воздействие как
В качестве факторов, способствующих восприимчивости к стрессу исследователи называют также такие индивидуальные черты характера, как авторитарность, жесткость, неуравновешенность, эмоциональность, возбудимость, психологическая устойчивость и потребность в достижениях.
Другим важным
личностным свойством является индивидуальное
восприятие контроля над ситуацией.
Хотя контроль над ситуацией на рабочем
месте часто задается организационно,
нельзя игнорировать такие явления,
как предрасположенность
Важными факторами являются также:
Характер стрессора – один из наиболее важных ситуативных факторов, определяющих реакции людей; страх потерять работу, вероятно, является большим стрессором, чем, например, назначение в нежелательную смену. Но этот фактор не представляет собой какую-то исключительную угрозу, обусловливающую возникновение стресса; к стрессу может с таким же успехом привести и набор различных факторов. Небольшие повседневные неприятности, накладываясь друг на друга, могут привести к такому же результату, как и в случае какого-то одного серьезного события.
Комбинация наличных
и отсутствующих стрессоров также
важна при определении
Продолжительность воздействия стрессора – еще один ситуативный фактор, влияющий на индивидуальную чувствительность. Ежедневное отсутствие возможности влиять на требования, предъявляемые работой, скорее приведет к стрессу, чем временная перегруженность на работе, вызванная, к примеру, болезнью коллеги. Наконец, как указывают исследователи, важна и предсказуемость стрессора: непредсказуемые стрессоры скорее вызовут негативные реакции.
3. Методы управления стрессом в мебельном салоне
Существует достаточно много способов и методов «борьбы со стрессом», как индивидуального, так и организационного применения. Большинство из них общеизвестны.
Так, к индивидуальным методам можно отнести:
1) регулярный активный отдых;
2) релаксация (занятия
йогой, медитация, аутотренинг)
3) тренинг навыков самоконтроля поведения;
4) планирование собственного времени;
4) обеспечение достаточной продолжительности сна;
5) когнитивная терапия и др.
В зарубежных организациях
практикуются такие методы, как включение
в социальный пакет работника
оплаты занятий в спортивном зале,
бассейне. Некоторые из них стараются
обеспечить доведение до сведения работников
конкретных простых методик, помогающих
справиться со стрессом. Так, руководители
компании «Би-би-си» издали дорогостоящий
буклет, в котором персоналу