Управление стрессами в трудовых коллективах предприятий на примере мебельного салона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 10:27, курсовая работа

Описание

Задача курсовой работы.
- Дать полную характеристику понятию стресса.
- Выявить насколько часто и по каким причинам возникают стрессовые ситуации на рабочем месте.
- Изучить способы управления персоналом в условиях стресса.
- Изучить методы предупреждения стресса и «борьбы» с ним.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы конфликтов в организациях 6
1.1. Сущность и виды конфликтов в организации 6
1.2. Этапы и методы управления конфликтами в организации 13
Глава 2. Анализ конфликтных ситуаций и практические рекомендации по управлению конфликтами в ЗАО «Банк Русский Стандарт» 20
2.1. Анализ конфликтных ситуаций в ЗАО «Банк Русский Стандарт» 20
2.2. Практические рекомендации конфликтных ситуаций в ЗАО «Банк Русский Стандарт» 24
Заключение 30
Список литературы 31

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 63.98 Кб (Скачать документ)

Однако применения таких мер недостаточно. К проблеме необходимо подходить комплексно, не просто помогать сотрудникам бороться с уже возникшим сильным стрессом или его последствиями, но предупреждать  его на уровне организации. Во второй главе приведены факторы стресса, связанные с организацией, именно на нейтрализацию и снижение негативного  воздействия этих факторов нужно  обратить особое внимание.

На уровне организации  целесообразно применять следующие  меры по управлению стрессом13:

регулярный мониторинг и формирование приемлемого социально-психологического климата;

оптимизация организационной  структуры (распределения обязанностей, полномочий и ответственности), осуществляемая с учетом способностей и возможностей конкретных сотрудников;

исключение (по возможности) ситуаций ролевого конфликта;

максимально возможное  информирование сотрудника о том, что  в компании поощряется, а что нет (например, принятие в компании корпоративного кодекса поведения сотрудника, ознакомление работников с принципами системы  поощрения / штрафов и т.п.), о его  перспективах (может включать планирование карьеры), о предстоящих изменениях в организации и о том, как  они отразятся конкретно на нем;

обогащение содержания обязанностей работников;

соблюдение санитарно-гигиенических  норм;

предоставление  сотрудникам возможности почувствовать, что они могут влиять на ситуацию (дать им право участвовать в принятии определенных решений, предоставить больше полномочий в организации собственного рабочего места, планирования своего рабочего времени и т.п.);

предоставление  сотрудникам регулярной обратной связи  о результатах их труда;

обучение менеджеров высшего и среднего звена управлению конфликтами, навыкам партнерского общения;

предоставление  сотрудникам консультативной поддержки.

При борьбе со стрессом в организации сложнее всего  не создавать у сотрудников ощущение навязчивости. Неплохим решением является приобретение корпоративного абонемента для занятия спортом. Помимо снятия стресса это дает возможность  сотрудникам сблизиться. Однако не каждый человек после тяжелого рабочего дня согласится на физические нагрузки. Полезными являются и другие формы корпоративных мероприятий, направленных на сплочение коллектива. Не всякий человек может грамотно оценить свое эмоциональное состояние и принять соответствующие меры. Поэтому антистрессовое воздействие должно быть основано на профессиональном опыте и знаниях. Такими качествами обладает квалифицированный психолог.

В последнее время  распространено проведение корпоративных  психологических тренингов, нацеленных на снижение воздействия стресса  и укрепление связей в коллективе. У такого способа существует ряд  недостатков: недоступность услуг  психолога в момент необходимости, относительно высокая стоимость, субъективность. Существенный барьер для использования  услуг психолога — преобладание в обществе устойчивого стереотипа против профессиональной помощи в данной области. Большинство людей болезненно отнесется к предложению работодателя посетить психолога.14

Применение медикаментов обладает рядом схожих недостатков, самым страшным из которых является то, что некоторые могут наносить вред здоровью.

Еще один метод  — использование технических  средств. Современная техника может  анализировать и корректировать эмоциональное состояние человека благодаря наличию биологической  обратной связи. Применение техники  не связано с такими субъективными  факторами, как настроение специалиста  или его компетенция. В отличие  от психолога, приборы доступны именно в тот момент, когда это необходимо. Их применение часто не вызывает у  человека чувства, что он болен и  его лечат. Стоит отметить высокую  скорость проведения сеанса (15–20 минут).

Метод снятия стресса, приемлемый для использования в  компаниях, должен отвечать следующим  требованиям:

- преследовать  профилактические цели;

- создавать комфортную  среду, избегая атмосферы медицинского  кабинета;

- адаптироваться  под конкретные нужды;

- интегрироваться  в корпоративные системы;

- использовать  несколько методов восстановления  работоспособности;

- быть рассчитанным  на самостоятельное использование.

Оптимальным решением для компании в борьбе со стрессом будет сочетание применения технических  средств для оперативного решения  возникших проблем и различных  форм корпоративного отдыха и спорта.

Подробнее про  технику

Современные приборы  способны считывать физиологические  параметры, которые характеризуют  состояние нервной системы, и  подбирать индивидуальные программы  для эмоциональной разгрузки  и повышения стрессоустойчивости.

Эффект достигается  за счет аппаратурного воздействия  на органы чувств. Приятная музыка и  природные пейзажи положительно воздействуют на зрение и слух, приятные запахи, вырабатываемые аромогенератором, — на обоняние, а температурное  воздействие направлено на осязание человека. Чем большее количество органов чувств охвачено, тем эффективнее  действие прибора.

Существует три  основные разновидности техники  для эмоциональной разгрузки:

- Приборы, использующие  компьютер, часто недостаточно  эффективны из-за того, что воздействие  оказывается прямо на рабочем  месте, тогда как основная составляющая  эмоциональной разгрузки — смена  обстановки.

- Приборы, обособленные  от компьютера, часто сложны в  использовании и причиняют дискомфорт  из-за необходимости присоединять  датчики на голое тело, оказывают  воздействие только на два-три  органа чувств и не сочетают  различные виды стимуляции.

- Специальные  комнаты для психологической  релаксации позволяют создать  благоприятную, расслабляющую обстановку  и дают возможность оказывать  комплексное воздействие на нервную  систему.

Приведенные меры, являются основными для того, чтобы  уровень стресса, испытываемого  сотрудниками, не превышал допустимого  уровня.

 

 

4. Заключение

 

Изучение теоретического и практического материала по проблемам стресса в трудовом коллективе позволяет сделать следующие  выводы.

Согласно классическому  описанию, предложенному Гансом Селье, стресс является самостоятельным физиологическим, психическим и социальным явлением, представляющий собой по сути одно из эмоциональных состояний. Это  состояние характеризуется повышенной физиологической и психической  активностью. При благоприятных  условиях это состояние может  трансформироваться в оптимальное  состояние, а при неблагоприятных  условиях – в состояние нервно-эмоциональной  напряженности, для которого характерно снижение работоспособности и эффективности  функционирования систем и органов, истощение энергетических ресурсов.

В большинстве  литературных источников авторы подразделяют стресс на физиологический и психологический, последний, в свою очередь, - на стресс информационный и эмоциональный. Психологический  стресс может проявляться в форме  изменений поведенческих, интеллектуальных, эмоциональный и физиологических  реакций человека, между которыми существуют тесные объективные взаимосвязи.

В последние десятилетия  активизировались исследования в области  профессиональной деятельности. Это  обусловлено тем, что профессиональное пространство в процессе глобализации подвергается воздействию широкого спектра социально-экономических  и технологических изменений, которые  имеют для субъектов труда  и его профессиональной деятельности огромные последствия, требующие нового уровня адаптации. Перегрузка человека работой, переизбыток или отсутствие информации, недостаточно четкое законодательно-инструктивное  руководство его профессиональной деятельностью, неадекватное поведение  коллег и даже длительная, выматывающая дорога на службу приводит к многообразному феномену, получившему название "профессиональный стресс".

Специалисты в  области профессионального стресса  выделяют в качестве главных источников: режим трудовой деятельности; роль работника в организации; коммуникативные  факторы; трудности построение карьеры; внеорганизационные источники стрессов. Все факторы, вызывающие производственный стресс можно условно поделить на объективные и субъективные. Большое  влияние на уровень стресса оказывают  личностные особенности человека.

Таким образом, в  данной работе рассмотрено явление  и понятие стресса, дано его определение. Также в работе представлен анализ причин стресса на рабочем месте, факторов, способствующих его проявлению, и факторов, влияющих на стрессоустойчивость. Показаны основные эффекты стресса  на рабочем месте и приведены  меры по предупреждению стресса на организационном уровне.

 

 

Список использованных источников

 

Бодров В.А. Проблема преодоления стресса // Психологический  журнал. 2006. - №2.

Веденяпина О. Профессиональный стресс: Страховые  агенты //Русский полис. – 2000. - № 2. - С.76-78.

Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О. Поведение в  организации: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 1999.

Кирьянова Е.Н. Стресс в профессиональной деятельности //Психология в бизнесе. – 2002. – июль-декабрь. – С.32-45.

Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для  вузов. - СПб.: Питер, 2006. - 583с.

Мельник Ю. Управление стрессами //Управление персоналом. – 2002. - №3. – С.20-23.

Пожиратель нервов, или Стресс по жизни / Н. Самоукина // Карьера.--2003.-- N 12.-- С. 40-45.

Сердюк В.Г. Менеджмент стресса на рабочем месте: причины, вызывающие рабочие стрессы, последствия //Кадры предприятия. – 2004. - №5.- С.28-38.

Стресс на рабочем  месте // Управление персоналом.--2003.- N9.- С.74 - 75

Стресс: тихий  убийца // ГЕО.--2003.- N5.- С.167-179.

Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. - СПб.: Питер, 2006. - 256с.

1 Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2006. – 583с.

2 Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2006. – 583с.

3 Бодров В.А. Проблема преодоления стресса // Психологический журнал. 2006. - №2.

4 Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. - СПб.: Питер, 2006. - 256с.

5 Пожиратель нервов, или Стресс по жизни / Н. Самоукина // Карьера.--2003.-- N 12.-- С. 40-45.

6 Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. - СПб.: Питер, 2006. - 256с.

7 Кирьянова Е.Н. Стресс в профессиональной деятельности //Психология в бизнесе. – 2002. – июль-декабрь. – С.32-45.

8 Маклаков А.Г. Общая психология: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005. – 583 с.

9 Сердюк В.Г. Менеджмент стресса на рабочем месте: причины, вызывающие рабочие стрессы, последствия //Кадры предприятия. – 2004. - №5.- С.28-38.

10 Мельник Ю. Управление стрессами //Управление персоналом. – 2002. - №3. – С.20-23.

11 Веденяпина О. Профессиональный стресс: Страховые агенты //Русский полис. – 2000. - № 2. - С.76-78.

10 Сердюк В.Г. Менеджмент стресса на рабочем месте: причины, вызывающие рабочие стрессы, последствия //Кадры предприятия. – 2004. - №5.- С.28-38.

11 Стресс: тихий убийца // ГЕО.--2003.- N5.- С.167-179.

12 Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О. Поведение в организации: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 1999.

13 Бодров В.А. Проблема преодоления стресса // Психологический журнал. - 2006. - № 2. -С.113-123.

14 Стресс на рабочем месте // Управление персоналом.--2003.- N9.- С.74 - 75


Информация о работе Управление стрессами в трудовых коллективах предприятий на примере мебельного салона