Управление знаниями и талантами

Автор работы: b**********@list.ru, 27 Ноября 2011 в 23:59, курсовая работа

Описание

Управление знаниями – это непрерывный процесс, направленный на создание, накопление и применение знаний в компании.
Талант – высокий уровень способностей человека к определенной деятельности. Это сочетание способностей, которые дают человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнить определенную сложную трудовую деятельность.

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.docx

— 86.41 Кб (Скачать документ)
 

     2. Управление знаниями 

     Управление  знаниями – это непрерывный процесс, направленный на создание, накопление и применение знаний в компании. Критерием его эффективности  является возможность сотрудника компании своевременно получить требуемое знание, т.е. сотрудники службы УЗ обеспечивают остальных сотрудников компании:

  • необходимыми знаниями
  • в требуемом количестве
  • в нужном месте
  • в установленное время
  • требуемого качества
  • по приемлемой цене

     Вариативность подходов к управлению знаниями является следствием различий между формализованными и персонализированными знаниями. На этих различиях базируются 2 основных подхода: 

 

     

. Управление  формализованными знаниями Управление  персонализированными знаниями
1 Концептуальная  схема 
2 Генерация знаний Знание генерируется человеком и впоследствии кодифицируется, либо создается информационной системой на основании уже имеющихся знаний Знание генерируется человеком, который и становится его владельцем
3 Хранение знаний Физические  носители информации Головы людей 
4 Распространение знаний Посредством информационной системы и/или имеющихся материалов Системы наставничества, корпоративные университеты
5 Основной акцент в управлении Информационная  система, упрощающая формализацию, хранение, распространения и использование  знания Создание социальной сети, ориентированной на распространение  знаний внутри компании
6 Плюсы Разовые инвестиции в формализацию знания и неограниченное дальнейшее его использование  Постоянный  обмен знаниями стимулирует их генерацию  и развитие
7 Минусы  Носители знаний не заинтересованы в его формализации

Далеко не все  знания формализуемы (например, плавание или езда на велосипеде)

Постоянные  инвестиции в сотрудников, обладающих знанием 

Знание покидает компанию вместе с сотрудником 

 

     Рассмотрим  схему, отражающую связи между блоками  знаний внутри компании. Очевидно, что  для управления используемыми знаниями требуется комбинация рассмотренных  подходов.

 

       

Виды  знаний в организациях

Знания, которые используются в организациях, бывают специальными и общими. К  специальному знанию относятся ноу-хау, исследования рынка конкретной продукции, особая корпоративная культура, специфические  методы управления, оригинальные способы  мотивации персонала и пр. Специальное  знание является наиболее вероятным  источником конкурентного преимущества организации, поскольку формирует  ее отличительные способности. К  общему знанию, которым обладают аналогичные  организации в отрасли, относятся  знания о способах производства продукции, о базовых отраслевых технологиях. К общему относится также то знание, которое разделяют все организации (универсальные принципы, знания о  фундаментальных законах и пр.). Общее знание необходимо любому бизнесу, но сложно создать конкурентное преимущество на базе этого знания.

В зависимости  от области знаний можно выделить:

  • технологические знания (знания о технологиях создания продукта);
  • маркетинговые знания (о группах потребителей, ценовой политике, способах продвижения товара и пр.);
  • макроэкономические знания (о тенденциях изменения курса валют, внешнеэкономических тенденциях, перспективах увеличения внутреннего спроса и пр.).

С точки  зрения носителей знания существуют индивидуальные и групповые знания. То, что знает отдельный человек, является его индивидуальным знанием. Традиционные представления исходят  из того, что знания — это прерогатива  отдельных людей, при этом группа — лишь простая сумма членов этой группы, а групповое знание —  сумма их знаний. 

Б. Гейтс  в книге «Бизнес со скоростью  мысли» пишет о необходимости  повышения интеллектуального потенциала организации, или корпоративного коэффициента интеллекта (IQ). При этом он имеет  в виду не только количество умных  сотрудников, но и накопление знаний в компании и свободное распространение  информации, которое позволяет сотрудникам  пользоваться идеями друг друга. Конечная цель создания высокого корпоративного IQ состоит в том, чтобы группа могла вырабатывать идеи и воплощать  их в жизнь столь же эффективно, как это мог бы делать один человек, сконцентрировавший свои силы на решении  задачи. «Когда же набирается критическая масса людей с высоким IQ, работающих рука об руку друг с другом, потенциал компании взлетает просто до небес. Эта взаимная стимуляция порождает множество новых идей и способствует выходу менее опытных работников на самые высокие уровни квалификации. Компания в целом начинает работать лучше».[7] 

Можно предложить следующую классификацию  знаний, формирующихся в рамках организации  в зависимости от области применения[8] (табл. 1.1). Знания лишь с определенной долей условности являются относительно самостоятельными видами. Они всегда существуют совместно, дополняют друг друга и не могут друг без друга  существовать. 
 

Таблица 1.1 Виды знаний с точки зрения содержания и области применения

Вид Содержание Область применения
Знаю  что  Когнитивное знание, знание фактов, необходимых для выполнения той или иной работы Эти знания нужны  во многих ситуациях, но не всегда критичны (можно знать правила игры в  футбол, но не играть)
Знаю  кто Когнитивное знание, знания об отношениях, контактах, о  том, кто обладает необходимыми умениями и возможностями, а также знаниями Эти знания особенно важны в процессе сетевых взаимодействий
Знаю  как Продвинутые умения, знания о процессах, процедурах, методиках, инструментах, технологиях, которые  используются в организациях Эти знания позволяют  выполнить задание, однако можно  выполнить задание, но не иметь представления  о процессе в целом
Знаю  где Знания о  том, где можно найти необходимую  информацию, а также с помощью  каких поисковых средств можно  это сделать Применяются при  работе с современными средствами поиска и обработки информации
Знаю  почему Системное понимание, знания о контексте деятельности отдельных работников и организации  в целом знания о перспективах, факторах деятельности Эти знания важны  при реализации стратегических планов развития. Они позволяют установить зависимость между элементами и  их влиянием на процессы, помогают установить, в какой момент наиболее целесообразно  осуществлять те или иные действия или прекратить активность
Чувствую как и почему Синтез и  тренированная интуиция, знания, которые  позволяют соединить два или  более аспекта для получения  нового эффекта Эти знания генерируют и реализуют инновации, а также  координируют работу в организации, направляя ее в русло высокой  эффективности
 
 
 

Знания  сами по себе не могут решить всех проблем  эффективной деятельности организации. Так, в ней может присутствовать достаточно продвинутое понимание  деятельности отдельных работников, знания о перспективах, факторах деятельности («знаю почему»). В то же время  без соответствующей мотивации  персонала трудно рассчитывать на высокую  отдачу от таких знаний. Построение нового знания — комплексный, интерактивный  и нелинейный процесс. Профессиональные менеджеры должны действовать на всех пяти уровнях создания нового знания: когнитивном, продвинутом, системной  интеграции, креативном и интуитивном  — и соответственно управлять  с помощью тренингов, стимулирования, соответствующих оргструктур, контролируя результаты. 

Таким образом, знания различаются по степени  их общности (специальные, общие), по областям (маркетинговые, технологические, коммуникационные, макроэкономические и др.), по носителям (индивидуальные и групповые), по предмету (знаю как; знаю почему; знаю что; знаю кто; знаю где; знаю когда), а также по иным характеристикам. 

Первые  три признака могут пересекаться. Так, можно выделить специальные  индивидуальные маркетинговые знания. Это то, что знает отдельный  человек относительно конкретных маркетинговых  приемов, осуществляемых в организации. Наряду с ними существуют специальные  групповые маркетинговые знания. Это то, что знает и умеет  группа людей (например, отдел маркетинга) относительно конкретных маркетинговых  приемов, осуществляемых в организации. Можно также выделить общие индивидуальные маркетинговые знания, общие групповые  маркетинговые знания.

Существуют  научные знания. Они могут быть «упакованны» в голове ученого, изложены в научном трактате в кодифицированной форме.

Существуют  прикладные знания, например специальные  знания мастерового, который не только знает, как сделать тот или  иной сложный продукт, но и умеет  проделать все необходимые операции. В этом случае знания находятся в  голове и руках конкретного мастера, при этом они не могут быть кодифицированы, мастерство выступает как «упакованное»  знание.

Знания  могут приобретать форму мудрости. В этом случае мы имеем, как правило, кодифицируемые знания, дополненные  опытом и интуицией.

Явное и неявное знание

Явное (эксплицитное) знание выражено в виде слов и цифр и может передаваться в формализованном виде на носителях (документы, инструкции, книги, дискеты, памятные записки и пр.). 

Неявное (тацитное) знание не формализуется и может существовать лишь вместе с его обладателем — человеком или группой лиц.  

Неявное знание сложно передается от одного человека другому. Оно связано с интуицией, прозрением, догадками, идеалами, ценностями. Этот вид знаний — основа индивидуальных действий и опыта. 

Западные  традиции в теории управления восходят своими корнями к тейлоризму, в  рамках которого осуществлялось желание  расчленить все действия на элементарные составляющие, рационализировать их и выдать исчерпывающие инструкции. Для современной практики управления важен восточный, в частности  японский, подход к управлению, в  том числе подход к определению  того, чем являются знания. Разные подходы  обусловлены культурными различиями западной и восточной цивилизации. Знания в Японии не исчерпываются  данными и информацией, которую  можно собрать в компьютере, они  предполагают включение эмоционального фона, опору на ценности и догадки. 

Организации в процессе своей деятельности не только и не столько сортируют, хранят и используют имеющиеся знания, сколько  создают новые знания в процессе инновационной деятельности, в том  числе опираясь на неявное знание. Каждый работник изначально включен  в процесс создания нового знания организации. 

Западные  исследователи отмечают: «На протяжении истории человечества неоднократно признавалось, что человеческий ум располагает двумя способами  познания, двумя типами сознания, которые  часто обозначались как рациональный и интуитивный, и традиционно  ассоциировались с наукой и религией. На Западе интуитивный, религиозный  тип познания нередко считался менее  ценным, чем рациональный, научный  тип познания, в то время как  на Востоке было распространено противоположное  мнение» [9].  

При сравнении  восточного и западного подходов можно проследить различия между  явным и неявным знанием. Важнейшей  частью управления знаниями выступают  технологии распространения, адаптации, конвертации и использования  именно неявных знаний, которые тесно  переплетены с эмоциями, принципами, приверженностью и др.

Самурай как обладатель неявного знания

Примером  передачи неявных знаний может быть практика воспитания самурая. В процессе обучения и воспитания самурая основной акцент делается не столько на познания в области литературы, философии, точных наук (область явных знаний), сколько на выработку характера  человека действия, отвечающего принципам  и моделям поведения (область  неявных знаний). Нельзя воспитать  убеждения в процессе чтения каких-либо текстов, более того, эти знания невозможно передать через инструкции. Процесс  воспитания — сложный и последовательный процесс общения с учителем, в  результате которого постепенно формируются  убеждения и закаляется воля.  

Информация о работе Управление знаниями и талантами