Автор работы: b**********@list.ru, 27 Ноября 2011 в 23:59, курсовая работа
Управление знаниями – это непрерывный процесс, направленный на создание, накопление и применение знаний в компании.
Талант – высокий уровень способностей человека к определенной деятельности. Это сочетание способностей, которые дают человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнить определенную сложную трудовую деятельность.
2.
Управление знаниями
Управление знаниями – это непрерывный процесс, направленный на создание, накопление и применение знаний в компании. Критерием его эффективности является возможность сотрудника компании своевременно получить требуемое знание, т.е. сотрудники службы УЗ обеспечивают остальных сотрудников компании:
Вариативность
подходов к управлению знаниями является
следствием различий между формализованными
и персонализированными знаниями. На
этих различиях базируются 2 основных
подхода:
№ | . | Управление формализованными знаниями | Управление персонализированными знаниями |
1 | Концептуальная схема | ||
2 | Генерация знаний | Знание генерируется человеком и впоследствии кодифицируется, либо создается информационной системой на основании уже имеющихся знаний | Знание генерируется человеком, который и становится его владельцем |
3 | Хранение знаний | Физические носители информации | Головы людей |
4 | Распространение знаний | Посредством информационной
системы и/или имеющихся |
Системы наставничества, корпоративные университеты |
5 | Основной акцент в управлении | Информационная
система, упрощающая формализацию, хранение,
распространения и |
Создание социальной сети, ориентированной на распространение знаний внутри компании |
6 | Плюсы | Разовые инвестиции в формализацию знания и неограниченное дальнейшее его использование | Постоянный обмен знаниями стимулирует их генерацию и развитие |
7 | Минусы | Носители знаний
не заинтересованы в его формализации
Далеко не все знания формализуемы (например, плавание или езда на велосипеде) |
Постоянные
инвестиции в сотрудников, обладающих
знанием
Знание покидает компанию вместе с сотрудником |
Рассмотрим схему, отражающую связи между блоками знаний внутри компании. Очевидно, что для управления используемыми знаниями требуется комбинация рассмотренных подходов.
Виды знаний в организациях
Знания,
которые используются в организациях,
бывают специальными и общими. К
специальному знанию относятся ноу-хау,
исследования рынка конкретной продукции,
особая корпоративная культура, специфические
методы управления, оригинальные способы
мотивации персонала и пр. Специальное
знание является наиболее вероятным
источником конкурентного преимущества
организации, поскольку формирует
ее отличительные способности. К
общему знанию, которым обладают аналогичные
организации в отрасли, относятся
знания о способах производства продукции,
о базовых отраслевых технологиях.
К общему относится также то знание,
которое разделяют все
В зависимости от области знаний можно выделить:
С точки
зрения носителей знания существуют
индивидуальные и групповые знания.
То, что знает отдельный человек,
является его индивидуальным знанием.
Традиционные представления исходят
из того, что знания — это прерогатива
отдельных людей, при этом группа
— лишь простая сумма членов этой
группы, а групповое знание —
сумма их знаний.
Б. Гейтс
в книге «Бизнес со скоростью
мысли» пишет о необходимости
повышения интеллектуального
Можно
предложить следующую классификацию
знаний, формирующихся в рамках организации
в зависимости от области применения[8]
(табл. 1.1). Знания лишь с определенной
долей условности являются относительно
самостоятельными видами. Они всегда
существуют совместно, дополняют друг
друга и не могут друг без друга
существовать.
Таблица 1.1 Виды знаний с точки зрения содержания и области применения
Вид | Содержание | Область применения |
Знаю что | Когнитивное знание, знание фактов, необходимых для выполнения той или иной работы | Эти знания нужны во многих ситуациях, но не всегда критичны (можно знать правила игры в футбол, но не играть) |
Знаю кто | Когнитивное знание, знания об отношениях, контактах, о том, кто обладает необходимыми умениями и возможностями, а также знаниями | Эти знания особенно важны в процессе сетевых взаимодействий |
Знаю как | Продвинутые умения, знания о процессах, процедурах, методиках, инструментах, технологиях, которые используются в организациях | Эти знания позволяют выполнить задание, однако можно выполнить задание, но не иметь представления о процессе в целом |
Знаю где | Знания о том, где можно найти необходимую информацию, а также с помощью каких поисковых средств можно это сделать | Применяются при работе с современными средствами поиска и обработки информации |
Знаю почему | Системное понимание, знания о контексте деятельности отдельных работников и организации в целом знания о перспективах, факторах деятельности | Эти знания важны при реализации стратегических планов развития. Они позволяют установить зависимость между элементами и их влиянием на процессы, помогают установить, в какой момент наиболее целесообразно осуществлять те или иные действия или прекратить активность |
Чувствую как и почему | Синтез и тренированная интуиция, знания, которые позволяют соединить два или более аспекта для получения нового эффекта | Эти знания генерируют и реализуют инновации, а также координируют работу в организации, направляя ее в русло высокой эффективности |
Знания
сами по себе не могут решить всех проблем
эффективной деятельности организации.
Так, в ней может присутствовать
достаточно продвинутое понимание
деятельности отдельных работников,
знания о перспективах, факторах деятельности
(«знаю почему»). В то же время
без соответствующей мотивации
персонала трудно рассчитывать на высокую
отдачу от таких знаний. Построение
нового знания — комплексный, интерактивный
и нелинейный процесс. Профессиональные
менеджеры должны действовать на
всех пяти уровнях создания нового
знания: когнитивном, продвинутом, системной
интеграции, креативном и интуитивном
— и соответственно управлять
с помощью тренингов, стимулирования,
соответствующих оргструктур, контролируя
результаты.
Таким
образом, знания различаются по степени
их общности (специальные, общие), по областям
(маркетинговые, технологические, коммуникационные,
макроэкономические и др.), по носителям
(индивидуальные и групповые), по предмету
(знаю как; знаю почему; знаю что; знаю кто;
знаю где; знаю когда), а также по
иным характеристикам.
Первые
три признака могут пересекаться.
Так, можно выделить специальные
индивидуальные маркетинговые знания.
Это то, что знает отдельный
человек относительно конкретных маркетинговых
приемов, осуществляемых в организации.
Наряду с ними существуют специальные
групповые маркетинговые
Существуют научные знания. Они могут быть «упакованны» в голове ученого, изложены в научном трактате в кодифицированной форме.
Существуют
прикладные знания, например специальные
знания мастерового, который не только
знает, как сделать тот или
иной сложный продукт, но и умеет
проделать все необходимые
Знания
могут приобретать форму
Явное и неявное знание
Явное
(эксплицитное) знание выражено в виде
слов и цифр и может передаваться
в формализованном виде на носителях
(документы, инструкции, книги, дискеты,
памятные записки и пр.).
Неявное
(тацитное) знание не формализуется и может
существовать лишь вместе с его обладателем
— человеком или группой лиц.
Неявное
знание сложно передается от одного человека
другому. Оно связано с интуицией,
прозрением, догадками, идеалами, ценностями.
Этот вид знаний — основа индивидуальных
действий и опыта.
Западные
традиции в теории управления восходят
своими корнями к тейлоризму, в
рамках которого осуществлялось желание
расчленить все действия на элементарные
составляющие, рационализировать их
и выдать исчерпывающие инструкции.
Для современной практики управления
важен восточный, в частности
японский, подход к управлению, в
том числе подход к определению
того, чем являются знания. Разные подходы
обусловлены культурными
Организации
в процессе своей деятельности не
только и не столько сортируют, хранят
и используют имеющиеся знания, сколько
создают новые знания в процессе
инновационной деятельности, в том
числе опираясь на неявное знание.
Каждый работник изначально включен
в процесс создания нового знания
организации.
Западные
исследователи отмечают: «На протяжении
истории человечества неоднократно
признавалось, что человеческий ум
располагает двумя способами
познания, двумя типами сознания, которые
часто обозначались как рациональный
и интуитивный, и традиционно
ассоциировались с наукой и религией.
На Западе интуитивный, религиозный
тип познания нередко считался менее
ценным, чем рациональный, научный
тип познания, в то время как
на Востоке было распространено противоположное
мнение» [9].
При сравнении восточного и западного подходов можно проследить различия между явным и неявным знанием. Важнейшей частью управления знаниями выступают технологии распространения, адаптации, конвертации и использования именно неявных знаний, которые тесно переплетены с эмоциями, принципами, приверженностью и др.
Самурай как обладатель неявного знания
Примером
передачи неявных знаний может быть
практика воспитания самурая. В процессе
обучения и воспитания самурая основной
акцент делается не столько на познания
в области литературы, философии,
точных наук (область явных знаний),
сколько на выработку характера
человека действия, отвечающего принципам
и моделям поведения (область
неявных знаний). Нельзя воспитать
убеждения в процессе чтения каких-либо
текстов, более того, эти знания невозможно
передать через инструкции. Процесс
воспитания — сложный и последовательный
процесс общения с учителем, в
результате которого постепенно формируются
убеждения и закаляется воля.