Виды менеджмента и их роль в повышении эф-фективности управления предприятиями туриндустрии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 15:11, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы заключалась в изучении видов менеджмента в туризме и раскрытии их роли в повышении эффективности управления предприятиями туриндустрии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………..….. 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ТУРИСТСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ …………….....
5

1.1. Особенности, принципы и функции менеджмента в ту-риндустрии …………………………………...…
5
1.2. Виды менеджмента в туризме …………………….. 17

2. РОЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕК-ТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ТУРИНДУСТРИИ …………………..….
26

2.1. Понятие эффективности менеджмента в туриз-ме……………………………………………………..
26
2.2. Экономическая эффективность менеджмента в туриз-ме. Параметры эффективности управленческих реше-ний в туристских организациях ……..…
28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………….. 34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 37

Работа состоит из  1 файл

Курсовая-Менедж.в туризме.doc

— 269.00 Кб (Скачать документ)

    Под структурой менеджмента туризма понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование как единого целого. Другими словами, это взаимоотношения уровней управления и функциональных служб, которые с помощью менеджмента строятся так, чтобы достичь стратегических целей туристской отрасли. Управлять туристской структурой – значит оптимально распределить цели и задачи между структурными подразделениями и работниками организации. Составляющими организационной структуры управления являются состав, соотношение, расположение и взаимосвязь отдельных подсистем организации. Цель создания такой структуры – распределение между отдельными подразделениями организации прав и ответственности.5

    В структуре управления выделяют такие  составляющие:

  • звенья (отделы): к ним относятся структурные подразделения, а также отдельные специалисты, выполняющие соответствующие функции управления. Сюда относят менеджеров, осуществляющих регулирование и координацию деятельности нескольких структурных подразделений. В основе образования звена – выполнение отделом определенной функции управления. Связи между отделами носят горизонтальный характер;
  • уровни (ступени) – это совокупность звеньев управления, занимающих определенную ступень в системах управления организацией. Ступени управления находятся в вертикальной зависимости и подчиняются друг другу по иерархии: менеджеры более высокой ступени управления принимают решения, которые конкретизируются и доводятся до нижестоящих звеньев. Пирамидальная структура управления показана на рис 1.6

    Форма пирамиды указывает на то, что на каждом последующем уровне управления находится меньше людей, чем на предыдущем. Связи между уровнями имеют горизонтальную или вертикальную направленность. Горизонтальное разделение труда – это качественная и количественная дифференциация трудовой деятельности; производится по функциональному, отраслевому и квалификационному признакам.

 

    Рис.1 . Пирамидальная структура управления 

    Вертикальное разделение труда (вертикальные связи) – это связи подчинения, необходимость в них возникает при иерархичности управления, то есть при наличии нескольких уровней.

    При этом нужно отметить, что в управленческой практике туристской отрасли наиболее распространены линейная, функциональная и линейно-функциональная организационные структуры.

    1) Линейная организационная структура управления является одной из простейших структур управления. Характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения находится руководитель, наделенный всеми полномочиями, осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками и сосредотачивающий все функции управления в своих руках (рис.2).7

    

 

Рис.2. Линейная организационная структура управления организацией

    2) В функциональной организационной структуре управления связи осуществляются по линии движения информации и управленческих решений строго по функциям управления. То есть функциональное управление осуществляется некоторой совокупностью подразделений, специализированных на выполнении конкретных видов работ. Специалисты одного профиля в такой организации объединяются в специализированные структурные подразделения (отделы), например отдел маркетинга, бухгалтерия (рис.3).8

Рис.3. Функциональная организационная структура управления

организацией 

    3) В линейно-функциональной структуре управления суть комбинаций линейных и функциональных связей выражается в том, что по линии общего руководства каждый работник подчиняется только одному руководителю. Функциональным руководителям предоставлено право непосредственного решения вопросов, отнесенных исключительно к их компетенции. В связи с этим при такой структуре управления всю полноту власти берет на себя линейный руководитель, возглавляющий определенный коллектив. Функциональные структуры подразделения находятся в подчинении главного линейного руководителя, главная задача которого – координация действий функциональных служб и направление их в русло общих интересов организации. Другими словами, линейно-функциональная структура включает в себя специальные подразделения при линейных руководителях, которые помогают им выполнять задачи организации (рис.4).9

 

Рис.4. Линейно-функциональная структура управления организацией 

    Когда говорят о том, что какое-то предприятие функционирует, то имеется в виду, что люди на этом предприятии совершают определенные действия. Большинство людей планируют свою деятельность на день (месяц, год и т.д.), затем организуют ресурсы, необходимые для выполнения этого плана. По мере продвижения вперед сравнивается то, что сделано, с целями и задачами, которые ставились ранее. Такая повседневная работа затрагивает целый ряд управленческих функций, т.е. управление в туризме необходимо рассматривать как циклический процесс, состоящий из конкретных видов управленческих работ, называемых функциями управления.

      Принято считать, что в процессе управления в туризме выполняются четыре основные функции — планирование, организация, мотивация и контроль. Каждая из этих функций жизненно важна для организации. Вместе с тем планирование как функция управления обеспечивает основу для других функций и считается главнейшей из них, а функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выполнение тактических и стратегических планов организации. Рассмотрим их подробнее:

      1) Функция планирования. 

      Под планированием деятельности туристского предприятия следует понимать систематический, информационно обрабатываемый процесс качественного, количественного и временного определения будущих целей, средств и методов формирования, управления и развития предприятия. По существу, в процессе планирования принимается решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать ее члены, чтобы достичь этих целей.10

      Конкретно функция планирования включает в  себя следующие виды работ:11

  • участие в разработке устанавливаемых управлениями туризма целей развития региона;
  • текущий анализ конкурентоспособности места (рынок, прямые и косвенные конкуренты, спрос, поставщики, отрасль);
  • разработку стратегии конкурентоспособности региона, его особой позиции;
  • претворение в жизнь стратегии конкурентоспособности региона — прежде всего оказание консультаций туристским предприятиям, проведение инновационного менеджмента.

      Результатом планирования как функции менеджмента  может быть туристский образ региона.

      2) Организационная функция

      В любом плане, составленном в туристской фирме, всегда присутствует организационный этап, т.е. этап создания реальных условий для достижения запланированных целей. Организационная функция управления обеспечивает упорядочение технической, экономической, социально-психологической и правовой сторон деятельности любого туристского предприятия (организации). Она нацелена на упорядочение деятельности менеджера и исполнителей. Поскольку всю работу выполняют люди, то посредством этой функции определяется тот, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание из большого количества таких заданий и какие для этого потребуются средства.

      Таким образом, планирование как бы готовит сцену для того, чтобы реализовать цели организации (организует структуру, создает аппарат, который будет «играть» на сцене), а организация как функция управления создает рабочую систему, главным компонентом которой выступают люди. Речь идет о привнесении человеческого фактора в нечто имеющееся на бумаге (план), в нечто неодушевленное.

      3) Мотивация как функция управления

      Она заключается в определении потребностей людей, выборе наиболее подходящего  и действенного в данной ситуации способа их удовлетворения. Согласно теории управления, поведение человека определяют пять основных типов потребностей: физиологические, безопасности, социальные, успеха, самовыражения. Часть потребностей может удовлетворяться вознаграждениями. В управлении используются внешние и внутренние вознаграждения. К  внешним вознаграждением относят денежные выплаты, продвижение по службе, к внутренним - чувство удовлетворенности при достижении цели.

      4) Функция контроля

      Результаты  работы организации и ее сотрудников  необходимо время от времени проверять, оценивать и корректировать. Это и составляет содержание функции контроля. Функция контроля является важнейшей составляющей деятельности руководителя. Ни одна из перечисленных функций не может эффективно реализовываться при отсутствии должного контроля. В процессе контроля определяется качество планирования, недостатки в организации и мотивации. Контроль предусматривает сопоставление запланированного и реально получаемого результата. Наличие отклонений свидетельствует о недостатках в системе. Задача менеджера- своевременно выявить причины отклонения и принять адекватные меры по исправлению ситуации. Элементом данной функции  является учет, т.е. сбор, обработка, анализ и хранение информации о состоянии объекта управления и внешней среды; определение минимального необходимого ее объема для  управления; предоставление этой информации всем заинтересованным в удобной для использования форме.

      На  практике функции управления находят свое выражение в принципах управления туристской организацией.

      Принципы  управления организацией определяют требования к системе, структуре и организации этого процесса. Таким образом, принципы управления можно представить как основополагающие идеи, закономерности и правила поведения руководителей по осуществлению ими управленческих функций.

      Все принципы менеджмента можно сгруппировать в две группы: общие и частные. Рассмотрим их.

      1) Общие принципы управления12

      Принцип применимости означает, что менеджмент разрабатывает своего рода руководство к действию для всех работающих на фирме сотрудников.

      Принцип системности означает, что менеджмент охватывает всю систему, учитывая ее внешние и внутренние взаимосвязи, взаимозависимости и открытость собственной структуры или системы туризма в целом.

      Принцип многофункциональности означает, что менеджмент охватывает различные аспекты деятельности: материальные (ресурсы, услуги), функциональные (организация труда) и смысловые (достижение конечной цели).

      Принцип интеграции предполагает, что внутри системы различные способы отношений и взгляды сотрудников должны интегрироваться, а вне фирмы может происходить разделение на свои миры.

      Принцип ориентации на ценности означает, что менеджмент туризма включен в окружающий мир с определенными представлениями о таких ценностях, как гостеприимство, честные услуги, выгодное соотношение цен и услуг и т.п.

      2) Частные принципы управления13

      Основным  является принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении. Проблема сочетания централизации и децентрализации состоит в оптимальном распределении (делегировании) полномочий при принятии управленческих решений.

      Принцип научной обоснованности управления предполагает наличие у руководителя научного предвидения, умения планировать во времени социально-экономические преобразования организации. Основное содержание этого принципа заключается в требовании, чтобы все управленческие действия осуществлялись на базе применения научных методов и подходов.

Информация о работе Виды менеджмента и их роль в повышении эф-фективности управления предприятиями туриндустрии