Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 15:11, курсовая работа
Цель курсовой работы заключалась в изучении видов менеджмента в туризме и раскрытии их роли в повышении эффективности управления предприятиями туриндустрии.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………..….. 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ТУРИСТСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ …………….....
5
1.1. Особенности, принципы и функции менеджмента в ту-риндустрии …………………………………...…
5
1.2. Виды менеджмента в туризме …………………….. 17
2. РОЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕК-ТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ТУРИНДУСТРИИ …………………..….
26
2.1. Понятие эффективности менеджмента в туриз-ме……………………………………………………..
26
2.2. Экономическая эффективность менеджмента в туриз-ме. Параметры эффективности управленческих реше-ний в туристских организациях ……..…
28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………….. 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 37
Издержки такого вида деятельности, как туризм классифицируются по двум направлениям:21
Экономическое управление в отношении оптимизации туристских издержек сводится к определению их видов и источников их образования, чтобы в последующем найти наиболее эффективные управляющие воздействия по их разумному сокращению. Беспредельное же их сокращение приводит к снижению качественных параметров развития туризма, а соответственно, и к уменьшению эффективности управленческой деятельности.
2) Показатели качества и результативности труда: качество продукции или услуги; производительность труда; соотношение темпов роста производительности труда и заработной платы; фонд оплаты труда (ФОТ); средняя заработная плата; потери рабочего времени на 1 работника (чел.-дни); качество труда персонала (баллы или %). 22
Эффективность деятельности фирмы в отношении менеджмента персоналом достигается:23
Все эти факторы служат достаточно мощным мотивирующим механизмом, так как позволяют каждому сотруднику определить свои возможности и потребности в направлении кадрового продвижения. Карьера работников предприятия должна рассматриваться как важнейший социально-экономический результат управления персоналом. Планирование карьеры сотрудников — наиболее значимый структурный элемент в системе управления персоналом, так как он включает в себя множество других элементов. Это и отбор кадров, и их профориентация и адаптация, и расстановка на рабочих местах, а также обучение персонала, оценка его трудовой деятельности, а на ее основе — повышение или понижение в должности.
3) Показатели социальной эффективности: текучесть персонала (отношение числа уволенных работников к общей численности персонала), уровень трудовой дисциплины (отношение числа случаев нарушения трудовой и исполнительской дисциплины к общей численности персонала), соотношение управленческого персонала, рабочих и служащих, равномерность загрузки персонала, коэффициент трудового участия (КТУ) или вклада (КТВ), социально-психологический климат в коллективе. 24
Управленческие решения, принимаемые в туристских организациях, могут изменить качество услуг и сервиса, улучшить, или напротив, ухудшить его. Организация может стать конкурентоспособной, а может, наоборот, потерять свои преимущества на рынке. Все это зависит от навыков и умения менеджера принимать своевременные, оптимальные решения, а также избирать наилучший стиль руководства трудовым коллективом.
Параметры эффективности управленческих решений в туристских организациях — это основной результат деятельности управляющих. Менеджеры разрабатывают своевременные, высокоэффективные решения и могут предоставить потребителям турпродукты высокого качества. Качественный и безопасный турпродукт — это то, что хочет видеть потребитель.
Система управления качеством туристической организации — это совокупность взаимосвязанных элементов, основной целью которой является удовлетворение запросов потребителей, предоставление им услуг и турпродуктов высокого качества (рис. 5).25 Качество понимается как мера удовлетворенности потребителей, а также соответствие стандартам и нормативно-техническим документам.
В целях защиты прав и интересов туристов осуществляются лицензирование, стандартизация туроператорской и турагентской деятельности, а также объектов туристской индустрии, сертификация туристского продукта.
Турист
в период проведения отдыха ожидает
получить новые приятные впечатления.
Он перемещается из одной страны в другую,
из своего региона в совершенно другое
по природным и культурным особенностям
место пребывания. Соответственно, негативные
факторы, низкое качество сервиса, задержки
авиарейсов и др. могут побудить его дальнейшем
воспользоваться услугами другой туристической
фирмы. Туристическая организация должна
исполнять все свои обязательства, предупреждать
пожелания туристов и заботиться о высоком
качестве их обслуживания. Эффективность
разработки управленческих решений в
туристических организациях определяется,
прежде всего, всемерным удовлетворением
запросов потребителей.
Рис.
5. Система управления
качеством туристической
организации
Оценивая эффективность деятельности турорганизаций различного уровня, необходимо прежде всего исходить из их стратегических позиций и установок, умения предвидеть обстановку и гибко приспосабливаться к ней, удовлетворяя не только требованиям потребителей, но и персонала, работающего в организации и реализующего выбранную менеджерами стратегию.
Таким образом, эффективная система управления в туризме возможна лишь при организации научного управления, то есть управления с правильно выбранными целями, средствами их достижения, при наилучшем использовании ресурсов, с получением наивысших результатов. Эффективная система менеджмента предприятия туриндустрии обязана обеспечить рост эффективности функционирования объекта управления.
Заключение
Туристское предприятие – это хозяйственно обособленная производственная единица в системе туристской индустрии. Менеджмент в туристском предприятии предусматривает организационные, финансовые, кадровые и другие аспекты. В этих целях проводиться тщательный анализ всех сторон его деятельности, позволяющий выявить генеральные пути развития фирмы, главные вопросы, проблемы и пути их решения.
На первый взгляд можно предположить, что менеджмент туристской организации опирается на ту же базу, что и менеджмент любого предприятия, однако труд в управлении туризмом специфичен и существенно отличается от деятельности работников других отраслей. Связано это с тем, что задачей менеджмента в туризме является не только выявление общих тенденций и закономерностей его развития, но и нахождение его специфических особенностей. Особенности туристской отрасли вытекают из специфических свойств услуг, предоставляемых туристскими организациями и предприятиями. В работе эти особенности были подробно рассмотрены.
Поскольку туристская отрасль как объект управления имеет свои особенности, менеджеры туристского бизнеса должны считаться с тем, что эта отрасль совершенно не похожа на другие и поэтому механически перенести модели управления из других сфер трудовой деятельности в сферу туризма невозможно.
Управлять туристской структурой – значит оптимально распределить цели и задачи между структурными подразделениями и работниками организации. Составляющими организационной структуры управления являются состав, соотношение, расположение и взаимосвязь отдельных подсистем организации. Цель создания такой структуры – распределение между отдельными подразделениями организации прав и ответственности. При этом в управленческой практике туристской отрасли наиболее распространены линейная, функциональная и линейно-функциональная организационные структуры.
В качестве основных функций, выполняемых в туризме в процессе управления в работе были выделены планирование, организация, мотивация и контроль. Каждая из них жизненно важна для организации. Вместе с тем планирование как функция управления обеспечивает основу для других функций и считается главнейшей из них, а функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выполнение тактических и стратегических планов организации.
На практике функции управления находят свое выражение в принципах управления туристской организацией, которые определяют требования к системе, структуре и организации этого процесса. В ходе рассмотрения данные принципы были сгруппированы в две группы: общие и частные. К общим были отнесены принцип применимости, принцип системности, принцип многофункциональности, принцип интеграции и принцип ориентации на ценности. В качестве частных принципов управления были выделены: принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении, принцип научной обоснованности управления, принцип плановости и др.
Классификаций менеджмента в туризме много, как в зависимости от критериев, так и от авторов. Основными из них являются классификации по субъектам, объектам, уровням управления, задачам и т.п.
В целом менеджмент как управление организацией работы туристской компании предполагает три основных направления: менеджмент создания туристской фирмы, менеджмент разработки и внедрения в практику туристского продукта и менеджмент реализации туристского продукта.
В настоящее время на туристских предприятиях сформировались определенные виды менеджмента, общие для любых организационных форм туристских предприятий. Например, выделяются следующие его общие виды: функциональный и типологический менеджмент туризма.
Также можно выделить различные направления менеджмента в зависимости от решаемых задач (например, кадровый, административный, финансовый менеджмент, маркетинг-менеджмент и т.д.)
В работе также было дано определение эффективности менеджмента в туризме, под которой следует понимать такое управление, которое обеспечит успешное функционирование и развитие каждого организационно-хозяйственного звена в этой отрасли. При этом, рассматривая содержательную часть понятия "эффективность менеджмента в туризме", следует исходить из того, что туризм - это, прежде всего, важное социально-экономическое явление. Последствия его все более и более ощущает на себе как каждый житель, так и общество в целом. Правильная оценка эффективности менеджмента в туризме позволяет активно воздействовать на текущее состояние и тенденции развития туристских фирм, устанавливать их размеры, отслеживать и корректировать неуправляемые явления и процессы, составлять прогнозы и планы развития этих фирм и их структурных подразделений. Но следует иметь в виду, что механический перенос известных методик определения эффективности из других отраслей экономики не имеет смысла. Исходя из специфики туристской деятельности, нужно четко представлять, что надо измерять, чтобы вычислить ее эффективность. Ведь эффект от туризма определяется либо количеством туристов-посетителей, либо объемом деятельности коммерческих туристских структур, производящих специфический туристский продукт.
Таким образом, эффективная система управления в туризме возможна лишь при организации научного управления, то есть управления с правильно выбранными целями, средствами их достижения, при наилучшем использовании ресурсов, с получением наивысших результатов. Эффективная система менеджмента предприятия туриндустрии обязана обеспечить рост эффективности функционирования объекта управления.
Существующая в настоящее время жесткая конкурентная борьба между организациями индустрии туризма приводит к появлению новых моделей организации и управления туристской деятельностью компаний, при этом несомненное конкурентное преимущество будут получать те туристические фирмы, которые эффективнее используют внутренние ресурсы.
Список использованной
литературы