Виды менеджмента и их роль в повышении эф-фективности управления предприятиями туриндустрии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 15:11, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы заключалась в изучении видов менеджмента в туризме и раскрытии их роли в повышении эффективности управления предприятиями туриндустрии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………..….. 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ТУРИСТСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ …………….....
5

1.1. Особенности, принципы и функции менеджмента в ту-риндустрии …………………………………...…
5
1.2. Виды менеджмента в туризме …………………….. 17

2. РОЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕК-ТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ТУРИНДУСТРИИ …………………..….
26

2.1. Понятие эффективности менеджмента в туриз-ме……………………………………………………..
26
2.2. Экономическая эффективность менеджмента в туриз-ме. Параметры эффективности управленческих реше-ний в туристских организациях ……..…
28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………….. 34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 37

Работа состоит из  1 файл

Курсовая-Менедж.в туризме.doc

— 269.00 Кб (Скачать документ)

      Суть  принципа плановости состоит в установлении основных направлений и пропорций развития организации в перспективе.

      Принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности предполагает, что каждый подчиненный должен выполнять возложенные на него задачи и периодически отчитываться за их выполнение.

      Принцип частной автономии  и свободы предполагает, что все инициативы исходят от свободнодействующих экономических субъектов, выполняющих управленческие функции по своему желанию в рамках действующего законодательства. Свобода хозяйственной деятельности представляется как профессиональная свобода, свобода конкуренции, свобода договоров и т.п.

      Принцип иерархичности и обратной связи заключается в создании многоступенчатой структуры управления, при которой первичные (нижний уровень) звенья управляются своими же органами, находящимися под контролем органов руководства следующего уровня.

      Суть  принципа мотивации такова: чем тщательнее менеджеры осуществляют систему поощрений и наказаний, рассматривают ее с учетом непредвиденных обстоятельств, интегрируют ее по элементам организации, тем эффективнее будет программа мотиваций.

      Одним из важнейших принципов является демократизация управления — участие в управлении организацией всех сотрудников. Формы такого участия различны: долевая оплата труда; денежные средства, вложенные в акции; единое административное управление; коллегиальное принятие управленческих решений и т.п.

      Принцип государственной  законности. В соответствии с этим принципом организационно-правовая форма фирмы должна отвечать требованиям государственного (федерального, национального) законодательства.

      Принцип органической целостности  объекта и субъекта управления. Управление как процесс воздействия субъекта управления на объект управления должно составлять единую комплексную систему, имеющую выход, обратную связь и связь с внешней средой.

      Принцип устойчивости и мобильности  системы управления. При изменении внешней и внутренней среды организации система менеджмента не должна претерпевать коренных изменений. Устойчивость определяется прежде всего качеством стратегических планов и оперативностью управления, приспосабливаемостью системы менеджмента прежде всего к изменениям во внешней среде. Одновременно с устойчивостью управленческий процесс должен быть мобильным, т.е. должны быть максимально полно учтены изменения и требования потребителей туристских услуг.

      Далее рассмотрим  виды менеджмента в туризме. 
 

    1.2. Виды менеджмента в туризме 

    Классификаций менеджмента в туризме много, как в зависимости от критериев (объективные различия), так и от авторов (их подходов - субъективные). Основными из них являются классификации по субъектам, объектам, уровням управления, задачам и т.п.

    В целом менеджмент как управление организацией работы туристской компании предполагает три основных направления:14

  1. Менеджмент создания туристской фирмы. Предусматривает организационные, финансовые, содержательные, кадровые и другие аспекты. Комплексным подходом к организации предприятия является его перспективный анализ, характеризующий все основные аспекты менеджмента на предприятии: продукт или вид услуг, аналогичные продукты/услуги, производство продукта или услуги, персонал, финансирование, дополнительные проблемы.
  2. Менеджмент разработки и внедрения в практику туристского продукта включает четыре этапа: исследование; эксперимент; обучение кадров; реклама и реализация. Каждый из этапов имеет свои особенности и закономерности.
  3. Менеджмент реализации туристского продукта тесно связан с маркетингом и принципами розничной торговли (турагентство – это тот же магазин, только туристский). Варианты реализации туров: индивидуальная продажа, оптовая продажа, продажа через каталоги.

    В настоящее время на туристских предприятиях (в турфирмах, гостиницах и др.) сформировались определенные виды менеджмента, общие для любых организационных форм туристских предприятий. На небольших предприятиях менеджеры часто совмещают те или иные функции. Может наблюдаться объединение направлений. Например, выделяются следующие его общие виды: 15

    1. Функциональный менеджмент туризма — комплексные повседневные процессы управления, обеспечивающие постоянное функционирование предприятия по трем основным направлениям:

    а) структура и организация деятельности туристского предприятия;

    б) мотивация и распределение обязанностей работников;

    в) контроль и оценка исполнения.

    2. Типологический менеджмент туризма, который подразделяется так:

  • менеджмент гостеприимства — системная часть менеджмента туризма, обеспечивающая целостность процесса обслуживания туристов;
  • менеджмент туроперейтинга — управление деятельностью туроператоров в туристском бизнесе и отношениями туроператоров;
  • тур-менеджмент;
  • менеджмент блюд и напитков;
  • менеджмент круизов;
  • менеджмент путешествий; — экскурсионный менеджмент.

    Можно также выделить следующие направления менеджмента в зависимости от решаемых задач:16

    1. Кадровый менеджмент (менеджмент человеческих ресурсов). Это направление менеджмента имеет большое значение в туризме, так как от правильного подбора персонала во многом зависит успех деятельности турфирмы или гостиницы. Прием на работу с учетом профессиональных и психологических данных претендентов, повышение квалификации, увольнение — все это работа менеджера по кадрам (персоналу). В гостинице в обязанности такого менеджера входит проверка внешнего вида сотрудников, особенно тех, кто работает с клиентами.

    2. Административный (организационный) менеджмент. Это направление менеджмента включает в себя организацию всей управленческой деятельности туристского предприятия.

    3.  Финансовый менеджмент (менеджмент финансовых ресурсов). В последние годы это направление менеджмента приобретает все большее значение: практически во всех гостиничных цепях мира или крупных туристских компаниях существует должность финансового менеджера. 

    В его обязанности входит отслеживание денежных потоков и принятие  в отношении них рациональных решений, т.е. решений о вложении свободных денежных средств.             

    4. Маркетинг-менеджмент. Сегодня в каждой турфирме или гостинице существует отдел маркетинга. Управление процессом маркетинга и возлагается на менеджера, занимающегося этим направлением. В его функции входит анализ рынка, разработка предложений по созданию или совершенствованию турпродукта либо гостиничной услуги, по формированию ценовой политики, а также по продвижению продукта, например разработка рекламных акций.

    5. PR-менеджмент. Это направление на некоторых предприятиях туризма является частью маркетинговой деятельности. Крупные же предприятия, например гостиничные цепи, имеют специальные подразделения, занимающиеся PR. Менеджеры по PR организуют презентации, участие в выставках, пресс-конференции, а также подготавливают материалы для прессы. В PR существуют два основных правила:

    1) общественное мнение в отношении  своего предприятия следует формировать самим, то, какое нужно, не дожидаясь, пока его сформируют другие;

    2)  хорошее общественное мнение  трудно и долго формируется,  но потерять его можно очень быстро.

    Таким образом, PR в туризме — самостоятельная функция менеджмента по установлению и поддержанию коммуникаций между туристским предприятием и общественностью.

    6.  Транспортный менеджмент. Во многих отелях мира существует свой транспорт для трансфера туристов, например, многие турфирмы имеют свой автобусный парк. Так, израильская фирма «Метрополитен» первой в Израиле освоила новую форму обслуживания туристов. Мини-автобусы или легковые автомашины собирают туристов на экскурсии из отелей всех городов страны и привозят их в определенное место, например в Тель-Авиве, а затем туристы рассаживаются в большие комфортабельные автобусы вместимостью 50 человек каждый, и отправляются на экскурсию с гидом. После экскурсии их привозят на то же место, откуда забрали, и далее развозят по городам и гостиницам снова на маленьких автобусах или автомашинах. Автобусы могут сдаваться и напрокат.

    7. Инновационный менеджмент. Внедрение современных компьютерных и информационных технологий, а также других инноваций в производственный процесс делает работу туристского предприятия более эффективной. Примером инноваций в гостиничном бизнесе может служить, например, предложение клиентам четырех- и пятизвездочных отелей самим решать вопрос о том, менять белье каждый день или нет. Проходит это под лозунгом защиты окружающей среды, борьбы за экологию и вместе с тем можно рассматривать как желание отеля сэкономить на моющих средствах и воде, что актуально для большинства европейских стран.

    8.  Инвестиционный менеджмент. Это направление тесно связано с финансовым менеджментом и может рассматриваться как его составная часть. Речь идет о принятии решений относительно инвестиций.

    9.  Стратегический менеджмент. Этим направлением должно заниматься руководство туристского предприятия. Важны три составляющие стратегического менеджмента: анализ существующего положения дел, разработка и выбор альтернативы, мероприятия по реализации этой альтернативы. Сегодня для туристского предприятия весьма затруднительна разработка стратегии на долгосрочную перспективу. Связано это прежде всего с обстановкой в мире, угрозой войн и террористических актов, а также с вероятностью экологических катастроф и стихийных бедствий.

    10. Quality-менеджмент (управление качеством). В последние годы это направление получает все большее распространение, в том числе в гостиничном бизнесе. Речь идет не только о качестве пищи в ресторане при  гостинице, но и о качестве обслуживания в целом, о качестве взаимоотношений в коллективе или с клиентами и т.д.

    11. Производственный менеджмент. Имеется в виду весь производственный процесс на предприятии и отладка технологий.

    12. Информационный менеджмент. Это направление стало в последнее время очень популярным. Без современных информационных технологий сегодня немыслима деятельность ни гостиницы, ни ресторана, ни туристской фирмы. Бронирование мест в гостиницах, заказ столиков в ресторане, выбор маршрута — все это объекты управления информационного менеджмента. Организация бухгалтерского учета, аналитические программы финансово-хозяйственной деятельности, использование финансовых инструментов — тоже информационный менеджмент.

    На  современных предприятиях туризма  обычно строят систему информационного менеджмента, объединяющую все службы предприятия. При этом информация делится на фронт-офисную, к которой имеют доступ все,  и бэк-офисную, к которой доступ ограничен (данные внутреннего учета и др.).

    13. Knowledge-менеджмент (управление знаниями). Данное направление появилось несколько лет назад, когда многие предприятия за рубежом стали осознавать важность сохранения опыта тех, кто по каким-то причинам покинул предприятие. Важно также не дублировать разработку того или иного проекта, а воспользоваться уже существующими знаниями. То есть речь идет о формировании мощной базы данных для конкретного предприятия, охватывающей все направления его деятельности.

    14. Коммуникативный менеджмент. Это направление может рассматриваться как деятельность по установлению коммуникаций между подразделениями предприятия, а также между обслуживающим персоналом и клиентами или гостями. В турбизнесе коммуникации играют огромную роль, поскольку от успешных коммуникаций зависит успех того или иного мероприятия, установление контактов.

    15. Анимационный менеджмент. В туристском и гостиничном бизнесе анимационный менеджмент занимает достойное место. Кстати, теперь такой менеджмент существует и на промышленных предприятиях. Речь идет об управлении развлекательными программами и работниками-аниматорами в клубных или 4- и 5-звездочных отелях.

Информация о работе Виды менеджмента и их роль в повышении эф-фективности управления предприятиями туриндустрии