Власть и Лидерство в Организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 10:41, курсовая работа

Описание

Цель данной работы является выявление и раскрытие факторов, влияющих на поведение человека в организации, а так же исследование рабочей группы, на практике, приобретение навыков и умений, полезных для будущей профессии.
Задачи власти и лидерства в контекст организации позволяет выявить новые её свойства и возможности. Вместе с тем проявление этих свойств в значительной степени определяется характером самой организации, теми возможностями, которыми она располагает для развития власти и лидерства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..4-5.

Влияние власти и лидерства на организационное поведение

1.1.Понятие власти и лидерства……………………………………………6-7.

1.2 Взаимодействие власти и лидерства в организации.............................8-11.


2. Проведение анализа и оценки деловой среды организации
2.1 Краткая характеристика ОАО Сбербанк……………………….......... 12-15.
2.2Влияние внешней среды ………………………………………………15-18.
2.3 Оценка действующей организационной культуры организации …. 18-20.
Заключение…………………………………………………………………….21.
Список используемых источников и литературы……………………….......22.

Работа состоит из  1 файл

курсовая менеджмент.docx

— 111.07 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

Курсовая  работа на тему:

«Власть и Лидерство в Организации»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                               Факультет: ФМА                                              

                                                                               Выполнил: Ефимова Е.А.

                                                                               Группа: ЭМЭ-12

                                                                               Преподаватель: Стародубцева В.К.

 

 

 

 

 

                                              

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск,

2012год 

Аннотация

Данная курсовая работа посвящена  актуальной для современной организации теме – Власть и лидерство в организации. Вопрос  власти и лидерства в организации на сегодняшний день актуален и его актуальность будет расти по мере продвижения российских компаний на мировом рынке.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………..4-5.

 

  1. Влияние власти и лидерства на организационное поведение

 

1.1.Понятие  власти и лидерства……………………………………………6-7.

 

1.2 Взаимодействие  власти и лидерства в организации.............................8-11.

 

 

    2. Проведение анализа и оценки деловой среды организации

               2.1 Краткая характеристика ОАО  Сбербанк……………………….......... 12-15.

               2.2Влияние внешней среды  ………………………………………………15-18.

               2.3 Оценка действующей организационной культуры организации …. 18-20.

   Заключение…………………………………………………………………….21.

     Список используемых  источников и литературы……………………….......22.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Актуальность данной темы обусловлена введением в процесс управления организацией инновационных технологий, позволяющих организации наиболее эффективно функционировать при наименьших затратах.

 

Цель данной работы является выявление и раскрытие факторов, влияющих на поведение человека в организации, а так же исследование рабочей группы, на практике, приобретение навыков и умений, полезных для будущей профессии.

 

Задачи  власти и лидерства в контекст организации позволяет выявить новые её свойства и возможности. Вместе с тем проявление этих свойств в значительной степени определяется характером самой организации, теми возможностями, которыми она располагает для развития власти и лидерства.

Субъектом данной работы является власть и лидерство в организации, аспекты взаимодействия и её влияние на организацию, и наоборот.

Объектом является рабочая группа организации, на примере которой  происходит исследование межличностных  отношений.

Инструментарием курсовой работы является наблюдение, отечественная литература, опросники, тесты.

.

Интерес к индивидуальному своеобразию  и личности человека сегодня, несомненно, стал неотъемлемой частью духовной культуры общества. И руководитель любого уровня вряд ли будет чувствовать себя уверенно, не имея представлений о теориях власти и лидерства, не ориентируясь в основных направлениях современной науки о человеке, не обладая достаточными знаниями об индивидуальных различиях.

Однако интерес менеджеров к  индивиду и его личности всё же носит не столько познавательный, сколько сугубо прагматический характер. Знание индивидуальных и личностных особенностей сотрудников представляет для организации ценность прежде всего в той степени, в какой оно позволяет менеджерам организовать поведение подчинённых и коллег в различных трудовых ситуациях.

Какую же роль человек играет во власти и лидерстве в организации? Да самую что ни наесть главную! Прежде всего, человек является создателем организации. Далее человек выступает элементом системы, которой является организация, от которого зависит насколько эффективно будет функционировать организация.

При развитии школы человеческих отношений  был сделан вывод, что самой главной  ценностью организации является человек, а не машина. Ведь если умело  развивать его потенциал, то он принесёт организации больше пользы, чем машина.

Подавляющее большинство людей  почти всю свою сознательную жизнь  проводят в организациях. Начиная  с яслей и кончая домом для  престарелых, человек сознательно  или бессознательно, добровольно  или по принуждению, заинтересованно  или с полной апатией включается в жизнь организации, живёт по её законам, взаимодействует с другими  членами организации, отдавая что-то организации, но получая от неё также  что-то в обмен.

Вступая во взаимодействие с организацией, человек интересуется различными аспектами  этого взаимодействия, касающимися  того, чем он должен жертвовать для  интересов организации, что, когда  и в каких объёмах он должен делать в организации, в каких  условиях функционировать в организации, в каких условиях действовать, что  будет давать ему организация  и т. п. От этого и ряда других факторов зависят удовлетворённость человека взаимодействием с организацией, его отношение к организации и его вклад в деятельность организации.

 

 

 

 

 

1.ВЛИЯНИЕ ВЛАСТИ И  ЛИДЕРСТВ НА ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ

 

1.1.Понятие  власти и лидерства

Понятия «лидерство» и «власть» тесно  взаимосвязаны между собой. Лидеры пользуются властью, чтобы достичь  своих целей. Вместе с тем между  этими двумя понятиями имеются  и существенные различия. Лидерство  предполагает необходимость достижения целей, в то время как проявление власти не всегда будет основано на этом предположении. Лидерство, как  правило, обращено к более низкому  уровню — подчиненным. Власть же может  распространяться во всех направлениях.

Итак, мы знаем лидерство — это способность  вести за собой людей для достижения конкретных целей. 
Лидер может быть либо формальным (назначенным для осуществления руководства конкретным участком работы, подразделением), либо неформальным. Неформальный лидер — человек, который в силу своих способностей и личностных качеств способен увлечь и повести за собой людей. Влияние неформального лидера на результаты работы организации может быть более значимым, чем влияние формального лидера, не располагающего качествами, необходимыми для успешного управления людьми. Существуют различные теории лидерства. Наиболее известные — теории личностных качеств лидера; поведенческие теории лидерства; теории лидерства, основанные на ситуационном подходе; теории харизматических качеств лидера, когда роль менеджера заранее определена «на табло» социальной организации, оговорен круг функций реализующего ее лица. Роль лидера возникает стихийно, в штатном расписании учреждения, предприятия ее нет.

Руководитель  коллектива назначается извне, вышестоящим  руководством, получает соответствующие  властные полномочия, имеет право  на применение санкций (как позитивных, так и негативных). Лидер выдвигается  из числа окружающих его людей, в сущности, равных (или, по крайней мере, близких) ему по статусу (служебному положению), он как бы «один из нас». Вместе с тем лидер также может прибегать к санкциям в отношении кого-то из партнеров, но эти санкции носят неформальный характер (вроде тех, что в свое время обнаружил Э. Мэйо в хоторнском эксперименте), право на их применение нигде официально не зафиксировано.

Здесь следует обратить внимание еще и  на такой любопытный момент. Как  бы человек ни стремился стать  лидером (а это, что скрывать, мечта  многих из людей), он никогда им станете, если окружающие не воспримут его. А  вот в руководстве дело обстоит  совсем иначе. Менеджер нередко назначается  на свой пост независимо от того, воспринимают его подчиненные соответствующим  этой роли или нет. 
Короче говоря, руководство, менеджмент есть социальный по своей сущности феномен, а лидерство психологический . И в этом — основное различие между ними, хотя в то же время имеется и немало общего.

Оба феномена реализуют процессы социального  влияния в группе (коллективе). Но в одном случае (руководство) это влияние идет главным образом по официальным каналам, тогда как в другом (лидерство) — по неофициальным.

Обоим феноменам присущ момент известной  субординации отношений. Причем в руководстве  он выступает достаточно отчетливо  и закреплен должностными инструкциями, а в лидерстве его присутствие  гораздо менее заметно и уж заранее никак не очерчено. 
И вовсе не случайно поэтому, что нередко лидерство способно переходить в руководство, а руководитель становится лидером и т.д. Примеров такого рода трансформаций в прошлом и настоящем - великое множество. В наше же время хороший руководитель организации - это человек, который одновременно является лидером и эффективно управляет своими подчиненными.

 

 

 

 

 

 

Рисунок1- Модель влияния руководителя на подчиненного. 
Власть часто используют как синоним термина «авторитет». Это не совсем верно.

Авторитет — это власть, возникшая на формальной основе, как данная кому-то и принимаемая подчиненными как то, с чем они согласны и считают правильным. В первом случае власть дается сверху, а в другом она должна быть получена снизу. Авторитет как понятие не включает в себя все виды власти. Власть может появиться от занимаемой должности, от личного воздействия или от того и другого. Власть должности проистекает не из самой Должности, а делегируется ее обладателю теми, кому он подотчетен.

 

 

 

 

 

1.2. Взаимодействие власти, лидерства и организации

Специалистами разработано много разных подходов к классификации источников власти. Сначала выделялось пять базовых  источников власти: принуждение, экспертиза, закон или право принятия решения, пример или харизма, вознаграждение. Позже был добавлен шестой источник — информация, а потом и седьмой источник — связи. При этом все источники власти были разделены на две большие группы. К первой группе были отнесены те источники власти, которые имеют личностную основу, ко второй — организационную основу, которую называют также структурно-ситуационной (рис. 1.1). Основой власти называется то, откуда она происходит, а источником власти — то, через что данная основа используется.

В группу, составляющую личностную основу власти, включаются следующие источники власти: экспертная власть, власть примера, право на власть, власть информации, потребность во власти.

Под экспертной властью понимается способность руководителя влиять на поведение подчиненных в силу своей подготовки и уровня образования, опыта и таланта, умений и навыков, а также наличия специализированных знаний. Экспертная власть не связана жестко с определенной должностью. Уровень экспертной власти определяется уровнем, на котором руководитель демонстрирует свою компетентность в анализе, оценке и контроле работы подчиненных. Специализация в знаниях ограничивает применение экспертной власти. Недостатком такой власти страдают молодые руководители, и им требуется время для того, чтобы ее обрести и эффективно использовать.

Власть примера связана со способностью руководителя влиять на поведение подчиненных благодаря его привлекательности, наличию у него харизмы. Харизма — это власть, основанная на силе личных качеств и стиля руководителя. Власть примера нередко формируется по мере отождествления подчиненными себя со своим руководителем вплоть до подражания ему во всем. Это стремление незаметно подводит подражателя под влияние того, кому он подражает. Чем больше руководитель является для кого-то идеалом, тем больше его уважают, подкрепляя тем самым его личностную основу власти.

Формально руководители, занимающие одни и те же должности, имеют равные права. Однако каждый из них использует данное ему  право в пределах своих способностей. Это проявляется в том, что  каждый руководитель как бы обладает разным правом на власть. Во многих случаях данный источник власти может быть единственным, особенно когда организация только формируется. Подчиненные играют важную роль в формировании практики применения данного типа власти. Здесь важно получить от подчиненных признание права на власть, что связано с использованием других источников власти. Кроме того, рассматриваемый источник власти в отличие от других имеет более четкие границы применения данной власти в пределах предоставленных руководителю прав и ответственности.

Власть информации базируется на возможности доступа к нужной и важной информации и умении использовать ее для влияния на подчиненных. Получаемая информация позволяет ее обладателю принимать оптимальные решения и осуществлять тем самым власть. Координация информационных потоков и контроль над коммуникационной сетью делают человека властным. Информация играет важную роль в формировании власти руководителя. Особое значение это приобретает в век всеобщей компьютеризации. Власть информации следует отличать от экспертной власти, которая связана с пониманием или способностью использовать данные. Так, например, помощники и секретари нередко обладают значительным количеством информации, но это вовсе не означает наличие у них экспертной власти, особенно в специальных областях. Они могут помочь подготовить информацию для решения, но не принять решение. Организационную основу власти составляют следующие источники власти: принятие решения, вознаграждение, принуждение, власть над ресурсами, власть связей.

Информация о работе Власть и Лидерство в Организации