Власть и влияние руководителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 18:26, курсовая работа

Описание

В России изменения в экономической и социальной среде, в характере хозяйственной деятельности, в природе организации за последние пять лет оказались весьма специфическими, однако суть изменений в требованиях к менеджменту оказалась та же, что и на Западе – адаптация к быстрым переменам в деловой среде, в природе организаций и в деятельности.

Одной из наиболее важной для любого предприятия проблемой, является управления человеческими ресурсами. При взаимодействии с персоналом необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого сотрудника. Квалифицированный менеджер должен уметь разбираться в людях, выявлять их отличительные особенности и грамотно строить стратегию управления ими. Личные качества людей влияют на их жизнь и жизнь окружающих, для руководителя необходимо знать какое влияние человек может оказать на организационное поведение.

Содержание

Введение

I Теоретические подходы к управлению организацией
Организация как объект управления
Власть и влияние руководителя: сущность, элементы, виды.
Методы исследования власти и влияния руководителя

Вывод

II Исследования системы управления ИП Пешкова О. И.

2.1 Анализ потребительского рынка сферы торговли Красноярского края

2.2 Мониторинг внешней и внутренней среды ИП Пешкова О. И.

2.3 Оценка существующего стиля руководителя в ИП Пешкова О.И.

Вывод

III Разработка стратегического направления деятельности ИП Пешкова О. И.

3.1 Программно-целевой подход для совершенствования стиля руководства в ИП Пешкова О. И.

3.2 Управление рисками при реализации мероприятий по совершенствованию стиля руководства в ИП Пешкова О. И.

3.3 Управление изменениями при реализации мероприятий в ИП Пешкова О. И.

Заключение

Библиографический список

Приложения

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Власть и влияние руководителя.docx

— 41.81 Кб (Скачать документ)

Техника и технология - четвертая составляющая внутренних переменных организаций. На любом предприятии  всегда есть проблема с внедрением новой и новейшей техники. Техника  устаревает сравнительно быстро. Дело даже не в том, что она изнашивается, она устаревает морально. Научно-технический  прогресс, открытия и изобретения  в технических областях дают замечательные образцы новых машин и механизмов, компьютерной техники, новых материалов - полимерных, электропроводящих, сплавов с направленной кристаллической структурой, сверхчистых материалов, объемных микросхем и т.д.

Но применить  все это на практике дело довольно сложное, хлопотливое, рискованное, часто  связанное с временными потерями в уже действующем и отлаженном производстве. Таким образом, управление внутренней переменной оказывается  в зависимости не только от внутренних материальных и финансовых возможностей данной организации, уровня и квалификации управленческих кадров и соответствующих  специалистов, но и от внешних условий, среды внешнего окружения, в которых  она находится.

Взаимодействие  организации с внешней средой. Успешная деятельность организации  в достижении поставленных целей  и задач во многом зависит от внешнего окружения. Так, например, на производственном предприятии всегда возникает ряд  вопросов, относящихся к внешней  среде: каковы источники сырья, материалов, энергии? Имеются ли соответствующие  специалисты? У кого приобрести машины, механизмы, инструменты и т.д.? Есть ли подрядчик на строительство объекта? Каковы удаленность и объемы рынков сбыта? Какие существуют экологические  ограничения? Как поведут себя местные  власти? И так далее.

Внешняя среда  может воздействовать или прямо  и непосредственно, или скрыто, косвенным  образом.

Среда прямого воздействия включает: государственные  организации, регулирующие хозяйственную  деятельность (налоговая инспекция, разрешительная система, таможенная служба, правоохранительные органы, государственное  страхование и др.); потребителей, чьи интересы защищает общество охраны прав потребителя, соответствующий  спрос на рынке; конкурентов с  их стремлением завоевать потребителя  при помощи лучшего качества, сервиса  или более приемлемой цены; поставщиков  сырья, материалов, энергии, полуфабрикатов, комплектующих изделий и др. Менеджеру в своей работе необходимо все знать и учитывать.

Среда косвенного воздействия включает факторы, которые влияют на предприятие не прямо и немедленно, а опосредованно, через сложную систему экономической  конъюктуры, достижения технического прогресса, социально-политические и  культурные изменения, микрохозяйственные связи, отношения и др. Данные факторы  проявляются не все сразу и  не с одинаковой силой.

     Учет  воздействия внешней среды требует  от менеджеров знания, как быстро могут  проявлять себя факторы внутренней и внешней среды, ведь в современных  условиях их влияние может стремительно возрастать. Однако скорость воздействия  факторов внешнего окружения неодинакова  для различных организаций.

     Особенно  остро влияет на деятельность предприятия  неопределенность ситуации. Так, например, события в сфере финансов государства  могут разворачиваться настолько  быстро и непредсказуемо, что организация  оказывается в крайне затруднительном  положении, граничащем с невосполнимым  ущербом их для ее работы. Здесь  необходима точная и достоверная  информация о готовящихся или  назревающих изменениях внешних  условий.

     Исследование  признаков организации, ее внутренних переменных и взаимосвязи с внешним  окружением показывает, что предприятия  после их возникновения живут  по определенным законам и закономерностям. Ряд из них носит объективный  характер и обеспечивает жизнедеятельность  всех без исключения организаций. Рассмотрим некоторые из них.

     Видовая классификация организаций в  настоящее время учитывает отношения  собственности в сфере производства и финансов, в сфере распределения  общественного богатства, средств  потребления и производства.

     Виды  организаций различают также  по организационному признаку – положению, роли и значению отдельных личностей  в организации, т.е. по статуту организации  по отношению к своим членам.

     Принято считать, что в общественном производстве существуют первичные организации, определяющие основы деятельности ее членов, нормы, правила, методы взаимодействия с себе подобными и другими  общественными, финансовыми, сбытовыми  и другими структурами. Например, в государственных организациях государственная, общественная собственность  обладает приоритетом в отношении  других видов организаций в силу естественных, правовых или экономических  условий.

     Другим  видом являются политические, общественные, национальные, религиозные и другие организации, возникающие в зависимости  от объективных социально-экономических  условий, потребностей общества, уровня его развития и прочих причин и  обстоятельств.

     Так, например, в России возникли организации, не свойственные ее нравам и христианским обычаям, - общества «аум-сенрике», «кришнаитов», «вакхобитов» и другие виды организаций, которые не способствуют единой вере, развитию и процветанию общества в соответствии с его возможностями, религиозными верованиями и сформировавшимися  взглядами на общественные ценности.

     По  хозяйственному признаку организации  делятся на: прибыльные и неприбыльные, бюджетные и внебюджетные, торговые, посреднические, финансовые, инновационные, промышленные, сельскохозяйственные, строительные, транспортные и др. Хозяйственные  организации бывают механистические  и органические. Последние особенно привлекают творчески настроенных  менеджеров своей подвижностью, быстротой  изменений ситуаций, необходимостью творческого подхода к решению  проблем, риском и непредсказуемостью ситуаций.

     Условное  деление организаций на механистические  и органические позволяет классифицировать их на застойные, остановившиеся в своем  развитии, и на перспективные, способные конкурировать и развиваться. Это особенно значимо для периодов реформирования новых отношений собственности.

     Виды  организаций, с которыми менеджер сталкивается в своей практической деятельности в современных условиях, можно  классифицировать по ряду признаков  и их значению для его дела.

  1. Организации правовой и разрешительной системы, от деятельности которых зависит сама возможность существования организации.
  2. Организации финансовой и налоговой служб, определяющие нормы и правила деятельности.
  3. Организации конкурентов, с которыми предстоит борьба и налаживание отношений.
  4. Общественные организации.
  5. Организации полукриминальных и криминальных видов, сложившиеся в условиях кризиса экономики.

     В международном масштабе некоторые  виды организаций приобрели характер межнациональных монополий, межнациональных  правовых и силовых структур, которые  определяют жизнедеятельность не только каких-либо групп населения, но и  целых народов и государств. Например: ООН, ОПЕК, Римский клуб, МВФ, НАТО и  др.

     В сфере производства наиболее значимыми  являются организации, возникшие и  развивающиеся под воздействием  законов конкуренции, концентрации и централизации капиталов. Наиболее жизнеспособным видов в наше время  выступает диверсифицированный  концерн. Это многоотраслевые корпорации, действующие в различных отраслях экономики и состоящие из множества  подвластных им финансовых, производственных, сбытовых, научно-исследовательских  и иных организаций и структур.  
 
 

    1. Власть  и влияние руководителя: сущность, элементы, виды
 

   В управленческой литературе способность  оказывать влияние на поведение  людей называется властью. Власть может  относиться к индивиду, группе и организации в целом. Определение власти как организационного процесса подразумевает, что:

    • Власть – это потенциал, имеющийся у ее пользователи, то есть она существует не только тогда, когда применяется;
    • Между тем, кто использует власть, и тем, к кому она применяется, существует взаимозависимость;
    • Тот, к кому применяется власть, имеет некоторую свободу действий.

Власть  может существовать, но не использоваться. Если сотрудник работает по правилам, то у начальника нет необходимости  применять к нему имеющуюся у  него власть. [Виханский]

В свою очередь, влияние – это любое  поведение одного индивида, которое  вносит изменения в поведение, отношения, ощущения другого индивида. Инструменты влияния варьируются в большом диапазоне. Для руководителя необходимы такие, с помощью которых можно не просто привить новые идеи в коллективе, но и добиться практических результатов в достижении целей организации. Конкретные средства, с помощью которых одно лицо может влиять на другое, могут быть самыми разнообразными: от просьбы, высказанной шепотом на ухо, до приставленного к горлу ножа. В условиях организации таким «ножом» может быть угроза увольнения. Руководители должны оказывать влияние таким способом, который легко предсказать и который ведет не просто к принятию данной идеи, а к действию - фактическому труду, необходимому для достижения целей организации. Для того, чтобы сделать свое лидерство и влияние эффективными, руководитель должен развивать и применять власть. Соответственно, власть и влияние – два безусловно связанных между собой понятия. Власть в широком смысле это и есть возможность влиять на поведение других людей.

     Необходимость власти в управлении очевидна. Ведь в дополнение к формальным полномочиям  руководителю требуется власть, так  как он зависит от людей как  в пределах своей цепи команд, так  и вне ее. Во всех организациях для достижения эффективного функционирования необходимо надлежащее применение власти. В различных подразделениях организации руководитель зависит от своего непосредственного начальства, подчиненных и коллег. Фактически эти группы представляют собой часть окружающей руководителя среды. Без содействия этих людей руководитель не может эффективно осуществлять свои функции. [мескон, альберт]

     Если  же руководитель не может эффективно взаимодействовать с многочисленными  подчиненными , то он или она не сможет выполнять свою собственную работу, а это обязательно снизит эффективность  как индивидуального трудового  вклада, так и деятельности всей организации. Власть и влияние, так  как являются инструментами лидерства, являются фактически единственными средствами, которыми располагает руководитель для разрешения подобных ситуаций. В случае если руководитель не обладает достаточной властью, чтобы влиять на тех, от кого зависит эффективность его деятельности, то он не сможет получить ресурсы, необходимые для определения и достижения целей через других людей. Таким образом, власть, хотя часто и неправильно используемая, является необходимым условием успешной деятельности организации.

     Элементы 
 
 
 
 

     Для того чтобы обладать властью, руководитель должен держать под контролем  что-либо, имеющее значение для исполнителя, в результате чего возникает его  зависимость от руководителя. Это  могут быть физиологические или  социальные потребности, потребность  в защищенности, уважении и самовыражении.

В связи  с этим выделяют следующие виды власти:

1. Власть, основанная на принуждении.

Исполнитель верит, что руководитель может наказать его таким образом, что это  помешает удовлетворению его насущной потребности.

Данная  система власти негуманна. Кроме  того, невозможно поддерживать эффективный  контроль при умеренных затратах, так как усиливается стремление людей сознательно обманывать организацию. Исследования показали, что в организациях, где используется такая система  власти, как правило, менее высокая  производительность труда и более  низкое качество продукции, а также  наблюдается неудовлетворенность  сотрудников своей работой.

2. Власть, основанная на вознаграждении.

Обещание  вознаграждения - это один из самых  старых и эффективных способов влияния  на людей. Исполнитель не сопротивляется этому влиянию, так как он в  обмен на выполнение того, что хочет  руководитель, надеется получить вознаграждение, верит, что руководитель сможет удовлетворить  его насущную потребность.

Однако  на практике руководитель не всегда может  вознаградить своих сотрудников, так  как у каждой организации ресурсы  ограничены. Трудности возникают  также в связи с тем, что  часто бывает непросто определить, что следует понимать под вознаграждением. Деньги и более престижная должность  не всегда способны произвести впечатление  на человека и повлиять на его поведение. 
 

Информация о работе Власть и влияние руководителя