Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 21:40, курсовая работа
Целью исследования является выявление всех возможных форм власти, сформулировать понятие коллективного управления.
Достижение поставленной цели предусматривает постановку и решение следующих задач:
Определить наиболее эффективную форму проявления власти
выяснить достоинства коллективного управления.
Баланс власти
– это ситуация в управлении,
когда уровень влияния
И менеджеры и подчиненные должны четко понимать, в какой мере делегируется власть, чтобы избежать недопонимания и неудач.
Для менеджера трудно делегировать ответственность и власть, когда они важны для него самого. Ответственность делегируется конкретными областями (например, финансами). В данном случае властные функции выполняются по отношению не к финансам (управлять финансами), а к плановикам-финансистам, которые должны хорошо выполнять свою работу (тот, кто управляет финансами, лучше знает, как это делать, нежели менеджер). Менеджер должен постоянно находиться в мозговом центре, знать в каком направлении движется вся организация. Власть используется для того, чтобы следить за тем, чтобы все члены организации не только опускали «весла в воду», но и гребли в одном направлении. Делегирование – это способ разделения власти. В данном случае, во-первых, создается очень хорошая и сплоченная команда сотрудников (люди, которых наделили властью, будут ощущать свою силу и могущество и поэтому они пожелают остаться в вашей команде); и, во-вторых, чем больше вы делегируете власти другим, чем больше ответственности вы «отдаете» подчиненным, тем более эффективным будет ваш управленческий труд, т.к. вы освобождаетесь от рутинной работы.
Децентрализация личной власти достигается тремя способами:
1) официально закрепленными в документах делегированием полномочий
2) наличием систем
долгосрочного, среднесрочного
3) отлаженным механизмом обмена информацией.
Своевременное
перераспределение и
При децентрализации власти менеджеры могут использовать систему премирования, в соответствии с которой сотрудник премируется не только за личные результаты, но и за результаты деятельности своего подразделения, но и предприятия в целом.
В соответствии с проведенными исследованиями, каждая третья российская фирма в процессе своего развития сталкивается с проблемой власти во взаимоотношениях менеджера и подчиненных. Менеджер либо воздвигает между собой и все более многочисленным штатам, либо сохраняет панибратские отношения с младшими по званию сотрудниками. Как первое, так и второе опасно для предприятия.
Больше половины российских компаний устроено по семейному принципу. Это место, в котором, прежде всего, живут, а уже потом компания, в которой делается работа. Порочность этой практики очевидна.
Оптимально приспособленными к рыночным условиям является уверенный в себе руководитель. У такого менеджера всегда есть твердое собственное мнение, однако он старается выслушивать и учитывать мнения своих подчиненных.
Руководитель
имеет власть над подчиненными, однако
в некоторых ситуациях и
Власть может принимать различные формы. В связи с этим выделяют различные формы власти: утилитарную, авторитарно-нормативную и объединенную.
Утилитарная власть – это воздействие посредством сильных мотивов. Исполнитель задания знает, что если он выполнит «то-то», то получит «это».
Авторитарно-нормативная власть – законная власть. Исполнитель верит, что влияющий имеет право отдавать приказания, а его долг – строго их выполнять.
Объединенная власть – власть группы. Эта власть огромна и часто неосознанна. Нормы устанавливаются группами и поэтому наше поведение должно вписываться в нормы и культуру организации.
Во всех случаях, когда мы имеем дело с властью, подразумеваем степень влияния руководителя на подчиненного.
Ведя речь о власти нужно, конечно, выделить и источники власти. Источник власти - контроль руководителя над ресурсами, используемыми для удовлетворения каких – либо потребностей подчиненного.
В условиях рыночной экономики источники власти внутри предприятия в процессе его развития могут трансформироваться. Это особенно характерно для зарубежных компаний, работающих в условиях развитых рыночных отношений.
Обычно
различают три источника
После того как предприятие создано, появляется второй источник власти – власть собственников. Этой властью обладают как основатели компаний, так и её инвесторы по праву владения всем имуществом предприятия.
Однако, когда оно начинает функционировать как самостоятельная организация, его деятельность начинает зависеть также от сотрудников предприятия, поставщиков и потребителей. Теперь компания представляет собой организационную структуру, являющуюся источником её мощи и власти. Это третий источник власти – власть самого предприятия.
Существует много примеров, когда фирма оказывалась банкротом, а ее основатели были смещены со своих руководящих постов. Обычно это являлось следствием заблуждения предпринимателя – основателя компании: я сам по себе и полностью независим.
Руководство
предприятия никогда не должно забывать
о том, что оно существует только
благодаря тому, что сотрудники готовы
работать с ним в тесном контакте.
Между тем, именно высшее руководство
предприятия легко поддается
искушению считать, что судьба предприятия,
рабочих и служащих зависит от
решений руководства. На деле все
обстоит иначе: существование руководства
зависит от работы сотрудников и
от рынка. Поэтому источником личной
власти основателей предприятия
является деятельность организации
в целом. Сам же руководитель выступает
в роли лидера, обладающего властью
лишь по воле данной организации. Необходимо,
чтобы учредители и владельцы
компании, формирующие организационную
структуру, политику и стиль работы
предприятия, сами добровольно следовали
собственным установкам. Нельзя делать
исключений ни для себя, ни для своих
друзей, ни для своих родственников.
Собственность предприятия
Сотрудники предприятия не являются слугами ее учредителей, а трудятся в интересах организации.
Таким образом,
как для основателей компании,
так и для ее владельцев важно
понять, что ощущение собственной
значимости и чувство собственника
не может служить основным источником
власти.
2.2 Коллективное управление: да или нет?
Коллективное управление — процесс сложный и неоднозначный, а поэтому заключает в себе ряд опасностей. Прежде всего, решения, принимаемые в его рамках, характеризуются повышенным риском, что обусловлено разделением ответственности между его авторами и желанием каждого из них выделиться, продемонстрировать свои способности, и одновременно надеждой на остальных.
В процессе коллективной выработки решений зачастую происходит игнорирование информации, не совпадающей, а тем более противоречащей общим установкам, что в значительной мере затрудняет поиск новых его вариантов.
Опасность для процесса коллективного управления представляет также консерватизм его отдельных участников, особенно если они численно преобладают; их стремление придерживаться традиционных методов работы, нежелание лишний раз утруждать себя поиском оптимальных решений.
Другими недостатками коллективного управления считаются: ограничение числа обсуждаемых альтернатив; отказ от повторного обсуждения проблемы даже после появления новых возможностей и препятствий; концентрация на фактах, подтверждающих мнение группы и оставление прочих без внимания; нежелание учитывать трудности реализации решения.
Эти
сложности можно в значительной
мере преодолеть за счет правильного
подбора членов группы с точки
зрения их количества, социального
статуса, профессионального и
Успех совместной работы определяется хорошим пониманием задач, готовностью отказаться от своего решения в пользу лучшего чужого, активным обменом информацией, ответственностью каждого за свое дело, своевременным поощрением.
Успех совместной работы зависит и от размеров группы. Принято считать, что наиболее эффективен в деле выработки решений коллектив, состоящий из пяти человек, поскольку ему присущи минимальная конфликтность и максимальная оперативность, хотя его творческий потенциал ограничен.
Крупный
коллектив способен решать более
сложные и разнообразные
Успех коллективного управления во многом зависит и от руководства этим процессом, чаще всего осуществляемого лицом которому группа в наибольшей степени доверяет. Он должен создать комфортную обстановку, позволяющую расслабиться и полностью «погрузиться» в работу; а самому, находясь «в тени», стимулировать творчество.
Психологи выделяют следующие типы таких руководителей: