Влияние национальной культуры на менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 22:59, курсовая работа

Описание

В данной работе, я сознательно отказался от использования метода «кластеризации культур», так как, на мой взгляд, данный метод уделяет слишком большое внимание корпоративной культуре, в то же время, слабо учитывая национальную культуру в целом, что часто приводит к противоречивости классификации. Я постарался совместить анализ деловой культуры и национальной, чтобы более полно охарактеризовать влияние национальных культур на менеджмент.

Содержание

Глава 1. Теоретические аспекты управления.
1. Менеджмент. Определение. Цели, задачи.
Глава 2. Национальная культура и её влияние на менеджмент.
2.1. Влияние западной культуры на менеджмент.
2.1.1 Американская модель управления.
2.1.2 Европейская модель управления и многообразие деловых культур в Европе.
2.2. Влияние восточной культуры на менеджмент. Японская модель управленя.
2.3. Влияние культуры на коммуникативные процессы между компаниями с разными моделями управления.
2.4. Влияние национальной культуры на типы организационных структур. Классификация Тромпенаарса.
2.5. Доминирующая культура и субкультура корпораций.
Заключение.
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

Курсач по менеджменту.docx

— 97.71 Кб (Скачать документ)

План.

Глава 1. Теоретические  аспекты управления.

    1. Менеджмент. Определение. Цели, задачи.

Глава 2. Национальная культура и её влияние на менеджмент.

2.1. Влияние западной  культуры на менеджмент.

     2.1.1  Американская модель управления.

     2.1.2 Европейская  модель управления и многообразие деловых культур в Европе.

2.2. Влияние восточной  культуры на менеджмент. Японская  модель управленя.

2.3. Влияние культуры  на коммуникативные процессы  между компаниями с разными  моделями управления.

2.4. Влияние национальной культуры на типы организационных структур. Классификация Тромпенаарса.

2.5. Доминирующая  культура и субкультура корпораций.

Заключение.

Список литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

      Как показывает практика, не смотря на тотальную  глобализацию, национальная культура продолжает играть заметную роль в  формировании уникальных подходов к  управлению. До сих пор, прослеживается четкое разделение по стилям менеджмента  в различных странах с различными культурными особенностями. Культурные различия прямым образом влияют на конкурентоспособность стран на мировом рынке. Поэтому, представляется интересным рассмотреть влияние  культуры на управление. Чтобы проанализировать её влияние, необходимо дать четкое определение понятия «культура».

     Существует  довольно много определений культуры (исследователи насчитывают свыше 100), но нам представляется важным выделить два.  
Согласно первому из них: под культурой в широком смысле следует понимать образ жизни и систему мировосприятия, присущую тому или иному народу (группе людей). Это определение охватывает все стороны жизни людей, по существу происходит отождествление конкретной культуры с данной страной. С точки зрения сравнительного менеджмента представляется важным включение в это понятие того, что обычно относится к материальной культуре, в том числе, технологии.  
Во втором случае дается более узкое и конкретное определение: культура - это совокупность ценностей и норм данного общества. В этом случае материальные объекты интересны уже только как знаки или как окружение той или иной культуры.

     В данной работе, я сознательно отказался  от использования метода «кластеризации культур», так как, на мой взгляд, данный метод уделяет слишком  большое внимание корпоративной  культуре, в то же время, слабо учитывая национальную культуру в целом, что  часто приводит к противоречивости классификации. Я постарался совместить анализ деловой культуры и национальной, чтобы более полно охарактеризовать влияние национальных культур на менеджмент. 
 
 
 
 

1.1. Понятие и сущность  менеджмента 

      Менеджмент (от англ. management — управление, организация) — система программно-целевого управления, перспективного и текущего планирования, организации производства и реализации продукции. Он изучает наиболее рациональную организацию и управление производством, коллективом.  Менеджмент — это комплекс взаимосвязанных действий:

  • организация и управление (производством и коллективом);
  • постановка и корректировка задач;
  • разработка этапов работы;
  • принятие решений;
  • налаживание коммуникаций (методов и форм передачи информации);
  • регулирование процессов;
  • сбор и обработка информации;
  • анализ информации ,
  • подведение итогов работы.;

     Существует более 200 определений менеджмента. Одно из наиболее современных определений приводится в английском издании «Международного справочника по менеджменту»: «Менеджмент — эффективное использование и координация таких ресурсов, как капитал (производительный, финансовый и человеческий) для достижения целей с максимальной эффективностью». В последние годы растет значимость информационных ресурсов в менеджменте, поэтому приведенное выше определение можно расширить, добавив в перечень ресурсов еще и информационный. itV" Цели менеджмента:

  • получение (увеличение) прибыли;
  • повышение эффективности хозяйствования;
  • удовлетворение потребностей рынка;
  • решение социальных вопросов.
  • Задачи менеджмента:
  • организация производства конкурентоспособных товаров;
  • совершенствование производственного процесса;
  • внедрение новейших наукоемких технологий;
  • повышение качества продукции;
  • снижение затрат на производство.

         Основные функции менеджмента — организация и управление производством продукции.

        Менеджер — это профессионал по организации и управлению производством, сбытом и сервисом, обладающий административно-хозяйственной самостоятельностью. Менеджеры бывают разных уровней, и задачи они решают не одинаковые.

        В каждой организации существует определенная дифференциация по вертикали, которая связана с уровнем сложности задач и функций, возлагаемых на того или иного менеджера ( 1.1). 

      Условно менеджеров подразделяют на три основные группы:

  • высший уровень (top manager) — это генеральные директоры, директоры, члены правления предприятия;
  • среднее звено (middle manager) — руководители управлений, отделов, цехов;
  • низшее звено (entry manager) — руководители подотделов, секторов, бригад, групп.
 

 

          Менеджеры высшего уровня определяют основное направление деятельности предприятия, ее цели и задачи. Как показывает практика работы крупных компаний, такой менеджер более 80% рабочего времени отдает формированию стратегии развития бизнеса, осуществлению контактов с федеральными, региональными и местными органами власти, банками, поставщиками сырья, материалов, комплектующих и т.д. Оставшееся время уходит на реализацию программ и планов работы, контроль за работой подчиненных. Естественно, такому менеджеру необходимо знать технологию производства. Однако в гораздо большей степени он должен обладать умением подбора и расстановки кадров, в первую очередь руководящих, т.е. менеджеров среднего и низшего звеньев.

         Таким образом, если высшее руководство практически целиком ориентируется на формулирование общей политики и стратегии предприятия, то на среднее управленческое звено ложится основная часть ответственности за практическую реализацию решений, в том числе:

  • за изменение организационных структур;
  • разработку систем производства и сбыта продукции;
  • организацию взаимодействия функциональных подразделений компании;
  • своевременное обеспечение высшего руководства необходимой информацией;
  • координирование и управление работой руководителей низшего звена.

         Выполнение таких задач требует от менеджеров среднего звена способности аналитически мыслить, проявлять гибкость, способность быстро воспринимать и своевременно реализовывать новые идеи, умения видеть проблему и использовать новейшие методы и технические средства ее решения.

            В свою очередь, особенностью работы менеджеров низшего звена является руководство деятельностью непосредственных исполнителей работы (рабочих и служащих). Это наиболее многочисленная часть управленческого персонала. Специфика функционирования различных предприятий и организаций объективно затрудняет определение круга обязанностей таких менеджеров. Однако в целом можно отметить следующие основные функции, которые выполняются руководителями низшего звена управления: планирование деятельности подчиненных; организация производственного 

процесса; мотивация  труда персонала; контроль за рациональным расходованием ресурсов и соблюдением правил техники безопасности; сбор, анализ и представление вышестоящему руководству информации о результатах текущей деятельности подразделения.

       Менеджеры различаются также по служебным функциям. Наиболее распространенной позицией является sales manager — менеджер по продажам: если он отвечает за работу с регионами — это regional manager, если за распространение какой-то группы товаров — product manager; если за распространение и продвижение какой-либо марки товара — brand manager; если же менеджер участвует в разработке того или иного проекта, начиная от стадии разработки до полного его завершения, — это project manager.

        Где бы ни работал менеджер, он должен быть настоящим знатоком своего дела, чтобы принести максимальную прибыль фирме. В свою очередь компании должны поддерживать своих менеджеров, развивать их таланты, положительно мотивировать и способствовать дальнейшим успехам.

          Понятия «менеджер» и «руководитель» не тождественны.

          Руководителями являются все люди, которые возглавляют тот или иной коллектив. Это могут быть, например, директоры предприятий, школ, гостиниц и др. Однако не всех их можно назвать «менеджерами». Менеджер работает на конкретный экономический результат: получение прибыли и достижение эффективности производства. А основной результат работы, например директора муниципальной общеобразовательной школы, — высокий уровень знаний школьников, что не является экономическим результатом. Поэтому нельзя считать такого руководителя менеджером. Итак, каждый менеджер — это руководитель, но не каждый руководитель — менеджер.

        Небезынтересно сравнить советского руководителя и менеджера. Внешне принципы, функции и понятия управления в социалистической экономике и менеджменте похожи. Однако основное различие состоит в подчинении руководителя советского предприятия административно-хозяйственной системе, порой в ущерб эффективности производства и удовлетворению потребностей людей. Это ведет к ограничению инициативы производителя продукции, выполнению плана любой ценой, отсутствию заинтересованностив результатах труда. Для руководителя социалистического предприятия основные лимитирующие показатели — ограничения ресурсов (материальных, трудовых, финансовых). Для менеджера же основным лимитирующим показателем в работе является спрос на продукцию его предприятия.

          Советский руководитель ориентировался не на эффективность работы предприятия, а на указания вышестоящих органов управления. Менеджер не имеет директивно установленного жесткого плана. Его ориентир — потребитель, рынок сбыта.

        Существует также отличие и в основах авторитета руководителя советского типа и менеджера.

        В административно -командной системе авторитет руководителя опирается: на формальный статус в организации; формальный авторитет; формальную компетентность; наличие практического опыта; формальное право на принятие решений, в том числе по кадровым проблемам и материальному вознаграждению; следование жестким инструкциям; подчинение вышестоящему руководству, партийной дисциплине.

         При рыночных отношениях авторитет менеджера зиждется: на заинтересованности и творческом подходе; искусстве стратегического управления и умении осуществлять общее руководство; умении сотрудничать и мотивировать людей; искусстве планирования деятельности; готовности к риску; духовном и физическом здоровье; быстрой реакции на изменения, происходящие во внешней и внутренней среде организации. Иными словами, менеджер должен обладать высоким управленческим потенциалом.

       Современному менеджеру необходимы следующие качества:

  • глубокие познания в организации производства, экономике, финансах и своей отрасли деятельности;
  • знания в области человеческих отношений, позволяющие успешно работать с людьми, добиваться их заинтересованности в повышении экономических результатов деятельности предприятия;
  • предприимчивость (способность добиваться конкретных экономических и социальных целей благодаря нахождению и реализации нестандартных решений);
  • новаторство, изобретательность;
  • напористость, смелость, целеустремленность.

          Ему надо быть лидером в полном смысле этого слова: уметь общаться, побуждать работников к творческой деятельности; отмечать и оценивать каждое достижение подчиненного; находить выход из конфликтных ситуаций; быть предельно объективным независимо от своих симпатий; подбирать, обучать и выдвигать работников; уметь подчиняться и соблюдать субординацию; искусно вести деловые переговоры.

          Богатый практический опыт менеджмента выработал некоторые рекомендации начинающему менеджеру:

Информация о работе Влияние национальной культуры на менеджмент