Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 22:59, курсовая работа
В данной работе, я сознательно отказался от использования метода «кластеризации культур», так как, на мой взгляд, данный метод уделяет слишком большое внимание корпоративной культуре, в то же время, слабо учитывая национальную культуру в целом, что часто приводит к противоречивости классификации. Я постарался совместить анализ деловой культуры и национальной, чтобы более полно охарактеризовать влияние национальных культур на менеджмент.
Глава 1. Теоретические аспекты управления.
1. Менеджмент. Определение. Цели, задачи.
Глава 2. Национальная культура и её влияние на менеджмент.
2.1. Влияние западной культуры на менеджмент.
2.1.1 Американская модель управления.
2.1.2 Европейская модель управления и многообразие деловых культур в Европе.
2.2. Влияние восточной культуры на менеджмент. Японская модель управленя.
2.3. Влияние культуры на коммуникативные процессы между компаниями с разными моделями управления.
2.4. Влияние национальной культуры на типы организационных структур. Классификация Тромпенаарса.
2.5. Доминирующая культура и субкультура корпораций.
Заключение.
Список литературы.
Таблица 2. Средняя толерантность по отношению к риску
|
Из данной таблицы видно, что менеджеры из США склонны рисковать гораздо чаще, чем менеджеры из любой европейской страны (в полтора – 3 раза!). Этот факт определяет ориентированность стратегий компаний относительно будущих перспектив. Благодаря своей склонности к риску, фирмы, работающие в США, ориентированы на получение текущей прибыли. В данном случае, цель для них практически всегда оправдывает средства. Для стран Европы характерна ориентация на будущий рост и перспективы. Сиюминутная выгода играет для них второстепенную роль.
Выделение этого аспекта подчеркивает значимость научного подхода к принятию решения, т. к. эффективность рационального принятия решений зависит от уровня знаний менеджера, его информированности, в т. ч. по вопросам стратегического характера, и умения применять научные методы на практике. Поле применения рациональных методов в принятии решений может быть расширено благодаря улучшению специального образования и формированию установки на применение рафинированных научных методов разработки и принятия решений. Соответственно, в странах, где принятие решений в условиях риска рационально или рациональные методы используются в сравнительно узких рамках, уровень менеджмента, по мнению Ричмена и Фармера, будет ниже.
В различных странах индивиды проходят разный путь, прежде чем становятся руководителями предприятия. В одних странах бизнес элиту составляют аристократы-помещики, в других – выходцы из среднего класса. Во Франции менеджерами становятся выпускники определенных высших учебных заведений, в США диплом престижной бизнес-школы – норма для топ-менеджеров, а в Великобритании этому не придают особого значения. Для западных экономик, в частности американской, характерно формирование высшего слоя менеджмента из людей, имеющих юридическое или экономическое образование.
Понятно, что различие в происхождении, образовании, социальных связях и карьере не могут не сказаться на стиле руководства. В ориентированном на результат англосаксонском менеджменте не возможен тип социального контроля, который практикуется во Франции, а австрийским менеджерам не приходится рассчитывать на привычку подчинения и беспрекословный авторитет старших, на что опираются их индийские коллеги.
Один
из важнейших аспектов деятельности
менеджера – создание сети межличностных
взаимоотношений. Исследователи обратили
внимание, что способность восприятия
социальной реальности, искусство межличностных
отношений, интеллектуальные способности
и трудовые навыки имеют тенденцию
варьироваться от культуры к культуре.
Это обусловлено неодинаковыми
потребностями в искусстве
На основании исследования выборки в тысячу менеджеров Басс и Бургер выделили 7 факторов, связанных с искусством межличностного общения: желательная и фактическая осведомленность, следование правилам, опора на других, предпочтение коллективного принятия решений, забота о межличностных отношениях и поддержание плодотворных рабочих горизонтальных связей с коллегами.
Под желательной осведомленностью понимается степень желания менеджера быть в курсе дел окружающих, их самочувствия, заботиться о благополучии подчиненных и воспринимать сигналы обратной связи. Фактическая осведомленность – это реальная степень понимания себя и других. Фактор "следования правилам" отражает степень подчинения индивидов правилам и власти, авторитету. Опора на других – фактор, измеряющий степень зависимости менеджера от других людей при решении проблем. Предпочтение коллективного принятия решений показывает, в какой степени менеджер способен идентифицировать себя с группой и работать в ней, а также переложить ответственность лично с себя на группу. Забота о межличностных отношениях отражает стремление менеджера ориентироваться в своей деятельности, в первую очередь, на людей. Последний фактор – поддержание плодотворных горизонтальных рабочих связей с коллегами – связан со способностью менеджеров к горизонтальной координации деятельности.
Статистический анализ данных, основанный на самооценке менеджеров, показал, что наибольшее различие имеется по фактору "желательная осведомленность". Максимальное внимание к пониманию других людей уделяют менеджеры с Пиренейского полуострова. Это не удивительно, учитывая, какое важное место отводится человеческому достоинству в испанской и португальской культурах. В немецкой культуре большее значение уделяется трудовой этике. В Австрии и Германии искусство понимания других получило невысокие оценки.
Искусство
межличностного общения отражается
и на манере ведения переговоров.
Так голландцы в наибольшей степени
связаны групповым мнением. Во время
переговоров они не склонны отклоняться
от первоначальной позиции. Американские
менеджеры быстрее находят
2.2. Влияние восточной культуры на менеджмент. Японская модель управления.
Япония
первой в мире стала развивать
современный менеджмент с «человеческим
лицом», привлекая всех работников
к деятельности предприятий и
фирм, к изготовлению качественной
продукции с низкими
В
последние годы во всем мире возрастает
интерес к японским формам и методам
управления, т.к. быстрое успешное развитие
экономики этой страны позволило
ей занять лидирующее положение в
мире. Япония является крупнейшим в
мире производителей легковых автомобилей;
доминирует в производстве почти
всех категорий массовых полупроводниковых
микросхем; признана самой конкурентоспособной
страной в мире; занимает лидирующие
позиции в обеспечении
Японская система управления развивалась частично под влиянием местных традиций, частично – вследствие американской оккупации после второй мировой войны, частично – как реакция на необходимость борьбы с бедностью и разрухой после войны.
На процесс формирования японского менеджмента оказали влияние американские идеи управления. Так, важнейшая идея японского менеджмента о том, что работающий по найму должен всю жизнь трудиться в одной фирме, имеет американское происхождение, но в Японии эта идея дает огромный эффект.
Японский менеджмент постоянно использует наиболее полезные концепции управления западных стран, их методы и технику, приспосабливая их к своим национальным особенностям, сохраняя и усиливая тем самым свои ценности и способствуя установлению особого стиля мышления и методов, присущих только японским менеджерам.
Японская модель менеджмента основывается на философии «мы все - одна семья», поэтому самая важная задача японских менеджеров – установить нормальные отношения с работниками, сформировать понимание того, что рабочие и менеджеры одна семья. Компании, которым удалось это сделать, достигли наибольшего успеха. Опросы работников фирмы SONY показали, что 75-85% опрошенных считают себя одной «командой», усиленные совместные действия которые принесут всем ее членам пользу.
Японцы называют организацию «ути», что означает «дом, семья», и убеждены, что можно изменить мировоззрение, разводиться, менять фамилию и имя – невозможно лишь изменить фирме.
Практика показывает, что работники, длительное время работающие вместе, создают атмосферу самомотивации и самостимулирования. Управление при этом носит в основном рекомендательный характер - в этих условиях не следует слишком четко определять круг обязанностей каждого, потому что каждый готов делать то, что необходимо.
В
любом коллективе существует чёткая
и всем понятная цель, которая сплачивает
персонал фирмы в коллектив
Каждый
японский служащий весьма тесно отождествляет
себя с фирмой, в которой работает,
и убеждён в собственной
Японская
система управления стремиться усилить
отождествление работника с фирмой,
доводя его до степени жертвенности
во имя интересов фирмы: служащие
японских компаний редко пользуются
днём отдыха или выходным днём, безоговорочно
выполняют сверхсрочную работу, не
используют полностью оплачиваемый
отпуск, полагая, что в противном
случае они будут демонстрировать
недостаточную преданность
Связанный различными обязательствами по отношению к фирме и учитывая разнообразные материальные стимулы, сотрудник не может оставить компанию, не потеряв основной части привилегий, или снизить интенсивность труда из опасения быть обойденными другими, переведёнными на менее престижную работу и т.д.
В результате на японских фирмах почти не наблюдается текучести кадров и, судя по статистике, на 1000 рабочих автомобилестроительной промышленности приходится всего 25 дней прогулов (в США – 343 дня, т.е. в 14 раз больше).
Постоянно
внушая каждому работнику, что его
личное благополучие зависит от результатов
деятельности фирмы, используя материальные
и духовные стимулы, в том числе
не малые выплаты работникам на социальные
цели, японский менеджмент добивается
высокой интенсивности и
Для
понимания японского
Выполнить
«долг чести» индивид может, лишь
занимая свое, строго определённое
место (что соответствует
Групповые традиции наложили отпечаток на поведение японцев в группе и вне нее. Поведение их вне группы характеризуется замкнутостью и не желанием контактировать, но в своей группе, в среде установившихся отношений и связей японец готов помочь любому. По данным опросов 70% японцев считают себя обязанными принимать близкое участие в делах друзей (в США 45% жителей, в Англии 36%, в ФРГ 31%, во Франции 12%, а в России 6%).
Главным принципом группы является «не высовывайся, то есть будь как остальные». Группа сама может признать чей-то приоритет, но работник не должен прилагать к этому усилий. Но если кто-то из группы добился более высоких результатов – это считается достижением группы.
Важной составной частью японского менеджмента является система пожизненного или долгосрочного (найма и трудового стажа). Продвижение по службе в Японии, прежде всего, зависит от возраста и стажа, а потом уже учитываются все остальные качества. Служащие, перешедшие в другую компанию, лишается трудового стажа и начинает все с начала. Рабочий, меняющий место работы, дискриминируется в отношении оплаты труда, льгот, пенсии; их рассматривают как людей второго сорта.
Важным методом укрепления связей служащих с руководством и фирмой в целом является поощрением интенсивного общения друг с другом, которое выражается в различных формах. Например, ежедневно, кроме субботы и воскресенья, весь персонал начинает день с физической зарядки и пения гимна своей фирмы. После этого все работники фирмы не зависимо от их положения декламируют заповеди, вывешенные на стенах и посвященные в основном упорному и добросовестному труду, повиновению, исполнительности, скромности, проявления благодарности.
Информация о работе Влияние национальной культуры на менеджмент