Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 22:59, курсовая работа
В данной работе, я сознательно отказался от использования метода «кластеризации культур», так как, на мой взгляд, данный метод уделяет слишком большое внимание корпоративной культуре, в то же время, слабо учитывая национальную культуру в целом, что часто приводит к противоречивости классификации. Я постарался совместить анализ деловой культуры и национальной, чтобы более полно охарактеризовать влияние национальных культур на менеджмент.
Глава 1. Теоретические аспекты управления.
1. Менеджмент. Определение. Цели, задачи.
Глава 2. Национальная культура и её влияние на менеджмент.
2.1. Влияние западной культуры на менеджмент.
2.1.1 Американская модель управления.
2.1.2 Европейская модель управления и многообразие деловых культур в Европе.
2.2. Влияние восточной культуры на менеджмент. Японская модель управленя.
2.3. Влияние культуры на коммуникативные процессы между компаниями с разными моделями управления.
2.4. Влияние национальной культуры на типы организационных структур. Классификация Тромпенаарса.
2.5. Доминирующая культура и субкультура корпораций.
Заключение.
Список литературы.
В японских фирмах ежегодно отмечается “день основания компании“, что дает возможность руководству фирм проводить в жизнь идею ”общности интересов” предпринимателей и работников.
Нормой
деятельности для японского менеджера
является каждодневное присутствие
на производстве, постоянное общение
с людьми, решение все возникающих
проблем на месте, систематические
беседы с рабочими и специалистами
о путях дальнейшего
Мастера цехов каждое утро дают задание работникам, зачитывают сводку о результатах вчерашней работы и интересуются самочувствием работников, зная, что если рабочий болен или обеспокоен чем-то, он не сможет хорошо работать.
Управляющим в Японии, даже директору завода, не предоставляется отдельного кабинета – вместе со своими сослуживцами они размещаются в одном большом открытом зале без перегородок, оснащенном простой и самой необходимой мебелью. Это должно напоминать служащим о том, что они прилагают совместные усилия к достижению компанией успеха.
Привилегии в зависимости от ранга или класса отсутствуют, в том числе и привилегии пользования отдельными столовыми. Менеджеры фирмы SONY одеты в такие же синие куртки без отличий, как и остальные рабочие. Во время спада производства им в первую очередь снижают заработную плату. Все это дает огромный экономический и нравственный эффект, т.к. рабочие чувствуют свою связь с управляющими и корпорацией.
Японский менеджмент используют и определённый порядок найма, продвижение и обучение служащих. При приеме на работу выпускников средних школ и университетов поощряется созданием рабочих династий, то есть прием на работу детей и близких родственников кадровых работников. Широко практикуется наем по рекомендации кого-либо из сотрудников фирмы, который несет ответственность за свою рекомендацию. Статистические данные свидетельствуют о том, что число принятых на работу по рекомендации в компаниях составляют примерно 45%.
Своеобразен и порядок ротации на японских фирмах. В отличие от США, где человек может всю свою жизнь может проработать мастером, если это удовлетворяет его и компанию, в Японии считают, что длительное пребывание работником в одной должности приводит к потере его интереса к работе, снижению уровня ответственности. По этому трудовая ротация является нормой и часто совмещается с продвижением по службе.
Частота ротации зависит от ряда обстоятельств (возраст, стаж, специальность) и может колебаться от 4-7 лет. В результате каждый служащий приобретает 5-6 специальностей, и становиться профессионалом широкого профиля. Во многих случаях это решает проблему взаимозаменяемости.
В
первую очередь по службе должны продвигаться
люди, обладающими такими качествами,
как честность, порядочность, скромность
и трудолюбие.
Отбор кандидатов в управляющий состав
обычно производиться из числа работников
компании. При этом преследуется несколько
целей: во - первых, найти человека, детально
знающего специфику производства; во вторых,
усилить преданность работника фирме
и сохранить стаж его работы.
Что касается обучения работников, то обычно под этим подразумевается повышение их квалификации без отрыва от производства, на рабочих местах.
Для повышения теоретического образования своих служащих японские корпорации направляют их в учебные центры, на семинары, например в учебные заведения США.
Японский
менеджмент характеризуется и
На фирмах Японии применяется целая система нематериального (морального) стимулирования хороших работников: продвижения по службе; выдача премий, ценных подарков; выдача авторских свидетельств; проведение специальных заседаний на которых отмечается высококачественная деятельность сотрудника; предоставления льгот на покупку акций предприятия; оплачиваемые поездки на предприятия заказчика (в том числе и в другие страны); публикация специальных статей во внутрифирменном издании (прессе); организация загородной поездки для работников с семьями за счет фирмы; организация совместных обедов работников с руководством фирмы; специально отведённые места для парковки машин и т.п.
Специфика
японского менеджмента, учитывающего
психологию людей и их социальный
статус и позволившего добиться не
обычных успехов в
2.3. Влияние культуры на коммуникативные и интеграционные процессы между компаниями с разными моделями управления.
При рассмотрении влияния национальной культуры на менеджмент довольно важно учитывать интеграционные и коммуникативные процессы между разными культурами.
Трудно
указать все особенности
В значительной
степени эти различия находят
свое выражение в языке. В силу
этого в международном
Важная языковая компонента — способ невербального общения. Так как мимика и жесты меньше поддаются сознательному контролю, то они часто являются более верными сигналами, чем собственно речь. Кроме того, в некоторых культурах мимика и жесты не менее важны, чем слова.
В международной
управленческой команде возникает
проблема взаимодействия. Особенно остро
она проявляется при международ
Коммуникации в процессе перестройки могут облегчаться наличием общей профессиональной или организационной культуры. Профессиональная культура определяется содержанием профессиональной деятельности, ролью ее представителей в обществе и формируется на базе однотипных образовательных программ. В результате юристы, врачи, строители — люди одной профессии — имеют общие убеждения, владеют одними и теми же понятиями и терминами. В случаях же соприкосновения с принципиально иной профессиональной школой возникают дополнительные проблемы. Они связаны с неодинаковыми способами описания действительности, в том числе экономической наукой (например, восприятие формирования себестоимости немцами и русскими), и различиями в ценностях, что определяет, в частности, непохожесть японского и американского стилей менеджмента.
Многие особенно
успешно функционирующие
Таблица 3. Наиболее предпочтительные партнеры при слиянии / поглощении
Страна, в которой зарегистрирована фирма-участник сделки | Общее число сделок за год | Страна, компании которой предпочтительны | Причины предпочтительности | Страна, компании которой непопулярны | Причины непопулярности |
Франция | 34 | Франция | известно, что можно ждать от партнера | Япония | Смысловая несовместимость |
Германия | 58 | Германия | доступность рынка | Япония | Смысловая
несовместимость |
США | 19 | Великобритания | профессиональная общность | Япония | Языковая несовместимость |
Голландия | 17 | Германия/США | профессиональная общность/ доступность рынка | Испания | Смысловая несовместимость |
Швеция | 34 | США | просрессио-нальная общность | Италия | Неизвестно, что ждать |
Дания | 18 | Великобритания | хорошие отношения | Италия | Языковая несовместимость |
Источник: Коммерсантъ № 164, 07.09.95. С. 12.
Значительное влияние на формирование организационной культуры даже крупных многонациональных корпораций оказывает фигура их основателя (реже — одного из высших руководителей). Воздействие личности руководителя способствует распространению организационной культуры. Другими механизмами «окультуривания» в МНК являются периодическое обучение персонала в штаб-квартире фирмы и ее учебных центрах, а также ротация менеджеров в международном масштабе.
К числу
специфических культурных
ценностей организации могут относиться:
• миссия и имидж организации (например, высокий уровень технологии, наивысшее качество, лидерство в своей отрасли, дух новаторства, преданность профессиональным идеалам и т; п.);
• старшинство и власть (должностные полномочия, неформальное личное влияние, уважение старшинства и власти, старшинство как критерий предоставления властных полномочий);
• разграничение
компетенции между
• отношение к сотрудникам (забота о людях и их нуждах);
• беспристрастное отношение или фаворитизм (привилегии для различных групп и лиц);
• уважение
к индивидуальным правам (обучение
и возможности повышения
• равноправие женщин (отсутствие дискриминации, отношение к работе женщин на руководящих должностях, специально предназначенные для женщин должности и недоступные им особые льготы);
• критерии
выбора на руководящие и контролирующие
должности (старшинство или
• организация работы и дисциплина (сознательная или «палочная» дисциплина, пунктуальность, режим работы (фиксированные часы или гибкий график), гибкость в выполнении работы (перемещение сотрудников и функций по рабочим местам) и использование новых форм организации работы);
Информация о работе Влияние национальной культуры на менеджмент