Автор работы: a*********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 20:16, курсовая работа
Менеджмент в Японии, как и в любой другой стране, отражает ее исторические, особенности, культуру и общественную психологию. Он непосредственно связан с общественно-экономическим укладом страны. Японские методы управления в корне отличаются от европейских и американских. Это не значит, что японцы управляют более эффективно. Скорее можно сказать, что основные принципы японского и европейского менеджмента лежат в разных плоскостях, имея очень немного точек пересечения.
ВВЕДЕНИЕ ………………..……………………………………………………3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЯПОНСКОЙ МОДЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА………………………………………………………….…...5
1.1 Характерные признаки японского управления……………………………5
1.2 Становление японского менеджмента…………………………………….7
1.3 Современное состояние……………………………………………….…….8
1.4 Вклад японских ученых К.Исакава, Т.Тагути……...……………………..15
ГЛАВА 2. ЯПОНСКАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕНЕДЖМЕНТА В КОРПАРАЦИИ SONY……………………………………………………………………………18
2.1 Краткая характеристика корпорации SONY……………………………...18
2.2Принципы управления компанией SONY……………………….………...19
ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ВНЕДРЕНИЮ ЯПОНСКОЙ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА НА РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ……………….…25
3.1 Концепция КАЙДЗЕН……………………………………………………....25
3.2 Концепция КАЙДЗЕН как возможный путь решения проблем менеджмента в России на современном этапе…………………………….......26
3.3 Предложения по внедрению японской системы управления к российским предприятиям……………………………………………………………………28
Заключение………………………………………………………………………31
Список литературы………………………
Содержание
ВВЕДЕНИЕ ………………..……………………………………………………3
ГЛАВА
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЯПОНСКОЙ МОДЕЛИ
МЕНЕДЖМЕНТА…………………………………………………
1.1 Характерные признаки японского управления……………………………5
1.2 Становление японского менеджмента…………………………………….7
1.3 Современное
состояние……………………………………………….……
1.4 Вклад японских ученых К.Исакава, Т.Тагути……...……………………..15
ГЛАВА
2. ЯПОНСКАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕНЕДЖМЕНТА В КОРПАРАЦИИ
SONY……………………………………………………………………
2.1 Краткая характеристика корпорации SONY……………………………...18
2.2Принципы управления компанией SONY……………………….………...19
ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ВНЕДРЕНИЮ ЯПОНСКОЙ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА НА РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ……………….…25
3.1 Концепция
КАЙДЗЕН……………………………………………………...
3.2 Концепция КАЙДЗЕН как возможный путь решения проблем менеджмента в России на современном этапе…………………………….......26
3.3 Предложения
по внедрению японской системы управления
к российским предприятиям………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЯПОНСКОЙ МОДЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА
Менеджмент в Японии, как и в любой другой стране, отражает ее исторические, особенности, культуру и общественную психологию. Он непосредственно связан с общественно-экономическим укладом страны. Японские методы управления в корне отличаются от европейских и американских. Это не значит, что японцы управляют более эффективно. Скорее можно сказать, что основные принципы японского и европейского менеджмента лежат в разных плоскостях, имея очень немного точек пересечения.
По мнению японского специалиста по менеджменту Хидери Йосихара, есть шесть характерных признаков японского управления.
1) Гарантия занятости и создание обстановки доверительности. Такие гарантии ведут к стабильности трудовых ресурсов и уменьшают текучесть кадров. Стабильность служит стимулом для рабочих и служащих, она укрепляет чувство корпоративной общности, гармонизирует отношения рядовых сотрудников с руководством. Освободившись от давящей угрозы увольнения и имея реальную возможность для продвижения по вертикали, рабочие получают мотивацию для укрепления чувства общности с компанией. Стабильность дает возможность количественного увеличения управленческих ресурсов, с одной стороны, и сознательного направления вектора их на цели более значимые, чем поддержание дисциплины, с другой. Гарантии занятости в Японии обеспечивает система пожизненного найма — явление уникальное и во многом непонятное для европейского образа мысли.
2) Гласность и ценности корпорации. Когда все уровни управления и рабочие начинают пользоваться общей базой информации о политике и деятельности фирмы, развивается атмосфера участия и общей ответственности, что улучшает взаимодействие и повышает производительность. В этом отношении встречи и совещания, в которых принимают участие инженеры, работники администрации, дают существенные результаты. Японская система управления старается создать также общую для всех работников фирмы базу понимания корпоративных ценностей, таких как приоритет качественного обслуживания, сотрудничество рабочих с администрацией, сотрудничество и взаимодействие отделов. Управление стремится постоянно прививать и поддерживать корпоративные ценности на всех уровнях.
3) Управление, основанное на информации. Сбору данных и их систематическому использованию для повышения экономической эффективности производства, качественных характеристик производства и качественных характеристик продукции придается особое значение. Руководители ежемесячно проверяют статьи доходов, объем производства, качество и валовую выручку, чтобы посмотреть достигают ли цифры заданных показателей и чтобы увидеть грядущие трудности на ранних этапах их возникновения.
4) Управление, ориентированное на качество. Президенты компаний на японских предприятиях чаще всего говорят о необходимости контроля качества. При управлении производственным процессом их главная забота — получение точных данных о качестве. Личная гордость руководителя заключается в закреплении усилий по контролю за качеством, и в итоге, в работе порученного ему участка производства с наивысшим качеством.
5) Постоянное присутствие руководства на производстве. Чтобы справиться с затруднениями и для содействия решению проблем по мере их возникновения японцы зачастую размещают управленческий персонал прямо в производственных помещениях. По мере разрешения каждой проблемы вносятся небольшие нововведения, что приводит к накоплению дополнительных новшеств. В Японии для содействия дополнительным нововведениям широко используется система новаторских предложений и кружки качества.
6) Поддержание чистоты и порядка. Одним из существенных факторов высокого качества японских товаров является чистота и порядок на производстве. Руководители устанавливают такой порядок, который бы содействовал повышению производительности и качеству труда.
В целом японская модель отличает упор на улучшение человеческих отношений: согласованность, коллективизм, высокие моральные качества рабочих и служащих, стабильность занятости и гармонизация отношений в корпорации между рабочими и управляющими.
Одной из главных причин
Основным богатством страны японцы считают свои человеческие ресурсы. Японская система хозяйствования опирается на исторически сложившиеся традиции групповой сплоченности и прирожденную устремленность японцев к созданию высококачественной продукции.
Традиция групповой сплоченности связана с занятием японцев риса сеянием, требующим огромных затрат труда и обильного полива посевов, что было не под силу одной семье. Для создания искусственных водоемов людям приходилось объединяться в группы, артели.
Отличительными чертами японского характера являются экономия и бережливость. Лозунги об экономии можно встретить на каждом японском предприятии. Требования экономии и бережливости непосредственно связаны с выпуском высококачественной продукции.
Сущностью японского менеджмента является
управление людьми. При этом японцы
рассматривают не одного человека (личность),
как американцы, а группу
людей. Кроме того, в Японии сложилась
традиция подчинения старшему по возрасту,
позиция которого одобряется группой.
Известно, что поведение человека определяется
его потребностями. При этом японцы выше
других ставят социальные
потребности (принадлежность к социальной
группе, место работника в группе, внимание
и уважение окружающих). Поэтому и вознаграждение
за труд (стимулы) они воспринимают через
призму социальных потребностей, хотя
в последнее время японский менеджмент
впитал в себя отдельные мотивационные
концепции американского менеджмента,
ориентированного на психологию индивида.
Это нашло свое выражение в том, что стала
признаваться необходимость личного потребления.
Японцы стали в большом количестве приобретать
товары личного потребления.
1.3 Современное состояние
Япония
первой в мире стала развивать
современный менеджмент с «человеческим
лицом», привлекая всех работников
к деятельности предприятий и
фирм, к изготовлению качественной
продукции с низкими
В последние годы во всем мире возрастает интерес к японским формам и методам управления, т.к. быстрое успешное развитие экономики этой страны позволило ей занять лидирующее положение в мире. Япония является крупнейшим в мире производителей легковых автомобилей; доминирует в производстве почти всех категорий массовых полупроводниковых микросхем; признана самой конкурентоспособной страной в мире; занимает лидирующие позиции в обеспечении грамотности, социальной политики, качество жизни. Эти и другие успехи во многом обусловлены высоким уровнем менеджмента, основателями которого были: Мацусита, Курата, Исизака, Хонда, Морита, Ибука и др.
Японская система управления развивалась частично под влиянием местных традиций, частично – вследствие американской оккупации после второй мировой войны, частично – как реакция на необходимость борьбы с бедностью и разрухой после войны.
На процесс формирования японского менеджмента оказали влияние американские идеи управления. Так, важнейшая идея японского менеджмента о том, что работающий по найму должен всю жизнь трудиться в одной фирме, имеет американское происхождение, но в Японии эта идея дает огромный эффект.
Японский менеджмент постоянно использует наиболее полезные концепции управления западных стран, их методы и технику, приспосабливая их к своим национальным особенностям, сохраняя и усиливая тем самым свои ценности и способствуя установлению особого стиля мышления и методов, присущих только японским менеджерам.
Японская модель менеджмента основывается на философии «мы все - одна семья», поэтому самая важная задача японских менеджеров – установить нормальные отношения с работниками, сформировать понимание того, что рабочие и менеджеры одна семья. Компании, которым удалось это сделать, достигли наибольшего успеха. Опросы работников фирмы SONY показали, что 75-85% опрошенных считают себя одной «командой», усиленные совместные действия которые принесут всем ее членам пользу.
Практика показывает, что работники, длительное время работающие вместе, создают атмосферу самомотивации и самостимулирования. Управление при этом носит в основном рекомендательный характер - в этих условиях не следует слишком четко определять круг обязанностей каждого, потому что каждый готов делать то, что необходимо.
В
любом коллективе существует чёткая
и всем понятная цель, которая сплачивает
персонал фирмы в коллектив
Каждый японский служащий весьма тесно отождествляет себя с фирмой, в которой работает, и убеждён в собственной значимости и не заменимости для своей компании. Не случайно для японцев слово «профессия» отождествляется с работой, а практически обозначает организацию (фирму), где они работают: японский работник в ответ на вопрос о его занятии называет компанию, где он работает.
Японская система управления стремиться усилить отождествление работника с фирмой, доводя его до степени жертвенности во имя интересов фирмы: служащие японских компаний редко пользуются днём отдыха или выходным днём, безоговорочно выполняют сверхсрочную работу, не используют полностью оплачиваемый отпуск, полагая, что в противном случае они будут демонстрировать недостаточную преданность компании.
Связанный различными обязательствами по отношению к фирме и учитывая разнообразные материальные стимулы, сотрудник не может оставить компанию, не потеряв основной части привилегий, или снизить интенсивность труда из опасения быть обойденными другими, переведёнными на менее престижную работу и т.д.
В результате на японских фирмах почти не наблюдается текучести кадров и, судя по статистике, на 1000 рабочих автомобилестроительной промышленности приходится всего 25 дней прогулов (в США – 343 дня, т.е. в 14 раз больше).
Информация о работе Внедрения японской системы менеджмента на Российских предприятиях