Внешняя и внутренняя среда организации – стратегический анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2011 в 16:15, курсовая работа

Описание

Цель – изучить теоретические основы стратегического анализа внешней и внутренней среды и научиться современным методам анализа внешней и внутренней среды.

Задачи:

Изучить содержание понятий «Внутренняя среда» и «внешняя среда»
Изучить SWOT-анализ и PEST-анализ
Выявить пути повышения эффективности деятельности предприятия с учетом факторов внутренней и внешней среды

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3

1. Понятие среды и ее значение для успешной деятельности предприятия на рынке…………………………………………………3

1.1. Характеристика внутренней среды предприятия…………………...3

1.2. Характеристика внешней среды предприятия……………………...10

2. Оценка среды предприятия на рынке (на примере УП «Деловая инициатива»……...................................................................................20

2.1. Характеристика предприятия ……………………………………….20

2.2. Анализ факторов внутренней среды УП «Деловая инициатива»….20

2.3. Анализ внешней среды УП «Деловая инициатива»………………..24

2.4. Современные методы анализа внешней и внутренней среды……...26

2.4.1. SWOT-анализ………………………………………………………..26

2.4.2. PEST-анализ…………………………………………………….…..30

3. Пути повышения эффективности предприятия с учетом факторов внутренней и внешней среды………………………………….…...33

Заключение…………………………………………………………..……..35

Список использованных источников…………………………….……….

Работа состоит из  1 файл

Курсовой проект.doc

— 199.50 Кб (Скачать документ)

     ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«ТЮМЕНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ  МЕНЕДЖМЕНТА И БИЗНЕСА 
 

                                                                        Кафедра МТЭК 
 
 
 
 

Курсовой  проект

по дисциплине «Стратегический менеджмент»

На тему «Внешняя и внутренняя среда организации – стратегический анализ» 
 
 
 
 

                                                                                     Выполнила: ст. гр. УПРз-06

Гулак Л.С.

                                                                                   Проверила: Ковальжина Л.С. 
 
 
 

      Тюмень 2011

     Содержание

                            

     Введение……………………………………………………………………..3

         1. Понятие среды и ее значение для успешной деятельности                           предприятия на рынке…………………………………………………3

     1.1.  Характеристика внутренней среды  предприятия…………………...3

     1.2.  Характеристика внешней среды  предприятия……………………...10

          2.   Оценка среды предприятия на рынке (на примере УП «Деловая                инициатива»……...................................................................................20

     2.1.  Характеристика предприятия ……………………………………….20

     2.2. Анализ факторов внутренней среды УП «Деловая инициатива»….20

     2.3.  Анализ внешней среды УП «Деловая  инициатива»………………..24

     2.4. Современные методы анализа внешней и внутренней среды……...26

     2.4.1. SWOT-анализ………………………………………………………..26

     2.4.2.  PEST-анализ…………………………………………………….…..30

      3. Пути повышения эффективности предприятия с учетом факторов    внутренней и внешней среды………………………………….…...33

     Заключение…………………………………………………………..……..35

     Список  использованных источников…………………………….……….37

         

           
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, а следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Но внутренняя среда может также быть и источником проблем и даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования организации.

     Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды небезграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. [1, c.167]

     Задача  стратегического управления состоит  в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло  бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.

     Актуальность  темы обусловлена тем, что современная  среда предприятий характеризуется чрезвычайно высокой степенью сложности, динамизма и неопределенности. Способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде – основное условие в бизнесе и других сферах жизнедеятельности. Более того, во все возрастающем числе случаев – это условие выживания и развития. Для того чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление как о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития, так и о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией.

     При этом и внутренняя среда, и внешнее  окружение изучаются стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и при их достижении.

     Цель  – изучить теоретические основы стратегического анализа внешней  и внутренней среды и научиться современным методам анализа внешней и внутренней среды.

     Задачи:

  1. Изучить содержание понятий «Внутренняя среда» и «внешняя среда»
  2. Изучить SWOT-анализ и PEST-анализ      
  3. Выявить пути повышения эффективности деятельности предприятия с учетом факторов внутренней и внешней среды

     Объект  – внутренняя и внешняя среда  организации

     Предмет – эффективность предприятия, с учетом факторов    внутренней и внешней среды. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Понятие среды и ее значение для успешной деятельности предприятия на рынке 

     1.1. Характеристика внутренней среды  предприятия 

     В качестве внутренней среды предприятия  принято рассматривать все

     внутрифирменные составляющие, формирующие ее в единую систему и поддающиеся некоторому определенному управляющему воздействию со стороны сотрудников фирмы (руководителей и исполнителей).

          Внутренние переменные – это  ситуационные факторы внутри  организации. Поскольку организации представляют собой созданные людьми системы, то  внутренние переменные в основном являются результатом управленческих решений. Основные переменные в организации, которые требуют внимания руководства, это цели, структура, задачи, технология и люди. Взаимосвязь внутренних переменных в организации изображена на рис. 1. [5, c.296]

       

     

       

     

     

     

     

     

     

       

               Рис. 1.Взаимосвязь внутренних переменных  в организации   

          

       Цели — это конкретное конечное состояние или желаемый результат, которого стремится добиться определенная группа, работая вместе.

     Цели  обладают свойством быть долговременно  постоянным и определенным уровнем объективности. К эффективным результатам ведут только ясные, четко сформулированные цели, совокупность которых  имеет системный характер.

     Организация имеет всегда хотя бы одну общую цель, достичь которую стремятся все члены трудового коллектива. На практике весьма редко встречаются организации, имеющие только одну цель. Организации, имеющие несколько взаимосвязанных целей, называют сложными организациями. Важно, чтобы намеченные трудовым коллективом цели были реальными и выполнимыми. [4, c.528]

     В основу своей планируемой или  осуществляемой деятельности фирма, в лице руководства «закладывает» (определяет) главную цель, достижение которой просто невозможно из ряда подцелей, каждая из которых, в свою очередь, состоит из подцелей очередного уровня (подуровня) и т.д., которые в конечном итоге составляют «дерево целей» (рис.2). [3, c.304]

         

       
 

       

     

                               

       
 
 

                       Рис. 2. Дерево целей организации     

                   

     В результате формирования и формулирования всей системы «дерева целей» должны быть получены «главная цель» как результат окончательной деятельности фирмы (организации), совокупность подуровней до самого «нижнего», которая должна представлять собой конкретные задания, обеспечивающие достижение непосредственных (соседних) для заданий подцелей (n-1). Под «n» понимается общее число подуровней в «дереве целей».[3, c.304] Структура организации отражает сложившееся в организации выделение отдельных подразделений, связи между этими подразделениями и объединение подразделений в единое целое.

          Структура организации – это  логические взаимоотношения уровней

управления  и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации. [8, c.65]В процессе анализа внутренней среды необходимо выявлять соответствия между структурой организации и анализируемой ею стратегией, между которыми существует определенная связь. А.Чандлер обнаружил, что изменение в стратегии позднее приведет к определенному изменению структуры и выделил несколько важных предположений:

      - Организация с ограниченными рынками сбыта продукции и простыми операциями имеют тенденцию к формированию линейно-функциональной структуры и в вопросах стратегии централизованы.

      - По мере развития организации появляется тенденция к децентрализации ее структурных подразделений.

      - По мере того как организации становятся более дифференцированными в вопросах стратегии, они становятся более свободными в выборе своих структур, используют менее жесткий контроль и более ценят информированность и творчество. Средствами решения таких задач является создание матричных и сетевых структур. Процесс внутреннего анализа должен быть сосредоточен на вопросе, подходит ли структура организации следованию и реализации стратегии. Анализ организационной структуры – это, прежде всего, анализ результатов работы, которые тесно связаны со структурными проблемами. [6, c.256]

       Задачи. Под задачей в менеджменте  понимается предписанная (заданная) работа, серия работ (совокупность) или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки. С технической точки зрения задачи предписываются не личности, а должности, в которой данное лицо состоит. Руководство организации, создавая структуру (организационно-функциональную) для каж­дой должности определяет сотруднику ряд задач (задания, операции, действия), которые рассматриваются как необходимая деятельность для достижения целей организации. Считается, что задача, выполненная предписанным способом и в заданные сроки, обеспечивает успешность деятельности организации и подразделений. Традиционно задачи организации принято делить на три категории: работа с людьми, техникой (в т.ч. сырьем и инструментами) и с информацией. Частота и совокупность выполняемых в операциях действий вместе со временем формируют технологию процессов работы. Задачи руководителей по управлению работами подразделений и организации в целом не составляют исключения.

Информация о работе Внешняя и внутренняя среда организации – стратегический анализ