Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2011 в 16:15, курсовая работа
Цель – изучить теоретические основы стратегического анализа внешней и внутренней среды и научиться современным методам анализа внешней и внутренней среды.
Задачи:
Изучить содержание понятий «Внутренняя среда» и «внешняя среда»
Изучить SWOT-анализ и PEST-анализ
Выявить пути повышения эффективности деятельности предприятия с учетом факторов внутренней и внешней среды
Введение……………………………………………………………………..3
1. Понятие среды и ее значение для успешной деятельности предприятия на рынке…………………………………………………3
1.1. Характеристика внутренней среды предприятия…………………...3
1.2. Характеристика внешней среды предприятия……………………...10
2. Оценка среды предприятия на рынке (на примере УП «Деловая инициатива»……...................................................................................20
2.1. Характеристика предприятия ……………………………………….20
2.2. Анализ факторов внутренней среды УП «Деловая инициатива»….20
2.3. Анализ внешней среды УП «Деловая инициатива»………………..24
2.4. Современные методы анализа внешней и внутренней среды……...26
2.4.1. SWOT-анализ………………………………………………………..26
2.4.2. PEST-анализ…………………………………………………….…..30
3. Пути повышения эффективности предприятия с учетом факторов внутренней и внешней среды………………………………….…...33
Заключение…………………………………………………………..……..35
Список использованных источников…………………………….……….
Технология является фактором
внешнего воздействия, когда
Отношения с местным
Любая организация функционирует по меньшей мере в одной политической и одной культурной среде. Социально-культурные и политические составляющие существенным образом влияют на деятельность бизнес-структур и зависят от поведения руководителей высшего уровня организации и их взаимоотношений с местной администрацией, политическими и социокультурными системами. В зависимости от отношения с фирмой, ее имиджа, степени известности и других факторов формируется бизнес-ситуация. Социально-культурные факторы влияют на целый ряд иных составляющих, таких как традиции отношения основной части населения или отдельных групп к некоторым видам товаров и услуг, однородность покупателей (клиентов) и их число в различных группах, скорость изменения параметров основных потребляемых товаров и услуг, отношение к отдельным группам населения (женщины, некоторые группы или национальные меньшинства и др.).
Политический строй и политика государственных структур и правительственных органов, установленные существующие уровни оплаты различным категориям работающего населения определяют объем покупок основными покупателями, отношение их к местным (отечественным) и зарубежным товарам, это, в свою очередь, влияет на объем экспорта товаров и услуг. Некоторые факторы из числа политических особенно важно учитывать и руководителям бизнес-структур. К их числу в первую очередь относятся те направления бизнеса, которые поддерживают руководители страны, административные органы и основные депутатские группы, что достаточно часто соотносится с социально-культурными традициями страны и региона. В результате могут создаваться определенные налоговые льготы или льготные торговые пошлины, законодательные акты к условиям найма и продвижения в процессе труда представителей страны пребывания или национальных меньшинств, законодательство по защите рынка определенных местных товаров и потребителей, различные стандарты на безопасность, стандарты на чистоту окружающей среды, контроль за уровнем цен и заработной платы и др. Международное окружение. Все ранее рассмотренное становится гораздо более сложным для тех организаций, которые систематически работают за рубежом. В процессе функционирования организации необходимо учитывать специфику прогнозирования при планировании, возможность эффективно организовать, оперативно руководить и контролировать работу как отдельных личностей, так и организации в целом.
Существенную роль играют виды международного бизнеса, в которых участвует организация за рубежом, специфика международного и внутригосударственного
воздействия на существующие методы и формы управления международным бизнесом и основные направления в дальнейшем его развитии. К числу видов международного бизнеса относятся экспорт и импорт товаров и услуг. Международная экономическая деятельность должна учитывать все международные соглашения и особенности торгового и хозяйственного права в странах- партнерах. Управление международным бизнесом осуществляется через способы и методы проникновения на новые рыночные пространства (регионы), через экспорт, лицензирование, совместные предприятия, прямые капиталовложения и многонациональные корпорации. Проникновение на новые рынки, в свою очередь, неразрывно связано и может опираться на факторы четырех видов: культурные, экономические, законодательно-правовые и уровень государственного регулирования в международных отношениях и управленческой деятельности по отношению к международным связям.[12, c.367]
Из
всего вышеизложенного можно
сделать вывод, что руководство
фирмы должно учитывать внешнее окружение
как единое целостное воздействие в силу
того, что организация является открытой
системой и зависит от используемых ресурсов
и результатов взаимодействия с внешней
средой. Факторы, оказывающие немедленное
влияние на организацию, относятся к среде
прямого воздействия, все другие – к среде
косвенного воздействия. Организация
должна своевременно и эффективно реагировать
на изменения во внешней среде, приспосабливаться
к ним, чтобы обеспечивать выживаемость
и достигать поставленных целей. [13, c.459]
2. Оценка среды предприятия на рынке
(на примере унитарного
2.1. Характеристика предприятия
Унитарное предприятие “Деловая инициатива” создано в соответствии с законодательством Республики Беларусь и зарегистрировано 27 ноября 2000 г. Основной целью создания УП «Деловая инициатива» является осуществление хозяйственной деятельности, направленной на извлечение прибыли. Виды деятельности УП «Деловая инициатива»:
- производство пластиковых карт (рекламно-дисконтные, клубные,
банковские, страховые, интернет-карты, пропуска);
- производство сувенирной продукции (брелоки, кружки, значки, ручки,
флаги, ежедневники) различными методами.
- оказание полиграфических услуг (офсетная печать, ризография,
полноцветная цифровая печать, шелкография, послепечатные услуги);
Численность
работников составляет 17 человек (директор,
коммерческий директор, главный бухгалтер,
офис-менеджер, 4 оператора производства
полиграфической продукции, 5 дизайнеров,
4 менеджера).
2.2. Анализ внутренней среды УП «Деловая инициатива»
Цели предприятия
Главная
цель предприятия, по мнению директора,
занятие лидирующего положения среди
салонов оперативной полиграфии и получение
максимальной прибыли. Для осуществления
это цели предприятие стремится обеспечивать
физических и юридических лиц высококачественной
полиграфической и рекламно-сувенирной
продукцией. Долгосрочной целью предприятия
является расширение производства, закупка
офсетного оборудования. Это позволит
организации выйти на новый уровень обслуживания
заказчиков, изготавливая продукцию тысячными
тиражами, что на данном этапе невозможно
(для того, что удержать комплексного заказчика,
нуждающегося в изготовлении как мелких,
так и крупных тиражей, предприятию для
выполнения офсетного заказа приходится
прибегать к услугам сторонних организаций,
выполняя роль посредника, и теряя значительную
часть прибыли)
Кадры и общее управление
Организационная
структура предприятия
Главным руководителем является директор, которому подчиняются главный бухгалтер, коммерческий директор и офис-менеджер.
Коммерческому
директору подчиняются
Рис.6. Организационная структура предприятия
Таким образом, можно сделать вывод, что организационная структура УП «Деловая инициатива» является иерархической линейной структурой управления, что обычно характерно для малых предприятий.
В
организации отсутствует
Также стоит отметить, что работа, выполняемая сотрудниками предприятия, не однообразна и требует различных навыков и знаний, что повышает их самооценку. Это можно считать моральным фактором, повышающим результативность труда работников. Для предприятия характерны неофициальные отношения «запросто» между всеми сотрудниками, включая и руководителей. В качестве недостатка подобного положения вещей можно указать, что такие отношения нередко приводят к отсутствию субординации, что может снизить эффективность деятельности организации. Благодаря тому, что с поставщиками материалов установлены благоприятные и долгосрочные связи предприятие приобретает сырье по доступным ценам. На большинство материалов организации предоставляются скидки от 15 до 30%. Коммерческий директор постоянно отслеживает наличие материалов на складе и в случае приближения к установленному резерву, формирует заявки поставщикам для пополнения запасов. Предприятие располагается Все предприятие располагается в четырех комнатах офисного типа, одна из которых приспособлена под хранение запасов (площадь 20 м.кв.), две заняты под офис (25 и 17 м.кв), а четвертая фактически и является производственным помещением, размер которой составляет
40 м.кв.
В собственности УП «Деловая инициатива» имеется следующего оборудование:
- 11 персональных компьютеров
- 2 лазерных принтера НР 1200.
- Сканер Umax Powerlook III
-3 Полноцветных цифровых аппарата: Xerox DocuColor 12, Fiery XP12 и Canon СР 660
- Ризограф GR 3750
- Двухкрасочный тампостанок TIC
- Плоттер EnCad NOVAJET Pro и Omega "New Star"
- Рулонный ламинатор PHOTONEX LCH-235
- Пакетный ламинатор Lamiart-PRO
- Перфобиндер Renz формата А4, А3
- Термопереплетчик OMA Thermal
- Биговальная машина Fastbind
- 2 Округлителя углов
- 3 Резака гильотинного типа
- Принтер для печати пластиковых карт DataCard
- Оборудование для термопереноса изображения The MagicTouch
Т.о. УП «Деловая инициатива» обладает мощной производственной базой для изготовления полиграфической и рекламно-сувенирной продукции.
На сегодняшний день основным недостатком УП «Деловая инициатива» является отсутствие собственного офсетного оборудования. Благодаря этому оборудованию, предприятие может производить полноцветную продукцию (каталоги, журналы, книги) большими тиражами. Для того, что удержать комплексного заказчика, нуждающегося в изготовлении как мелких, так и крупных тиражей, предприятию для выполнения офсетного заказа приходится прибегать к услугам сторонних организаций, выполняя роль посредника, и теряя значительную часть прибыли (т.к. за размещение заказа в крупных типографиях фирма имеет лишь незначительный процент), нежели данное оборудование находилось бы в собственности компании.
Руководство УП «Деловая инициатива» постоянно отслеживает появление новых технологий в изготовлении полиграфической продукции, с этой целью директор постоянно выписывает специализированные журналы и посещает тематические выставки и семинары. На сегодняшний день можно сказать, что организация «идет в ногу» с теми разработками, от которых зависит ее успешная деятельность.
Информация о работе Внешняя и внутренняя среда организации – стратегический анализ