Внешняя среда организации на примере ОАО «Челябинский Электродный Завод»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 21:33, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является анализ внешней среды организации направленной на совершенствование и улучшения положения дел на предприятии.
В соответствии с данной целью поставлены задачи:
- проанализировать, и выявить основные элементы прямого и косвенного воздействия внешней среды организации;
- определить содержание и характеристику роли прогнозирования в деятельности организации;
- охарактеризовать и обосновать факторы внешней среды и их влияние на работу организации;
- также проанализировать организацию взаимодействия с субъектами внешней среды;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ СРЕДОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Понятия и основные элементы внешней среды организации
1.2. Факторы международной среды.
1.3. Роль прогнозирования в деятельности организации
2. ВЛИЯНИЕ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ ОАО «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ЭЛЕКТРОДНЫЙ ЗАВОД»
2.1. Общая характеристика предприятия
2.2. Основные виды выпускаемой продукции и их характеристика
2.3. Основные показатели финансово - хозяйственной деятельности
2.4. Кадровая политика
2.5. Основные потребители продукции завода
2.6. Основные конкуренты
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 47.10 Кб (Скачать документ)

-при производстве  одежды и обуви многие организации  используют честолюбие определенных  слоев населения, готовых платить  дороже за продукцию престижных  фирм, - им кажется, что это способствует  возрастанию их веса в обществе;

- представления  основной массы населения о  "культурном обслуживании" влияет  на работу магазинов, кафе, ресторанов. В целях успешного функционирования  организации должны быть в  состоянии предугадывать изменение  ожиданий общества и обслуживать  своих клиентов более эффективно, чем конкуренты.

4) Политические факторы  - настроение администрации, законодательных органов и судов в отношении бизнеса. Настроения влияют на такие действия правительства, как налогообложение доходов корпорации, установление налоговых льгот или льготных торговых пошлин, обязательной сертификации, тенденции в соотношении цен и зарплаты и многое другое.

Некоторые аспекты  политической обстановки представляют для организаций особое значение.

Другой элемент  политической обстановки, влияющий на деятельность многих фирм - это группы особых интересов или лоббисты. Примеры  таких групп: военно-промышленный комплекс, крупный бизнес, малый бизнес и  многое другое.

Для компаний, ведущих  операции или имеющих рынки сбыта  во многих странах, особенно важным является такой фактор, как политическая стабильность.

5) Отношения с местным  населением. Имеет преобладающее значение местной общественности для организации. Почти в каждой общности существуют определенные законы и установки по отношению к бизнесу, определяющие, где можно развернуть деятельность той или иной организации.

6) Международное окружение.

В то время как  факторы внешней среды, описанные  выше, в той или иной мере влияют на все организации, среда организаций, действующих на международном уровне, отличается повышенной сложностью. Это  обусловлено уникальной совокупностью  факторов, характеризующих каждую страну. Экономика, культура, количество и качество трудовых и материальных ресурсов, законодательство, государственное  устройство, политическая стабильность, уровень технологического развития изменяются от страны к стране. Все  это делает особенно сложным принятие управленческих решений в такой  организации.

Роль  прогнозирования  в деятельности организации

Прогнозирование внешней среды помогает контролировать внешние по отношению к фирме  факторы, получить важные результаты (время  для разработки системы раннего  предупреждения на случай возможных  угроз, время для прогнозирования  возможностей, время для составления плана на случай непредвиденных обстоятельств и время на разработку стратегий). Для этого необходимо выяснить, где находится организация, где она должна находиться в будущем и что для этого должно сделать руководство. Угрозы и возможности, с которыми сталкивается фирма, можно выделить в семь областей:

1. Экономические  факторы. Некоторые факторы в  экономической окружающей среде  должны постоянно диагностироваться  и оцениваться, т.к. состояние  экономики влияет на цели фирмы.  Это темпы инфляции, международный  платежный баланс, уровни занятости.  Каждый из них может представлять  либо угрозу, либо новую возможность  для предприятия.

2. Политические  факторы. Активное участие предпринимательских  фирм в политическом процессе  является указанием на важность  государственной политики для  организации; следовательно, государство  должно следить за нормативными  документами местных органов,  властей субъектов государства  и федерального правительства.

3. Рыночные факторы.  Рыночная среда представляет  собой постоянную опасность для  фирмы. К факторам, воздействующим  на успехи и провалы организации,  относятся распределение доходов  населения, уровень конкуренции  в отрасли, изменяющиеся демографические  условия, легкость проникновения  на рынок.

3. Технологические  факторы. Анализ технологической  среды может, по меньшей мере, учитывать изменения в технологии  производства, применение ЭВМ в  проектировании и предоставлении  товаров и услуг или успехи  в технологии средств связи. Руководитель любой фирмы должен следить за тем, чтобы не подвергнуться “шоку будущего”, разрушающего организацию.

4. Факторы конкуренции.  Любая организация должна исследовать  действия своих конкурентов: анализ  будущих целей и оценка текущей  стратегии конкурентов, обзор  предпосылок в отношении конкурентов  и отрасли, в которой функционируют  данные компании, углубленное изучение  сильных и слабых сторон конкурентов.

5. Факторы социального  поведения. Эти факторы включают  меняющиеся отношения, ожидания  и нравы общества (роль предпринимательства,  роль женщин и национальных  меньшинств в обществе, движение  в защиту интересов потребителей).

7. Международные  факторы. Руководство фирм, действующих  на международном рынке, должно  постоянно оценивать и контролировать  изменения в этой широкой среде.

Таким образом, прогнозирование внешней среды  позволяет организации создать  перечень опасностей и возможностей, с которыми она сталкивается в  этой среде. Для успешного же планирования руководство должно иметь полное представление не только о существенных внешних проблемах, но и о внутренних потенциальных возможностях и недостатках  организации.

1.3. Факторы и субъекты  внешней среды,  и их влияние  на работу организации

При рассмотрении внешнего окружения на организацию  важно понимать, что характеристики среды отличны, но в то же время связаны с её факторами. Характеристики взаимосвязанности, сложности, подвижности и неопределённости описывают факторы как прямого, так и косвенного воздействия.

Классификация факторов внешней среды вследствие их многообразия различна и в её основу могут быть положены различные  принципы. Но в менеджменте принята, и большинство придерживаются её, классификация факторов на факторы  прямого и косвенного воздействия. К ним относятся такие, как: поставщики, материалы, капитал, трудовые ресурсы, законы и государственные органы, потребители, конкуренты, технология, состояние экономики, социокультурные, политические факторы и отношение с местным населением.

1. Поставщики

С точки зрения системного подхода организация - это  механизм преобразования входов и выходов. Основные разновидности входов - это  материалы, оборудование, энергия, капитал  и рабочая сила. Зависимость между  организацией и сетью поставщиков, обеспечивающих ввод указанных ресурсов, - один из наиболее ярких примеров прямого  воздействия среды на организацию  и успешность деятельности организации. Получение ресурсов из других стран  может быть выгоднее с точки зрения цен, качества или количества, но одновременно опаснее усилением таких факторов подвижности среды, как колебания  обменных курсов или политическая нестабильность.

2) Материалы

Некоторые организации  зависят от непрерывного притока  материалов. Примеры: машиностроительные фирмы; фирмы, распространяющие товары (дистрибьюторы); и магазины розничной  торговли. Невозможность обеспечить поставки в нужных объёмах может  создать большие трудности для  таких организаций.

3) Капитал

Для роста и  процветания фирме нужны не только поставщики материалов, но и капитала. Таких потенциальных инвесторов несколько: банки, программы федеральных  учреждений по представлению займов, акционеры и частные лица, акцептующие  векселя компании или покупающие её облигации. Как правило, чем лучше  дела у организации, тем выше её возможности  договорится с поставщиками на благоприятных  условиях, и получить нужный обмен  средств. Получение необходимых  финансовых средств обеспечивает фирме  стабильное функционирование.

4) Трудовые ресурсы

Адекватное обеспечение  рабочей силой нужных специальностей и квалификации необходимо для реализации задач, связанных с достижением  поставленных целей, то есть для эффективности  организации как таковой. Без  людей, способных эффективно использовать сложную технологию, капитал и  материалы, всё перечисленное имеет  мало проку. Развитие ряда отраслей в  настоящее время сдерживается нехваткой  нужных специалистов. Примером служит практически каждый сектор компьютерной промышленности, и особенно это относится  к фирмам, нуждающимся в высококвалифицированных  техниках, опытных программистах  и разработчиках систем.

5) Законы и государственные  органы

Каждая организация  имеет определённый правовой статус, являясь единоличным владельцем, компанией, корпорацией или некоммерческой корпорацией, и именно это определяет, как организация может вести  свои дела и какие налоги должна платить.

Организации обязаны  соблюдать не только федеральные  и местные законы, но и требования органов государственного регулирования. Эти органы обеспечивают принудительное выполнение законов в соответствующих  сферах своей компетенции, а так  же вводят собственные требования, зачастую также имеющие силу закона. Каждый вид деятельности регулируется определёнными органами.

Неопределённость  сегодняшнего правового поля проистекает  из того факта, что требования одних  учреждений вступают в противоречие с требованиями других, и в то же время за каждым стоит авторитет  федерального правительства, позволяющий  принудительно обеспечивать выполнение таких требований.

Дополнительно усложняют дело регулирующие постановления  местных органов власти, число  которых также множится. Почти  все местные сообщества требуют  от предприятий приобретения лицензий, ограничивают возможности выбора места  для ведения дела, обладают предприятия  налогами, а если речь идёт об энергетике, системах телефонной связи на месте  и страховании, то и устанавливает  цены. Некоторые местные законы модифицируют или усиливают федеральные нормы.

6) Потребители

Многие принимают  точку зрения известного специалиста  по управлению Питера Ф. Друкера, согласно которой подлинная цель бизнеса - создавать потребителя. Под этим понимается следующее: само выживание и оправдание существования организации зависит от её способности находить потребителя результатов её деятельности и удовлетворять его запросы.

Изучая потребителя, фирма уясняет для себя, насколько  сильны его позиции по отношению  к ней в процессе торга.

Потребители, решая, какие товары и услуги для них  желательны и по какой цене, определяют для организации почти всё, относящееся  к результатам её деятельности. Тем  самым необходимость удовлетворения потребностей покупателей влияет на взаимодействие организации с поставщиками материалов и трудовых ресурсов. Воздействие  потребителей на внутренние переменные структуры зачастую оказывается  значительным.

7) Конкуренты

Конкуренты - это  внешний фактор, влияние которого невозможно оспаривать.

Изучение конкурентов, то есть тех, с кем организации  приходится бороться за ресурсы, которые  она стремиться получить из внешней  среды, чтобы обеспечить своё существование, занимает особое и очень важное место  в управлении. Данное изучение направленно  на то, чтобы выявить слабые и  сильные стороны конкурентов  и на базе этого строить свою стратегию  конкурентной борьбы.

Конкурентная  среда формируется не только внутри отраслевыми конкурентами, производящими  аналогичную продукцию и рекламирующими её на одном и том же рынке. Субъектами Конкурентной среды являются также  и те фирмы, которые производят замещающий продукт. Кроме них на конкурентную среду организации оказывают  заметное влияние её покупатели и  поставщики, которые, обладая силой  к торгу, могут заметно ослабить позицию организации на поле конкуренции.

Многие фирмы  не уделяют должного внимания возможной  угрозе со стороны «пришельцев» и  поэтому проигрывают в конкурентной борьбе именно вновь пришедшим на их рынок.

Важно понимать, что потребители - не единственный объект соперничества организаций. Последние  также могут вести конкурентную борьбу за трудовые ресурсы, материалы  капитал и право использовать определённые технологии нововведения. От реакции на конкуренцию зависят  такие внутренние факторы, как условия  работы, оплаты труда и характер отношений руководителей с подчинёнными.

Информация о работе Внешняя среда организации на примере ОАО «Челябинский Электродный Завод»