Внутренний маркетинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 12:40, реферат

Описание

Когда идет речь об использовании концепции маркетинга в деятельности какой-то организации, то имеется ввиду внешний маркетинг, который обычно описывается в книгах по маркетингу. Интерактивный маркетинг - это вид маркетинга, осуществляемого непосредственно контактным персоналом организации, осознавшим, что лояльность потребителей зависит в значительной мере от качества взаимоотношений между контактным персоналом и клиентом.

Содержание

ВНУТРЕННИЙ МАРКЕТИНГ И УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ - ИНСТРУМЕНТЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ
1.1. Место внутреннего маркетинга в системе маркетинга организации
1.2. Внутренний маркетинг как современный инструмент управления
1.3. Комплекс внутреннего маркетинга
1.4. Внутренний маркетинг и управление персоналом
ЛИТЕРАТУРА

Работа состоит из  1 файл

ВНУТРЕННИЙ МАРКЕТИНГ И УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ.docx

— 71.92 Кб (Скачать документ)

Предметом анализа и прогнозирование, кроме  требований к рабочему месту, является связанная с ним квалификация сотрудника, выраженная через параметры  требований к персоналу. На взаимодействии аналитической информации о требованиях  к рабочему месту и фактической  квалификации персонала базируются мероприятия по его развитию.

Изучение  требований к должностям и рабочим  местам должно основываться на регламентирующих документах, таких, как:

Общероссийский  классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов;

тарифно-квалификационные характеристики общеотраслевых должностей служащих и общеотраслевых профессий  рабочих.

Свое  конкретное выражение требования к  должности должны находить во внутриорганизационных  регламентирующих документах:

описание  работы или должности (должностная  инструкция), включающие в себя организационный  статус должности, профессиональные обязанности, права, взаимосвязи должности или  рабочего места;

спецификация  работы, отражающая личностные характеристики, необходимые для работы;

квалификационная  карта, включающая сведения об общем  и специальном образовании, навыках  работы;

карта компетенции («профиль» идеального сотрудника), описывающая личностные характеристики, способности к выполнению тех  или иных функций, типы поведения  и социальных ролей и т.п.

 

2.1.2 Исследование внешней и внутренней  среды организации

Предметом исследования в данном случае являются факторы или условия, в которых  происходит производственная деятельность организации. Внешняя и внутренняя среда организации раскрывается через содержание соответствующих  внешних и внутренних факторов. Под  внешними факторами понимаются условия, которые организация как субъект  управления, как правило, не может  изменить, но должна учитывать для  правильного определения потребности  в персонале и оптимальных  источников покрытия этой потребности. К внешним факторам, определяющим содержание маркетинга персонала, можно  отнести следующие факторы: общеэкономическая  ситуация и состояние отрасли  деятельности, развитие технологий, особенности  социальных потребностей, развитие законодательства, кадровая политика организаций конкурентов.

Под внутренними  факторами понимаются такие факторы, которые в значительной степени  поддаются управляющему воздействию  со стороны организации. Основные внутренние факторы: цели организации, финансовые ресурсы, кадровый потенциал организации.

Полный  и точный учет всех вышеперечисленных  факторов определяет уровень и особенности  реализации маркетинговой деятельности в области персонала. Анализ внешней  и внутренней среды организации  необходим для уточнения конкретных направлений исследования рынка  труда.

 

2.1.3 Изучение рынка труда

Предмет изучения рынка труда – весь предназначенный  к использованию потенциала рабочей  силы. Этот потенциал охватывает как  внешний рынок труда, так и  уже имеющийся в наличии коллектив, т.е. внутренний рынок труда.

Существенные  направления анализа внешнего рынка  труда представлены далее: структура  рынка труда, в том числе секторная, региональная, возрастная, квалификационная, профессиональная; мобильность рабочей  силы; источники покрытия потребности  в персонале; пути покрытия потребности  в персонале; поведение конкурентов  на рынке труда: стоимость рабочей  силы. Анализ указанных направлений  позволяет установить количественное и качественное состояние таких  параметров рынка труда, как спрос  на персонал и предложение в области  персонала.

Исследование  внутреннего рынка труда направлено на покрытие потребности в персонале  за счет внутриорганизационных источников. Важнейшие направления и инструментарий изучения внутреннего рынка труда:  структура персонала, структура  развития персонала, организационная  структура, план должностей и рабочих  мест,  культура управления, мотивационные  установки.

Исследование  рынка труда формирует систему  современных и перспективных  взаимоотношений организации с  различными источниками (как внешними, так и внутренними) покрытия потребности в персонале. Анализ по различным направлениям, характеризующим внешний и внутренний рынок труда закладывает основу для разработки мероприятий по коммуникационным связям организации на рынке труда.

 

2.1.4 Изучение имиджа организации  как работодателя

Предмет изучения имиджа организации – ее образ на внутреннем и внешнем  рынке труда. Это изучение должно обеспечить отправные пункты для  мероприятий по улучшению имиджа работодателя, чтобы он представлялся  преимущественным перед конкурентами с точки зрения как потенциальных, так и работающих в организации  сотрудников.

Имидж организации  формируют внешние влияния со стороны предпринимательской среды, а также индивидуальные установки  и предпочтения. В основном имидж  существует как субъективная картина  предпочтений и преимуществ организации, выступающей в качестве работодателя.

К инструментарию исследования имиджа можно отнести:

проведение  опроса мнений работников организации, ее партнеров, потребителей и других групп людей;

анализ  компаний найма, в особенности неудачных  мероприятий по подбору кандидатов, а также мероприятий по вербовке персонала из круга близкого окружения  сотрудников;

изучение  претензий в высказываемых работниками  в процессе деловой оценке, адаптации  или в рамках специально организованной системы рассмотрения претензий;

целенаправленный  анализ данных исследования рынка труда.

При помощи информационной функции персонал-маркетинга можно идентифицировать те области, которые могут затруднить долговременное обеспечение человеческими ресурсами. К этим областям можно отнести, например, напряженное состояние рынка труда, отсталую систематизацию профессий и должностей или негативный имидж организации.

 

2.2 Коммуникационная функция маркетинга  персонала

 

Цель  всех коммуникационных мероприятий  в рамках маркетинга персонала –  установление и реализация путей  покрытия потребности в персонале, а также представление преимуществ  организации как работодателя.

Объектами коммуникационной функции являются:

сотрудники  организации, которые выступают  в качестве участников внутреннего  рынка труда, а также служат носителями имиджа организации;

внешний рынок труда как комплексный  источник потенциальных претендентов;

открытость  системы управления (в частности, ее информационной составляющей) как  основного фактора влияния на формирование суждений об организации.

 

2.2.1 Сегментирование рынка труда

Предпосылкой  эффективного выполнения коммуникационной функции является сегментирование  рынка труда. Сегментирование представляет собой процесс разделение спроса на персонал и его предложения  на отдельные элементы, отличающиеся сходной реакцией на определенный мотив  занятости. Эти элементы представляют собой целевые группы, на которые  ориентируется работодатель в своих  взаимоотношениях с рынком труда. Образуемые целевые группы должны быть по возможности  однородны по своему внутреннему  содержанию, но разнородны по внешнему составу.

Принятыми в мировой практике маркетинга персонала  видами критериев сегментирования  являются географический, демографический, экономический, психографический, поведенческий.

Эффективное сегментирование позволяет более  четко определить основной предмет  взаимоотношений работодателя с  рынком труда – установление и  практическое использование источников и путей покрытия потребности  в персонале.

 

2.2.2 Источники и пути покрытия  потребности в персонале

Источники покрытия потребности в персонале  могут быть внешними и внутренними  по отношению к организации-работодателю

Внешние источники – это объекты профессиональной инфраструктуры, обеспечивающие покрытие потребности в персонале организации. Внутренние источники – это возможности  организации в самообеспечении потребности в персонале.

Пути  покрытия потребности в персонале  представляют собой способы приобретения персонала у определенного источника  покрытия кадровой потребности.

При определении  путей покрытия дополнительной потребности  в персонале по степени участия  организации в процессе приобретения сотрудников обычно выделяют две  разновидности: активные и пассивные.

Активные  пути покрытия потребности в персонале:

1. организация  набирает персонал непосредственно  в учебных заведениях посредством  заключения двусторонних соглашений, как с данным учебным заведением, так и с участником обучения;

2. организация  представляет заявки по вакансиям  в местные или межрегиональные  службы занятости (биржи труда);

3. организация  использует услуги консультантов  по персоналу, и могут также  выполнять посреднические функции  по подбору кандидатов) и услуги  специализированных посреднических  фирм по найму персонала;

4. организация  вербует новый персонал через  своих сотрудников. Это происходит  главным образом в трех направлениях: вербовка кандидатов из семейного  круга сотрудников; вербовка кандидатов  в других организациях; вербовка  в учебных заведениях;

5. организация  заключает лизинговые соглашения  с другими работодателями на  определенных условиях предоставления  кадровых ресурсов.

Пассивные пути покрытия потребности в персонале:

1. организация  сообщает о своих вакантных  местах через рекламные объявления  в средствах массовой информации  и специальных изданиях;

2. организация  ожидает претендентов после проведения  рекламной компании местного  характера.

Сущность  маркетинговой работы по выбору путей  покрытия потребности в персонале  сводится к следующим основным этапам:

1. установление  источников покрытия потребности;

2. определение  путей привлечения персонала;

3. анализ  источников и путей с точки  зрения их соответствия требованиям  качественных и количественных  параметров потенциальных сотрудников,  а также затрат, связанных с  использованием того или иного  источника и пути привлечения  персонала;

4. выбор  альтернативных или комбинированных  вариантов источников и путей.

 

2.2.3 Внутриорганизационные связи в  маркетинге персонала

Главной задачей этих связей становится выделение  на первый план неформальных элементов  отношений в организации, которые  формируются в рамках формальной структуры. Тем самым у сотрудников  организации складывается позитивный имидж их работодателя. Этот имидж  может воздействовать на закрепление  человеческих ресурсов внутри организации, а также может работать на улучшение  имиджа работодателя вне организации, так как собственные сотрудники рассматриваются как носитель имиджа. В маркетинге персонала выделяются два главных направления связей: коммуникация в рамках производственного  процесса; социальной потребности, независимые  от производственного процесса.

Возможные мероприятия по поддержке коммуникаций в рамках выполнения производственных задач:

формирование  стиля управления, который обеспечивал  бы сопричастность сотрудников с  процессами принятия решений; полнота  и объективность оценки персонала;

регулярные  собрания и беседы с сотрудниками, в процессе которых обсуждаются  мероприятия по управлению организацией;

действенная внутриорганизационная система  приема и рассмотрения предложений  сотрудников и т.п.

Удовлетворение  социальных потребностей вне производственного  процесса может обеспечиваться, например, через следующие мероприятия:  консультирование сотрудников по персональным проблемам;

формирование  групп свободного времени;

организация спортивных мероприятий;

издание внутрифирменного журнала;

организация внутрифирменных праздников и т.п.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Качественно новый уровень развития экономики  не может быть достигнут без эффективного использования персонала предприятий и фирм всех форм собственности.

Маркетинг персонала становится одним из важнейших  факторов выживания предприятий  в условиях рыночных отношений. Порой  минимальные вложения и максимальное использование "человеческих ресурсов" позволяют предприятию выиграть в конкурентной борьбе.

Информация о работе Внутренний маркетинг