Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 08:34, курсовая работа
Цель курсовой работы– проанализировать процесс организации внутрифирменного повышения квалификации персонала. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить сущность и принципы организации системы внутрифирменного повышения квалификации персонала;
2. Рассмотреть подходы, методы и программы внутрифирменного повышения квалификации персонала;
3. Проанализировать отечественный и зарубежный опыт организации внутрифирменного повышения квалификации персонала;
4. Провести анализ организации внутрифирменного повышения квалификации персонала на примере ООО «КЭВАЛ»;
Введение.........................................................................................................................................3
Основы организации системы внутрифирменного повышения квалификации персонала............................................................................................................................5
Сущность и принципы организации системы внутрифирменного повышения квалификации персонала............................................................................................5
Подходы, методы и программы внутрифирменного повышения квалификации персонала......................................................................................................................8
Отечественный и зарубежный опыт организации внутрифирменного повышения квалификации персонала......................................................................20
Анализ организации внутрифирменного повышения квалификации и обучения персонала на примере ООО «КЭВАЛ»..........................................................................26
Общая характеристика а анализ организационной структуры ООО «КЭВАЛ»....................................................................................................................26
Анализ структуры персонала и выявление потребностей в повышении квалификации и обучении персонала......................................................................29
Анализ форм, методов повышения квалификации и результатов реализации программ внутрифирменного повышения квалификации персонала....................................................................................................................34
Выявление проблемы организации внутрифирменного повышения квалификации персонала..........................................................................................42
Предложения по организации внутрифирменного повышения квалификации персонала ООО «КЭВАЛ»..............................................................................................44
Оценка эффективности мероприятий по организации внутрифирменного повышения квалификации персонала ООО «КЭВАЛ».........................................47
Заключение.......................................................................................................................51
Список литературы..........................................................................................................54
Таблица 2 Различия традиционного и интегрированного обучения
Параметры |
Традиционное обучение |
Интегрирование обучение |
Объект |
Отдельный руководитель |
Группы, межгрупповые связи, руководитель и группа |
Содержание |
Основы управленческих знаний и навыков |
Коммуникативные навыки, умения разрешать проблемы |
Обучающиеся |
Руководители младшего и среднего звена |
Все руководители вплоть до высшего звена |
Учебный процесс |
Основан на информации и рационализации |
Основан на информации, рационализации, коммуникации и эмоциях |
Стиль обучения |
Исходит из предметов и особенностей преподавателей |
Исходит из особенностей участников, их опыта, проблем, отношений и умений консультантов |
Цели обучения |
Рациональность и |
Приспособление, изменение, информирование |
Форма проведения |
Местные семинары, курсы |
Свободный выбор форм в зависимости от необходимости и ситуации |
Ответственность за проведение |
Преподаватели, организаторы |
Участники |
Стабильность программы |
Стабильная |
Гибкая программа, адаптированная к ситуации |
Концепция обучения |
Адаптация руководителей к нуждам предприятия |
Одновременно изменить руководителей и организацию |
Направленность |
Ориентация на знания, которые могут пригодиться в будущем |
Ориентация на конкретное изменение |
Активность участников |
Как правило, малоактивны |
Как правило, очень активны |
Таким образом, в современных
организациях можно выделить несколько
подходов к внутрифирменному обучению
персонала организации, основанные
на системном подходе к обучению:
«сохраняющее» и «
Исходя, из задач организационного
развития можно выделить следующие
типы учебных программ внутрифирменной
подготовки, ориентированных на повышение
внешней адаптации или
Рис. 3. Типы учебных программ внутрифирменной подготовки
В связи с особенностями целевой аудитории, на которую направленно внутрифирменное обучение, политика обучения формируется с использованием следующих основных типов программ:
– тренинги;
– программированное обучение;
– учебная дискуссия;
– сase-study;
– деловые и ролевые игры.6
Рассмотрим основную направленность и содержание каждого из перечисленных методов обучения, применяемых в практике повышения руководящих кадров.
1. Тренинги. Под тренингами
понимают такое обучение, в котором
основное внимание уделяется
практической отработке
В настоящее время в
учреждениях повышения
2. Программированное обучение.
Суть программированного
Преимущество
Вариантом программированного обучения является компьютерное обучение. Компьютер оценивает ответы обучающихся и определяет, какой материал должен быть предъявлен следующим. Отличительной особенностью компьютерного обучения является то, что обратная связь здесь может быть такой же богатой и красочной, как в современных компьютерных играх со звуковым сопровождением.
Исследования показали, что компьютерное обучение позволяет обучающимся очень быстро усваивать предлагаемый учебный материал. Хотя стоимость разработки компьютерных программ довольно высока, но их регулярное использование может быстро окупить эти затраты.
В настоящее время компьютерное обучение является неотъемлемой составной частью других активных методов обучения, применяемых в практике повышения квалификации руководящих кадров в Германии. Например, разработано достаточно много компьютерных деловых игр, которые позволяют управлять образовательной организацией, проводить рекламные кампании, вести переговоры.
3. Учебная дискуссия.
Этот метод обучения заключается в проведении учебных групповых дискуссий по конкретной проблеме в относительно небольших группах обучающихся (от 6 до 15 человек).
Дискуссия как коллективное обсуждение может носить различный характер в зависимости от изучаемого процесса, уровня его проблемности и, как следствие этого, высказанных суждений.
Учебная дискуссия отличается от других видов дискуссий тем, что новизна ее проблематики относится лишь к группе лиц, участвующих в дискуссии, т. е. то решение проблемы, которое уже найдено в науке, предстоит найти в учебном процессе в данной аудитории.
Для преподавателя, организующего
учебную дискуссию, результат, как
правило, уже заранее известен. Целью
здесь является процесс поиска, который
должен привести к объективно известному,
но субъективно, с точки зрения обучающихся,
новому знанию. Причем этот поиск должен
закономерно вести к
Управление здесь носит
двоякий характер. Во-первых, для
проведения дискуссии педагог создает
и поддерживает определенный уровень
взаимоотношений обучающихся –
отношения доброжелательности и
откровенности, т. е. управление дискуссией
со стороны педагога носит коммуникативный
характер. Во-вторых, педагог управляет
процессом поиска истины. Общепринято,
что учебная дискуссия
Обобщая сказанное выше, можно выделить следующие специфические черты оптимально организованной и проведенной учебной дискуссии:
– высокая степень компетентности в рассматриваемой проблеме педагога-организатора и, как правило, имеющийся достаточный практический опыт решения подобных проблем у слушателей;
– высокий уровень
– целью и результатом
учебной дискуссии являются высокий
уровень усвоения обучающимися истинного
знания, преодоление заблуждений, развитие
у них диалектического
– источник истинного знания вариативен. В зависимости от конкретной проблемной ситуации это либо педагог-организатор, либо обучающиеся, либо последние выводят истинное знание при помощи педагога.
В заключение следует отметить,
что этот метод позволяет максимально
полно использовать опыт слушателей,
способствуя лучшему усвоению изучаемого
ими материала. Это обусловлено
тем, что в групповой дискуссии
не преподаватель говорит
4. Case-study. Этот метод предполагает переход от метода накопления знаний к деятельностному, практико-ориентированному относительно реальной деятельности управленца подходу. Это один из самых испытанных в немецкой практике повышения квалификации руководящих кадров метод обучения навыкам принятия решений и решения проблем.
Цель этого метода –
научить слушателей анализировать
информацию, выявлять ключевые проблемы,
выбирать альтернативные пути решения,
оценивать их, находить оптимальный
вариант и формулировать
При анализе конкретных ситуаций особенно важно то, что здесь сочетается индивидуальная работа обучающихся с проблемной ситуацией и групповое обсуждение предложений, подготовленных каждым членом группы. В результате проведения индивидуального анализа, обсуждения в группе, определения проблем, нахождения альтернатив, выбора действий и плана их выполнения обучающиеся получают возможность развивать навыки анализа и планирования. Особенно хорошо этот метод зарекомендовал себя при коммуникативном обучении слушателей деловому иностранному языку.
Разработка практических
ситуаций может происходить двумя
путями: на основе описания реальных событий
и действий или на базе искусственно
сконструированных ситуаций. Опыт работы
автора статьи в качестве переводчика
на различных международных
Подводя итог анализу метода case-study, необходимо отметить значимость этого метода для формирования специальной, методической и коммуникативной компетенции у слушателей в:
– установлении межпредметных связей;
– аналитическом и системном мышлении;
– оценке альтернатив;
– презентации результатов проведенного анализа;
– оценке последствий, связанных с принятием решений;
– освоении коммуникативных навыков и навыков работы в команде.7
5. Деловые и ролевые
игры. Ряд активных методов обучения
получил общее название «
Деловые игры характеризуются направленностью на снятие определенных практических проблем, приобретение навыков выполнения конкретных приемов деятельности. Необходимость в играх такого типа возникает тогда, когда имеющихся способностей участников управленческой деятельности недостаточно для реализации готовых деятельностных норм, либо происходит рассогласование в деятельности в результате изменения внешних условий. Поэтому возникает потребность в развитии недостающих способностей в процессе деловой игры на особой модельной площадке.
Анализ функций деловых
игр в повышении квалификации
менеджера приводит нас к следующему
выводу. Если цель повышения квалификации
руководителей высшей школы состоит
в том, чтобы освоить действенные
модели управления, апробировать новые
проекты деятельности организации,
то наиболее эффективным методом
обучения является игровой. Именно деловая
игра обладает возможностью воспроизведения,
проектирования и моделирования
деятельностно-ориентированных
Подводя итог анализу интерактивных методов обучения, применяемых в программах повышения квалификации руководителей, следует отметить, что они повышают способность руководителей разных уровней выявлять и структурировать проблемы, собирать и анализировать информацию, готовить, при необходимости, альтернативные решения и выбирать наиболее оптимальный вариант из ряда альтернатив, как в процессе индивидуальной работы, так и во взаимодействии с другими работниками.