Зарубежные модели управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 12:42, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – сравнение российского менеджмента с зарубежным и выявление основных аспектов использования иностранного опыта в области менеджмента на российских предприятиях.
Для этого поставлены следующие задачи:
Ознакомиться с зарубежными моделями менеджмента
Изучить специфику управления предприятием в России
Определить основные проблемы при выборе модели управления

Содержание

Введение
Глава 1. Анализ зарубежного опыта управления…………………………...5
1.1. Американская модель управления……………………………………….5
1.2. Японская модель управления……………………………………………..10
1.3. Немецкая модель управления…………………………………………….12
Глава 2. Проблемы и перспективы использования зарубежных моделей управления в Российской Федерации…………………………………………17
2.1. Специфика современного управления в России……………………….17
2.2. Проблема выбора модели управления…………………………………..20
2.3. Возможности и ограничения использования зарубежных моделей менеджмента в России………………………………………………………….21
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

КУРСАЧ ПО ВЭД.docx

— 68.42 Кб (Скачать документ)

8) Ответственность начальников  за действия подчинённых.

 

    1. Японская модель управления

Японская система менеджмента  признана наиболее эффективной во всем мире и главная причина ее успеха – умение работать с людьми. Основным богатством страны японцы считают свои человеческие ресурсы.

В последние годы во всем мире возрастает интерес к японским формам и методам  управления, т.к. быстрое успешное развитие экономики этой страны позволило  ей занять лидирующее положение в  мире.

Японская система управления развивалась  частично под влиянием местных традиций, частично – вследствие американской оккупации после второй мировой  войны, частично – как реакция  на необходимость борьбы с бедностью  и разрухой после войны.

Японский менеджмент постоянно  использует наиболее полезные концепции  управления западных стран, их методы и технику, приспосабливая их к своим  национальным особенностям, сохраняя и усиливая тем самым свои ценности и способствуя установлению особого  стиля мышления и методов, присущих только японским менеджерам.

Сущностью японского менеджмента  является управление людьми. Японская модель основывается на философии «мы  все одна семья», поэтому самая  важная задача японских менеджеров –  установить нормальные отношения с  работниками, сформировать понимание  того, что рабочие и менеджеры  одна семья. Компании, которым удалось  это сделать, достигли наибольшего  успеха. Кроме того, в Японии сложилась  традиция подчинения старшему по возрасту, позиция которого одобряется группой.

Японский менеджмент, основанный на коллективизме, использовал все  морально-психологические рычаги воздействия  на личность. Прежде всего, это чувство долга перед коллективом, что в японском менталитете почти тождественно чувству стыда9.

Основные черты японской системы  управления определяет ряд концепций, отсутствующих в американской модели. Важнейшими из них являются система  пожизненного найма и процесс  коллективного принятия решений. Другой немаловажной особенностью японского  менеджмента является концепция  непрерывного обучения. Японцы уверены, что непрерывное обучение приводит к постоянному совершенствованию  мастерства. Каждый человек путем  непрерывного обучения может улучшить выполнение своей работы.

Одной из отличительных особенностей японского управления является управление трудовыми ресурсами. Японские корпорации управляют своими служащими таким  образом, чтобы последние работали максимально эффективно. Японцы преклоняются перед трудом. Их часто называют «работоголики». В иерархии ценностей  японского народа труд стоит на первом месте.

Японская модель менеджмента ориентирована  на «социального человека», который  имеет специфическую систему  стимулов и мотивов. Формула «предприятие есть люди» является искренним убеждением работодателей. Японские управляющие  прививают своим работникам не только технические навыки, но и моральные  и нравственные ценности.

Сильнейшим средством мотивации  в Японии является «корпоративный дух» фирмы, под которым понимается слияние  с фирмой и преданность ее идеалам. В основе «корпоративного духа»  фирмы лежит психология группы, ставящей интересы группы выше личных интересов  отдельных работников, поскольку  фирма должна функционировать как  одна сплоченная команда. Таким образом, менеджмент всегда рассуждает с позиции  группы.

Центральное место в оперативном  управлении японского менеджмента  занимает управление качеством. Контроль за качеством охватывает все стадии производства. В систему контроля вовлечены все работники фирмы. Во всех сферах японской экономики  в настоящее время действуют  группы (кружки) качества, которые решают все проблемы, начиная от технологических  и заканчивая социально-психологическими10.

Примечательны три основные черты  японских промышленных организаций: во-первых, пожизненная занятость, во-вторых, влияние  стажа на оклады и зарплату и, в-третьих, организация профсоюзов.

Японский менеджмент принимает  профсоюз как законного посредника между управлением и рабочими в вопросах заработной платы. Но поскольку  профсоюзы в Японии не разделяются  по профессиям, а являются союзом рабочих  одной фирмы, то они разделяют  такие ценности менеджмента, как  производительность, прибыльность и  рост. Профсоюзы отдают себе полный отчет в том, что рабочие могут  повысить свой уровень жизни только путем повышения производительности, поэтому они начали сотрудничать с менеджментом11.

Таким образом, в Японии меньше жалоб и претензий к менеджменту по двум основным причинам: во-первых, японский рабочий не чувствует себя притесненным, во-вторых, он считает свою работу более важным делом, нежели права или убеждения. Истоки этого кроятся в том, что управляющие японских фирм уделяют огромное внимание благосостоянию своих рабочих. Это, естественно, повышает их доверие, как к менеджменту, так и к профсоюзам.

    1. Немецкая модель управления

Значительные результаты, достигнутые экономикой страны, свидетельствуют  об эффективности системы организации и управления в данной стране.

Главными целями менеджмента  в Германии является получение максимальной прибыли и обеспечение выплаты  акционерам дивидендов. Кроме этого, немецкие менеджеры стремятся:

  1. обеспечить ведущее место своих компаний на рынке;
  2. постоянно развивать производство за счет инвестиций;
  3. активно проводить научно-исследовательские и опытно-промышленные работы;
  4. решать экологические проблемы
  5. осуществлять подготовку и обучение кадров12.

Управление предприятиями  организовано таким образом, что  наряду с четкими экономическими отношениями всех уровней существует и жесткая административная подчиненность  нижних уровней управления верхним, строгий спрос за выполнение плана. Усилия менеджеров направлены на обеспечение  выживаемости компаний на рынке за счет создания условий по производству конкурентоспособной продукции. Стилем работы аппарата управления является метод убеждения подчиненных  вышестоящим руководством. Такой  стиль сформировался исходя из соображений, что при этом обеспечивается наибольшая отдача в работе.

В практике работы широко используется проведение регулярных дискуссий по различным проблемам (плану, итогам работы, рынку, перспективам развития, инвестиционным программам и др.). Как  правило, не практикуется издание приказов и других директивных документов. Чаще указания носят форму совета, рекомендации. Однако если рекомендации подчиненными не выполняются, то решается вопрос о соответствии подчиненного занимаемой должности. На предприятиях создаются производственные советы, которые избираются представителями  трудового коллектива. Производственные советы представляют интересы трудящихся перед администрацией предприятия. Без разрешения производственного  совета не допускаются сверхурочные работы. Решение о закрытии малорентабельных производств принимаются руководством предприятия только после консультации с производственным советом13.

На предприятиях Германии существует система жесткого планирования. Основой является пятилетний план, который ежегодно обновляется. Жесткое планирование не мешает структурным подразделениям быть самостоятельными, но предполагает строгий контроль за их деятельностью со стороны высшего уровня менеджмента. В основу перспективного и оперативного планирования положены разные подходы. Стратегии пятилетки – это политика инвестиций, финансов, прибыли и рентабельности. Оперативное планирование включает годовые, квартальные, месячные и недельные планы, которые содержат показатели по сбыту продукции, программу производства, поставки сырья, оценку экономических результатов. Действует система корректировки оперативных планов. Если она положительная, то руководство предприятия обычно не возражает против такого уточнения плана. Если же отрицательная, то обеспечивается строгий спрос с менеджеров за то, что они не сумели предвидеть сбои в работе и решить проблемы.

В процессе выполнения намеченной планом производственной деятельности количество и ассортимент продукции  могут измениться в зависимости  от спроса. Однако непременно должна быть достигнута запланированная прибыль. Менеджеры несут ответственность  за получение прибыли и имеют  надбавки в зависимости от нее. Если на участке работы, руководимым менеджером, не получена прибыль, то надбавка не выплачивается. При этом критически анализируется  деятельность соответствующих структурных  подразделений, намечаются меры по выправлению  положения. Если эти меры не приводят к увеличению прибыли, то менеджер, ответственный за данный участок  работы, заменяется.

Работа с кадрами является одной из главных функций менеджмента  на фирмах ФРГ. Задачи кадровых служб  предприятий кроме подбора кадров включают: обучение персонала, повышение  его квалификации, охрану труда, организацию  оплаты труда, обеспечение старости и другие вопросы социальной политики.

Менеджеры должны организовать повышение квалификации персонала, создавать резерв на руководящие  должности. Менеджеров выбирают в основном из сотрудников самой фирмы. Порой  менеджеров принимают и со стороны, однако стараются при этом исключить  «семейственность», т.е. предоставление льгот родственникам и знакомым при устройстве их на работу. Одним  из главных факторов при подборе  менеджеров является умение работать с людьми14.

Для оценки труда работников за прошедший год осуществляется аттестация персонала. С этой целью  разрабатываются так называемые оценочные листы на каждого работника. В них сформулированы вопросы  по двум разделам, характеризующим  квалификацию работника и его  отношение к труду. По каждому  вопросу оценочного листа менеджером выставляется оценка, после чего в  личной беседе с работником оценки обсуждаются. В большинстве случаев  менеджер и работник приходят к общему согласию в оценках, высказывая при  этом друг другу различные претензии. В случае разногласий работник обращается к вышестоящему руководству. Оценка труда производится по всем категориям работников. При ежегодной оценке работника производится увеличение (снижение) надбавки к зарплате. 
Уровень заработной платы работников различных категорий существенно различается. Так, заработная плата менеджера высшего звена может быть в 15–30 раз выше, чем рабочего. Это объясняется несопоставимо большей ответственностью, которую несут руководители за оптимальный выбор стратегии развития и результаты работы предприятия. Важное место в немецком менеджменте отводится решению социальных вопросов. Развитие всей социальной инфраструктуры в Германии возложено на местные власти15.

Пенсионное обеспечение  сотрудников осуществляется в зависимости  от трудового стажа. Пенсия определяется в размере 50–80 % от среднего заработка. Максимальная пенсия в размере 80 % устанавливается  при трудовом стаже не менее 25 лет. Предприятия могут устанавливать  дополнительную пенсию в размере 10–20% от установленной государственной  пенсии. Для получения права на доплату к пенсии необходимо проработать  на предприятии не менее 10 лет. В  случае сокращения на предприятии возможен досрочный выход на пенсию с ее выплатой за счет предприятия на период до достижения пенсионного возраста. 
Основными составными элементами мотивации труда являются:

  1. относительно высокий уровень зарплаты, который гарантирован законом о тарифных соглашениях, обеспечивающий высокий уровень жизни;
  2. система ярко выраженной дифференциации в оплате труда в зависимости от образования, должности и стажа работы;
  3. гарантия рабочего места, повышения квалификации;
  4. получение права дополнительных выплат к государственной пенсии в зависимости от стажа работы на фирме;
  5. прямая зависимость пенсии по старости от уровня заработной платы (без ограничения абсолютного размера верхнего предела пенсии);
  6. социальная защищенность кадровых работников фирмы путем
  7. выплаты пенсий при увольнении в связи с реорганизацией производства и управления16.

 

 

Глава 2. Проблемы и перспективы использования  зарубежных моделей управления в  Российской Федерации

2.1. Специфика  современного управления в России

Современный российский менеджмент сформировался  в условиях перехода от чрезмерно  централизованной, плановой экономики  к рыночной, в сжатые сроки. Он в  значительной мере унаследовал черты  прежней, административно-командной  системы. Многие современные организации, использующие новые организационно-правовые формы, образованы на основе прежних  советских предприятий. Многие ключевые посты в них занимают менеджеры, воспитанные в советское время17.

Вместе с тем организации  – хозяйствующие субъекты уже  несколько лет функционируют  в условиях рыночной, хотя пока и  весьма неэффективной российской экономики  и обрели некоторые важнейшие  черты, характерные для субъектов  рыночных отношений.

Существенное влияние на реформирование российского менеджмента оказали  и продолжают оказывать весьма специфические  общеэкономические факторы, и, прежде всего:

Информация о работе Зарубежные модели управления