Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 12:42, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – сравнение российского менеджмента с зарубежным и выявление основных аспектов использования иностранного опыта в области менеджмента на российских предприятиях.
Для этого поставлены следующие задачи:
Ознакомиться с зарубежными моделями менеджмента
Изучить специфику управления предприятием в России
Определить основные проблемы при выборе модели управления
Введение
Глава 1. Анализ зарубежного опыта управления…………………………...5
1.1. Американская модель управления……………………………………….5
1.2. Японская модель управления……………………………………………..10
1.3. Немецкая модель управления…………………………………………….12
Глава 2. Проблемы и перспективы использования зарубежных моделей управления в Российской Федерации…………………………………………17
2.1. Специфика современного управления в России……………………….17
2.2. Проблема выбора модели управления…………………………………..20
2.3. Возможности и ограничения использования зарубежных моделей менеджмента в России………………………………………………………….21
Заключение
Список использованной литературы
- экономическая и политическая нестабильность в стране;
- спад промышленного и
- высокий уровень безработицы;
- высокий уровень
- высокий уровень инфляции;
- низкая платежеспособность
- несовершенная и нестабильная
законодательная и нормативная
база функционирования
- использование
- коррумпированность
- хроническая асимметричность информационного пространства, деловой информации, что крайне затрудняет формирование сделок;
- неразвитость рыночных
- высокий уровень
Формирование российского
Российское предприятие, становясь самостоятельным объектом товарно-денежных отношений, полностью отвечающим за результаты своей хозяйственной деятельности, должно сформировать у себя систему эффективного управления (менеджмента), который смог бы позволить предприятию добиться конкурентоспособного и устойчивого положения на рынке.
По сравнению со старой системой управления, существовавшей много лет на российских предприятиях, в новых условиях появляются новые функции: разработки стратегии и политики развития, поиск необходимых материальных и трудовых ресурсов, совершенствование производственной и организационной структур управления предприятием.
В этих условиях резко возросли требования
к российским менеджерам за своевременность
и качество принимаемых решений.
Усилилась роль научно-технического
прогресса, дающего возможность
путем нововведений удовлетворять
потребности рынка. В российском
бизнесе появилась острая необходимость
проведения маркетинговых исследований,
позволяющих изучить эти
Менеджмент на российских предприятиях
предъявляет высокие требования
к профессионализму управленческого
персонала и стилю управления.
В условиях дефицита денежных ресурсов
появилась необходимость
Российский опыт в области делового управления сводится только к использованию методов планирования и контроля за исполнением планов.
Российские так называемые «новые
коммерческие структуры» - пока не деловые,
а чисто спекулятивные
Подход с позиций
Российский менеджмент - творческое осмысление зарубежного опыта с учетом российской специфики, т.е. синтез мирового опыта эффективного управления и существующего отечественного опыта на базе национально-исторических особенностей нашей культуры. Проще говоря, все у нас пока на стадии становления и мы пытаемся найти среднее между Японской школой менеджмента и Американской и ищем приемлемые методы из той и другой.
2.2. Проблема выбора модели управления
Сравнительный анализ показал существенные различия между существующими в мире моделями управления. В России в настоящее время наблюдается неопределенность в выборе моделей управления каждой конкретной фирмой. Как правило, руководство не задается вопросом о выборе модели управления.
На данный момент можно выделить две тенденции. Часть фирм, как правило, крупные компании, придерживаются американской модели управления. Обычно это объясняется их происхождением. В России существует не так много крупных компаний, изначально построенных на российском капитале. Компании, созданные частично на западном капитале, компаниях эксплуатация работников значительно более жесткая, чем в аналогичных компаниях на Западе, а социальных гарантий в них меньше. Таким образом, в этих фирмах реализуется американская модель управления: каждый работник рассматривается как человек, способный занимать конкретное рабочее место. В таких фирмах работник может быстро сделать карьеру, однако он часто не имеет никаких гарантий своей занятости через некоторый промежуток времени. Отсутствие стабильности может отрицательно влиять на мотивацию работника (хотя бывает и наоборот).22
В мелких фирмах один работник часто вынужден выполнять множество функций, часто ему не свойственных. В таких фирмах речь не идет о какой-либо модели управления. Существующая ситуация весьма далека от японской модели, хотя отдельные элементы присутствуют –медленное продвижение, например. При этом часто нестабильность положения работника такая же, как и в крупных компаниях. Руководство мелких фирм часто пытается формально использовать элементы американской модели управления (жесткий отбор потенциальных работников по ряду существенно завышенных критериев). Такой подход часто не оправдывает себя и снижает эффективность управления фирмой.23
В идеале можно рекомендовать небольшим фирмам использовать в своей деятельности индивидуалистическую модель управления, однако, в современных условиях немногие фирмы способны реально следовать подобной рекомендации.
Многие элементы этой модели зависят от законодательной базы и от общеэкономической ситуации в стране.
2.3. Возможности и ограничения использования зарубежных моделей менеджмента в России
С начала 90-х годов формируется
организационная структура
Объективной сложностью для формирования эффективного отечественного менеджмента, является интеллектуальный вакуум образовавшийся после крах советской системы хозяйствования и постепенно заполняющийся чуждыми идеями хищного личного обогащения любой ценой и пренебрежительного отношения к традиционным ценностям.
Сейчас решается проблема
выбора пути дальнейшего развития общества
и специалисты различных
Анализ зарубежных моделей менеджмента показывает, что большинство элементов японской системы управления разумно, логически обосновано и может быть применено в практике русского менеджмента после определенной модификации. Однако в пользу концепций европейского и американского менеджмента выступает традиция развития России в последние столетия, развитость культурных и деловых контактов.
В то же время американцы и европейцы готовы брать уроки у японской теории и практики управления предприятием и активно ее внедряют: гарантии занятости персоналу, систему повышения квалификации и ротации, методы коллективного принятия решений и контроля их исполнения, развитие неформальных отношений руководства и персонала.26
Японский опыт управления (не подвергнутый предварительной адаптации на Западе) мог бы быть воспринят в России, как евроазиатской стране, с большей эффективностью, по той причине, что он более близок к российскому хозяйственному менталитету, чем западному
Естественно, для наиболее эффективного управления российскими предприятиями представляется целесообразным использовать лучшие достижения как западного, так и японского менеджмента на основе их оптимального сочетания. Это связано с тем, что:
1. Россия находится на стыке
цивилизаций, поэтому она
2. В общественном сознании
3. Японский стиль управления
активно изучается,
Несмотря на это, очень мало работ
посвящено изучению возможности
заимствования наиболее рациональных
элементов японского стиля
1. Происхождение японской
2. Составляющие японской системы
управления взаимосвязаны и,
3. В настоящее время японская
модель управления уже
Все вышеперечисленные аргументы представляются спорными, и их необходимо опровергнуть.
Действительно, долгие годы Япония была в полной изоляции от остального мира и развивала особое общество и культуру, которым не было равных по уровню коллективного взаимодействия. Анализируя японскую хозяйственную философию, нельзя не увидеть параллелей между этическими взглядами японцев и современными чертами японской трудовой этики. На японских предприятиях молодым специалистам позволяется экспериментировать и делать ошибки, так как считается, что только в этом случае можно накопить бесценный опыт для последующей работы в компании. И, как показывает практика, японцы делают все возможное, чтобы не допустить повторения своих ошибок в будущем. Причем они любят учиться как на своем, так и на чужом опыте.
Следует отметить, что традиционная японская система управления, включающая в себя такие методы управления, как пожизненный наем, система старшинства, групповое принятие решений, сложилась только в 50-е годы и применяется в основном лишь на крупных предприятиях.
Принимая во внимания вышеперечисленные аргументы, можно сделать вывод, что японский стиль управления скорее является следствием прагматичного и рационального подхода к управлению, чем культурно-исторического прошлого Японии, и, следовательно, японская система управления может использоваться и в других странах.
2. Взаимосвязанность элементов
японской системы управления
и неэффективность
Часто утверждается, что японская система управления эффективна именно благодаря синергическому действию ее составляющих: системы пожизненного найма, системы кадровой ротации, системы репутаций, системы подготовки на рабочем месте, системы оплаты труда.
Однако указанные японские системы российским предприятиям проще воспринять, чем, например, американцам, в связи со схожестью культур трудовых отношений в России и Японии.28