Зарубежные модели управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 12:42, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – сравнение российского менеджмента с зарубежным и выявление основных аспектов использования иностранного опыта в области менеджмента на российских предприятиях.
Для этого поставлены следующие задачи:
Ознакомиться с зарубежными моделями менеджмента
Изучить специфику управления предприятием в России
Определить основные проблемы при выборе модели управления

Содержание

Введение
Глава 1. Анализ зарубежного опыта управления…………………………...5
1.1. Американская модель управления……………………………………….5
1.2. Японская модель управления……………………………………………..10
1.3. Немецкая модель управления…………………………………………….12
Глава 2. Проблемы и перспективы использования зарубежных моделей управления в Российской Федерации…………………………………………17
2.1. Специфика современного управления в России……………………….17
2.2. Проблема выбора модели управления…………………………………..20
2.3. Возможности и ограничения использования зарубежных моделей менеджмента в России………………………………………………………….21
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

КУРСАЧ ПО ВЭД.docx

— 68.42 Кб (Скачать документ)

Проанализируем элементы японской системы управлению по отдельности.

В России не применяется понятие «пожизненный наем», однако для многих российских работников характерна продолжительная работа на одном предприятии, иногда даже в течение всей трудовой деятельности. Это связано прежде всего с низкой миграцией населения, ограниченным числом предприятий во многих российских регионах и родственными связями работников. Вместе с тем следует отметить, что в Японии пожизненный наем существует не столько по причине ограниченной миграции населения, но, главным образом, благодаря реальному обеспечению заинтересованности работников максимальное время работать на одном предприятии. Для того чтобы российские предприятия эффективно функционировали, их руководителям необходимо создавать условия для долгосрочной занятости сотрудников. Кроме того, в условиях долгосрочного найма на российских предприятиях целесообразно внедрять систему кадровой ротации. Работники российских предприятий вынуждены в течение многих лет работать на одном рабочем месте, что снижает их интерес к работе, подавляет инициативу и препятствует профессиональному росту. Введение системы ротации позволит работникам российских организаций не только избежать однообразной работы в течение длительного периода, но и будет способствовать их профессиональному росту, а также позволит им получить представление о различных аспектах деятельности предприятия и действовать именно в интересах всей компании.

Представляется целесообразным использовать в деятельности российских компаний элементы японской системы подготовки на рабочем месте. На многих современных российских предприятиях уделяется излишнее внимание проверке специальных профессиональных знаний кандидатов на работу, и особенно наличию у них значительного опыта работы в других организациях. При этом на немногих предприятиях имеются собственные программы обучения сотрудников. В японских компаниях, напротив, не требуют от образовательных учреждений специальной подготовки и учитывают при приеме на работу, главным образом, общий кругозор работников и их способность вписаться в коллектив. Предприятия сами обучают своих сотрудников необходимым навыкам. На мой взгляд, современным российским предприятиям следует шире внедрять собственные системы внутрифирменного обучения, чтобы не упускать перспективных потенциальных сотрудников, не имеющих узкоспециализированных знаний, а также с целью обеспечения профессионального роста работников.29

Обобщая вышесказанное, можно сделать  вывод, что та среда, в которой  функционируют российские предприятия, может воспринять японские методы управления.

3. Неэффективность японской модели  управления на современном этапе  и наличие тенденций к ее  смене на западную.

Данная точка зрения является необоснованной, так как сейчас и японская, и западная традиционные системы управления в равной степени утратили свою актуальность. В настоящее время в первоначальном виде они практически не существуют и рассматриваются как пройденный этап. Это связано с наличием существенных недостатков в обеих моделях управления.

Но и японская система управления имеет ряд недостатков и не во всем отвечает современным экономическим  и психологическим условиям. Основная составляющая системы — пожизненный  наем — становится невыгодной как  фирме, так и работникам. Система  оплаты по старшинству как основа пожизненного наема оправдывает себя только при расширении масштабов деятельности компании и, соответственно, увеличении руководящих постов, однако является тяжелым бременем для предприятия при невозможности дальнейшего расширения деятельности. С точки зрения сотрудников:

  • фирма не в состоянии обеспечить быстрое продвижение по службе для более компетентных работников;
  • сотрудникам трудно поменять работу;
  • талантливые работники оплачиваются не по достоинству.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Исторически сложилось так, что Россия отстала в своем  экономическом развитии от «рыночных» стран мира, и теперь должна пройти этап переустройства, трансформации  общества, осуществляя творческий синтез зарубежного опыта с учетом своей  уникальности и самобытности.

Как известно, экономические  законы, в отличие от законов природы, опосредованы «живыми людьми», в  желаниях и выборах которых наличествуют ожидания, нормы, установки, традиции, моральные и нравственные ценности. Наши неудачи в проведении экономических  реформ связаны с неопределенностью  стратегии кардинального переустройства общества (включая политическую, социальную и нравственную среду), а также  со слепым копированием чужого и чуждого  нам опыта. Мы не учли, что Россия имеет свою тысячелетнюю историю  предпринимательства и что русская  народная этика и эстетика, имеющие  еще дохристианские корни, создавали  в жизни и в ведении бизнеса  атмосферу почитания идеалов  добра, справедливости и правды. Чтобы  не допускать грубых ошибок в дальнейшем, нам необходимо критически переосмыслить  опыт внутрифирменного и отраслевого  управления в мире, но главное —  научиться находить наилучшие (оптимальные) решения в условиях недостаточной  стабильности и неопределенности социально-экономической  жизни, характерной для сегодняшней  России.

Проблема использования  опыта, накопленного зарубежными фирмами  в области менеджмента, в последние  годы стала особенно актуальной. В  России традиционно ведутся споры, использовать ли ей опыт Запада или  идти собственным путем. Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Вероятно, следует в разумных соотношениях использовать обе стратегии.

Однако не вызывает сомнения тот факт, что западный опыт управления необходимо тщательно изучать. Без  понимания результатов, накопленных  зарубежными специалистами в  области управления, невозможно создание собственной современной школы  управления.

Безусловно, у России существует и собственный опыт, и его также  не стоит забывать. Однако, этот опыт несколько специфичен ввиду особых экономических условий, в которых  долгие годы находились российские руководители, поэтому нельзя слепо применять  накопленные знания в современных  условиях.

Анализ литературы показывает, что  западная и японская системы управления всегда противопоставлялись. В основе их сравнения лежит такая черта, как ориентированность на индивидуализм  или коллективизм. Индивидуализм  считается важнейшей характеристикой  западной, в частности американской, культуры, и с ним связываются  такие особенности управления, как  краткосрочный наем, оплата по результатам  труда, технократическое управления, управление «сверху вниз», индивидуальная ответственность. Основной же особенностью восточных  цивилизаций является коллективизм, с которым связаны такие элементы управления, как пожизненный наем, оплата по старшинству, активное использование  человеческого потенциала, управление «снизу вверх», коллективная ответственность.

Однако последние публикации свидетельствуют  о том, что сегодня в мировой  практике наблюдается тенденция  к встречному движению хозяйственных  предпринимательских культур Запада и Востока. Запад заимствует из восточной  культуры управления принципы коллективизма  и такие ценностные ориентации, как  чувство причастности к фирме, своей  идентичности с компанией, более  полное использование человеческого  потенциала, вовлечение сотрудников  в процесс принятия решений. А  на Востоке предпринимаются попытки  задействовать индивидуально-предпринимательские  мотивации. Такая черта, как пожизненный  наем, сменяется более мягкой его формой — долгосрочным наймом, оплата по старшинству переходит в оплату в зависимости от результатов и качества работы.

 

 

Список использованной литературы:

  1. Менеджмент : Учебник. – 3-е изд., переработано и дополнено – М.: Банки и биржи, ЮНИТ,2007. – 501с.
  2. Басаков М.И. Управление персоналом. Конспект лекций. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
  3. Беляцкий Н.П. Управление персоналом. – М.: Современная школа, 2010.
  4. Володько В.Ф. Международный менеджмент. – М.: Амалфея, 2009.
  5. Кибанов А.Я., Дуракова И.Б. Управление персоналом организации. Стратегия, маркетинг, интернационализация. – М.: Инфра-М, 2010.
  6. Лунёв А.П., Минёва О.К. Сравнение европейского и японского опыта управления персоналом // Гуманитарные исследования. 2008. № 4.
  7. Орлова О.С. Управление персоналом современной организации. – М.: Экзамен, 2009.
  8. Алексеев А. Российский менеджмент: скрытые резервы экономики // Проблемы теории и практики управления. - 1999. - N 6. - С.74-82.
  9. Ефремов, С.А. Чтобы в России пошли реформы, ей нужна новая система управления // Менеджмент в России и за рубежом. – 1999. - №2. – С.119-127.
  10. Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента: учебное пособие. – Минск: «Новое знание», 2001.
  11. Картавый, М.А., Нехашкин, А.Н. Методологические принципы формирования российского менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом. – 1999. - №3. – С. 56-62.
  12. Комаров Е., Комаров А. Особенности российского кадрового менеджмента на рубеже XXI века// Управление персоналом. – 2009. – №9. – С. 31–33.
  13. Коротков, Э.М. Концепция менеджмента: учебник. – М.: ООО   Издательско-консалтинговая компания «Дека», 2000.
  14. Кравченко, А.И. История менеджмента: учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект,2003. – С.556.
  15. Лобов, О.И. Менеджмент и международной сотрудничество // Менеджмент в России и за рубежом. – 2008. - №4. – С. 13-16.
  16. Маршев Вадим. Размышления об управлении Россией: прошлое, настоящее, будущее // Проблемы теории и практики управления. – 2005. - №3. – С.46-51. 
  17. Попов Г. Фундаментальные задачи России и пути их решения // Проблемы теории и практики управления. – 2004. - №2. – С.16-19.
  18. Рансдорф М. Секреты успеха и задачи менеджмента на современном этапе // Проблемы теории и практики управления. - 2001. - N 6. - С.94-100. 
  19. Хачатуров, А.Е., Белковский, А.Н. Применимы ли в России традиции и опыт восточной школы менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом. – 2005. - №1. – С.124-134.
  20. Орлов А.И. Менеджмент Учебник. М.: Издательство "Изумруд", 2003
  21. Лапидус, В.А. Наиболее актуальные проблемы российского менеджмента / Ресурсы Интернет: - http://ecobez.narod.ru/problems.doc
  22. Фирсов Александр, Фирсов Юрий. Особенности российского и западного менеджмента / Ресурсы Интернет: - http://www.cfin.ru/management/rus and west management.shtml
  23. Бахур А.Б. Особенности национального менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом, № 5, 2005.
  24. Грейсон Д., О'Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века. – М.: Экономика, 1991.
  25. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 2000.
  26. Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента: Учебник. – М. Издательско-торговая копорация «Дашков и К°», 2003.
  27. Семенова И.И. История менеджмента: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2000.
  28. Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент: Учебник для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.

 

 

 

1 Беляцкий Н.П. Управление персоналом. – М.: Современная школа, 2010.

2 Менеджмент : Учебник. – 3-е изд., переработано и дополнено – М.: Банки и биржи, ЮНИТ,2007. – 501с.

3 Басаков М.И. Управление персоналом. Конспект лекций. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.

4 Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента: учебное пособие. – Минск: «Новое знание», 2001.

5 Коротков, Э.М. Концепция менеджмента: учебник. – М.: ООО   Издательско-консалтинговая компания «Дека», 2000.

6 Грейсон Д., О'Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века. – М.: Экономика, 1991.

7 Кибанов А.Я., Дуракова И.Б. Управление персоналом организации. Стратегия, маркетинг, интернационализация. – М.: Инфра-М, 2010.

8 Володько В.Ф. Международный менеджмент. – М.: Амалфея, 2009.

9 Кравченко, А.И. История менеджмента: учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект,2003. – С.556.

10 Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента: Учебник. – М. Издательско-торговая копорация «Дашков и К°», 2003.

11 Орлов А.И. Менеджмент Учебник. М.: Издательство "Изумруд", 2003

12 Фирсов Александр, Фирсов Юрий. Особенности российского и западного менеджмента / Ресурсы Интернет: - http://www.cfin.ru/management/rus and west management.shtml

13 Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент: Учебник для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2007.

14 Семенова И.И. История менеджмента: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2000.

15 Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 2000.

16 Лобов, О.И. Менеджмент и международной сотрудничество // Менеджмент в России и за рубежом. – 1998. - №4. – С. 13-16.

17 Маршев Вадим. Размышления об управлении Россией: прошлое, настоящее, будущее // Проблемы теории и практики управления. – 2005. - №3. – С.46-51.

18 Картавый М.А., Нехашкин А.Н. Методологические принципы формирования российского менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом, № 3, 1999.

19 Алексеев А. Российский менеджмент: скрытые резервы экономики // Проблемы теории и практики управления. - 1999. - N 6. - С.74-82.

20 Комаров Е., Комаров А. Особенности российского кадрового менеджмента на рубеже XXI века// Управление персоналом. – 2009. – №9. – С. 31–33.

21 Ефремов, С.А. Чтобы в России пошли реформы, ей нужна новая система управления // Менеджмент в России и за рубежом. – 1999. - №2. – С.119-127.

22 Комаров Е., Комаров А. Особенности российского кадрового менеджмента на рубеже XXI века// Управление персоналом. – 2009. – №9. – С. 31–33.

23 Попов Г. Фундаментальные задачи России и пути их решения // Проблемы теории и практики управления. – 2004. - №2. – С.16-19.

24 Бахур А.Б. Особенности национального менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом, № 5, 2005.

25 Рансдорф М. Секреты успеха и задачи менеджмента на современном этапе // Проблемы теории и практики управления. - 2001. - N 6. - С.94-100.

26 Хачатуров, А.Е., Белковский, А.Н. Применимы ли в России традиции и опыт восточной школы менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом. – 2005. - №1. – С.124-134.

27 Лунёв А.П., Минёва О.К. Сравнение европейского и японского опыта управления персоналом // Гуманитарные исследования. 2008. № 4.

28 Орлова О.С. Управление персоналом современной организации. – М.: Экзамен, 2009.

29 Лапидус, В.А. Наиболее актуальные проблемы российского менеджмента / Ресурсы Интернет: - http://ecobez.narod.ru/problems.doc

 


Информация о работе Зарубежные модели управления