Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 22:53, доклад
За годы становления потребительского движения в России общество привыкло относиться к потребителю как к непрофессионалу в выборе и приобретении товаров и услуг и стало требовать от законодателя установления для торговли и сферы услуг жестких рамок деятельности. То, что в других странах регулируется на уровне менталитета, то есть определенного образа мыслей, при оформлении рыночных отношений требует закрепления в законодательстве. Единственный барьер против проникновения на рынок некачественных и небезопасных товаров в этот период - законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей.
В соответствии с «Положением о государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерства внешнеэкономических связей и торговли РФ» [13], утверждённым Постановлением Правительства от 14 июля 1997 года, Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерства внешних экономических связей и торговли Российской Федерации (Госторгинспекция) – государственный орган, основными задачами которого являются: государственный контроль за соблюдением норм и правил торговли и общественного питания, порядком применения цен по отдельным группам товаров, качеством и безопасностью товаров народного потребления; деятельностью по искоренению злоупотреблений в торговле, общественном питании и недопущении поступлений на потребительский рынок недоброкачественных товаров.
Объектами государственного контроля Госторгинспекции в соответствии с возложенными на неё задачами являются предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, граждане, реализующие, производящие товары или услуги.
Госторгинспекция в своей
Госторгинспекция состоит из департамента государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей центрального аппарата Министерства внешних экономических связей и торговли Российской Федерации в субъектах Российской Федерации.
Территориальные управления Госторгинспекции выполняют следующие функции:
проводят проверки соблюдения правил торговли и качества товаров народного потребления у продавца, а также в соответствии с порядком, согласованным с Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации, - качества продукции изготовителя;
осуществляют в установленном порядке контроль на предприятиях торговли и общественного питания за соблюдением порядка применения цен по отдельным группам товаров;
контролируют правильность пользования весовыми и измерительными приборами, торговым, технологическим и дозирующим оборудованием;
принимают меры по устранению выявленных недостатков и правонарушений, обеспечивают широкую гласность результатов проверок;
приостанавливают реализацию товаров (и оказываемых при этом услуг), не соответствующих по качеству обязательным требованиям стандартов, опасных (вредных) для жизни, здоровья и имущества граждан;
рассматривают в соответствии с
законодательством письма, заявления,
жалобы граждан на качество товаров,
нарушения в работе торговых предприятий,
предприятий общественного
представляют в установленные сроки департаменту Госторгинспекции необходимую информацию и т.д.
3. Отдел защиты прав
3.1 Структура, задачи, функции отдела
Никакие федеральные органы не могут знать всех проблем, с которыми приходится ежедневно сталкиваться потребителям в каждом конкретном городе или районе. Не будет же ведомство, находящееся в Москве, разбираться с конкретной булочной, нарушающей права потребителей, в Находке или Уссурийске. Невозможно направить представителей федеральных ведомств в каждый регион.
Именно поэтому определённые функции по защите интересов потребителей Закон РФ «О защите прав потребителей» возлагает на городские, районные, областные администрации. Сегодня практически в каждом (даже самом маленьком) населённом пункте есть специалист или группа специалистов, которые занимаются защитой прав потребителей.
Образно говоря, такие отделы по защите прав потребителей при местных администрациях являются передним краем работы государства с потребителем. Каждый человек, у которого есть претензии к конкретному магазину, к качеству товара или услуги, может пожаловаться в отдел по защите прав потребителей и ему обязаны дать консультацию относительно того, как нужно себя вести.
В отличие от федеральных органов, местные органы по защите прав потребителей не наделены никакими контрольными функциями. Практически единственная административная мера, которую могут применить эти организации, - право приостановить реализацию товаров с просроченными сроками годности.
Но отсутствие права карать нарушителей отнюдь не означает ненужность местных органов по защите прав потребителей. Эти органы могут принимать достаточно эффективные меры к нарушителям закона. Во многих отделах по защите прав потребителей созданы «черные списки» магазинов и фирм, в которых обманывают потребителей. Эти списки публикуются в газетах и потребители узнают, с какими фирмами можно иметь дело безбоязненно, а общения с какими фирмами нужно избегать. Специалисты местных органов выявляют нарушения прав потребителей, направляют информацию о нарушениях в соответствующие федеральные органы для принятия мер, обращаются в суд в интересах потребителей.
В соответствии со статьёй 44 Закона РФ «О защите прав потребителей» органы местного самоуправления формируют соответствующие структуры.
В муниципальном образовании г. Уссурийск и Уссурийский район в ноябре 1992 года (вслед за принятием Закона «О защите прав потребителей») был создан отдел по защите прав потребителей, который осуществляет контроль за соблюдением законодательства в области защиты прав потребителей. Отдел является структурным подразделением Управления потребительского рынка товаров и услуг.
В своей деятельности отдел по защите прав потребителей руководствуется действующим законодательством Российской Федерации и Приморского края, Указами Президента РФ и Губернатора края, Уставом муниципального образования, решениями Думы г.Уссурийска и Уссурийского района и распоряжениями глав муниципального образования, а также Положением об отделе по защите прав потребителя.
Отдел возглавляет начальник отдела,
который назначается на должность
и освобождается от должности
распоряжением Главы
начальник отдела - 1;
главный специалист – 1;
ведущие специалисты – 2
Основными задачами деятельности отдела являются:
- Разработка программ и
- Работа с жалобами и
- Контроль за соблюдением закона РФ «О защите прав потребителей», выполнением Правил продажи товаров, оказания услуг, выполнения работ.
- Содействие в развитии и
укреплении общественного
Функции отдела
В процессе своей работы отдел выполняет следующие функции:
1. Рассматривает жалобы
2. Консультирует граждан по
3. Анализирует договоры, заключаемые
продавцами (исполнителями,
4. Организовывает проверки
5. Осуществляет контроль за
6. Информирует федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг) об опасных для здоровья и жизни потребителей товарах (работах, услугах).
7. Организует совместно с
8. Оказывает помощь потребителям
в составлении исковых
9. Обращается в суды в защиту прав потребителей.
10. Организует просвещение
11. Информирует жителей
Начальник отдела имеет право:
- приостанавливать реализацию
товаров (выполнение работ,
- информировать через средства
массовой информации о
- взаимодействовать со всеми
Федеральными и
- составлять акты о ходе
. Контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг) на территории муниципального образования г. Уссурийск и Уссурийский район
Анализ основного содержания нарушений защиты прав потребителей на территории муниципального образования г. Уссурийск и Уссурийский район по отчётам отдела защиты прав потребителей МО [Приложения 1, 2] показал, что наибольшее количество нарушений приходится по таким статьям Закона, как
- ст. 4. Реализация товаров,
- ст. 7. Отсутствие сертификатов соответствия на реализуемый товар (работу, услугу), подлежащих обязательной сертификации в установленном порядке, наличие поддельных сертификатов;
- ст. 8-11 Отсутствие необходимой и достоверной информации об изготовителе (продавце, исполнителе), режиме его работы;
В 2002 году отделом по защите прав потребителей совместно другими службами администрации муниципального образования г. Уссурийск и Уссурийский район были проведены плановые комплексные проверки с целью предотвращения проникновения на потребительский рынок некачественных товаров ( услуг ).
С целью проникновения на потребительский
рынок некачественной и фальсифицированной
алкогольной продукции
Для защиты потребителей от недостоверных
результатов измерений при
В соответствии с постановлением Губернатора Приморского края от 06.09.00 № 643 «Об усилении контроля за ввозом, транспортировкой и реализацией на территории Приморского края сырья и продуктов животноводческого производства» [18] в 2002 году проводились проверки правил реализации животноводческой продукции совместно с ветеринарным надзором и государственной инспекцией по торговле и защите прав потребителей оптовых предприятий, продовольственных рынков и предприятий розничной торговли. Всего проверено около 50 торговых точек, реализующих продукцию животноводства (свежемороженую рыбу и мясо импортное). Основным нарушением, выявленном в ходе проверок, является отсутствие маркировки, что влечет за собой невозможность проверки соответствия сопроводительных документов с реализуемой продукцией. В общей сложности забраковано и снято с продажи около 33,5 тонн рыбы свежемороженой и 27 тонн свинины замороженной производства КНР, предназначенной только для промышленной переработки, без сертификатов соответствия и ветеринарных справок;