Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 22:53, доклад
За годы становления потребительского движения в России общество привыкло относиться к потребителю как к непрофессионалу в выборе и приобретении товаров и услуг и стало требовать от законодателя установления для торговли и сферы услуг жестких рамок деятельности. То, что в других странах регулируется на уровне менталитета, то есть определенного образа мыслей, при оформлении рыночных отношений требует закрепления в законодательстве. Единственный барьер против проникновения на рынок некачественных и небезопасных товаров в этот период - законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей.
Председатель общественной организации Глазунов Ю.Б. выступает на страницах газет «Уссурийские новости», «Новая», «Жемчужина Приморья» с отчетами о работе организации, консультациями, отвечает на письма, вопросы, поступившие в адрес организации.
Члены общественной организации принимали участие
в семинаре-совещании с
в конференции Гражданского форума в г. Владивостоке.
Как уже говорилось выше, главное отличие и преимущество общественных потребительских организаций - их независимость от государства, политики и, в том числе, от местной власти.
В качестве примера можно привести тот факт, что в 2001 году общественная организация по защите прав потребителей г. Уссурийска и Уссурийского района обратилась в суд о признании недействительным Постановления главы муниципального образования г. Уссурийск и Уссурийский район от 30.01.2002 г. № 81 о повышении тарифов по оплате жилья и коммунальных услуг. Отдельные положения постановления противоречили требованиям действующего законодательства, регулирующего правоотношения в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг, а именно:
- в тексте отсутствовала
Уссурийская организация по защите прав потребителей обратилась в Приморское территориальное управление МАП России с жалобой на незаконное принятие постановления, в прокуратуру г. Уссурийска и Уссурийского района. Обращение было рассмотрено в вышеуказанных инстанциях. Было признано, что представленное постановление подпадает под действие Гражданского Кодекса РФ, Закона РФ «О защите прав потребителей» и иных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере жилищно-коммунальных услуг [Приложение 9]. Постановление главы МО было признано недействительным, действие его приостановлено, тарифы пересмотрены в соответствии с экспертной оценкой.
В 2002 году в общественную организацию по защите прав потребителей обратился профсоюзный комитет угольщиков п. Новошахтинский Михайловского района с вопросом о помощи (консультации) при решении возникшего аналогичного прецедента, когда главой муниципального образования Михайловский район было принято постановление о повышении тарифов на жилищно-коммунальные услуги, тепловое снабжение, водоснабжение и водоотведение. В результате совместной деятельности общественной организации, профсоюза угольщиков, прокуратуры Михайловского района выяснилось, что комиссия по проведению экономической экспертизы, созданная по распоряжению главы администрации не являлась независимой. В неё вошли заместитель главы района, заведующий финансовым отделом, специалисты управления экономики и планирования администрации района. Такой состав нельзя признать независимым, отвечающим требованиям постановления Госстроя РФ от 21.05.1999 . Решением Михайловского районного суда постановление главы администрации было признано незаконным и отменено.
Более того, администрация Михайловского района была вынуждена вернуть жителям района деньги, уплаченные за время выхода незаконного постановления до его отмены [Приложение 10 ].
Как видим, гражданский контроль общественных объединений за нарушениями прав потребителей эффективен и результативен. Количество правонарушений на потребительском рынке весьма значительно, а службы по защите прав муниципальных образований малочисленны, поэтому необходимо использовать потенциальные возможности общественных объединений потребителей. В статье 44 Закона права органов местного самоуправления перечислены в 5-ти абзацах одного пункта, а права общественных объединений потребителей в статье 45 перечисляются в двух пунктах и 8-ми абзацах. Законодатель в ст. 45 Закона РФ «О защите прав потребителей предоставил общественным объединениям именно права контролера.
4.3. Меры по усовершенствованию деятельности общественной организации
При обществе защиты прав потребителей
г. Уссурийска и Уссурийского района
работают юристы, оказывающие помощь
населению в решении
1. Наибольшее количество жалоб
населения приходится на сферу
жилищно-коммунального
За последние три года 65% опрошенных обратились в ЖЭУ в связи с недостатками предоставляемых услуг. 42% опрошенных обращались в ЖЭУ с требованиями о составлении актов по причине отсутствия либо некачественного предоставления услуг. 30% обратившихся получили отказ в составлении актов. 60% не знают, какие работы должны проводиться за счет средств, полученных от населения за «содержание и ремонт мест общего пользования».
На вопрос о том, что препятствует нормальному функционированию системы обслуживания жилых домов, потребители отмечали следующие факторы: отсутствие контроля со стороны населения за расходованием средств (42%), несоответствие уровня цен на услуги их качеству (28%), плохая работа ЖЭУ (8%), общая обстановка в стране, бюрократизм, незаключение с населением договоров социального найма (13%).
В связи с этим общественная организация по защите прав потребителей может предоставлять населению комплексные услуги по оказанию юридической помощи при нарушений прав потребителей в сфере ЖКО.
Например, квалифицированный юрист
общества заключает договор с
жителями пяти домов микрорайона
об оказании юридических услуг по
решению проблем, связанных с некачественным
обслуживанием жилищно-эксплуатационными
управлениями (плохая работа дворников,
отказ в оплате ущерба, нанесённого жилью
при затоплении по вине ЖЭУ и прочее). Жители,
оплачивая по договору 50 рублей в месяц
(или 150 рублей в квартал) могут быть уверены,
что в случае нарушения их прав как потребителей
жилищно-коммунальных услуг, им не придётся
обращаться в различные административные
органы, судебные инстанции, нанимать
адвокатов, услуги которых достаточно
высоки. Все эти вопросы, на решение которых
потребители не всегда находят время,
силы для борьбы с административно-
Вопрос оплаты нужд общественной организации по защите прав потребителей сегодня стоит особенно остро.
Пунктом 1.4 постановления Администрации
Приморского края № 450 от 30.08.95 г.[17] Главам
администраций городов и
Судами и администрацией краевого центра эта рекомендация неукоснительно соблюдается в соответствии с положениями п.6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей», однако на территории муниципального образования г. Уссурийск и Уссурийский район Постановлением № 603 от 22.05.98 г. размер выделяемых средств уменьшен до 42,5%, а в 2001 году уменьшен до 30%. Что не соответствует судебной практике и рекомендациям администрации Приморского края.
В результате снизилась активность общественного объединения в работе административной комиссии. Если в 2000 году организация выполнила проверок и передала на административную комиссию 503 акта, по которым вынесено решений на 320 нарушителей и получено в бюджет взысканий по 111 актам в сумме 125 тыс. рублей (по данным Отделения Федерального казначейства в г. Уссурийске), из них общественная организация по защите прав потребителей профинансирована по ставке 42,5% на сумму 17 тыс. руб. за год, то уже в 2001 году в комиссию сдан всего один акт, по которому взыскано в бюджет 600 рублей и по ставке 30% организация вообще не финансировалась.
Одновременно за 2001 год организация передала в суды более 20-ти исков, на общую сумму 120 тыс. рублей. Судебным решением организация должна финансироваться по ставке 50% от взысканной суммы. Поэтому при существующем размере 30% отчислений от штрафов административных комиссий работа общественной организации по искам в суд является менее затратной, чем работа по составлению актов для административной комиссии. Однако, у судебного способа взыскания есть свои недостатки, это прежде всего длительность процедуры судебного разбирательства и последующего исполнительного производства по взысканию присуждённых судом сумм.
В то время как расходы по арендной плате общественной организации по защите прав потребителей составили: в 2000 году - 21 тыс. руб.; в 2001 году - 29 тыс. руб.; в 2002 году - 36 тыс. руб. Причем поступления от штрафов административных комиссий и по решению судов являются, в соответствии с ФЗ «Об общественных объединениях» [13], единственным источником доходов общественной организации.
Штрафы по решению административной комиссии, как правило, погашаются нарушителями прав потребителей добровольно в среднем на сумму 500-600 рублей, что при 100% взыскании по 500 актам, которые планирует ежегодно составлять общественная организация по защите прав потребителей, принесет в бюджет города доход 500 актов*600 руб.=300 тыс. рублей дохода.
22.10.02 г. Губернатором Приморского
края принято Постановление №
560 «О поддержке и развитии
общественных объединений
В качестве письменной гарантии для дополнительных поступлений в бюджет Уссурийска предлагается заключить общественный договор (генеральное соглашение) с соответствующим общественным объединением потребителей, в котором оно принимает на себя обязательство составлять и передавать на рассмотрение административной комиссии фиксированное (не менее 200 штук) количество актов о выявленных нарушениях прав потребителей.
Заключение
Выпускная квалификационная работа «Организации по защите прав потребителей г. Уссурийска и Уссурийского района и меры по усовершенствованию их деятельности» представлена с целью раскрытия направления деятельности организаций, обеспечивающих качество товаров и услуг, защиту прав потребителей на территории муниципального образования.
Необходимость знания своих прав потребителями очевидна, так же как и то, что обладать прочными знаниями в области предоставления качественных товаров, услуг должны, прежде всего, менеджеры, руководители предприятий, организаций, эти услуги предоставляющие. Знание законодательства о защите прав потребителей позволяет поднять уровень системы менеджмента, соблюсти баланс между интересами потребителей и предпринимателей, не опустившись до безнаказанности и вседозволенности бизнеса.
Сегодня потребительское законодательство вновь перерабатывается. Над ним работают эксперты потребительских организаций совместно с объединениями предпринимателей и находят компромиссы. Рынок живет и развивается. На первый план вышли услуги – образовательные, медицинские, коммунальные, ремонтно-строительные, туристические и многие другие.
Организации по защите прав потребителей призваны участвовать в разработке программ и проектов, направленных на защиту прав потребителей от некачественных товаров и услуг, осуществлять контроль за соблюдением Закона РФ «О защите прав потребителей», просвещать потребителей в вопросах защиты их прав, проводить работу с предпринимателями с целью разъяснения недопущения проникновения на потребительский рынок некачественных товаров, предоставления некачественных услуг.
В процессе подготовки выпускной квалификационной работы изучена законодательная база, правовое регулирование в области защиты потребительских прав, механизм государственной защиты прав потребителей.
Основное внимание уделено анализу деятельности отдела по защите прав потребителей муниципального образования г. Уссурийск и Уссурийский район и общественной организации по защите прав потребителей и мерам по усовершенствованию их деятельности.
Выводы:
1. Отдел по защите прав