Женщина-менеджер

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 12:19, курсовая работа

Описание

В современном российском обществе в результате активного проведения экономических реформ и перехода к рыночным отношениям сформировалась и заняла прочные позиции новая социальная группа — предприниматели, объединяющая бизнесменов и просто деловых людей.
В течение многих столетий женская «успешность» понималась однозначно: брак был единственной возможностью женщины заявить о себе. В советском прошлом общественное мнение легитимировало «женский карьеризм» только как компенсацию не сложившейся личной жизни.

Содержание

Введение……………………………...……………………………………..3
История становления женского предпринимательства…..…….....5
Социальные, экономические и психологические характеристики женского менеджмента…………………………………………………...10
Проблемы развития женского предпринимательства…...….……16
Заключение…………………………………………..……………………24Список использованной литературы…………………………………….26

Работа состоит из  1 файл

женщина-менеджер.docx

— 61.22 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Стерлитамакская государственная педагогическая академия

им. Зайнаб Биишевой»

Факультет экономики и управления 
 
 
 

                              Кафедра экономики

                           и менеджмента 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по основам менеджмента

Женщина – менеджер: социально-экономические 

и психологические  проблемы становления женского предпринимательства 
 
 
 
 

                Выполнил: студент  гр.31 МБ

                факультета  экономики и управления  Хисаметдинова  Л.А.

                Научный руководитель:

                   Ассистент Рысаева З.М. 
               
               
               
               
               

Стерлитамак 2011  
 
 

     Содержание 

    Введение……………………………...……………………………………..3

  1. История становления женского предпринимательства…..…….....5
  2. Социальные, экономические и психологические характеристики женского менеджмента…………………………………………………...10
  3. Проблемы развития женского предпринимательства…...….……16

    Заключение…………………………………………..……………………24Список использованной литературы…………………………………….26 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение 

     В современном российском обществе в  результате активного проведения экономических  реформ и перехода к рыночным отношениям сформировалась и заняла прочные  позиции новая социальная группа — предприниматели, объединяющая бизнесменов  и просто деловых людей.

В течение  многих столетий женская «успешность» понималась однозначно: брак был единственной возможностью женщины заявить о  себе. В советском прошлом общественное мнение легитимировало «женский карьеризм» только как компенсацию не сложившейся  личной жизни.

     Проблемы участия женщин в бизнесе в России мало исследованы. Формирование среднего класса как условие стабилизации общества невозможно представить без участия женщин. В этом отношении назрела необходимость моральной лигитивности женской деловой активности.

     Деловая женщина России — явление одновременно привычное и новое. Женщины дореволюционной России прекрасно заявляли о себе на складывающемся рынке; многие из них добивались успеха, не уступая первенства конкурентам – деловым мужчинам. По-видимому, сказывались такие национальные черты женщины, как самоотверженность, пренебрежение риском. 1917 год изменил рыночное понимание дела, дело стало трактоваться в связи с реальным участием человека в общественном производстве. Таким образом, деловыми женщинами стали все те, кто наравне с мужчинами работали на поле, в цеху, лаборатории. Деловая женщина совместила роли хранительницы семейного очага и агента процесса

создания  общественного продукта. Научно-технический  прогресс повлек за собой профессионализацию производства. Деловые мужчины и женщины спешили приобрести высший образовательный статус – диплом об окончании вуза, а впоследствии и научную степень.

     Годы  перестройки вернули понятию  «дела» рыночный, предпринимательский оттенок. В обывательский обиход прочно вошло английское слово «бизнес», многозначное, но имеющее очень интересные этимологические оттенки — торговое предприятие, выгодная сделка, игра. Таким образом, социальная группа «деловых женщин» по своему составу шире, нежели группа «женщины бизнеса». В ее структуре наиболее значимыми выступают группы женщин-профессионалов и женщин- государственных служащих, каждая из которых имеет свои особенности, свой личностный типаж. Группа «женщин бизнеса» находится в стадии становления, которая нуждается в систематическом мониторинге, требует специальных исследовательских проектов.

     В отличие от российских традиций, в  западной культуре получила развитие прогрессивная точка зрения на деловую  активность женщин. Женщины, участвующие в бизнесе, вынуждены интерпретировать свою идентичность, «подстраиваясь» под патриархальные образцы идеологизированного прошлого, модернизируя социалистические конструкты, копируя модели западной культуры, изобретая собственные формы саморепрезентации, состоящие из обломков гендерных стереотипов прошлого и настоящего.

     Поэтому сегодня особенно важным и актуальным представляется изучение женского предпринимательства, прокладывающего себе дорогу сквозь тернии рынка.

     Цель курсовой работы – изучить социально-экономические и психологические проблемы становления женского предпринимательства.

     Исходя  из цели, были поставлены следующие  задачи:

  1. Изучить историю становления женского предпринимательства.
  2. Рассмотреть социальные, экономические и психологические характеристики женского менеджмента.
  3. Определить проблемы развития женского предпринимательства.
 
  1. История становления  женского предпринимательства
 

     Предпринимательство, в широком смысле – самостоятельная деятельность людей, организующих производство или торговлю, т.е. имеющих свое дело, которое приносит доход. Развитие предпринимательства, рыночных отношений в России отличалось рядом особенностей, главная из которых сводится к следующему. Наша страна относится к группе стран (Германия, Италия, Япония), которые с определенным опозданием, во втором эшелоне, приступили к индустриализации своих экономик и как следствие вынуждены были часто опираться в своем утверждении не только на экономические, но и на административные методы. 1

     Рассуждая об участии женщин в предпринимательской  деятельности О.А.Беляева отмечает, что «женщина-руководитель, менеджер, владелец доходного капитала – общемировой  феномен развития частного предпринимательства». 2

      На  протяжении веков российские женщины  сумели вопреки всем устоям реализовать  себя. При ремесленном производстве женский труд получил широкое  распространение. Горожанка-ремесленница принимала участие в общественно-полезном производственном труде, она пользовались правом распоряжаться своим заработком, принимала участие в празднествах. Капитализм втянул женщину в производительный труд, труд общественный, подготовил почву  и сделал возможным борьбу за равноправие  женщины. Однако капитализм нес с  собой новый вид бесправия  и эксплуатации, какой еще не знала  женщина за все века истории.

      В дореволюционной России предпринимательская  карьера женщины была практически  невозможна. Женщины занимали зависимое  положение в семье и на производстве. Большинство аналитиков сходятся во мнении, что вклад женщин в российскую экономику незаслуженно умалчивается. Но последние два десятилетия характеризуются активным завоеванием женщинами лидирующих позиций в бизнесе и в политике и постепенно в России формируется особый слой женской предпринимательской элиты, ежедневно разрушающей стереотипы массового сознания.

     Американские  исследователи Р. Петерсон и К. Вермейер назвали этот феномен «тихой революцией в мировом масштабе». Интенсивность, с которой «волна» женского предпринимательства  распространяется в мире, свидетельствует  о возможностях женщин создавать  собственное дело, ставит вопрос о  росте их вклада в мировую экономику.

     Наиболее  динамично процессы становления  женского предпринимательства проходят в США, что позволило Дж. Нэсбиту  назвать 90-е гг. ХХ в. «десятилетием  укрепления женщин в бизнесе». Действительно, женское предпринимательство в  настоящее время является мощной экономической силой, способствующей процветанию мировой экономики: свыше 30 % объектов малого бизнеса находятся  в руках женщин. Предполагается, что к 20-м гг. XXI века эта доля составит 50 % объектов при увеличении их стоимости, значимости и масштаба.

     Среди государств Европы, отличительной чертой которых является высокая активность женского предпринимательства, особо  выделяется Германия, где доля женского участия в создании новых предприятий  возросла за период с 1985 по 2010 гг. с 10 до 33 %. По некоторым оценкам, на рубеже ХХ – XXI вв. женщины составляли 26 % общего числа немецких предпринимателей. 3

     В России исторически сложились поло-ролевые стереотипы, согласно которым дом – традиционно женская сфера, работа – традиционно мужская. Невостребованность женщин в политике, дискриминация в сфере труда и предпринимательства вызывали наибольшее беспокойство общественности в условиях радикальных реформ, происходящих в России в настоящее время. Однако коренные преобразования, проведённые в нашем государстве, привели к тому, что сегодня женщины интенсивно вторгаются в сферу деловой активности (гораздо быстрее и охотнее, чем мужчины в область домашнего хозяйства).

     Наиболее  интенсивно женщины включаются в  предпринимательскую деятельность на протяжении последних 5-7 лет, что  связано со значительным снижением  неопределённости и изменчивости бизнес-среды  и непредсказуемости последствий  участия в ней. Так, по данным анкетного  опроса, организованного и проведённого Центром политических технологий в 2010 г., среди пришедших в бизнес в 2005-2010 гг. женщины составили более 1/4, а в 2000-2005 гг. их доля среди пополнивших руководящий корпус была значительно ниже – 17 %. 4

     По экономическим показателям, а также по численности работающих, предприятия, которыми руководят женщины, всё-таки уступают «мужским». Эта тенденция, впервые выявленная западными исследователями, остаётся значимой и для России, что подтверждают данные, приводимые Ж.К.Парфирьевым.5По оценкам самого исследователя, этому могут способствовать различные факторы, основными из которых являются следующие:

     а) женское предпринимательство сконцентрировано в отраслях, технология которых не предполагает многочисленности работников: женщины-предприниматели более ориентированы  на контроль за своим временем, иногда в ущерб росту прибыли, и попытка  найти удачный баланс между работой  и домом выступает ограничителем  расширения масштаба предприятия;

     б) скромный размер женского бизнеса во многом определяется «незначительным  возрастом» предприятий, возглавляемых  женщинами. 6

     Традиционное  представление об ограниченности возможностей женского предпринимательства сегодня  уже не разделяется ни дальним, ни ближним окружением, ни в большинстве  своём самими женщинами-предпринимателями. Это хороший повод разобраться  в том, почему женщины уверены  в своих способностях и в чём  заключаются ограничения в их бизнесе.

     Успехов в бизнесе женщина достигает  не в результате приближения к  мужскому стилю управления, а посредством  творческого использования своего менталитета и присущих ей стереотипов  поведения, ещё недавно считавшихся  недопустимыми в руководстве. Сегодня  нетрадиционный стиль управления способствует переходу к новой управленческой парадигме. Суть её – отход от управленческого  рационализма в сторону большей  открытости и гибкости по отношению  к постоянно меняющимся требованиям  внешней среды. Именно с этой задачей  женщина способна справляться наиболее продуктивно.

     Вместе  с тем наряду с выделением чисто  женских ограничений около 50 % женщин-респондентов настаивают на ограничениях, которые  свойственны им, как и всем предпринимателям вообще, независимо от пола. Это свидетельствует  о нецелесообразности жёсткого разграничения  в предпринимательстве мужских  и женских составляющих.

     В современной России на этапе развития рыночных отношений участие женщин в предпринимательской деятельности значительно возросло. К сожалению, пробелы в российской статистике не позволяют составить полное представление о значимости роли женщин в экономике. По данным Госкомстата РФ за 2010 гг. в среднем по России среди всех предпринимателей на женщин приходилось свыше 33 %. Около 40 % женщин-предпринимателей могут быть отнесены к категории «полупредпринимателей», которые сочетают собственное дело с работой по найму. К этим оценкам близки результаты обследований, проведённых З.А.Янковой. 7

Информация о работе Женщина-менеджер