Женщина-менеджер

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 12:19, курсовая работа

Описание

В современном российском обществе в результате активного проведения экономических реформ и перехода к рыночным отношениям сформировалась и заняла прочные позиции новая социальная группа — предприниматели, объединяющая бизнесменов и просто деловых людей.
В течение многих столетий женская «успешность» понималась однозначно: брак был единственной возможностью женщины заявить о себе. В советском прошлом общественное мнение легитимировало «женский карьеризм» только как компенсацию не сложившейся личной жизни.

Содержание

Введение……………………………...……………………………………..3
История становления женского предпринимательства…..…….....5
Социальные, экономические и психологические характеристики женского менеджмента…………………………………………………...10
Проблемы развития женского предпринимательства…...….……16
Заключение…………………………………………..……………………24Список использованной литературы…………………………………….26

Работа состоит из  1 файл

женщина-менеджер.docx

— 61.22 Кб (Скачать документ)

     За  последнее десятилетие в результате возрастающего участия женщин в  экономической и политической жизни  они владеют более чем одной третью российского бизнеса. По статистике 25% женщин зарабатывают больше своих мужей.

     В постиндустриальном обществе для российских женщин складываются особые предпосылки. Производство товаров переходит  в производство услуг, формируются  новые модели отношений в сфере  труда. Женщина становится востребованной обществом в силу своих природных  качеств: из-за способности вызывать доверие, развитой интуиции.

     Среди отраслей, активно осваиваемых женщинами, выделяют розничную торговлю, а также  бизнес в образовании, культуре, здравоохранении. В процентном соотношении доля женщин в розничной торговле составляет 39%, в науке – 42%, в образовании – до 80%. Мало освоены женщинами такие отрасли как строительство, промышленность, оптовая торговля, финансовая сфера, где доля женщин предпринимателей составляет до 20%.

     Несмотря  на позитивные тенденции женское  предпринимательство  в России на пути своего развития испытывает массу трудностей. Это проблема профессиональной компетенции женщин, организации безопасности предпринимательства, особенности политического сознания и поведения женщины, отсутствие правильной системы взаимодействия между властью и бизнесом. По мнению специалистов, серьезной проблемой является заниженная самооценка женщин, недоступность банковских кредитов, административные барьеры, сложившиеся стереотипы в оценке деловых качеств женщин и т.д. Эти факты мешают женщинам становиться руководителями организаций и предприятий, сейчас их доля в руководстве незначительна.

     По  мнению исследователей, именно работающие женщины — наиболее многочисленная и важная целевая группа социально-демографической политики, стимулирующей материнство.17

     Основным  барьером уже при ведении бизнеса  для женщин продолжал оставаться капитал. И, тем не менее, около 70% предпринимательниц ни разу не обращались за банковским кредитом. Среди причин, по которым женщины  не обращаются в специализированные учреждения за финансовой помощью назывались невыгодные кредитные условия или  сообщалось, что, несмотря на необходимость  кредита, женщина не уверена в  успехе его получения, слабое развитие системы микрокредитования, и особенно - практически отсутствующее информирование женщин о возможности получить помощь. Среди причин необращения за финансовой помощью также было названо отсутствие конкретных знаний о том, куда, кроме  банков, можно обратиться за помощью  в своем регионе, как это делать, как правильно обосновать необходимость  в дополнительных средствах, как  грамотно разработать бизнес-план.

     Таким образом, финансирование выступает  в качестве ограничивающего фактора  как при организации, так и  при дальнейшем развитии принадлежащих  женщинам предприятий. Тот факт, что  капитал упоминается как одна из основных проблем в сфере ведения  бизнеса, свидетельствует о проблемах  доступа к внешнему финансированию.

     Почти все женщины-предприниматели на момент опроса ставили целью улучшение  показателей их фирмы. На вопрос о  наиболее серьезном шаге, запланированном  на будущий год, в ответах на первом месте было названо повышение  качества продуктов и/или услуг, а на втором - планы по повышению  внимания к маркетингу и необходимости  технологической модернизации.

     Большинство женщин-бизнесменов не владеют информацией  о действиях правительства по поддержке их деятельности. 70% считают, что женщинам-предпринимателям необходимо особое внимание со стороны центральных  и местных органов власти в  виде конкретных программ поддержки  и совершенствования налоговой  и нормативной в целом базы. Но в сложившейся ситуации женщины  ориентированы в первую очередь  не на финансовую, а на информационную и правовую поддержку со стороны  государства, на фоне укрепления статуса  женского предпринимательства в  регионах.18

     Кроме изучения условий создания и ведения  собственного бизнеса, проводятся исследования и по изучению женского корпоративного стиля поведения. Так, по данным Института  социально-экономических стратегий (ИСЭС), для 56% женщин-предпринимателей этические нормы являются необходимым  условием успеха, что придает большую  социальную эффективность от их деятельности. Для 44% женщин, соблюдение этических  норм является делом совести. 55% женщин-предпринимателей считают недопустимой в бизнесе непорядочность, а 40% - выход за рамки Уголовного кодекса. 19

     Внутренние  сбережения населения составляют минимум 400 млн. дол ежегодно по доходам внешней  трудовой миграции, еще в нелегальной  сфере в криминальных структурах аккумулируется  за счет реэкспорта героина, оборота полудрагоценных камней, золота и их изделий, траффика и других не менее 1 млрд. дол. США ежегодно. В этой связи необходимо их полное изъятие нелегального капитала и его инвестирование в государственном секторе экономики. 

     Кроме того бегство капитала легальный  и нелегальный вывоз капитала из Таджикистана за рубеж составляет более 250 млн. дол. США. В этой связи  необходимо разработка мер по возращению ранее вывезенных капиталов и  их изъятие в пользу государства.

     Криминальная  среда влияет отрицательно на развитие легального женского предпринимательства:

     –государство недополучает в виде налогов огромные средства

     – нормальное ведение хозяйства не может осуществляться в условиях административно-криминального насилия с массой теневых выплат

     Основная  часть женского предпринимательства (независимо от формы собственности), что бы выжить и сохранить свое хозяйство широко практикует теневые  выплаты.

     Институциональные процессы происходящие в сфере экономических  отношений стимулирует дальнейшее развитие теневых рынков. Одним из теневых институтов является система  частного кредитования . Развитие этого  неформального института поддерживается  за счет несовершенства финансово-кредитной системы.

     В одних случаях женского предпринимательства развивается в тех сферах деятельности, где приносит пользу, а в других – там, где наносит ущерб экономике, паразитируя на ней. Изменения правил хозяйственной деятельности модифицируют, по его мнению, состав класса предпринимателей и его размеры, а самое главное, распределение  этого класса по различным видам деятельности.  Развитие спекулятивного капитала в легальной и нелегальной сферах приводит к ограничению развития легального производственного и инновационного женского предпринимательства, а это порождает безработицу и бедность населения. Развитие современных неформальных институтов – это производная от доминирования спекулятивного капитала в легальной и нелегальной сферах.20

     Возможны  и уже происходят переливы капиталов  из нелегальной сферы в легальную  и наоборот. Участие женщин в преступных  и нелегальных бизнесах также имеет место. Формирование условий по расширению новых рабочих мест в легальном секторе экономики позволит резко сократить уровень развития их криминального бизнеса.

     Резкое ускорение развития женского предпринимательства, в первую очередь малого бизнеса, обеспечивающего самозанятость и повышение доходов безработного населения. Опорной точкой политики женского предпринимательства является расширение экономических свобод, снижение и рационализация административной, в том числе налоговой нагрузки, сокращение предпринимательских рисков. В России наступил момент переориентации государственной политики в частности с фискальной составляющей на создание серьезных стимулов развития, в том числе для развития конкуренции, увеличения и диверсификации экспорта, поощрения инвестиций и инноваций

     Таким образом стимулирование развития производственного  и инновационного женского предпринимательства  позволит существенно снизить издержки внедрения рыночной экономики (криминализации). Формирование системы материального стимулирование госслужащих (чиновничества) позволит сократить барьеры для развития легального женского предпринимательства.

     Необходимо  отметить, что индивидуальное женского предпринимательства на данном этапе развития экономики занимает ведущее место среди источников, пополняющих государственный бюджет и Фонд социальной защиты населения. Вместе с тем, индивидуальные предприниматели, особенно, женщины  не имеют каких либо определенных социальных гарантий и страхования. В случае болезни, выхода на пенсию по старости, инвалидности или в декретный период они лишены необходимых пособий, так как до сих пор не установлен  порядок их учета и регистрации в определенной организации.

     В России государственная поддержка женского предпринимательства крайне ограничена по масштабам и видам:

  1. нет льготных кредитов и гарантий по кредитам, страхования рисков;
  2. финансируется очень мало обучающих программ для предпринимательниц, в основном эти программы вынуждены ограничиваться обучением менеджменту и не предусматривают практическую помощь в организации собственного дела;
  3. бизнес-инкубаторы, создаваемые вне рамок международных программ, насчитываются буквально единицами;
  4. не развиваются центры поддержки малого бизнеса, которые могли бы предоставлять необходимую инфраструктуру (автоматизированные системы бухгалтерского учета, информационный обмен, консультации по налогообложению, маркетингу и т.п., социально-психологическая поддержка).

     Женские предпринимательские инициативы смогут внести значительный вклад в реализацию новых приоритетов социально-экономического развития, в частности, при проведение жилищно-коммунальной реформы и  реформы управления городским хозяйством. Для этого сейчас необходимы специальные образовательные программы для женщин, которые сориентируют их на разработку бизнес-проектов по введению новых экологически чистых и экономичных технологий водоснабжения, отопления, уборки мусора, сохранения и ремонта жилого фонда.

     Таким образом, одной из главных проблем развития женского предпринимательства, являются гендерные стереотипы, и как результат, отсутствие поддержки со стороны местных органов власти и недостаток профессионального образования, опыта работы, практических навыков у женщин - предпринимателей. Также отрицательно на этот процесс влияет нехватка глобального, обзорного взгляда на проблему, более развитый консерватизм, тенденция погрязать в мелочах и эмоциях, вязнуть в системе человеческих отношений.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Женское предпринимательство – одна из форм самозанятости, семейного и домашнего бизнеса, кооперативного движения. Среди женщин-предпринимателей преобладают женщины с высшим и средним специальным образованием, высококвалифицированные специалисты среднего и зрелого возраста (группа потенциального риска по безработице).

     Ведущими мотивами открытия собственного дела являются: самореализация; интерес, материальная надежность, деньги, ответственность за коллектив, за сотрудников; профессиональный рост: самоутверждение и карьера.

     Восхождение по лестнице успеха оказалось делом  тяжёлым и небезопасным. Деловая  женщина должна постоянно доказывать себе и окружающим, что занимается именно своим делом. Примерно 1/3 всех нервных расстройств у бизнес-леди происходит от столкновения их роли руководителя на работе и исполнителя дома.

     У женщины есть ряд преимуществ, реализовав которые, она может стать успешным руководителем. Женщина-лидер обладает более тонким социальным интеллектом, она тоньше ощущает нюансы отношений, в том числе и отношение к себе. Она умеет оценивать и прогнозировать поведение других людей. Правда, её больше, чем мужчин, подстерегает опасность пойти на поводу у своих эмоций. А истеричность и лидерство - это вещи несовместимые.

     Женское предпринимательство будет развиваться в России независимо от того, как к этому относятся в коридорах власти всех уровней. Однако сегодня не замечать данное явление – означает нежелание считаться с реальностью, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

     Самые необходимые шаги, которые нужно  сделать сегодня могут быть обозначены следующим образом.

     Во-первых, – это упорядочивание национальной и региональной статистики и изменение ее в сторону учета гендерной специфики предпринимательства в России.

     Во-вторых, – внесение в Федеральную программу поддержки малого и среднего бизнеса раздела по становлению женского предпринимательства и разработка рекомендаций для регионов по разработке подобных разделов в программах регионального уровня.

     В-третьих, – разработка специализированных направлений в программах федерального уровня по поддержке женского предпринимательства, с целью создания необходимых условий для развития женского предпринимательства в регионах. Одним из первых таких направлений может стать образовательная программа по подготовке женщин-руководителей малого бизнеса, реализуемая при поддержке федеральных органов власти.

Информация о работе Женщина-менеджер