Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 12:19, курсовая работа
В современном российском обществе в результате активного проведения экономических реформ и перехода к рыночным отношениям сформировалась и заняла прочные позиции новая социальная группа — предприниматели, объединяющая бизнесменов и просто деловых людей.
В течение многих столетий женская «успешность» понималась однозначно: брак был единственной возможностью женщины заявить о себе. В советском прошлом общественное мнение легитимировало «женский карьеризм» только как компенсацию не сложившейся личной жизни.
Введение……………………………...……………………………………..3
История становления женского предпринимательства…..…….....5
Социальные, экономические и психологические характеристики женского менеджмента…………………………………………………...10
Проблемы развития женского предпринимательства…...….……16
Заключение…………………………………………..……………………24Список использованной литературы…………………………………….26
По мнению некоторых западных авторов существуют «традиционные женские отрасли»: общественное питание, бытовое обслуживание, розничная торговля, гостиничное хозяйство и др. Российские исследователи также склонны утверждать, что отраслевая специфика женского предпринимательства в условиях России прослеживается достаточно отчётливо.
К наименее «освоенным» женщинами отраслям относятся транспорт и строительство, к наиболее освоенным – бытовое обслуживание населения, розничная торговля, общественное питание, здравоохранение и культура. 9
В числе факторов указанной отраслевой спецификации называются причины не только экономического характера. Многие авторы, исследовавшие данную проблему, склонны отдавать приоритет причинам социально-психологического характера. Именно они определяют «повышенную проницаемость» женского предпринимательства в те сферы, которые требуют в первую очередь терпения, умения договариваться с партнёрами, стремления к порядку и «одомашнивания» бизнеса. 10
Таким
образом, активное участие женщин в предпринимательстве
началось с проникновения в новые экономические
структуры. Они не только не потерпели
поражения, но и смогли добиться успехов
в своих начинаниях. Несмотря на то, что
женское предпринимательство в России
плохо контролируется и учитывается, с
достаточно высокой степенью вероятности
можно утверждать: постепенное внедрение
мягкого менеджмента в сферу российского
предпринимательства открывает новые
возможности для экономического развития
страны.
Женщины очень поздно решаются делать карьеру. Часто только через десять лет работы на фирме они решаются занять более высокое положение, но для запланированной карьеры это слишком поздно. Большинство женщин слишком пассивно. Вместо того чтобы что-то предпринять самим, они позволяют событиям идти своим чередом.
Женщины считают, что решающим фактором профессионального успеха является их самореализация. В результате этого они перестают интересоваться более существенными вещами в своем окружении, такими, скажем, как система отношений и информационных каналов на предприятии, возникающих на неофициальном уровне. Они не признают и не воспринимают каких-либо лояльных взаимных отношений, зависимостей отношений типа «ты - мне, я – тебе», взаимной полезности, протекций, возникающих между сотрудниками и всегда учитываемых в известной степени в своей деятельности мужчинами.
Женщины воспринимают карьеру как личный рост, как самореализацию. Они разделяют два понятия: выполняемую работу и карьеру. Работа для них осуществляется «здесь и сейчас», а карьера является исключительно личной целью, о результатах достижения которой может судить только сама женщина. Женщины своей работой должны постоянно доказывать, что они занимаются своим делом, хотя все и предполагают обратное.
Женщины лишь думают о том, как можно лучше решить проблему в данном месте и в настоящий момент, не учитывая, какие последствия эта проблема будет иметь для них в будущем. Уже во время игры в футбол мальчики учатся тому, как необходимо объединяться в команду, что можно выиграть и проиграть, что отдельные члены команды могут иметь плохой характер. Ведь команда должна насчитывать одиннадцать игроков. Женщины оценивают риск как принципиально отрицательный момент. Для них он означает потерю, опасность, боль. По возможности они избегают риска. 11
Женщина обладает большей контактностью и практичностью мышления. Если мужчина склонен строить долгосрочные планы, рассчитывать на долгосрочную перспективу, то женщина предпочитает конкретно гарантированный результат, «здесь и сейчас». Женщина лучше мужчины контролирует свои и чужие ошибки; она, как правило, лучше формулирует свои мысли и выражает идеи. Замечено, что она меньше, чем мужчины реагирует на ухаживания и сексуальные притязания в деловых отношениях. Она чётко различает дело и развлечения.
Один из главных подводных камней на пути развития карьеры деловой женщины – нехватка глобального, обзорного взгляда на проблему, более развитый консерватизм, тенденция погрязать в мелочах и эмоциях, вязнуть в системе человеческих отношений.
Женщины-предприниматели делятся на три социальных типа. Первый – это убежденные бизнес-леди. Мотивация их выбора – внутреннее желание стать предпринимателем, интерес к этому виду
деятельности, самые серьезные намерения. Ко второму, самому многочисленному типу, относится половина дам-предпринимателей «по случаю». Свое решение они приняли спонтанно, под влиянием неожиданных случайных обстоятельств: по совету или примеру друзей, газетной информации, неожиданно возникшим благоприятным перспективам. И, наконец, третий тип – предприниматели поневоле – женщины, которые оказались вынужденными в силу различных неблагоприятных обстоятельств открыть свое дело. Это самая малочисленная группа. В своем ролевом поведении чаще всего придерживаться взгляда: «Я именно такая, какая есть, нравится это другим или нет». Женщины принимают все очень серьезно. Они вкладывают в происхождение что-то совершенно особенное, поэтому особенно болезненно реагируют на критику и личные оскорбления. Они меньше всего думают о том, что могут справиться с работой, с которой еще незнакомы, или которую никогда не выполняли.12
Женщины,
в отличие от мужчин, более приспособлены
к выполнению одновременно нескольких
действий. На самом деле, очень трудно
представить себе мужчину, который
в состоянии одновременно менять
пеленку малышу и обсуждать что-то
по телефону с деловым партнером.
Женщина, несмотря на анекдотичность такой
ситуации, на самом деле способна одной
рукой успокаивать
Рассматривая
женщину, как субъект
Превалирует
точка зрения о предпринимательстве
как о тяжком труде, требующем
полной самоотдачи (особенно на начальном
этапе), значительных затрат времени
и сил. Аналогично воспринимается и
ведение домашнего хозяйства. И
поэтому женщине сложнее вести
предпринимательскую
Обусловленная предпринимательством нехватка времени может не только изменить социальные приоритеты женщины, вынуждая её перенести акцент с воспитания детей в профессиональную деятельность, но и вовсе вызвать нежелание создать семью в связи с нехваткой времени. Помимо недостатка внимания, напряженность в семейных отношениях может вызывать и ухудшение эмоционального состояния женщины, связанное с психологическими нагрузками в бизнесе, и ревность супруга к её успехам, которых сам он ещё не достиг. 13
Основными
мотивами вхождения женщин в бизнес
являются: самореализация и интерес.
Скромную позицию в системе мотивов
женщин-предпринимателей занимает мотив
самоутверждения, что отличает ее от
мужской. Материальный интерес всегда
соперничает с личностными
Основные
психологические особенности
Среди
личностных качеств, тормозящих работу
с людьми женщины называют излишнюю
мягкость, отсутствие пунктуальности,
невозможность перешагнуть
Бизнес-леди зачастую чрезмерно увлекаются просто общением, попытками наладить контакты абсолютно со всеми. Причем, не со всеми, кто важен для развития бизнеса, а со всеми, кто просто понравился. Итог такого общения, пусть и приятного, пусть и полезного в чем-то, кроме бизнеса, – потерянное впустую время, затраченная энергия и силы. Женщине иногда трудно понять, что не все просто приятные люди становятся клиентами, приносящими прибыль. Безусловно, гораздо полезнее для бизнеса стало бы общение с людьми профессиональными, с людьми, заинтересованными в конечном продукте предпринимательской деятельности.
Большая часть деловых женщин имеет высшее образование (73%). Перед тем, как открыть свое собственное дело, более 70% женщин работали в государственном секторе, в частном бизнесе – 23%. Опыт управления с предыдущего места работы имела половина женщин. 14
В ходе психологических исследований было выявлено, что успех в бизнесе, по мнению самих женщин-предпринимателей, в первую очередь определяют социально-психологические качества, такие как контактность, общительность, настойчивость в достижении цели, интеллект, восприимчивость к инновациям, дипломатичность. Гораздо слабее действуют статусные характеристики — среди них, например, профессиональное образование, подтвержденное годами предыдущей работы, не загруженность семейными делами, подходящий возраст, налаженные связи в деловом мире. На третьем месте по приоритетности воздействия на успех оказались факторы, связанные с экономическим и политическим положением в стране: благоприятная ситуация на рынке, поддержка государственными органами управления.
Деятельность фирмы соответствует действиям коллектива, члены которого заботятся, с одной стороны, о прибыли, а с другой – только о собственном выживании, соответствующая ситуация в отношении прибыли и выживания определяет чаще всего положение каждом отдельного члена коллектива. До тех пор, пока нет прибыли, выигрыша, необходимо соблюдать благоразумие. Женщины заботятся о сохранении хороших отношений, так как эти отношения являются для них самоцелью, и в традиционном женском опыте вряд ли имеется что-то, что может противоречить этой самоцели.15
Таким
образом, у женщины есть ряд преимуществ,
реализовав которые, она может стать успешным
руководителем. Женщина-лидер обладает
более тонким социальным интеллектом,
она тоньше ощущает нюансы отношений,
в том числе и отношение к себе. Она умеет
оценивать и прогнозировать поведение
других людей. Также женщина обладает
большей контактностью и практичностью
мышления, что является не маловажным
аспектов для предпринимателя.
Женское
предпринимательство
Программа
МОТ «Развитие женского предпринимательства»
направлена на повышение экономических
возможностей женщин в результате поддержки
тех из них, кто начинает, оформляет
или развивает свои предприятия,
а также путем включения